Баскский тупик
"Атлетик" из Бильбао в поисках утраченного. Блог Василия Уткина
Атлетик из Бильбао - одна из трех команд испанской Примеры, которые никогда не вылетали в низшие дивизионы. Кто остальные две - наверное, понятно и без слов, которые мы тем не менее скажем: Реал и Барселона. Даже если мы сейчас относимся к главной команде страны басков, скорее, как к реликту, диковине - подумать только, в наше время не признавать футболистов со стороны! - это не отменяет того простого факта, что Атлетик является самым настоящим клубом-грандом. Однако новый сезон не сулит ему ничего радужного. Судя по всему, он может стать первым, по итогам которого отправиться во второй дивизион Атлетику придется.
Он и год назад спасся в общем-то чудом. До предпоследнего тура сохранялась возможность вылета. Не в последнюю очередь спасением Атлетик оказался тогда обязан спокойствию опытного тренера Хавьера Клементе, которого весь мир знает как самого удачливого тренера сборной Испании в последние годы и изобретателя игровой системы 4-2-3-1, а баски чтят и помнят как последнего, кто приводил Атлетик к чемпионскому титулу в Испании. Было это в 1984 году.
Ответ на вопрос, что же происходит со славной командой, чрезвычайно прост. Известен знаменитый принцип Атлетика: за эту команду имеют право играть только этнические баски. Причем независимо от подданства – в силу баскского происхождения выступал за «атлетов», например, игрок французской сборной Биксант Лизаразю. Понятно, что этот принцип является спортивным не в первую и, возможно, даже не
седьмую очередь. Баски – народ со сложной историей, и их отношения с верховной властью в стране в разное время бывали разными, но почти никогда – гладкими. К футболу, наверное, занятию века двадцатого и, возможно, последующих, вряд ли стоит подводить обоснования из истории испанского королевства старых времен. Достаточно сказать, что во времена правления Франко баски оказывали диктатору наиболее упорное сопротивление, многие так и не признали его власти и эмигрировали – в основном в Мексику, ну, а каудильо в ответ принял ряд дискриминирующих басков указов. В частности, баскский язык долгое время был просто запрещен – кстати, как и каталонский. Так что ведущая команда провинции басков стала одним из способов национальной идентификации. Времена прошли, а традиция осталась.
Но в современном футбольном мире изменилось слишком многое. Сегодня любой клуб испанской примеры, да и вообще – любой европейский клуб, решая кадровую проблему что на определенной позиции, что в более радикальной постановке (например, пресловутая «смена поколений»), располагает в разы более разнообразными путями решения, чем Атлетик. Он себе игроков может только воспитать. Ну, в крайнем случае, найти внутри страны, но чтобы непременно были баски. Интересно, но ведь известны случаи (один из них относится к новейшим временам и касается выступающего сейчас во втором дивизионе защитника Икера Бегоньи), когда воспитанники клуба не получали права играть за Атлетик! Контроль за происхождением в школе ведь куда менее скрупулезный. Бегонья не выдержал проверки и сейчас уже третий, если я не ошибаюсь, сезон ведет подробное исследование собственной родословной, чтобы доказать наличие баскской крови. И если вы думаете, что клуб ему в этом оппонирует, то вы заблуждаетесь. Помогает изо всех сил – Икер в академии Атлетика был одним из ведущих игроков. В общем, ищут давно, но не могут найти хоть какого-нибудь родственника-баска…
Однако полбеды заключалось бы в том, что игроков фактически можно только воспитать. Другая сторона проблемы заключается в том, что игрокам, попавшим в основу клуба и демонстрирующим хорошую стабильную игру, делаются ведь предложения о переходе. И дело не в том, что Атлетик беден: финансовое положение клуба вполне прочно и по этим показателям Бильбао – нормальная команда Примеры выше среднего уровня. Но баски оказываются перед куда более сложной проблемой: они не имеют возможности отпустить игрока на сторону. Они обязаны искусственно завышать, скажем, планку заработной платы, чтобы футболист не уходил из Атлетика, и порождает это, несмотря на былинный баскский характер, зачастую ровно то же самое, что и в других, менее гордых регионах мира: порождает отсутствие конкуренции, независимость благосостояния игроков от их спортивных результатов.
Выходит, что, соблюдая свой идеологический принцип, баскский клуб отстает все дальше от того инструментария создания и поддержания на высоком уровне футбольной команды, которыми, не задумываясь, пользуются другие.
Хавьер Клементе, приняв команду по ходу прошедшего сезона в угрожающем положении (в пяти стартовых турах Атлетик обходился без побед), ухитрился сохранить её в Примере. Перетерпел с дублерами серию травм ведущих игроков в начале зимы (а заменять их было некем), подтянул уровень нескольких юных игроков до приемлемого уровня, а затем поставил перед руководством клуба вопрос о приобретении в ряды Атлетика открытия прошлого сезона – полузащитника Осасуны Рауля Гарсиа (мы несколько раз рассказывали о нем в прошлом сезоне). Клуб занимался вопросом, но в вялотекущем режиме. Клементе настаивал – покупка такого игрока в середину поля, где у Атлетика достаточно давние проблемы, виделась ему единственным залогом создания в Бильбао действительно конкурентоспособной команды. Клементе отказали. Опытный тренер покинул клуб. Это было названо «различием взглядов на формирование команды у тренера и президента».
Теперь клубом руководит тренер второй команды Феликс Сарриугарте. Кстати, во второй команде он поработал совсем недолго и особенных успехов не добивался. Просто тренер второй команды на должности тренера первой – наиболее реальный шанс усилить команду за счет молодежи. Если она, конечно, есть. Но ведь и Клементе активно использовал внутренние резервы. И его предшественники. Не волшебник же этот Сарриугарте!
После двух туров у Атлетика было одно очко. Завоеванное в матче против давнишнего соперника – Реал-Сосьедада, клуба из другого крупнейшего баскского города Сан-Себастьяна. Клуба, долг которого составляет около тридцати миллионов евро и который вынужден был расстаться со всеми чего-то стоящими игроками, чтобы расплатиться с неотложными долгами.
В начале восьмидесятых годов Атлетик и Реал-Сосьедад четыре года разыгрывали чемпионство между собой. Сейчас, по прошествии двадцати лет, они смотрят в спину командам, которые прежде обыгрывали без вариантов. И в том, и в другом случае баски просто-напросто отстали от жизни. И в том, и в другом случае таков был их выбор.
О приглашении футболистов небаскского происхождения до сих пор в Бильбао не хочет слышать ни один болельщик.