3 мин.

Условные единицы

Колонка Василия Уткина в журнале PROспорт

НЕ ТОЛЬКО НАМ, но и вообще никому на свете не дано предугадать, как наше слово отзовется. То есть понятно, что практически нет шансов не отозваться у слов президента России. Общаясь недавно с народом, Владимир Владимирович высказался о футболе, сообщив, что в нем слишком много легионеров и слишком мало российских футболистов.

Слова эти, будучи сказанными в день очередного тура чемпионата России, немедленно были предложены для комментариев тренерам. И Валерий Газзаев сказал, что, по его мнению, все слова Путина правильные. А Леонид Слуцкий сказал, что никакие искусственные ограничения не помогут поднять уровень нашего футбола.И действительно, что со Слуцкого взять – беспартийный.

Кстати, вы не помните, когда в последний раз наш президент был на футболе?

Ну ладно, я о других словах хотел сказать. Которые распространяются неуловимо, как анекдот. Даже не ясно, кто и когда их впервые произнес, но они поселяются в умах и оказывают на них неоспоримое влияние. Среди них фраза, которую приписывают Гусу Хиддинку. Он будто бы однажды сказал, что в России нет игроков европейского уровня. Кроме, может быть, Аршавина.

Я не нашел точной ссылки на эти слова Хиддинка, но следы этой фразы нахожу повсюду. Вот и Адвоката спросили на днях, что должен делать Аршавин, чтобы стать игроком европейского уровня. И Адвокат сказал: слушаться меня.Лично я слышал эти слова от Славо Муслина. Еще в апреле. И мне уже тогда, кстати, было непонятно, как с таким образом мыслей можно было приехать работать в Россию. И уже тогда подумал, что, наверное, Славо к нам ненадолго.

Эти слова возвращаются ко мне вопросами на конференции. Они, неизвестно откуда взявшиеся, обсуждаются на гостевых книгах болельщиками. И вот что мне неожиданно об этом подумалось.

А какое это вообще имеет значение? Понятие-то ведь довольно служебное и чертовски относительное.Мне кажется, что судьба быть полностью укомплектованными игроками европейского уровня в каждый момент времени достается от силы двум - четырем национальным сборным. С клубами проще, они ведь могут их просто покупать. А сборные – не могут.

Я не знаю в точности, описан ли этот европейский уровень неким всемирным ГОСТом, но знаю, например, что в сборной Англии нет вратаря европейского уровня. Или, например, нет достаточного выбора форвардов этого уровня. Или, еще например, есть левый защитник нужного уровня – Эшли Коул, но игру этого своего уровня он не показывал довольно продолжительное время, и вот оказия– не показал ее ни разу на чемпионате мира. Для которого такой уровень и бывает нужен.

Но дело даже не в этом. Допустим, это правда. Не важно, кто и когда это сказал. Предположим, что это так – игроков европейского уровня у нас в стране нет. Как европейских розеток. Не в ходу.И что?

Вот выиграл ЦСКА Кубок УЕФА таким макаром. Вы скажете, что у них есть иностранцы ЕУ (думаю, сокращение уже необходимо). Ну да, скажу я, но ведь не 11 же человек! Значит, не обязательно игроками ЕУ сплошь поляну-то уставлять. Достаточно нескольких.

Кубок УЕФА, кстати, трофей хоть и важный, но локальный, скажете вы и будете правы. Прависсимы. Однако это тем не менее вполне подходящий пример, была же у "Галатасарая" когда-то такая же победа, и сборная, которая в конце концов выиграла третье место на чемпионате мира, никак не обошлась бы без этих игроков даже много лет спустя.

Ну нет ничего фатального в этом.

Кроме того, я не очень понимаю, чем в этом условном отношении от Аршавина отличаются, например, крайний защитник Анюков или вратарь Акинфеев. Во всяком случае, вот вспоминаю последние сборные Хиддинка на чемпионате мира – и не припоминаю ни в Австралии, ни в Корее крайнего защитника (назовем его красивым словом "латераль") такого, как наш Анюков. И ничего. Сыграли и пошумели. Кто-то больше, кто-то меньше.Так что это на самом деле просто не важно. Сколько бы ни было – количество игроков ЕУ не является абсолютной величиной. Тем более что уж совершенно точная цитата на этот счет выдана Диком Адвокатом. Можно стать таким игроком завтра, не будучи им сегодня.

Условие простое – надо слушаться старших.