11 мин.

Портрет лучшей футболистки мира: игра с мальчиками до 14, сравнения с Пуйолем, фамилия от мамы

Знакомимся с Айтаной Бонмати.

Футболистка «Барселоны» Айтана Бонмати три года беспрерывно забирает «Золотые мячи». В мужском футболе, для сравнения, за всю историю только Мишель Платини и Лео Месси брали награду трижды подряд.
 
Пришло время познакомиться поближе.

Была единственной девочкой в команде (не обходилось без насмешек). Тренер сравнивал Айтану с Пуйолем

Городок Сан-Пере-де-Рибес в Каталонии: почти полтора часа на поезде до Барселоны, население – 30 тысяч человек. В начале нулевых в академии местного клуба «Рибес» играли 400 мальчиков и одна девочка. Звали ее Айтана Бонмати.

В семье Айтаны от футбола не фанатели. Все получилось само собой: девочке нравилось гонять мяч с ребятами в школе. А потом она попросилась в академию «Рибеса».

«У нее было то, чего не было у мальчишек: искрометность, постоянная жажда, жажда и еще раз жажда. Вот главное отличие. Она была как цунами. Настоящая стихия. Наблюдать за ее игрой – праздник», – делился в интервью BBC первый тренер обладательницы «Золотого мяча» Гамес.

За бесстрашие тренер сравнивал Айтану с Карлесом Пуйолем. Она тоже играла в защите: перехватывала мяч и начинала атаки. По мере взросления ее сдвигали в полузащиту, ближе к атаке. Там она максимально раскрылась и играет до сих пор.

С мальчиками в коллективе всегда ощущалась дистанция. Не все ребята принимали девочку, которая играет так же хорошо, а то и лучше. Да и она с характером. Кто-то насмехался над ее маленьким ростом. Но Айтана не сильно парилась, просто играла и развивалась.

Девочка настолько горела футболом, что на семейные праздники надевала форму «Рибеса», а не платье. В семье такая свобода самовыражения поощрялась.

До 14 лет Бонмати играла с мальчиками, пока не попала в академию «Барселоны». 

Родители преподавали каталанский язык и литературу. Их дом как библиотека

Айтана родилась в семье Винсента и Розы.

«Роза всегда была немного более импульсивной, а Винсент – более вдумчивый, рассудительный и уравновешенный. Это сочетание и сформировало Айтану», – говорила тетя Лили.

Роза и Винсент преподавали каталанский язык и литературу. Мужчина выступал за независимость Каталонии. Семейный дом напоминал уютную библиотеку, где каждая комната обставлена книгами. Сейчас Айтана на официальных мероприятиях говорит по-каталански (кусок речи по случаю «Золотого мяча» зачитала на каталанском). Иногда ее критикуют, но девушка не видит поводов оправдываться, поскольку это ее родной язык.

Для Розы и Винсента интеллектуальное развитие всегда было таким же важным, как и спортивное. С раннего детства Айтана под наблюдением мамы собирала пазлы, чтобы развивать сосредоточенность и концентрацию. Стремясь воспитать самостоятельность, родители приучили дочь спать одну с трехмесячного возраста.
 
Любовь к книгам тоже передалась Айтане – она увлекалась философией, юриспруденцией и историей.

Любит читать о Второй мировой и авторов, прошедших ужасы концлагерей

Футболистка «Барсы» любит историческую литературу.

«Мне очень нравится читать о Второй мировой войне, чтобы понять, погрузиться в то, что произошло. Иногда у меня складывается впечатление, что человечество ничему не научилось, что оно повторяет одни и те же ошибки», – рассуждала девушка.

В списке любимых книг «Человек ли это?» и «Человек в поисках смысла» – рассказы Примо Леви и Виктора Франкла о пребывании в нацистских концлагерях во время Второй мировой. А также «Их было 999. В первом поезде в Аушвиц» Хэзера Макадэма, где рассказано о ничего не подозревавших в начале пассажирках, которые попали в лагерь смерти одними из первых. Девушки думали, что едут на работы в оккупированную немцами Польшу и будут отсутствовать не дольше нескольких месяцев.

Фамилия Бонмати – от мамы. Результат борьбы за гендерное равенство

Айтана родилась в 1998 году. Когда Роза пришла регистрировать дочь, столкнулась с проблемой. Законодательство обязывало поставить фамилию отца – Винсента Конки – вперед. Так будущая обладательница «Золотого мяча» прославилась бы как Айтана Конка. 

Роза бунтовала. С разрешения мужа она написала в форме свою фамилию первой, но получила предсказуемый отказ. Женщина психанула и зарегистрировалась как мать-одиночка, исключив Винсента из анкеты и указав только одну фамилию.


 
Добившись цели, Роза не оставила проблему. Вместе с политиком Иммой Майоль и командой юристов она предложила изменить закон, чтобы родители могли давать детям фамилии в любом порядке. 
 
Закон приняли в конце 1999 года, за несколько месяцев до двухлетия Айтаны. Фамилию Винсента добавили в свидетельство о рождении, но после Бонмати. «Я очень горжусь тем, что сделали мои родители. Эта готовность бороться за права женщин у меня в крови», – восхищалась футболистка.

В женской академии «Барсы» было так тухло, что думала уезжать в США

В 14 лет Айтана попала в «Барселону» – и там было уныло. Мальчики жили и учились в Ла Масии, перед ними вырисовывались перспективы – пусть и не попасть в основу, но хотя бы обеспечить комфортную жизнь футболом. Условия для девочек гораздо хуже. На базе никто не жил. Да и вообще, женский футбол в Испании не имел статуса профессионального. Заработки минимальные. Интереса к женскому футболу ноль.

Бонмати каждый день моталась на тренировки общественными транспортом – сначала автобусом, затем поездом. Приходилось трястись полтора часа туда-назад. После тренировки не получалось даже принять душ, чтобы не опоздать. Машина у семьи вроде была, но ее мама страдала хронической фибромиалгией (проявляется болью, тугоподвижностью и болезненностью мышц, сухожилий и суставов) и часто не могла водить, а папа не сдал экзамен.

«Я хотела уйти из «Барсы». Не видела ни единой перспективы. Ни одной. Все мечтают играть на «Камп Ноу». Я была там в 14 лет и помню, каким грандиозным он казался. Смотришь на 90 тысяч зрителей, и голова идет кругом. Но когда я говорю, что все мечтают играть там, я говорю о парнях.
 
Думаете, девушки тоже? Пфффф. Ни единого шанса. Тогда женскую «Барсу» не показывали по телевизору. Не было даже странички в соцсетях. У женщин точно не было шансов играть на «Камп Ноу». Играя за «Барсу»-U15, я не видела возможности зарабатывать футболом», – вспоминала Бонмати.

Тогда Айтана раздумывала уехать в США – там можно и играть, и учиться, а потом сделать профессиональную карьеру. Девушка заинтересовалась Орегонским университетом и разбиралась, какие экзамены надо сдавать.

Однако до переезда не дошло. По чуть-чуть ситуация менялась в лучшую сторону. Когда Айтане было 17 и она играла за дубль, «Барса» сделала женскую команду профессиональной. Через год Бонмати перевели в основу.

А уже после ковида женская команда собрала полный «Камп Ноу» на игре Лиги чемпионов с «Реалом». 
  
«Конечно, это класико, но мы привыкли играть перед несколькими тысячами людей. У меня много друзей и родственников в Барселоне, поэтому я понимала, что придет как минимум 100 человек!
 
Я отслеживала продажи билетов. Информация постоянно обновлялась. «Мы продали 25 тысяч билетов». Вот это да. «Мы продали 50 тысяч билетов». Серьезно??? «У НАС ВСЕ ПРОДАНО». Нет… Невозможно», – вспоминала Айтана.

C 13 лет ходит к психологу, постоянно совершенствуется и соблюдает диету

Когда Айтане было 13, мама посоветовала развиваться не только физически, но и ментально. Девочка записалась к психологу, чтобы научиться воспринимать разочарование как нормальный этап на пути к целям и успеху. Некоторые освоенные упражнения (например, записывание эмоций) она практикует и сегодня.

За годы карьеры Бонмати выработала правило «Ты никогда не проигрываешь. Ты либо побеждаешь, либо учишься».
 
Бывшая одноклубница Карла Ривера подчеркивала неустанное стремление Айтаны к совершенствованию. «Я помню, она была чрезвычайно требовательна к себе, одержима спортом. Бывало, она оставалась ночевать у меня после поздних тренировок, а после ужина жадно изучала футбольный контент в интернете», – вспоминала Ривера.

Айтана следит за здоровьем: соблюдает флекситарианскую диету и много спит.

Обожает путешествия – во Вьетнаме училась ценить, что имеет

Лучший способ перезагрузиться для Айтаны – путешествия. Не всегда она мчит на популярные курорты. Иногда предпочитает необычные направления, чтобы получить пищу для размышлений. 

«Несколько лет назад я путешествовала по вьетнамским горам вдоль рисовых полей и увидела детей, бегающих по острым камням. Они были одни. Без обуви. Еще они сидели на краю довольно высоких скал, – вспоминала Бонмати. – В нашей культуре родители побежали бы за ними с криками: «Эй, спускайтесь оттуда!» Но эти дети просто улыбались и отдыхали. В Европе у нас есть все, но мы всегда думаем о том, чего у нас нет. Понимаете? У этих детей даже не было обуви, но они были счастливы».

Несмотря на популярность, Айтана остается скромной и обычной вне поля. «Большинство людей говорят, что я очень обычный человек – и это правда. Да, я совершила большие вещи на работе, но вне поля я не изменилась», – делилась футболистка в интервью Vogue. 

Фото: Javier Borrego, IMAGO/PAPON BERNARD, Alex Caparros – UEFA/Global Look Press