17 мин.

«Он был исключительным человеком»: коллеги по АПЛ о Диогу Жоте

Этим летом фанатов футбола по всему миру сотрясла страшная новость: в ужасном ДТП погибли португальские футболисты-братья — Диогу Жота и Андре Силва. The Athletic поговорили с теми, частью чей жизни стал Диогу как в «Ливерпуле», так и в «Вулверхэмптоне».


Первый тур Премьер-лиги стартует уже сегодня — сезон открывает матч «Ливерпуля» и «Борнмута». Игры начнутся с минуты молчания, а игроки выйдут на поле с черными повязками.

В сезоне 2025/26 на футболках и куртках футболисты «Ливерпуля» будут носить эмблему «Forever 20» — отсылка к номеру Жоты, который был навсегда выведен из обращения. Его точно не забудут. И он никогда не будет один.

В преддверии открытия сезона издание The Athletic поговорило с людьми, с кем Жота дружил во время его пребывания в Англии, как в «Ливерпуле», так и в его предыдущем клубе.

Джеймс Милнер

Мы переписывались накануне вечером. Ничего серьезного, просто узнавали друг у друга, как дела. Он собирался вернуться из Португалии на предсезонную подготовку, так как женился несколькими днями ранее.

Я любил этого парня, просто обожал его. Мы были вместе в «Ливерпуле» всего три сезона, и, возможно, вы бы не подумали, что у нас много общего — разные национальности, очень разный возраст, — но мы сразу нашли общий язык. Возможно, все дело в упрямстве, присущем нам обоим. Честно говоря, люди говорят, что я упрямый, но Жотс мог бы составить мне конкуренцию. Он был невероятным парнем, одним из моих самых любимых товарищей по команде за всю мою карьеру. Его можно было поставить в любой угол раздевалки, рядом с любым другим игроком, и он сразу же находил с ними общий язык. Он всегда был готов посмеяться, всегда заводил людей.

Он любил другие виды спорта. Люди знают о его любви к киберспорту, но его также увлекали снукер и скачки. Он ездил на чемпионат мира по снукеру в Шеффилд. Он и несколько ребят поехали в Челтнем на скачки, и он был там абсолютно органичен — в кепке и всей экипировке. Это его характеризует. Он был готов на все. Ну, не совсем на все. Я пытался уговорить его заняться крикетом, но к этому он не был готов.

Я любил его и как игрока. Он был одним из моих любимых футболистов, с которыми мне нравилось играть и за которыми я постоянно наблюдал. Я сидел рядом с Уэббсом (Адамом Уэбстером) в автобусе здесь, в Брайтоне, и каждый раз, когда «Ливерпуль» играл, я говорил ему, показывая на экране Диогу: «Честно говоря, ты не понимаешь, насколько этот парень хорош». А Уэббс отвечал: «Да, понимаю, Милли, потому что ты мне уже рассказывал об этом на прошлой неделе… и на позапрошлой… и на позапрошлой».

То, что произошло, просто ужасно. Для меня было честью присутствовать на похоронах, отдать дань уважения вместе с другими ребятами и провести немного времени с его женой и семьей, что было очень важно. Ужасно видеть, как семья переживает такое, но это меньшее, что мы можем сделать, – показать им, что мы рядом. Когда Карлос (Балеба) захотел сменить номер в «Брайтоне» в этом сезоне, то освободился номер 20. Я почувствовал, что будет правильно выбрать его. Каждый день, надевая форму, я думаю о Жотсе.

Команда EA FC & EA Sports

Диогу был настоящим первопроходцем, органично соединявшим миры футбола и игр. Тот факт, что в его официальной биографии в социальных сетях было указано «геймер», говорит сам за себя. Ему это нравилось, и мы сбились со счета, сколько раз он говорил нам, что мог бы стать профессиональным игроком в EA FC/FIFA. Если вы на секунду усомнились в его словах о  мастерстве владения контроллером, он начинал доказывать обратное. Конечно, не размазывая вас по стенке, потому что это было не в его стиле, но достаточно, чтобы дать понять, как он хорош. Мы никогда не забудем, как в 2023 году он был с нами на четырехчасовой съемке: многократные переодевания, множество сцен и весь день перед камерой. Он ни разу не пожаловался и даже остался после окончания съемки, чтобы подписать футболки и другие вещи. Многие хотели сфотографироваться с ним, включая таксиста, который заметил Диогу у ворот, но он просто остановился и улыбнулся.

Ничего не было проблемой, когда речь шла об отношениях с Жотой. Единственный раз, когда он действительно хотел уйти — когда мы подарили ему игру FC 24 раньше выхода, потому что он сказал, что из-за нас проведет больше времени за геймпадом, чем на поле.

Энди Пирс, владелец агентства недвижимости, помогавший с переездами игрокам «Вулверхэмптона»

Я впервые встретился с Диогу примерно через день после того, как он подписал контракт с «Вулвз». Я повел его смотреть дома и параллельно рассказывал, к чему стоит присмотреться, где сделать прическу и так далее. Он был очень приятным молодым человеком, явно без всякого жеманства. Он ничего не знал о городе, но был прекрасным и очень скромным парнем. Руте, его тогдашняя девушка, а позже и жена, тоже была очень дружелюбной; когда мы ходили куда-то компанией, например, в гости к товарищам по команде, они оба всегда старались говорить по-английски, чтобы не чувствовать себя оторванными от остальных, что, по моему мнению, было очень вежливо. Он говорил по-английски блестяще, но иногда все же писал мне с просьбой помочь с твитами и постами в социальных сетях, потому что хотел, чтобы они звучали правильно… так что если и были какие-то грамматические ошибки, то это была моя вина, а не его. Познакомившись с Диогу поближе, я быстро понял, что он мастер во всем. Он обожал компьютерные игры и был в них настоящим профи, но однажды мы даже устроили гонки на сегвеях у меня в саду — он легко победил, хотя никогда раньше этим не занимался. У Диогу и «Вулвз» все эти три года все было отлично, и я ни разу не видел его в плохом настроении. Тот хет-трик, который он забил в ворота «Лестер Сити», и его лучезарная улыбка, когда мы сфотографировались вместе… незабываемы. Это навсегда со мной.

Помню, как однажды я был в отеле, и все игроки «Вулвз» приехали. Один из футболистов был вне заявки на игру и не хотел выйти даже поздороваться, но Диогу написал мне, что придет, а потом сообщил, что придет и тот партнер по команде. Такие мелочи просто означали, что между вами нет никакой дистанции, несмотря на его статус известного футболиста. Некоторые люди могут быть вежливы только на словах, но то, как Диогу постоянно вел себя со всеми, говорит само за себя. Я разговаривала с женщиной, которая делала косметические процедуры его жене, и они сказали, что он пригласил ее и ее сына на последний матч Юргена Клоппа у руля «Ливерпуля». Билеты на тот матч стоили тысячи, но он подарил кому-то воспоминание, которое останется с ними на всю жизнь. Мы поддерживали связь после того, как он ушел из «Вулверхэмптона», что редкость в футболе, ведь люди просто естественным образом двигаются вперед. Он пригласил меня на матч Лиги чемпионов против «Милана», и я сидел там рядом с Паоло Мальдини. Потрясающе. Я написал ему утром перед его смертью о его свадьбе, просто сказал, что это было прекрасное событие. Он ответил, как всегда, поблагодарил. Ему оставалось жить так много. Так трагично видеть, как вся эта жизнь и счастье уходят в один миг.

Джек Уокер, менеджер по коммуникациям основных команд «Ливерпуля» и «Вулверхэмптона» с 2017 по 2024 год

Когда он присоединился к «Вулверхэмптону», никто из нас толком не знал, кто он такой, но довольно быстро мы поняли, что он идеально подходит для Чемпионшипа, потому что Жота был довольно энергичным молодым парнем. В то время мы с ним немного поспорили, чтобы заставить его кое что сделать после матча. Он это делал, но в нем была та злость и тот бойцовский дух, которые были необходимы в Чемпионшипе, и это сохранилось и в Премьер-лиге. Я переехал в Вулверхэмптон в ноябре 2019 года вместе со своей тогдашней партнершей, и вскоре после этого начался карантин. Моя партнерша была фельдшером, поэтому она все еще работала по 12 часов в смену, а я застрял в Вулверхэмптоне, потому что у меня не было возможности вернуться домой.

Я знал, что Диогу хорош в FIFA FC, но лишь по небольшим отрывкам видеороликов, которые мы делали для EA. Я разговаривал с другими игроками, и они говорили: «О, он хорош». Премьер-лига начала проводить мероприятия, где у игроков брали интервью из дома по Zoom, а затем запустилась ePremier League, где всем 20 клубам предлагалось найти игрока, который хотел бы участвовать. Я сразу понял, что это он. Он сказал, что с удовольствием возьмет эту роль, и мы начали много играть в FIFA. Во время турнира он проверял свою тактику на мне. Он пробовал, например, играть против меня с пятью игроками в защите вместо четырех, чтобы посмотреть, сработает ли. Если не получалось, мы играли снова, и он корректировал тактику. Так было перед каждым раундом.

В итоге он сыграл где-то пять или шесть матчей, чтобы добраться до финала, и все это в прямом эфире на Sky, потому что им больше нечего было показывать! Жота играл за «Вулверхэмптон» против «Бернли» за закрытыми дверями во время пандемии. Он играл с Трентом (Александром-Арнольдом) в финале и победил его на последней минуте дополнительного времени. Помню, как сидел в своей квартире и праздновал, прыгая на диване, потому что он выиграл этот трофей, и это транслировалось в прямом эфире по телевизору. Он так и не узнал, но это во многом помогло мне пережить карантин. Мы общались через гарнитуру во время игры, и иногда это казалось моим единственным контактом с обычным миром. Я впервые жил вдали от дома и семьи, поэтому мне было нелегко – оказаться в чужом месте, одному, в квартире без сада, – и общение с ним очень помогло мне. Это было…Это было огромное событие, которое я никогда не забуду.

Он ушел из «Вулверхэмптона» в сентябре. Когда появилась возможность перейти в «Ливерпуль», я пошел на собеседование и, проходя по тренировочной базе с тем, кто сейчас является моим боссом, столкнулся с Диогу в столовой для игроков. Он подошел, поговорил с нами и сказал обо мне: «Он хороший парень, я бы с удовольствием его взял». Я не говорю, что получил работу, благодаря этим словам, но уверен, что это помогло. Когда я начал работать в «Ливерпуле», работая со всеми этими суперзвездами, он был буквально единственным человеком в клубе, которого я знал. Мне сразу же пришлось столкнуться с теми же маленькими трудностями, чтобы уговорить его дать интервью, но вне футбола он был очень дружелюбным и отзывчивым. Ближе к концу прошлого сезона мы поговорили о его времени в «Вулверхэмптоне» и о том, как ему там нравилось; о его любимых голах в том сезоне Чемпионшипа. Было ясно, как высоко он ценит этот период своей жизни, и это действительно характеризует его. Он был без ума от снукера и дартса. Он был самым британским футболистом из не британцев, которого только можно было встретить, и он идеально вписался в эту страну и местную футбольную культуру.

Моника Феррейра, владелица кофейни Aromas De Portugal в Вулверхэмптоне

Диого обожал франсезинью. Это самый известный сэндвич в Порту — с мясом, в основном стейком, с сыром и густым соусом. Каждый вечер, когда он ужинал в Aromas, он заказывал именно его. Я никогда не забуду, как он впервые зашел в кофейню. Он был с Руте, и я не могла не задаться вопросом, что они делают в Вулверхэмптоне. Они оба выглядели такими молодыми. Я предположила, что они, должно быть, учатся, но потом муж сказал мне, что это Диогу Жота, профессиональный футболист сборной Португалии и «Вулверхэмптона». Ни за что не догадаешься. Он был таким скромным и вежливым. Был очень любезен со всеми и всегда находил время. Вскоре люди выстроились в очередь, чтобы увидеть его. Он встречался с Рубеном Невешем и другими членами команды, поэтому болельщики хотели получить автографы и сфотографироваться. Диогу всегда первым соглашался на фотографию; он никогда не отказывался.


Поскольку я ничего не знала о футболе, мы никогда не обсуждали его работу. Ему нравилось иметь место в Вулверхэмптоне, где он мог отдохнуть. Мы смеялись и шутили вместе. Мой отец был кондитером, поэтому, когда я переехала в Великобританию в 2011 году, я хотела открыть кофейню. В некоторые недели мы выпекали от 30 до 60 пирожных (pastel de nada) для сотрудников «Вулверхэмптона». Кажется, именно Конор (Коуди, тогдашний капитан клуба) часто заходил за ними. Обычно мы закрывали кофейню в 7 вечера, но иногда Диогу просил нас остаться открытыми чуть дольше, чтобы игроки и их семьи могли поесть вместе. Даже тогда он доедал свою еду и раздавал автографы тем, кто ждал снаружи. У меня остались хорошие воспоминания о том времени. Я видела Диогу и Руте, таких молодых, но таких близких друг другу… они были прекрасной парой и, очевидно, очень любили друг друга. Для меня он был просто обычным, дружелюбным покупателем. 


R.I.P. DIOGO JOTA | 20
R.I.P. ANDRE SILVA