Пятеро детей за год погибли от падения футбольных ворот. Как такое возможно?
В селе Терекли-Мектеб в Дагестане футбольные ворота упали на 6-летнего мальчика. Он скончался от полученных травм. Этот июльский случай выглядит как чья-то невероятная смерть. Но оказалось, что дети гибнут под футбольными воротами с такой частотой (а ведь еще есть нераскрытая статистика травм), что об этом точно стоит поговорить.
5 смертей за 12 месяцев, 10 – за пять лет

Шестилетний ребенок из Дагестана, 16-летняя девушка из Мордовии и 17-летний парень из Рязани, 11-летний мальчик со Ставрополья и его ровесник из Нижнего Новгорода. Это пятеро детей и подростков, погибших от падения футбольных ворот с августа 2024 года. Пытаешься представить их не строчками из новостей в телеграм-канале, а компанией детей, которые не смогли себя уберечь, и чувствуешь жуткую беспомощность. И речь только о случаях, которые удалось найти за час в поисковиках.
С 2021-го таких трагедий не менее 10. Есть 29-летний мужчина, есть 10-летняя девочка из Саратова. Как правило, новости очень сухие, а о последствиях нет практически ничего. Омск, например, отметился вообще три раза, самый первый датирован 2008 годом. «Новая газета», ссылаясь на «Вестник образования России», говорит о 12 смертях за 2012 год. Еще одно издание посчитало, что в 2008 под футбольными воротами погибло 7 человек.
Если попытаться выкристаллизовать подробности, получится следующая картина. Большинство случаев – на заброшенных или бесхозных спортивных площадках с незакрепленными воротами. Человек решает повисеть на перекладине, ворота весом от 90 кг (минимальное значение, которое удалось найти в новости) падают и наносят травмы, несовместимые с жизнью.
Почти все дела, взятые под чей-то личный контроль, потом пропадают из новостей. Из известного: за инцидент в Туле в 2019 году три и четыре года условно получили глава Привокзального округа и его заместитель.

В Нижнем Новгороде судят (приговор еще не вынесен с 2024 года) директора яхт-клуба Андрея Сподаренко.
Бывшая глава Безымянского муниципального образования Елена Услонцева получила два года условно после смерти школьницы в 2023-м. И по два года колонии общего режима дали директору строительной фирмы и начальнику службы контроля. Чаще дела возбуждаются по двум статьям: 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) и 293 (халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
«Правила техники безопасности пишутся кровью». Есть ли нормы для надежности футбольных ворот?
Изучая трагичные случаи по всей России, мы обнаружили в одном из них важную подробность. Адвокат одного из обвиняемых в халатности сослался на то, что в инструкциях не указано, как именно должны быть закреплены ворота. То есть как бы не существует требования, которое нарушил предполагаемый виновник. Адвокат и кандидат юридических наук Александр Карабанов объяснил Спортсу”, что такая логика может помочь.
– Действительно, это становится некой лазейкой для защиты. И, наверное, прокуратура должна быть инициатором для изменения внутренних правил, чтобы мы могли защитить здоровье и жизнь детей и взрослых. Был случай, когда в здании московского вуза парень сломал себе шею и погиб во время соревнований по легкой атлетике. Были специальные защитные маты, но вокруг них довольно жесткий периметр, в который он влетел головой. И мы столкнулись с тем, что не было конкретных правил, какой должна быть сама зона безопасности, и виновный не был привлечен к ответственности. Хотя есть здание университета, есть официальные соревнования и нет виновного.
Футбольные ворота являются спортивным инвентарем, что закреплено в частности в ГОСТ Р 55664-2013. Правила говорят: «Футбольные и хоккейные ворота должны быть весьма устойчивыми и не иметь острых углов». Сейчас в целях экономии многие школы или спортивные организации заказывают тяжелые стальные ворота, грубо сваренные из стальных брусков, имеющие острые углы и выступающие жесткие крючки для сетки.

По правилам футбольные ворота должны быть вставлены в специальные гильзы, вкопаны в землю или прочно закреплены противовесами и выдерживать в районе перекладины горизонтальное давление в 1100 ньютонов. Это примерно та сила, которую должен приложить 110-килограммовый мужчина, навалившийся на нее всем весом. Хоккейных ворот это требование тоже касается.
В соответствии с постановлением российского правительства №14 от 15 января 2020 года сертификация футбольных ворот была полностью отменена. Согласно этому законодательному акту, данную процедуру исключили из единого списка сертифицируемых изделий вместе с воротами для игры в гандбол, мини-футбол и хоккей на траве. Теперь сертификация оборудования для спортивных игр является добровольной, однако сами требования к инвентарю не изменились. При этом нужно отметить, что сертифицировать можно только новую продукцию, которая еще не была введена в эксплуатацию.
– В Дагестане, как я понимаю, это случилось на заброшенной спортивной площадке. А кто за нее отвечает?

– Тут вообще очень важна доследственная проверка. Нужно установить, кому принадлежит территория, кто вводил в эксплуатацию спортивный объект на ней и как он использовался. Бесхозной земли – по крайней мере в Москве и Московской области и, думаю, в других регионах – сейчас не существует. Так что изначально надо установить, какие организации несут ответственность за эту площадку. Тогда будет конкретное должностное лицо, которое отвечает за технику безопасности на этом объекте.
– Как быть с тем, что футбольные ворота не предназначены для того, чтобы на них висели? Если я залпом выпью стакан кофе, я сильно обожгу полость рта и часть пищевода, но ответственен ли за это продавец?
– Вообще, если мы не говорим про официальные спортивные мероприятия, то родители несут ответственность за своих детей. И если дети нарушают технику эксплуатации спортивного инвентаря, то по большому счету ответственность здесь ложится и на родителей.
– Кажется ли вам, что стоит конкретизировать правила закрепления ворот?
– Есть такие слова, что техника безопасности, в том числе правила дорожного движения, написаны кровью. Может быть, и эти случаи станут основанием, чтобы люди, от которых это зависит, вникли в ситуацию и разработали свод правил, в которых будет досконально четко прописано все: и ответственные, и правила монтажа и фиксации, и даже материалы, которыми это осуществляется.
Слова адвоката Карабанова косвенно подтверждает Артем Разумов, руководитель отдела продаж компании, специализирующейся на спортивных площадках. Специалист ссылается на еще один ГОСТ (55665-2013), но легко заметить, что там речь идет о профессиональных или полупрофессиональных площадках. «Столбы [для штанг] бетонируются на 80-100 см в глубину. Ширина труб должна быть от 10 до 12 см. Самым качественным сплавом считается алюминий (в профессиональном футболе используется только он), чуть похуже сталь. Основание должно быть идеально ровное: грунт, бетон или асфальт. Ворота могут бетонироваться до укладки искусственного газона.
Если заказчик государственный, то при вводе в эксплуатацию будет проверка контрольной комиссии. Если заказывает застройщик, то – технадзор. При проверке очень тщательно смотрят места сварных соединений, чтобы не было никаких острых краев и чтобы все швы были гладкие и герметичные», – говорит Разумов
«Человек получает травму, похожую на сильный удар трубой»
Трагедии чаще происходят вне занятий, когда нет надзора тренера. При этом на тренировках иногда необходимо перемещать ворота, и решить проблему, вкопав все, что движется, – плохая идея. Тренер детской футбольной школы «Пионер» Валерий Кулагин рассказывает, что трагедий можно избежать беседами с детьми.

– Все от тренера зависит. Если он объясняет технику безопасности и напоминает о ней регулярно, то такой проблемы нет. Надо напоминать, что на воротах нельзя висеть и самостоятельно их двигать. В залах мы вообще чаще всего используем пластиковые ворота, они легкие и безопасные. На улице стараемся класть утяжелители, чтобы ребенку самому было сложно их перевернуть. Плюс я тренирую свою команду уже три-четыре года, дети знают, что делать нельзя.
– Откуда они это знают?
– От тренера. Другое дело, что от самого ребенка многое зависит. Есть дети, которые почти все пропускают мимо ушей. Он может прийти с тренировки и во дворе повиснуть на воротах. Но на занятиях мне сложно представить, чтобы кто-то это сделал.
Из слов адвоката и тренера легко сделать вывод, что за оставшуюся половину лета проблема точно не решится. Но будет хорошо, если хотя бы те, кто прочтет этот текст, осознают опасность детских футбольных площадок. Следующему спикеру точно можно верить.
«Человек получает травму, похожую на сильный удар трубой, – рассказал Спортсу’’ судмедэксперт Сергей Московский. – Ну или нанесенный тупым предметом. Получаем множественные переломы костей лицевого отдела черепа. Большая часть с переходом на мозговой отдел. Вдавленные и многофрагментарно-оскольчатые переломы с кровоизлияниями над и под оболочки головного мозга. Ушибы головного мозга. Чем меньше время от получения травмы до операции, тем лучше прогноз».
После этих слов хочется верить, что, конечно, тренер уследит, прокуратура проверит, а подрядчик закрепит, но, кажется, прямо сейчас лучше всего попросить молодых людей не висеть на футбольных воротах. И сохранить себе жизнь.
Фото: Belkin Alexey/news.ru, Anton Luhr/imageBROKER.com, Konstantin Kokoshkin/Global Look Press; РИА Новости/Александр Сухов, Евгений Одиноков
Сил вам.
У нас в детстве на площадке, которая как-то сама собой образовалась и откуда-то ворота металлические были парень на перекладине повис и на грудь ворота упали.
Все за него перепугались, мелкие были, но там видимо только ушиб.
Без дальнейших последствий
Если честно очень удивился, увидев подобную статью на главной у Спортса.
Сейчас в 35 лет вспомнил об этом и задумался, насколько тогда мы смеялись и дивились падению ворот, на столько сейчас это жутко выглядит
Смертность от упавших ворот на 1 месте, удары жесткими железными качелями на 2 месте, дальше опасные несертифицированные карусели. От десятка до нескольких десятков случаев каждый год. В подавляющем большинстве дело в несертифицированном, небезопасном оборудовании. В ГОСТах все давно учтено, в статье дан четкий комментарий на эту тему - ворота либо бетонируются, либо в случае со съемными используются специальные глубокие гильзы, чтобы предотвратить случае падение. Но это все касается нового оборудование, в стране до сих пор тысячи площадок советского наследия, и еще тысячи самодельных. Уже году в 2015 выпускали закон что все старые жесткие качели нужно заменить на новые на цепочке, но до сих пор по стране я встречаю жесткие качели или такие вот незакрепленные ворота.
То что сертификацию именно ворот в 2020 году отменили, для меня новость, но надо отметить что сертификация ворот и сертификации монтажа - разные вещи. Даже хорошие, правильные ворота будут опасны, если их не закрепить. При мне законы постоянно только ожесточались, и любая спортивная/детская площадка имеет эксплуататора, который обязан за безопасность отвечать, это тоже в статье отмечено. За последние годы в сфере было принято множество ужесточающих нормативных актов, которые в частно ужесточают ответственность для всех - производителей, эксплуататоров площадок, технадзор ужесточено вплоть до уголовных дел. Но по-прежнему такие трагические случае остаются. Ведь как это чаще всего случается? Оборудованных хороших полей поблизости нет, спротшкола или просто родители скидываются на самые дешевые железные ворота, которые по нужде таскают туда-обратно, никак не закрепляя. А это опасно.
Самый главный вывод, который мы можем сделать - нам всем нужно проявлять бдительность. Да, ответственных за случившееся могут поймать и наказать, но какой в этом толк, если погиб ребенок. Проверяйте любые площадки где играют дети, пишите в тех.надзор, в прокуратуру. Я понимаю, что есть огромное количество самодельных площадок (хотя по закону их быть не должно) и желание играть в футбол сложно остановить, но даже в таком случае, если нет никаких других вариантов, все равно нельзя играть на площадках, где ворота закреплены не по ГОСТ. Даже если ставите ворота например на собственной территории, крепите их только по ГОСТ, это вопрос 5000 рублей и потенциально детской жизни.