4 мин.

Такой нужный Гудьйонсен

Cовсем недавно, рассуждая о «Барселоне», мы фиксировали странное явление: критику собственно команды, несмотря на лучшие за последние годы турнирные показатели, и критику Роналдиньо, хотя максимум, что можно было бы ему вменить в вину – отсутствие привычного блеска.

 

С тех пор прошло чуть больше месяца. Мы видим, что факты перевесили оценки. Роналдиньо вышел в лидеры в бомбардирском споре, забив в последнем туре в ворота «Вильярреала» мяч, который мы с вами еще внукам перескажем. Чего стоит хотя бы его собственная рецензия – он сказал, что всю жизнь хотел забить такой гол. Хотел – и до сих пор не мог. И это Роналдиньо, с его-то удачей, улыбкой и техникой!

Статистика голов Роналдиньо вообще довольно показательна. За раскладом забитых мячей по жанрам кроется, как мне кажется со стороны, большая внутренняя работа. Вы, например, знаете, что чудо-гол «Вильярреалу» стал для бразильца первым в первенстве Испании, который он забил бы с игры ногой? До этого Роналдиньо два мяча провел головой, четыре – с пенальти, которые традиционно бьет без промаха, и еще два – со штрафных. Сравните это с показателями за прошлый сезон. Тогда за весь год Роналдиньо всего трижды реализовывал штрафные, при том, что бьет он их просто-напросто всегда. По впечатлениям прошлого года его удары в регбийном стиле – поверх перекладины – стали притчей во языцех. Теперь же – совсем другое дело.

Дальше. За весь прошлый год Роналдиньо НИ РАЗУ не забил головой. А ногой с игры на его счету было десять. Сегодня совершенно иная картина.

Давайте сделаем на этом месте мысленную закладку и поговорим о том, кого сейчас критикуют в «Барселоне» сильнее всех. Это, без сомнений, Эйдур Гудьйонсен.

Гудьйонсен получил значительное игровое время, как известно, вследствие травмы Это’О. Он играет практически в каждом матче и после каждого получает упреки в нефартовости, в неловкости, в неразворотливости, в том, что он медленный и вообще явно не справляется с заменой лидера.

Но вот ведь какая штука. Давайте приглядимся к этим критическим аргументам. Они столь же иллюзорны, как и те, что мы обсуждали с месяц назад, а сегодня вспоминали во первых, так сказать, строках.

Нельзя упрекать одного человека в том, что он не является другим.

Да, Гудьйонсен приобретался для того, чтобы подменять Это’О, а в случае необходимости и играть рядом с ним. Соотнося эту задачу с тем, как действует сейчас исландец, мы замечаем, что тактически роль Это’О он выдерживает практически образцово. Если говорить о тактике, то он так же подвижен, он вовремя оказывается на позиции центрфорварда, умело продавливая подальше к воротам защиту соперника.

Мы помним, что помимо этого Гудьйонсен достаточно разнообразный футболист, способный сыграть и в глубине атаки, и, следовательно, будь сейчас в строю камерунский бомбардир, их вполне можно было бы на поле совместить.

Но Гудьйонсен не может полностью заменить лидера. Просто потому, что он – не Это’О. Вот поэтому, играя как он, он забивает меньше.

Говоря «равноценная замена», мы забываем, что равноценных замен не бывает. Интересно вспомнить, с какой охотой барселонские болельщики обсуждали весной прошлого года грядущий, как казалось, переход в их команду Тьерри Анри. Тогда их волновал вопрос – как два таких огромных мастера сыграют вместе.

Теперь они ругают Эйдура за то, что он всего-навсего Эйдур. Но ведь равноценная замена в полном смысле этого слова состоялась бы, например, в том случае, если бы такой игрок, как Анри, покупался в качестве замены Это’О и до его травмы сидел бы на скамейке. Абсурд? Конечно. Точно так же, как абсурдом являются и упреки в адрес Гудьйонсена. Он – не ошибка, он – удача барселонской селекции.

Зададимся вопросом – почему все-таки играет он, а не Савьола. А вот почему. Потому что Гудьйонсен может действовать в тактическом ключе ровно так же, как Это’О. Его выбрали из имеющихся резервных вариантов потому, что, имея Гудьйонсена, команда не должна менять  наработанный рисунок игры. Не должна что-то напряженно искать.

Савьола, например, никогда не мог бы быть настолько опасен в чужой штрафной (при фирменной игре Барселоны флангами), потому что он махонький. А Гудьйонсен – может.

Время вернуться к нашей закладке. Причины новизны в игре Роналдиньо объясняются именно тем, что если Гудьйонсену перешли тактические функции Это’О, то Роналдиньо в рамках этой игры получает возможность больше раскрываться. Это он забивает то, что «не добивает» Гудьйонсен. Штрафные – потому, что на нем лежит бОльшая, чем прежде, ответственность, и он сумел ее осознать. Головой – потому, что он чаще идет в штрафную. Потому, что он там нужнее, чем раньше.

Вот это и есть грамотно укомплектованная команда. Не стоит думать, что когда речь идет о «двух игроках на одну позицию», то подразумевается примитивная замена баш на баш. Нет, это означает другое – что ничья потеря персонально команде не страшна. Она останется собой, а в крайнем случае внутри нее как-нибудь перераспределятся игровые приоритеты.