9 мин.

Сколько местных игроков в каждой команде АПЛ – и почему их число сокращается

Юрген Клопп говорил о желании выигрывать титулы с «командой, полной скаузеров» (уроженцев Ливерпуля).

Эдди Хоу описал выходцев из Ньюкасла в своей команде «Ньюкасл Юнайтед» как «очень особенных… они привносят уникальность».

«Он свой, он наш», — распевают десятки фан-баз по всей стране.

Однако это число начинает сокращаться. В воскресенье состоится первое в сезоне манчестерское дерби. В «Манчестер Сити» есть местные игроки — среди них Фил Фоден, Нико О’Рейли и Рико Льюис — но, так как Кобби Майну не в фаворе, в стартовом составе «Манчестер Юнайтед» вряд ли будет хоть один манкунианец.

После того как правила прибыли и устойчивости повлияли на продажу Джейкоба Рэмси в «Ньюкасл Юнайтед», в «Астон Вилле» не осталось местных игроков в основном составе. То же самое и с «Лидс Юнайтед» после их возвращения в Премьер-лигу: они продали Арчи Грея в «Тоттенхэм» прошлым летом, а его 16-летний брат Гарри еще не попал в первую команду. «Вулверхэмптон Уондерерс» и «Бернли» находятся в таком же положении.

То, что четыре исторических клуба оказались в такой ситуации, указывает на общую тенденцию — число местных игроков сокращается.

Чувства часто заманчивее фактов, но статистика также это подтверждает.

Вернемся на 30 лет назад, в сезон 1995-96. Если свободно определить «местного» как игрока, выросшего в том же городе, графстве или в пределах примерно 45 минут езды на машине (как правило, в пограничных случаях The Athletic предпочитал классифицировать их как местных), то в составе клубов Премьер-лиги в среднем было по 6,5 местных футболистов.

В «Уимблдоне» было 16 лондонцев, а в «Тоттенхэме» и «Челси» также были заметные местные группы игроков.

«Уимблдон» в матче против «Арсенала» в 1996 году.

Те времена давно прошли — и взгляд на 1995-96 год весьма показателен. Именно в декабре 1995 года было вынесено решение по делу Босмана, которое отменило квоты на количество игроков из стран Европейского Союза в составе команды.

Число местных игроков стало быстро сокращаться. К сезону 2010-11 (примерно спустя одно поколение игроков) в среднем на команду приходилось по 3,7 местных футболиста. В «Манчестер Сити» и «Болтон Уондерерс» их не было вовсе.

А теперь, в начале сезона 2025-26, клубы Премьер-лиги имеют в среднем всего 2,7 местных игрока на команду. В то время как у «Астон Виллы», «Лидса», «Вулверхэмптона» и «Бернли» их нет вообще, ещё у трёх команд — «Ноттингем Форест», «Ливерпуля» и «Борнмута» — есть всего по одному.

Но для людей это важно. Исследование Английской футбольной лиги (English Football League), которая управляет вторым-четвертым дивизионами футбольной пирамиды, показало, что 89% болельщиков считают, что их клуб важен для социальной ткани города. Местные игроки — это самые заметные представители. В 2017 году Ассоциация футбольных болельщиков (Football Supporters Association) показала, что 78% фанатов считают важным, чтобы их представляли местные футболисты.

В прошлом году в ходе опроса, проведенного Университетом Шеффилд Халлам, болельщиков 64 английских клубов попросили оценить по шкале от одного до пяти, насколько сильно они согласны с различными утверждениями.

Утверждение, которое получило наибольшее согласие с оценкой 4,74 из 5, было: «Я испытываю гордость, когда местный игрок из нашей академии попадает в первую команду». Оно набрало больше баллов, чем «Я испытываю гордость, когда игрок из нашей академии попадает в первую команду».

Подавляющее большинство респондентов заявили, что они испытывают большую гордость, когда дебютируют местные игроки, по сравнению с иногородними.

Эти выводы подтверждаются отдельными случаями. Для фанатов «Ньюкасла» было важно, что уроженец Блайта Дэн Бёрн забил первый гол в финале Кубка Карабао прошлого сезона; для болельщиков «Кристал Пэлас» была еще слаще победа, когда три месяца спустя победный гол в финале Кубка Англии забил уроженец южного Лондона Эберечи Эзе.

Уроженец Блайта Дэн Бёрн забил первый гол в финале Кубка Карабао прошлого сезона за «Ньюкасл».

Верно и обратное — болельщикам «Ливерпуля» было сложнее смириться с уходом Трента Александра-Арнольда в «Реал Мадрид» именно потому, что он был ливерпульцем.

Итак, почему же местные игроки постепенно исчезают?

Несмотря на гораздо большее количество в прошлом, и несколько десятилетий назад нельзя было сказать, что местные игроки доминировали. Например, в составе «Ливерпуля», выигравшего Кубок европейских чемпионов в 1983-84 годах, был всего один скаузер — Сэмми Ли.

Однако в целом команды быстро ощутили на себе последствия решения Босмана, которое быстро насытило составы легионерами из-за рубежа. Свою роль сыграл и момент принятия этого решения: вскоре после того, как в 1992 году доходы клубов резко выросли благодаря деньгам от телетрансляций на Sky, что также подстегнуло инвестиции.

Уже к 2006 году, всего через 11 лет после дела Босмана, УЕФА настолько обеспокоился ситуацией, что ввел правило о «доморощенных игроках», требующее наличия определенного количества обученных в стране футболистов в любой команде, участвующей в европейских соревнованиях. В 2010 году свою собственную версию этого правила ввела и Премьер-лига.

Но в последние годы появился новый источник проблем — трехбуквенная аббревиатура, взрывной первый звук которой так и просится, чтобы ее с ненавистью выплевывали разгневанные болельщики — PSR (Правила прибыли и устойчивости / Financial Profitability and Sustainability Rules).

В последние сезоны несколько громких случаев вынудили клубы продать своих местных воспитанников.

Почему? Поскольку этих игроков не покупали у других клубов, они присоединились к академии бесплатно — а значит, их продажа может быть записана в финансовую отчетность как «чистая прибыль».

Только за последние 18 месяцев Конор Галлахер из «Челси», Эллиот Андерсон из «Ньюкасла» и Джейкоб Рэмси из «Астон Виллы» покинули клубы, в которых выросли, в суммарных трансферах более чем на £110 млн.

«Неужели мне правда нужно уходить?» — спросил Андерсон, когда Хоу сообщил ему о необходимости покинуть клуб. Ему объяснили, что своим уходом он поможет спасти клуб, за который болел с детства.

«Никто не может перепрыгнуть «Большую шестерку» и их доходы», — заявил на прошлой неделе The Athletic один спортивный директор. — «Возможно, это происходит невольно, но это вынуждает клубы продавать своих лучших молодых игроков».

«Они всегда были жемчужиной в короне, поскольку давали клубам чувство принадлежности. Сейчас эта традиция под угрозой».

Не всю вину можно возложить на PSR. «Манчестер Сити» — яркий пример того, как многие клубы продают местных игроков, потому что те не смогли пробиться в основной состав.

Такие воспитанники, как Коул Палмер, Джеймс Макати, Тейлор Харвуд-Беллис и Джеймс Траффорд (который позже вернулся в «Сити»), были проданы за крупные суммы, чтобы финансировать покупки игроков для основной команды Пеп Гвардиолы.

Даже в случаях с Галлахером, Андерсоном и Рэмси есть смягчающие обстоятельства. Хотя в идеальном мире все трое остались бы в своих клубах, они в той или иной степени считались заменяемыми.

Галлахер сочли неподходящим под предпочитаемый стиль игры Энцо Марески. Рэмси опустился в иерархии ниже Моргана Роджерса. «Ньюкасл» крайне высоко ценил Андерсона, но тот всё равно оставался четвёртым или пятым выбором в центре поля.

Несмотря на шум в медиа, не было ни одного примера, когда PSR напрямую заставил клуб продать игрока, которого он отчаянно хотел сохранить — случай Андерсона был максимально близок к этому.

Вместо этого, другой фактор, снижающий долю местных игроков, всё чаще исходит от самих клубов — это борьба за подписание воспитанников академий во всё более юном возрасте.

За последние 12 месяцев несколько молодых игроков эффектно дебютировали в основе: Трей Ниони и Рио Нгумоха в «Ливерпуле», Чидо Оби и Айден Хевен в «Манчестер Юнайтед», Шим Меука в «Челси».

Рио Нгумоа из «Ливерпуля» начинал своё футбольное обучение в «Челси».

Однако каждый из этих пятерых пришёл из других клубов. Ниони был подписан из «Лестер Сити» в 2023 году, Хевен и Оби прибыли из «Арсенала» в прошлом сезоне, а Меука присоединился к клубу вместе с другим талантом «Брайтон энд Хоув Альбион» Заком Стерджем в 2022 году.

Нгумоа, между тем, был одним из самых востребованных подростков в истории британского футбола, и «Ливерпуль» переманил его из «Челси», пообещав более быстрый путь к попаданию в основной состав. «Челси» были настолько разочарованы потерей игрока, который занимался в их академии с восьми лет, что временно запретили некоторым скаутам соперников посещать свои матчи.

В прошлом сезоне «Челси» подписали 14-летнего полузащитника Айзека Макгиллери, сына бывшего вингера сборной Англии по регби Джермейна Макгиллери, из «Манчестер Сити». «Горожане» ответили тем, что переманили 15-летнего Райана Маседо из Кобэма (академии «Челси»).

Такие приобретения, возможно, наиболее распространены среди клубов «большой шестерки», обладающих наибольшими ресурсами на уровне академий, но и несколько других клубов начали делать это своей приоритетной стратегией.

Например, «Ньюкасл», который столкнулся с недостаточными инвестициями в свою программу работы с молодежью при Майке Эшли, стал особенно агрессивно подходить к подписанию контрактов с подростками для своей старшей академии.

Только за последние два года к ним относятся Треван Сануси (перешел из «Бирмингем Сити»), Айзек Моран («Ливерпуль»), Оливер Гудбранд и Алфи Хатчисон (оба — из «Рейнджерс»), Алфи Харрисон («Манчестер Сити»), Джейден Коуосу и Муавия Ганем (оба — из «Вест Бромвич Альбион»), Рори Финнеран («Блэкберн Роверс»), Аарон Эпиа («Эвертон»), Си-Джей Афумузор («Портсмут») и Эзра Тика-Лемба («Вест Хэм Юнайтед»).

Есть и несколько других — но это уже целый состав из 11 игроков. Другие клубы — «Эвертон», «Брайтон» и «Астон Вилла» — также публично заявляли о схожих стратегиях. Вполне вероятно, что эти клубы будут готовить больше воспитанников, чем когда-либо прежде. Но у этого есть и обратная сторона — они также гораздо реже будут производить именно местных игроков.

С точки зрения статистики, это оказывает гораздо большее влияние на сокращение числа местных игроков, чем продажи из-за PSR.

Чтобы преуспеть в «Ньюкасле», юный нападающий должен быть не просто лучшим талантом на северо-востоке Англии. Он должен быть лучшим в Соединенном Королевстве или даже шире. Новейшему местному таланту «Ньюкасла», Шону Ниву, предстоит борьба с грузинским форвардом Вахтангом Салией, подписанным из «Динамо Тбилиси» в январе. Им обоим по 18 лет.

Шону Ниву предстоит непростая задача — пробиться в основной состав «Ньюкасла».

Конкуренция необходима и важна — если игрок хочет сделать успешную карьеру в основном составе, ему придется преодолевать эти трудности.

Но в то же время, футбол — это игра возможностей, и скаутинг клубов не всегда идеален — кто знает, чем может удивить местный талант, если дать ему несколько дополнительных шансов проявить себя на взрослом уровне.

Как мы дошли до этого? Правила о «доморощенных игроках», которые учитывают только обучение в стране, а не в конкретном регионе, несомненно, оказывают некоторое влияние. Но это также и спор о том, что означает локальная идентичность.

Получают ли сообщества чувство гордости за свой город только от побед? Или всё сложнее, и это баланс между результатами и возможностью видеть себя представленными на поле?

Спортивные директора и тренеры, принимающие решения для сохранения своих должностей, вряд ли выберут второй вариант. Но по мере того, как клубы Премьер-лиги всё больше сосредотачиваются на поиске малейших преимуществ у футболистов всё более юного возраста, кажется, что что-то безвозвратно утрачивается.