Нормально, Павел. Отлично, Константин!
Константин Сарсания – мой любимый персонаж последних дней. Вчера вычитал два его комментария в Интернете и понял, почему в «Зените» игроки то гуляют, то матом ругаются прилюдно. Ну, если спортивный директор заставляет вспомнить наиболее любовно сделанные когда-то Салтыковым-Щедриным описания градоначальников города Глупова (Прыщ, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства. Конец цитаты), то чего требовать от футболистов?
Что ни слово, то перл. Вот из «Совспорта» цитата: ««Паша вышел к прессе после тяжелой игры, на эмоциях позволил себе, может быть, что-то нецензурное». Какое милое, трогательное «может быть». Три дня в Интернете висит на всех сайтах интервью Павла, а спортивный директор-то и не осведомлен. Хорошая у человека работа. Мне бы такую. Правда.
Оттуда же: «Я не думаю, что есть за что извиняться. Погребняк не обвинял никого. Не надо делать из него изгоя». Не знаю, кто делает из Погребняка изгоя. Сомневаюсь, что Константин вообще знаком со словарным значением этого слова. Там их много, и есть очень забавные, между прочим. Вот у Даля среди остальных – такое определение слова «изгой»: «исключенный из счету неграмотный попович».
На самом деле изгой – это тот, кого выгоняют, выживают из привычного круга, статуса, общественного положения. Мне кажется, что Павел Погребняк принадлежит в первую очередь к такой общности, как команда «Зенит». И изгоем его может сделать, например, команда. А посторонние люди не могут.
Ну, а если Константин не думает, что за брань в публичном месте при исполнении собственных обязанностей не нужно извиняться (а футболист в микст-зоне находится как официальный представитель клуба и все его слова и действия публичны), то я уж не стану говорить о воспитании там и правилах общепринятого поведения – ну, не знает их Константин Сарсания, и Бог с ним. А только тяжело ему, наверное, с такими взглядами на жизнь и язык было несколько лет работать футбольным комментатором?
Я был бы рад распространить лексические воззрения уважаемого спортивного директора среди петербургских гаишников, сантехников, участковых, консьержей и так далее, которые окружают его в обычной жизни. В присутствии Константина, друзья, теперь можно не стесняться. Так и спрашивайте в случае чего: «А ну-ка, Костян, показывай, б..., права, на х...!» Или: «Ну, где тут у вас, гражданин, б..., Сарсания, течет эта е...ная труба?» А что, единственное оскорбление нанесено трубе. А она – штука бессловесная. Да ещё и протекла, тварь.
Тоже любопытно, знаком ли спортивный директор «Зенита» с таким общедоступным документом, как дисциплинарный кодекс РФС. Я уже скопировал это на конфе, напишу вот и ещё тут: «Статья 40. Оскорбительное поведение. 1. За нецензурные и оскорбительные выражения и/или жесты, допущенные Игроком в адрес партнера, соперника, Официальных лиц и/или Официальных лиц матча, зрителей, если деяния совершены до, во время или после матча – дисквалификация Игрока на 4 (четыре) матча». По-моему, все яснее ясного.
И любопытно, что имеется в виду в интервью уже «Фонтанке», когда говорится, что клуб будет защищать Погребняка всеми имеющимися средствами. Тут даже домыслы строить не буду. Не хочу препятствовать полету фантазии.
Вообще к вечеру, когда был дан второй комментарий, Константин Сергеевич, кажется, послушал интервью Павла. Но не посмотрел. Я сужу об этом вот по этим высказываниям: «Неприятно, что он ругался матом, конечно, это не красит футболиста. Но надо понимать – после игры его переполняли эмоции».
В матче принимало участие 28 человек, кстати. И в такой ситуации находилось ещё 27 человек, помимо Павла. Даже немножко жаль, что остальные успокоились, вот бы фестиваль получился – мы бы долго вспоминали.
В общем, послушал, но не посмотрел. Будем надеяться, что теперь ещё и посмотрит... «Кому-то выгодно раздувать эту историю, давить на команду таким образом», говорит Сарсания. Эй! Мы с вами ровесники, Константин Сергеич! В вашем детстве были ли, как и в моем, такие вот детские шутки, как – знаете ли вы, что такое сверхнаглость? Это бежать навстречу КАМАЗу и кричать при этом «би-би, задавлю». Ну, в таком же духе. Вот как можно говорить, что кто-то что-то раздувает если человек подходит к толпе журналистов с включенными камерами и диктофонами и делает заявление? Мы что же, тайно записали за Павлом то, что он бубнил себе под нос, вынося в тапочках на босу ногу мусорное ведро??
Я понимаю прекрасно, что теперь-то оттянулся на этой теме всяк, кому не лень. И таблоиды, и даже политические колумнисты могут при случае ввернуть словцо. Но – кто ж виноват-то в этом? А-а, пресса... Ну-ну.
Но главное, конечно – это креатив Константина. Вот эти его слова – любимые у меня: «Если экспертная комиссия действительно будет разбирать это выступление, то Павла должны пригласить и попросить, чтобы он объяснил, что имел в виду».
Можно нам прямую трансляцию? «Уважаемая комиссия! Высокие судьи! Возьмем выражение «ваще п...ц». Под словом «п...ц» я подразумевал, что...»
Ух.
Теперь серьезно. Ну, не мог же я не посмеяться, ведь не грешно – над тем, что кажется смешно. Но теперь – серьезно. Два аспекта; первый – наказание.
Заметьте – я говорил исключительно о словесных пассажах спортивного директора клуба. Потому, что вопрос с Павлом я считаю на самом деле очень ясным. Это прямое нарушение дисциплинарного кодекса, за это полагается наказание. Действительно, эмоции, действительно – по-человечески это понятно, но по-человечески вообще очень многие вещи понятны. Мы все иногда срываемся. Что ж, надо уметь признавать свои ошибки. И нести за них наказание. Всё, вопрос исчерпан.
Могу немного продолжить. Я лично считаю неэффективной систему наказаний в нашем футболе. Я в точности не знаю, дело ли это собственно федерации, или, возможно, такие вопросы и во всем мире решаются через гражданский суд, но... Вот сейчас, если Погребняку дадут четыре матча, по новым правилам он их пропустит в Кубке следующего года. Ну, что это за наказание... Мало ли что будет через год. Может быть, Павел уже в другой команде будет к этому времени играть. Да мало ли что может произойти?
Штрафы тоже неэффективны. И никогда не были эффективны. Например, все помнят, как Олег Иванович Романцев не ходил и не ходил на пресс-конференции, а штрафы платил. Я все хотел, к слову, посчитать, сколько ушло на эти штрафы за все время, и сопоставить это с суммой, которую клуб платил в качестве пенсий ветеранам. Можно было бы, например, сказать себе: перешагну через собственное самолюбие, пойду на эту долбаную прессуху, а вот освободившиеся деньги – смотрите-ка, как удачно – ещё трое ветеранов при пенсии...
В общем, достаточно обеспечены наши футбольные люди. Платят – и не чихнут. Ну, и слава Богу, что хорошо живут. Чай, не украли. Заработали.
Я к чему клоню – на Западе часто приходится сталкиваться с такой формой наказания, как общественно-полезные работы. Между прочим, они присуждаются именно вот в похожих, дисциплинарных случаях. Нахамил – сделай что-то для людей. Поработай с детишками – по-честному, без дураков, в собственное свободное время, часиков этак двести. Под присмотром контролера. Вот это, по-моему, эффективно. И о жизни заставляет подумать, и матерные слова подальше спрятать. Между прочим, это ведь ещё и удовольствие. У меня нет никаких сомнений, что Павел Погребняк – славный малый и добрый наверняка. Неотесанный просто.
И второе. О «Зените», собственно. Это же важнейший а самом деле аспект.
Нам со стороны не дано знать исчерпывающим образом, как устроены взаимоотношения в коллективе. Насколько они благополучны или нет. Но я думаю, что если у человека есть проблемы с эмоциями, да что там – с воспитанием, то это в команде люди знать должны. И как-то воздействовать на процесс. Мне интереснее всего понять, почему Погребняк вообще в таких чувствах из раздевалки вышел. После душа, через паузу... Что там у вас в раздевалке происходит, честное слово? Пятиминутка ненависти?
Вот что мы о вас знаем, «Зенит»? Смотрим матчи, понятное дело, читаем интервью. Так давайте – вот так, просто факты. За месяц у вас один игрок устроил матерное шоу перед всеми спортивными СМИ страны, а ещё трое отгуляли целую ночь накануне важнейшего матча.
Так кто вы, «Зенит»? Вы хотите, чтобы вас любили? Уважали? Боялись? Смеялись? Вы хотите, чтобы вас – что?
Заметьте – это просто факты. Без оценок. О людях по делам судят.
Разберитесь, слушайте, у себя сами. Это ваши проблемы, они сами собой выплескиваются наружу, мы их из вас не тянем и вообще всем нам было бы легче без этих семейных подробностей. Не приставайте ВЫ к нам с ними. У нас есть масса других дел. Я вот три дня терпел, ничего не говорил. Но не могу уже. Я в «Футбольном Клубе» ни материала, ни комментария, ни слова на тему павловой эскапады не сказал, все свидетели – вопрос задали. Половина всех вопросов от зрителей были про Погребняка. Пришлось отвечать.А тут ещё эти высказывания Сарсании, который, на минуточку, взрослее всех игроков Зенита (значит, должен быть и умнее, и тактичнее), потом – он их тут всех собрал, значит, отвечает за них в определенном смысле. Что ж вы с ними управиться-то не можете?Он что, Сарсания, не понимает, что это не наши слова, а ЕГО СЛОВА делают из Погребняка изгоя и маргинала, а из команды – посмешище?
Ну, тогда это уже невозможно объяснить.