12 мин.

Пьерлуиджи Коллина: Самый влиятельный судья в истории футбола

Попасть в историю футбола, и не быть футболистом - задача не из лёгких. Большинству игроков приходилось бороться за мяч, потому что именно на него падает свет софитов. Защитникам приходилось совершать тысячи чистых подкатов, вратарям - десятки невероятных сейвов, а нападающим - забивать голы без остановки. Но был один человек, который стал легендой и одним из самых узнаваемых лиц в спорте, ни разу не коснувшись мяча.

Сегодня мы узнаем, как именно можно стать самым грозным, самым уважаемым и, безусловно, самым легендарным судьёй в мире, попасть на обложку Pro Evolution Soccer и стать Пьерлуиджи Коллиной. Да-да, тем самым Pro Evolution Soccer, где команды как настоящие, только иногда меняют названия.

Мне нравится делиться своей любовью к футболу. Каждый день я трачу много времени на поиск действительно интересных материалов о прошлом игры. Всеми своими находками я делюсь в авторском телеграм-канале «Ретро Футбол». Стараюсь делать качественный контент, чтобы каждый, кто ценит историю футбола, нашёл там что-то новое и увлекательное. Это не реклама, а просто приглашение для всех, кто разделяет мою страсть…

Наблюдать за тем, как Колина выполняет свою работу, было так же увлекательно, как и за игрой любой из суперзвёзд, с которыми он делил поле. Дело было не только в том, что он, казалось, никогда не принимал неверных решений, будучи хладнокровным, как сокол, но и в том, как он обращался с игроками. Он мог отчитать кого угодно, даже такой маньяк, как Оливер Кан, склонялся перед ним, как школьник, которому делают выговор за то, что он грызёт ногти на уроках.

Но на самом деле со временем ему даже не пришлось ничего делать, настолько игроки его уважали, что уже знали: когда он смотрит на тебя своим глубоким синим взглядом, трудно не испугаться. Колина был не просто безмозглым громилой, он был дипломатом. 

Игроки любили с ним поболтать, а в самые трудные моменты он даже мог проявить свою более мягкую сторону и помочь игрокам, когда они в этом нуждались.Вспомнился мне пример, когда он поднимал на ноги футболистов «Баварии» в финале ЛЧ 1999 против «Юнайтеда», но об этом попозже…

Он действительно был лучшим из двух миров, но как он этого добился? Как вы можете себе представить, Колина не искал активно эту работу, он как и многие другие судьи, сначала пытался стать футболистом.

Колина был реалистом и понимал, что шансы невелики, тем более что он никогда не считал себя самым талантливым. Сначала он просто подстраховался, усердно работая в школе, где его на самом деле учили монахини, а потом даже сделал шаг назад, в буквальном смысле. Он начал играть на позиции центрального защитника, так как считал, что у него больше всего шансов добиться успеха, поскольку не многие дети хотят играть на этой позиции.

Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую команду поддерживает судья и разрешено ли ему это делать? Что ж, в подростковом возрасте Колина болел за две команды: за ту, за которую играл Вальтер Дзенга, и за «Лацио». Хотя сначала он был фанатом «Болоньи», повзрослев, он влюбился в команду, известную как «Лацио». Но несмотря на его любовь, он позаботился о том, чтобы сказать в интервью, что это никогда не влияло на его решения. Настолько, что «Лацио» ни разу не выиграл в первых 10 матчах, которые он судил.

В 17 лет перспективы его футбольной карьеры были не слишком радужными, и именно тогда ему поступило интересное предложение: ему предложили, возможно, принять участие в судейских курсах, и очень скоро все были поражены его природным талантом. Коллина уже демонстрировал ту харизму, к которой мы привыкли.

В течение следующих нескольких лет его жизнь была сплошным хаосом. Представьте, какой стресс ему пришлось пережить. Коллине было 20 лет, когда он наконец смог отсудить свои первые несколько региональных матчей. Он также получал степень в области экономики и проходил обязательную военную службу, что ещё больше развивало в нём чувство авторитета и дисциплины.

В конце концов, недостаточно просто вырасти с матерью-учительницей, отцом, работающим в министерстве обороны, и получить начальное образование в школе с монахинями, верно? На фоне всего этого он быстро добился успеха в итальянской Серии С. Темпы его карьерного роста были впечатляющими, им уже все восхищались, но затем ему пришлось пережить один из самых тяжёлых моментов в жизни. К концу службы в армии Коллин столкнулся с проблемой: у него стремительно развилась алопеция, и всего за 10 дней он полностью облысел. Что ещё хуже, это произошло примерно в то же время, когда Итальянская федерация планировала перевести его в Серию А и Серию В.

Были опасения, что болезнь повлияет на его уверенность в себе и что он не сможет работать так же, как раньше, но Коллина другой. Если это и повлияло на его самооценку, то он, конечно же, сделал так, чтобы никто этого не заметил. Для зрителей, особенно сейчас, когда они оглядываются назад, он казался персонажем из «Жемчуга дракона». При росте 188 см Коллина был таким же внушительным, как и большинство центральных защитников, но теперь, когда он облысел, казалось, что его глубокие голубые глаза стали еще пронзительнее, а новый образ принес ему прозвище Коджак, как у лысого детектива из одноименного телешоу, что, учитывая его любовь к футбольным «разборкам», Коллина, уверен, оценил. 

Четыре года спустя, в 1995 году, отсудив всего 43 матча высшей лиги в Италии, Коллина был включен в список судей ФИФА. И снова его стремительное продвижение по карьерной лестнице пугало. Он был как Эрлинг Холланд среди судей. Ещё более впечатляющим было то, что ему сразу же доверили пять матчей на Олимпийских играх 1996 года, включая финал между Нигерией и Аргентиной, абсолютную классику африканского футбола. 

После этого Коллина принял участие в чемпионате мира 1998 года, где, несмотря на то, что ему не довелось судить финальный матч, он оставил свой след, удалив Клюйверта в напряжённом матче группового этапа против Бельгии. Если в тот раз ему не довелось судить финальный матч, то в следующем году всё было совсем по-другому. После многочисленных великолепных выступлений в Лиге чемпионов и после присуждения ему награды Лучшего судьи года IFFHS в 1998 году, Коллина был выбран для судейства финала Лиги чемпионов УЕФА 1999 года, всего через 4 года после его первого вызова в ФИФА.

В чём был секрет его успеха? Ну, помимо его манер, он также свободно владел разными языками, мог легко общаться с любым игроком, что позволяло ему легче сопереживать им, но прежде всего, его отличала подготовка к матчам, он пошел еще дальше, он изучал построения и стили игры, оценивая, какие игроки с наибольшей вероятностью столкнутся во время игры, он собирал информацию о том, какие игроки с большей вероятностью будут симулировать травмы, нырять или вступать в физический контакт с другими, его философия заключается в том, что рефери нельзя застать врасплох, нужно знать, когда и как игроки будут действовать, прежде чем они это сделают. 

Именно благодаря этой философии он помог УЕФА сократить количество жёлтых карточек, показываемых на их турнирах. В некотором смысле он заложил основы современного судейства. Но вернёмся к финалу Лиги чемпионов 1999 года. Этот матч запомнился всем, это был один из самых драматичных финалов Лиги чемпионов за всю историю.

«Бавария» встретилась с «Юнайтед», и уже через 5 минут «Бавария» вышла вперёд. Лидерство сохранялось до самого компенсированного времени, но затем «Юнайтед» каким-то образом нанёс два удара подряд и вырвал трофей у «Баварии», когда те были уверены, что он уже у них в руках. Если ликование игроков «Юнайтед» было тем, что запомнилось большинству людей, то Коллине, как он сам рассказывал, пришлось иметь дело с обеими сторонами матча. «Игроки «Юнайтед» бегали по полю как сумасшедшие, но потом я повернулся и увидел, что большинство игроков «Баварии» плачут и лежат на полу в отчаянии».

«Я увидел совершенно обезумевшего Самуэля Куфура, подошёл к нему и не смог придумать, что сказать, кроме как встать и продолжать бороться. До конца игры оставалось ещё 20 секунд». Футбол — жестокий вид спорта, его непредсказуемость заставляет задуматься о том, что иногда он отнимает то, что уже было твоим. Куфур чувствует именно это. Спустя все эти годы он по-прежнему говорит прессе, что не смотрел ни одной записи той игры, что ему до сих пор больно думать об этом. «Я должен отпустить это, но это преследует меня по сей день». С другой стороны, Коллине пришлось пройти через то, что казалось полем битвы, поднимая тех, кто остался лежать раненым. Ни один игрок не остался равнодушным, даже великий Кан. Коллина вспоминал этот момент и говорил, что в тот день он увидел истинное лицо футбола, где все...

Все игроки отдают за это свою жизнь, но только половина из них получает вознаграждение в виде людей, которые от радости выкрикивают их имена, а остальные лежат, страдая до глубины души. Это действительно мрачно. В течение следующих трёх лет Коллина участвовал в Евро-2000 и должен был занять центральное место на чемпионате мира 2002 года. По ходу дела он становился всё более известным и получил ещё три награды «Лучший судья года по версии IFFHS».

На чемпионате мира он отсудил 3 матча, 2 из которых были выбраны специально для него из-за связанных с ними сложностей. Первый из них — Англия против Аргентины. С 1986 года, после того как Марадона забил печально известный гол «Рука Бога», отношения между ними были напряжёнными, и ситуация только ухудшалась, поскольку на предыдущем чемпионате мира решающим моментом стало удаление Дэвида Бекхэма за фол на Диего Симеоне.

Если раньше гнев болельщиков был направлен друг на друга, то теперь часть его досталась судье, но Коллина не обращал на это внимания, и в итоге матч прошёл гладко: Англия одержала победу и выбила Аргентину из турнира. Вторым из этих матчей, конечно же, был финал между Бразилией и Германией, но сначала немного предыстории: у Коллины были странные отношения с Оливером Каном. Командовать таким человеком, как Кан, было непросто, особенно когда он проигрывал. Поэтому тот факт, что Коллине удалось поддерживать с ним отношения, основанные на глубочайшем уважении к его авторитету, стал ещё более впечатляющим, когда стало заметно, что Кан всегда проигрывал, когда Коллина судил его матчи.

Эта связь прослеживалась от финала Лиги чемпионов до Евро и даже до разгрома сборной Англии со счётом 5:1 на отборочных этапах, и Кан знал об этом. Перед матчем его спросили о Коллине, и он ответил знаменитой фразой: «Он судья мирового класса, в этом нет никаких сомнений, но приносит ли он мне удачу? Очевидно, что нет». И на этот раз ничего не изменилось: два быстрых гола Роналду отправили Кана домой без каких-либо наград.

Пока Коллина вычёркивал из своего списка желаний каждую крупную игру, следующей в очереди был финал Кубка УЕФА. Это была, пожалуй, самая значимая игра, на исход которой он повлиял: незадолго до перерыва ему пришлось показать Фабьену Бартезу красную карточку и назначить пенальти, что открыло путь к итоговой победе «Валенсии» со счётом 2:1.

Летом он снова принял участие в Евро, но ему не представилась возможность отсудить финальный матч, а поскольку в следующем году вступали в силу возрастные ограничения ФИФА для судей, ему так и не суждено было вычеркнуть финальный матч Евро из своего списка. Но затем настал момент, который доказал, что он поистине легендарен: его популярность была настолько велика, что итальянская федерация сняла собственные возрастные ограничения, чтобы Коллина мог судить ещё один год.

Однако вскоре всё рухнуло, причём самым прискорбным образом: Коллина подписал спонсорский контракт с компанией Opel, а поскольку она также была спонсором «Милана», это сочли конфликтом интересов, и федерация постановила, что ему не разрешается судить матчи высшего дивизиона, пока действует этот контракт. 

Итак, Коллина подал заявление об отставке, а затем федерация попыталась его отклонить, но что они могли сделать? Коллина просто сделал вид, что ничего не произошло, и вышел на пенсию, что, возможно, было самым мощным ходом, но его самый крутой момент был ещё впереди: в 2006 году ему всё же удалось попасть в заголовки газет благодаря своей честности.

Разразился крупнейший в истории итальянского футбола скандал, известный как «Кальчополи», когда судьям платили за договорные матчи по самым разным причинам. В центре всего этого был человек по имени Лучано Моджи, который, кстати, тоже заслуживает отдельной статьи. Этот человек чуть не разрушил Серию А своими схемами. Как вы думаете, стоит ли мне написать о нем? Как бы то ни было, как только его звонки просочились в сеть, стало известно, что почти каждый судья лиги получал от него взятки и одолжения. Но угадайте, кто отстоял свою позицию, отвергнув все предложения, независимо от суммы? Пьерлуиджи Коллина.

Этот невероятный человек всегда выбирался для судейства самых крупных матчей в лиге, и он оставался честным, несмотря на всю эту коррупцию, что приводило Моджи в ярость, настолько, что в одном из разговоров можно было услышать, как он говорит, что собирается наказать Коллину. Если бы только все были как Коллина, ведь он 6-кратный победитель премии IFFHS «Судья года», в 2 раза больше, чем кто-либо другой, член Зала славы итальянского футбола, и по сей день единственный судья, когда-либо обменявший майку с игроком, получив майку Дэвида Бекхэма под номером 7 по просьбе сэра Алекса Фергюсона.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте «+». Это займёт всего секунду и сделает меня очень счастливым. До встречи в моем тг-канале.

Мой телеграм канал про футбол прошлого.