Самоотвод и Удача
А мы уж праздновать самый беззаботный праздник на свете собрались. А тут такое. Один день - и раз, и два... Сенсация за сенсацией. Судьбоносные перемены в одном из трех главных клубов страны, в придачу совершенно неожиданные, и поражение Евгения Гинера в борьбе за пост президента лиги. Я бы все-таки сформулировал это так. Это надо обмыслить. (БЛОГ ВАСИЛИЯ УТКИНА)
Предупреждаю сразу - это не прогноз. Я вообще не представляю себе, чем все это кончится. Ну, кто еще позавчера (вчера уже кто-то мог, не во сне ж приснилось) представить себе в одной упряжке Анатолия Бышовца и Юрия Семина? Да никто. Но вот теперь они в одной упряжке. И вы хотите, чтобы мы, которые при спряжении даже не присутствовали, разбирались в том, что из этого выгорит? Ладно. В понедельник вечером не было ничего, ну, просто ничего вернее того, что Евгений Гинер станет президентом Лиги. Я писал, что у него было девять голосов "за" из шестнадцати, оказалось, что их было даже десять. Вообще говоря, в этом несложно убедиться. Собирал голоса (я где-то это уже рассказывал, да и не секрет это) Рохус Шох. Сравните комментарии Шоха на входе в заседание и на выходе. Вход - все ясно. Выход... Ну, присутствовавшие описали это яснее.
Евгений Гинер принял решение не быть президентом лиги и не хочет объяснять, почему. Почему не хочет объяснять, не знаю, но что не хочет - ясно совершенно. Это ясно потому, что среди его аргументов - что немолод, что детям нужно внимание, что стадион нужно строить - нет ни одного, который мог бы выясниться в последние сутки перед голосованием. Для чего-то Шох ведь собирал кворум... Против Гинера готовы были голосовать только "Спартак", "Локомотив" (как новый, так и старый), "Зенит", "Сатурн", "Химки" и "Кубань". Все. Это факт, который известен всем голосовавшим.
Но Гинер взял самоотвод.
Это ключевое событие межсезонья. И сейчас я хотел бы сделать важное пояснение, потому что это имеет отношение к тому, что я буду говорить дальше. Дальше я буду поддерживать Евгения Гинера. И вот почему.
Проблема избрания и самоотвода Гинера напрямую связана с постановкой проблемы договорных матчей. Н мой взгляд, Евгений Леннорович не нашел в этой борьбе правильного пути. Не нашел, как себя правильно поставить. Мне кажется, и я об этом писал, и сейчас я за это сужусь, что Гинер имеет прямое отношение к тому, что проблема встала настолько остро.
Но! Между проблемой и Гинером нельзя, недопустимо ставить знак равенства. И борьба с Гинером, борьба политическая на уровне футбольном, а, возможно, и выше не тождественна борьбе с договорными матчами. Это необходимо понимать. Сейчас будет много желающих разделаться с Гинером в его совершенно конкретном качестве, а именно в качестве создателя сильнейшего клуба России, разделаться через него с его клубом, под флагом борьбы с договорняками. Между тем это далеко не одно и то же.
На этом фронте я буду защищать Гинера, насколько могу. Разрешения, правда, не спросил, ну, да и раньше не спрашивал. Недопустимо сделать из борьбы с договорняками еще одну серую схему, по которой просто-напросто другие клубы получат преимущество. Недопустимо. Я уверен, что это не сразу найдет понимание, а возможно, и вообще не найдет, но это позиция, которую я занимаю и которую буду отстаивать. Она не бесспорна, но ясна.
Михаилу Воронцову я желаю удачи. Вся его карьера показывает, что он может стать успешным президентом лиги в том прочтении, которое он декларировал, а именно - спикер, а не президент, и блюдение коммерческих интересов. Карьера Воронцова - карьера умного, осторожного, успешного бизнесмена, который все делал вовремя. Теперь все эти качества необходимо продемонстрировать под неизбежным вниманием, под неиссякаемым давлением. Интересно.
Кстати, я думаю, что если у Воронцова не получится, это будет последним шагом к пониманию поста президента премьер-лиги как к работе для освобожденного человека. То есть не являющегося президентом одного из клубов, что сейчас запрещено уставом организации. Не нужно сравнивать Воронцова с Заварзиным. До футбола Заварзин управлял рестораном, а Воронцов работал в правительстве Московской области и в администрации этого региона. Это повзрослее.
Безусловно, Воронцов компромиссная фигура. В этой ситуации ему особенно важно быть волевым человеком. Но его карьера в футболе развивается головокружительно. Это говорит об амбициях, а вернее - позволяет на них надеяться. Хочется пожелать ему удачи, потому что удача Воронцова (лига ведь коммерческое предприятие) будет удачей нашего футбола.
Новость о "Локомотиве" пришла раньше. Когда я узнал об этом, я еще раз благословил судьбу за то, что я не вожу машину сам. Я ехал на "Свободный Удар" (кстати, опоздал, пробки, сцуко), и если бы я сидел в этот момент за рулем... Ну, не то чтоб я куда-то въехал. Но если бы потребовалось экстренно тормозить, я б, наверное, врезался. Так что Спасибо Андрею.
Это офигенная новость. Потому, что оценивая ее, все должны понимать - это решение, которое, видимо, было принято в последний момент. Я могу это подтвердить. Накануне, в понедельник, мы встретились с Давидом Шагиняном, коммерческим директором "Локо" (теперь уж бывшим, конечно), чтобы обменяться новогодними поздравлениями. Мы старые друзья, и это тоже традиция. Давид, кстати, доехал, представьте, за час от "Локомотива" до Патриарших. Я сутки спустя ехал из Останкина до Покровского бульвара три часа. Офигеть.
Так вот, Давид ничего не знал об этой перестановке. Мы ж новогодними поздравлениями обменивались, а значит, так или иначе говорили о Новом годе.
Что тут сказать мне, симпатизеру "Локо", которым я уже понял, что остаюсь? Знаете, я не понимаю связки Семин - Бышовец. Есть только одна более парадоксальная и более трудно вообразимая связка, которую мы сочинили вдесятером: Бышовец и Гершкович. Президент клуба обычно предлагает главного тренера. Мне трудно вообразить, что этот президент предложил этого главного тренера. Мне легче представить себе, что этот тренер предложил этого президента. Я уже однажды помню, как, будучи вопреки воле Колоскова назначенным на пост главного тренера сборной России, Анатолий Федорович немедленно предложил на пост начальника команды (а это была значимая, политическая должность) Никиту Павловича Симоняна, который вообще-то тогда, сам по себе, Бышовца недолюбливал.
То есть Анатолий Федорович большой политик. Мне почему-то кажется, что это он привел Семина в "Локо", а не наоборот. Тем более, что теперь, надо понимать, практическое руководство клубом на уровне финансов и оргрешений принимает на себя глава "Транстелекома" Сергей Липатов, который был год назад идеологом прихода в "Локо" тренера-иностранца. То есть, если переводить это абстрактное условие в конкретику - противником возвращения Юрия Семина в должность тренера.
Что сказать, друзья и враги? За два с лишним месяца обсуждения будущности "Локо" я не встретил предложения сделать Семина президентом. Тренером - много. Президентом - ни одного. Поэтому я бы сейчас предложил тем, кто радуется возвращению Палыча, подумать о том, что это совершенно не то, чего они хотели. Совершенно не то. Семин будет президентом. Главным качеством Семина-тренера, а значит - Семина-локомотивщика, был контакт с командой. Теперь команда улетит на сборы, а Семин останется в кабинете. Это надо понимать.
Стать президентом в "Локомотиве", возможно, труднее, чем стать тренером. Потому что клубная структура меняется еще сложнее, чем состав команды. Состав за год поменять не удалось. Откуда взяться оптимизму в отношении клуба? Да, Юрий Павлович назвал проблемой селекцию. Что ж, об этом который год говорит пресса. Мы видим, что понимание проблемы само по себе не приближает ее решения. Понимания тут - мало. МАЛО. А что делать - неясно. Селекция и при Семине была проблемой.
Я хорошо знаю, что в "Локо" активно звали Германа Ткаченко. Уж не знаю, в качестве президента ли или, например, как Сарсания в "Зените" - спортивным директором с большими полномочиями. Знаю, что Ткаченко категорически отказался идти на живое место. Почему отказался? Думаю, помимо этических соображений тут было большое понимание того, что "Локо" как клуб, как структура, создан конкретным человеком, и настроен под него. Добиться успеха здесь очень трудно, если смена происходит конфликтно. Революционно.
Я не хочу распространять скепсис. Я скептик по темпераменту, а не по аргументам. Я не знаю, какой Семин президент. Мне трудно бороться с ощущением, что он приглашен как такая... фигура для болельщиков. Чтобы шума не было. Палыч, типа, с нами... Я уважаю Семина еще больше, между прочим, если он пошел на это, понимая ЭТО. Я не допускаю мысли, что Семин душой за "Локо" не болеет. Он не может оставить этот клуб без догляда. А насколько он будет эффективен, покажет жизнь, а не стартовые позиции. Я знаю, что Бышовец - тренер очень большой. Тренер выдающийся. Но я знаю и другое. У Анатолия Федоровича, наряду с успехами,были и провалы. И, изучая его карьеру, изучая со стороны, я не нахожу способа понять на старте, что предопределяет провал, а что успех. Может быть, руководство РЖД это поняло.
Связка Семин - Бышовец может быть либо огромной глупостью, либо волшебным провидением. Чем она окажется, я не знаю. Мне кажется важным, что у каждого очень своя, причем мало пересекающаяся с другим, мотивация прихода в клуб. У Сёмина - своя, почти религиозная. У Бышовца... Анатолию Федоровичу ведь исполнилось шестьдесят. Если он не справится с проектом "Локо" - это его последний большой, титульный проект в качестве тренера. Драматизм с обеих сторон. Я желаю этой связке только удачи и в новом сезоне стану болеть за "Локомотив". Удача этой связке очень нужна.