Две чужие мысли не про футбол
Спал далеко за полдень, накопились вопросы на конфе, потратил с удовольствием время на них. Есть настроение написать и в блог, но нет сил. Лень. Приятная такая лень.
А настроение есть творческое. Кстати, сегодня на «Кинотавре» в Сочи премьера нашего фильма «День Выборов», он осенью в прокат выйдет. Хочется думать о высоком такое вот настроение. И его отлично выразил сегодня мой любимый журналист Игорь Свинаренко. Я выложу короткий фрагмент его текста из «Газеты.Ру» (http://www.gazeta.ru/column/svinarenko/1782859.shtml), вы его там целиком с легкостью найдёте. Если захотите.
«На прошлой неделе я читал в Высшей школе экономики лекцию о смысле журналистики. По ходу дела встал вопрос о том, должен ли журналист писать правду. Я объяснил, что не должен. Есть только одна профессия, в которой положено говорить правду и только правду: это пророк. С посохом, босиком, готовясь к мучительной казни, без редакционного задания, без ксивы, без суточных и гонорара, без бизнес-плана вперед! На журфаке таких специалистов не готовят. Мы все-таки сфера обслуживания, индустрия развлечений. Иногда экстремальных, но таки развлечений. Что касается правды, то ее журналист может писать и говорить на тех же основаниях, что клоун или официант; дело тут не в профессии, а в человеческих и гражданских качествах. Люди просто часто это путают. А не надо.»
Кстати, ещё одна мысль о журналистике. Так уж вышло, что сегодня получается всё так или иначе про «Газету.Ру»: её главный редактор, Михаил Михайлин, мой давний друг (мы однокашники). Болтали тут недавно о том, о сем, и вдруг он меня прервал на полуслове и говорит: я тут доказал, что ни проституция, ни журналистика не могут являться древнейшими профессиями.
А Мишка уезжал на неделю, и я подумал неужели он занимался какими-то историческими изысканиями? Возможно, даже раскопками? Вопрос-то старинный... Но все оказалось гораздо проще.
- Понимаешь, объяснил Миша, как проституция, так и журналистика являются сами собой, то есть проституция отличается от просто секса или любви, а журналистика от простого рассказывания, ттолько тогда, когда за это платят деньги. Так вот. Чтобы заплатить проститутке, это что-то надо сперва заработать. Так же и с журналистикой. Всё. Доказал.
Вот какие у меня умные друзья. Свин-то тоже ведь товарищ, хоть и не близкий...
Поехал я на Что? Где? Когда?, финал серии сегодня, наше игроцкое дело не пропускать такие важные события.
Забывают многие о том, что закон о СМИ не мешает желтой прессе иногда выдавать такое, за что журналистов из какой-нибудь иной газеты затаскали бы по судам, или это издание бы уронило свою репутацию. На такие выпады уже давно не обращают внимания, потому что «пролы и животные свободны», т.е., желтая пресса может писать все, что угодно, потому как она желтая. Позиционирование везде, журналистика постепенно превращается в маркетинг, идет жесткое навязывание каких-то расплывчатых концепций, а в «андеграунде» сидят тысячи маргиналов, которые по ночам кропают графоманские тексты, в надежде быть замеченными и выбраться из отстойника, в который постепенно превращается рунет. Еще ЖЖ портит картину, так как раньше копание в грязи в поисках алмазов доставляло какое-то удовольствие, то теперь количество этой грязи просто смывает всякого вошедшего туда. Грустно все это, потому как кризис в умах намного хуже, чем любой другой.
А автор прав, на самом деле. Кстати, рассказы о пьянках в партактиве напомнили о читанном в конце школы Довлатове. :)
хорошо бы, конечо, чтобы СМИ были нейтральны,
но в России подобное представить сложно.
честно говоря, восхищение Василия перлами друзей и коллег подчас ставит в тупик.
в первой цитате хоть образ интересный: «специальность: пророк»,
а во второй что?
весёлый бред под пиво.