Рецепт сумасшедшего матча
«Барса» проиграла.
У меня есть примета, она работает беспрекословно. Может, и есть исключения, я их не помню. Вот если с матчем что-нибудь происходит, матч получается фантастически крутым. В прошлом году, например, случилась совсем уж неописуемая вещь: приехал я на работу спокойно себе комментировать что-то по расписанию, а там паника: первый тайм уж прошел голландского плей-оффа, а на него не явился Дяденька. И это человек, который никогда не опаздывает!
Кстати, о том, как это у Дяденьки получается. Звоню тут ему на днях, а на часах - пятница. Около полудня. Обсудили то-сё, говорю - а у тебя ж сегодня вечером на радио передача... Дяденька говорит: ну да, я уж на радио выдвигаюсь. Постой, говорю, она ж в семь. Ну да, отвечает Юра. А сейчас же двенадцать! Ну да, говорит Юра.
Вот так он никогда никуда не опаздывает. Такое вот ноу-хау.
А тут он просто забыл, что с ним бывает отчаянно редко.
И вот я, не зная, что происходит, толком не понимая, что за стадия турнира и, лихорадочно копаясь в Интернете, получаю просто фантастический матч «Гронингена» с «Аяксом», в котором совершенно не известная мне команда «Гронинген», которую вижу в третий раз за пять лет, загоняет за Можай амстердамский «Аякс». Смотрелось фантастически. Одного гола не хватило «Гронингену», чтобы попасть в Лигу чемпионов.
Вчера являюсь на работу к одиннадцати. Я вообще не должен был там быть - в расписании на матче был Борис Александрович. Но он не мог себе отказать, и я его понимаю, в том, чтобы не сходить на хоккейный полуфинал Финляндия - США. Он же в Финляндии работал большую часть профессиональной тренерской карьеры. Он, представьте, свободно говорит по-фински. Я чуть с лестницы не упал, когда услышал в Турине. Спускаюсь с ним по такой неудобной лестнице в тамошнем хоккейном дворце, а Борис Александрович, бодро покряхтывая, идет за мной, и вдруг у него звонит телефон, что нормально, и потом он начинает своим знаменитым голосом говорить по-фински. Голос знакомый (с чем перепутаешь), и ни одного знакомого слова. Как будто все вокруг нормальные, а ты сошел с ума.
Финский язык с тех пор занимает у меня место в тройке самых любимых иностранных, вместе с украинским и грузинским. Потому что вот я лично, когда теперь слышу, как говорят на этих языках, не могу отделаться от впечатления, что это люди прикалываются. Что серьезно таким образом разговаривать нельзя.
Но я никак не перейду к сути дела.
Без всякого удовольствия приезжаю я на работу работать матч «Хетафе» - «Барселона». В это самое время Борис Александрович кайфует на трибуне хоккейного дворца и, возможно, даже с кем-то болтает по-фински, а мне сейчас нудеть девяносто минут мало кому нужной ответной игры. А в первой же «Барса» выиграла 5:2. Ну, все ясно. Я уже неделю мысленно вхожу в кабинет к Дмитриевой и объясняю ей, что нам необходимо снарядить командировку для «Футбольного клуба» на финал Кубка Испании «Севилья» - «Барселона». Какой там «Хетафе»!
Прихожу в студию - и вот оно. Вот! Нет сигнала. Первая мысль, которая приходит мне в голову - наверняка сегодня дежурит наш знаменитый звукорежиссер Мешков. Это не его фамилия, просто похожая, но есть у нас такой человек, который когда работает - все идет наперекосяк. Вот в последний раз, мне рассказывали, меня плохо было слышно с лигочемпионского полуфинала «МЮ» - «Милан». Ну, натурально, я сразу понял, что так будет, когда услышал в наушниках жизнерадостный голос Мешкова: «Привет, Васенька, как дела?»
Но нет. Старик оказался тут ни при чем. Мне говорят - вся Европа не видит этот матч, не только мы. Испанцы забыли поднять сигнал на спутник. И трансляции, скорее всего, вообще не будет.
Смотрю в онлайн - там третья минута, и, если верить онлайну, «Хетафе» уже мог забить. Им три мяча надо отыгрывать.
Ладно, думаю. Посижу.
Коротаю время, отвечая на вопросы в конфе и заглядывая в онлайн. О, у Верпаковского момент. О, у Гуисы. Видно, настроил своих Бернд Шустер. Но тут же никак не удается отделаться от мысли, что - вот, не забили, а чтоб три гола отыграть, надо же сразу забить, и теперь у них пойдет, наверное, все хуже, потому что нервничать станут...
Полчаса - нет картинки. Ну, думаю, пойду погуляю. Зашел в соседнюю студию, там Тимур комментирует Францию. А мы с ним вместе ужинали, вместе на работу ехали, и он отлично знает, что у меня параллельно с ним матч. Я спокойно так вхожу в студию, вижу краем глаза, что Тимур меня видит в окошко и офигевает.
Вот ведь, сидят по всем углам счастливые люди, у которых есть сигнал. А у меня нет. И матч-то так себе...
Иду себе обратно в студию с намерением взять сумку и спуститься в бар, чайку попить. Дело уже к перерыву. И в момент, когда я вхожу в студию, с квакающим звуком появляется картинка. Я вижу обрывок повтора с голом в ворота «Барселоны»! Быстро голову в наушники, картинку выводят, смотрю в онлайн... Сорок третья минута. «Хетафе» ведет 2:0.
То есть, представляете, мы этого не видим, и вся Европа не видит тоже, а эти парни, оказывается, нисколько не занервничав, сорок пять минут возили «Барселону» и дожали ее до двух голов. Ну, с ума сойти.
Перед вторым таймом повторы голов. Первый гол - просто волшебный: старик Каскеро зарядил метров с двадцати пяти в самый момент, когда перед ним трое барселонцев столпилось, и мяч у него как-то с ноги свалился и в дальние девять. И тут же новая атака «Хетафе», и оробевший Олегер в собственной штрафной выкатывает мяч Гуисе. И 2:0.
Ну, думаю, не жить тебе, «Барселона».
И видим мы потом уже вместе со всей Европой совершенно грандиозный второй тайм.
«Барса» еще как-то попробовала войти в силу. Мяч там покатала, Роналдиньо косичкой потряс... Все лучшие на поле, только Месси нет. А где Месси? А вот, читаю: Райкард дал ему отдохнуть. Ну, и правда: не мальчишечье это дело, тут игра мужская идет. «Барсе» не удается закатать «Хетафе», те перехватывают мяч, и Гуиса выходит практически один на один.
Вратарь Жоркера отбивает.
Еще одна контратака «Хетафе». Еще. Показывают тренера Шустера - он весь, как Божия гроза.
К середине второго тайма «Хетафе» должен был вести 4:0. Проходит еще пара минут - и ведет. Особенно сильное впечатление произвел гол Вивара Дорадо. Я этого человека с первого нашего испанского сезона помню, он уже старый, как шерсть мамонта, но выдает на семидесятой минуте своего присутствия на поле сперва экстренный рывок, убегая, кажется, от Дзамбротты, и зарабатывает штрафной, а потом с подачи с этого же штрафного головой бьет в упор.
Маленький стадион в городке Хетафе ходит ходуном.
А что, собственно, произошло? Если говорить о футболе, собственно?
А есть такой рецепт победы над фаворитом. Действует безотказно - если только сумеешь сам ему соответствовать. Понимаете, фаворит, он ведь сильный. И он, уверенный в своей силе, приезжает к тебе играть в футбол. Но он-то не знает, что сам ты не собираешься сегодня играть в футбол. А собираешься ты, наоборот, умирать! Биться!! Дубиной его, пижона!
Если суметь, а получается редко, провести так на поле столько времени, сколько понадобиться до победы - она придет к тебе. Получается нечасто. Потому что мало бывает таких матчей, что - хоть умри. И вот «Хетафе» вышел умирать, а «Барса» - катать мячик.
Вот так сумел Шустер своих и подготовить, и настроить, так, чтобы они девяносто минут носились и не смущались, что быстрого гола нет.
Это фантастический матч. Посмотрите в повторе. Учебник жизни.
Борис Александрович, конечно, не простит мне, что в его отсутствие я «прибил» его любимую «Барселону». Но он сам виноват. Что-то одно выбирай - или Финляндию тащи с трибуны в полуфинал хоккея, или «Барсу» за комментаторским столиком - в эфире. И то, и другое разом даже с майоровской везучестью не получится одновременно...
И теперь, вот представьте: в январе с двух разных сторон два по-разному наших, латыш Верпаковский и полностью наш Кержаков отправились покорять Испанию.
Теперь их клубы встретятся в финале Кубка Короля.
Поедем ли мы?
А то!!
P.S. Напоследок, как бонус-трек, еще одна история про Дяденьку. Уже никакого отношения к «Хетафе» это не имеет.
Подвозил его в воскресенье на радио. Выехать заранее, в дядином стиле, у Юрия Альбертыча не вышло, пришлось, что называется, впритык - за какой-нибудь час приезжать. Ну, по дороге болтаем о том, о сем. Впечатления футбольного воскресенья вперемежку с новостями частной жизни. Подъезжаем. И Дядя говорит: а тут, представляешь (скучающим голосом), ловлю машину куда-то ехать, а водитель оказался трансвеститом. Ты когда-нибудь видел такое?
Признаю дядину уникальность.
Вот так, вздыхает Юра. Ну, мы приехали. Ага. Ага. Вот тут останови. Ну, пока.
Выгромаздывается из машины и вдруг наклоняется снова внутрь.
- Эдак, - говорит он с фирменной розановской грустинкой в голосе, - я скоро совсем богемным персонажем стану.
И пошел.
Занавес.
Я минут пять говорить не мог.
зы. ссылка на текст выпала из гугла при поиске курсов финского языка.)