Трибуна
17 мин.

«Мотор» – амбициозный проект, который готов бороться за медали

Piłka Nożna – телеграмм канал о польском футболе на русском языке. Здесь Вы сможете узнать самые свежие новости из польского футбола, мысли автора о прошедших матчах, прогнозы на матчи Экстракласы и многое другое.

Люблинский «Мотор» завершил сезон Экстракласы на высоком для новичка седьмом месте. Это лучший результат клуба за всю семидесятипятилетнюю историю, но в Люблине не планируют останавливаться на достигнутом и хотят ввязаться в борьбу за медали и еврокубки.

«Мотор» – представитель нефутбольного региона

Люблин никогда не славился своими футбольными командами. В межвоенное время главным клубом Люблина была «Люблинянка». Сегодня это старейший клуб города из всех функционирующих, но на высоком уровне «Люблинянка» никогда не выступала, ограничившись борьбой за чемпионство Польши в 1946-м и 1947-м годах. Тогда лучший клуб страны определялся не в формате лиги. В 1946-м на правах чемпиона Люблина клуб стартовал с 1/8 финала и сразу покинул розыгрыш, разгромно проиграв «Радомяку» 0:5.

Спустя год двадцать восемь команд, ведущих борьбу за чемпионство, были разделены на три группы. «Люблинянка» заняла в своей группе пятое место и досрочно завершила борьбу за трофей. А вот юниоры команды однажды стали лучшими в стране, завоевав золото в 1938-м году.

В декабре 1950-го года группа любителей футбола во главе с Здзиславом Чубашкем и Тадеушем Осиньским решила создать футбольную команду под патронажем построенной в городе фабрики грузовых автомобилей. Новый клуб получил название «Сталь». Начав в пятом по силе дивизионе Польши, «Сталь» быстро оказалась в третьем дивизионе, где ее ждало первое дерби против «Люблинянки». Первые четыре очных противостояния остались за более опытными футболистами «Люблинянки».

В 1957-м году клуб был переименован в «Мотор» (полное название – рабочий спортивный клуб Мотор). Через два года люблинцы получили хороший шанс впервые в своей истории выйти во второй по силе дивизион Польши. Команда под руководством Леона Козловского за тур до конца сезона лидировала в турнирной таблице, но в завершающем матчем «Мотору» предстояло сыграть с «Люблинянкой», выступавшей тогда под названием «Уния». В дерби победила «Уния» и обошла «Мотор» в турнирной таблице на одно очко, получив право на участие в переходных матчах за место во втором дивизионе.

Lublin – co warto zobaczyć? Atrakcje turystyczne
Люблин. Здесь строится один из интереснейших проектов польского футбола

В сезоне 1963/1964 «Мотор» наконец праздновал выход во второй дивизион. Как чемпион воеводства, люблинский клуб за путевку во второй дивизион в финальном этапе соперничал с «Варшавянкой», «Мазуром», «Вармией» и «Влоякняжем». В этом финальном пуле «Мотор» в восьми матчах потерял лишь одно очко, но в дело вмешался PZPN.

Дело в том, что в матчах с «Вармией» и «Влокняжем» в составе «Мотора» на поле выходил Роман Грудзиньски, не имевший право принимать участие в матчах. «Мотору» было засчитано два технических поражения.

Через год «Мотор» наконец завоевал путевку во II-ую лигу уже без всяких нарушений, но неопытная команда уже через год вернулась в третий дивизион, заняв предпоследнее место во II-ой лиге.

Вскоре «Мотор» стал постоянным участником II-ой лиги, начав строительство команды для борьбы за элитный дивизион. Надежду подавала и люблинская молодежь, в 1970-м году воспитанники «Мотора» завоевали бронзовые медали чемпионата юниоров, а через год стали лучшими в стране.

В сезоне 1973/1974 «Мотор» получил отличный шанс впервые в истории выйти в элитный дивизион. Для этого в заключительном матче сезона нужно было обыграть «Стомиль», который вел борьбу за выживание. Но «Мотор» не воспользовался шансом, оставшись во втором дивизионе. Зато люблинцы чуть было не дошли до полуфинала Кубка страны, уступив в серии пенальти «Шомберкам».

В следующем сезоне, 1979/1980, «Мотор» под руководством Бронислава Валигура впервые в своей истории завоевал путевку в I-ую лигу. Люблинцы уверенно победили в своей группе, оторвавшись от ближайшего преследователя на десять очков.

Выступление в I-ой лиге сопровождались постоянными аншлагами на домашних матчах, а успешное выступление футболистов из Люблина привлекало на трибуны новых болельщиков. Дебютный сезон в элите «Мотор» закончил на десятой строчке, но уже в следующем сезоне вылетел во II-ую лигу с последнего места.

1980-ые и начало 1990-ых стало лучшим периодом в истории «Мотора». Из двенадцати сезонов люблинцы лишь два провели вне элиты польского футбола, в сезоне 1984/1985 «Мотор» занял девятое место, бывшее лучшим достижением люблинцев до завершившегося сезона. А в сезоне 1982/1983 «Мотор» даже поиграл в еврокубках. В Кубке Интертото польский клуб получил в соперники датский «Лунгбю», немецкий «Дуйсбург» и швейцарский «Люцерн», но, заняв третье место в группе, быстро закончил свое выступление в еврокубках.

undefined
«Мотор» Люблин в сезоне 1989/1990

В сезоне 1991/1992 «Мотор» покинул I-ую лигу и постепенно начал спускаться вниз по системе польского футбола, оказавшись в сезоне 1998/1999 в четвертом по силе дивизионе страны. Там он оказался уже с новым названием – Любельский футбольный клуб. Сделано это было, чтобы избежать банкротства.

В 2001-м клуб вернул себе название «Мотор» и начал постепенное возвращение во второй дивизион. Сделать это удалось в сезоне 2006/2007, когда люблинцы финишировали на первом месте III-ей лиги. Но закрепиться во втором дивизионе не удалось и «Мотор» быстро вернулся в третий дивизион, где над ним нависла серьезная угроза. Долги клуба росли и «Мотор» не мог получить лицензию на выступление. Из ситуации представители люблинцев вышли, приобретя лицензию на выступление во II-ей лиге у «Спартакуса» из небольшой деревни Шаровола вблизи польско-украинской границы.

В 2011-м году, когда «Мотор» переживал не лучшие времена, ведя борьбу за выживание в третьем по силе дивизионе страны, был подписан договор на проектирования нового стадиона – Арены Люблин. За полтора года в городе была возведена арена, вмещающая 15 247 человек, а первым матчем «Мотора» на свежем стадионе стало дерби против «Люблинянки» в четвертом дивизионе.

Новая современная Арена Люблин

В присутствии шести с половиной тысяч человек команды разошлись миром 1:1.

Раз за разом «Мотор» останавливался в шаге от выхода во II-ую лигу, финишируя на 4-м, 1-м (проигранный стыковой матч), 2-м, 2-м и 3-ем местах соответственно.

Переломным стал сезон 2019/2020, который не был доигран до конца из-за пандемии коронавируса. Путевки в третий дивизион получили лидеры своих групп, но вот в IV-ой группе ситуация вышла спорной. Там краковский «Хутник» и «Мотор» имели по тридцать шесть очков. Выше в таблице находились краковчане, благодаря победе в очном матче.

Но представители «Мотора» выстроили свою позицию следующим образом: в регламенте записано, что при равенстве очков выше располагается команда, имеющая лучший баланс очных встреч, но «Хутник» и «Мотор» сыграли между собой лишь один матч, поэтому, по мнению представителей «Мотора», первое значение в турнирном положении команд должна иметь разница мячей, которая была значительно лучше у «Мотора». Ситуация сложилась непростая, и в итоге во II-ую лигу отправились и «Мотор», и «Хутник».

Сезон 2020/2021 «Мотор» завершил в середине таблицы II-ой лиги, но в сентябре 2020-го произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу «Мотора».

Четырнадцатый в списке богачей приходит в клуб из третьего дивизиона

В сентябре 2020-го владельцем «Мотора» стал Збигнев Якубас, уроженец Люблина, который в за год до этого занял четырнадцатое место в списке самых богатых поляков с состоянием около двух миллиардов злотых.

Инвестиции в «Мотор» Якубас объяснил желанием сделать что-то полезное для родного города и клуба. Якубас вспоминал, как еще с дедушкой приходил на матчи «Мотора».

Педагог по образованию, Якубас несколько лет поработал в варшавской школе учителем, но небольшой зарплаты учителя не хватало на жизнь в столице. Однажды Якубас возвращался из родного Люблина в Варшаву с семью тысячами долларов, которые ему дали родители на покупку квартиры. Но Якубас решил в корне изменить свою жизнь. Все деньги Якубас вложил в открытие в столице страны магазинов одежды, а вскоре он и купил собственную квартиру в Варшаве, бизнес пошел в гору.

Вскоре Якубасу удалось организовать в Варшаве пошив одежды, что заметно увеличило доход бизнесмена, а на вырученные день Збигнев основал финансовую группу Multico. Якубас брался за практически за каждую область бизнеса, он вкладывался в СМИ, организовал производство минеральной воды, а затем поднял из руин обанкротившийся завод по производству железнодорожного подвижного состава в Новом Сонче.

To już oficjalne. Miliarder zainwestuje w piłkarski Motor Lublin. 'Nie mam limitu na ten cel'
Збигнев Якубас – польский миллиардер и владелец «Мотора»

В 2003-ем Якубас за 80% акций производства заплатил шесть миллионов злотых, через десять лет 44% своих акций Якубас продал за четыреста миллионов. Якубас сумел развить производство, благодаря активному использованию современных технологий. Рад Якубас использованию их и в футболе. Так, он признавался, что никогда не вложился бы в футбольный клуб, если бы в футболе не внедрили VAR:

- Когда мой друг владел варшавской «Полонией», он спрашивал у меня, почему я не хочу вложиться в футбольный клуб. Я ответил ему, что пока в футболе не внедрят VAR, не вложу в футбол ни гроша. Ни один уважающий себя бизнесмен не позволит себе вкладывать миллионы в клуб, после чего из-за ошибок арбитра в матче потеряет все. Сегодня у нас работает VAR, стало спокойнее, судейских ошибок стало заметно меньше.

Сегодня 72-летний Якубас продолжает владеть группой Multico, которая имеет интересы во многих сферах: строительство, пошив одежды, нумизматика, недвижимость, киноматограф, железнодорожный транспорт, туризм.

Вместе с Якубасом в «Мотор» пришел Богуслав Леснодорски, бывший президент и владелец варшавской «Легии», который вошел в наблюдательный совет «Мотора». При Леснодорском «Легия» год за годом становилась лучшей в Польше и доходила до группового этапа Лиги Чемпионов.

Именно с «Легии» и хотел брать пример Якубас, он хорошо знаком с Дариушем Медуским, нынешним владельцем варшавского клуба, а рассказывая о своих планах в «Моторе», Якубас говорил о необходимости развития академии клуба, желании ставить на воспитанников. В 2025-м году миллиардер желал увидеть свое детище в Экстракласе.

Zbigniew Jakubas: W przyszłym sezonie chcemy być w TOP 3 ekstraklasy

Якубас не стал сорить деньгами. Да, в Люблине на уровне третьего дивизиона платили хорошие деньги, но звезд из элиты польского футбола в клубе не было. И первые два сезона Якубаса в Люблине вышли непростыми – девятое и пятое место соответственно. Пятая строчка позволила «Мотору» продолжить борьбу за выход в I-ую лигу в плей-офф, но после прохода «Вигр» из Сувалок в финале люблинцы были разбиты 14-кратным чемпионом Польши  «Рухом», возвращавшимся из низов в элиту польского футбола.

За два года «Мотор» не сделал шага вперед, что начинало огорчать Якубаса, немного иначе представлявшего свой проект.

Начало же сезона 2022/2023 чуть было не заставило Якубаса уйти из клуба. Его «Мотор» в стартовых одиннадцати турах набрал лишь семь очков, опустившись на самое дно турнирной таблицы. В одиннадцатом туре «Мотор» дома уступил «Висле» из Пулав с крупным счетом 2:6, тренеру Даниэлю Стефаньскому такого не простили, а на смену ему пришел молодой португалец Гонсало Фейо.

Неуничтожимые

Для 32-летнего Фейо работа главным тренером «Мотора» стала первым опытом самостоятельной работы. Ранее португальский специалист работал в академии «Легии», в тренерском штабе Кико Рамиреза в краковской «Висле», после чего уехал с испанцем работать в Грецию, а с 2020-го по 2022-ой португалец был ассистентом Марека Папшуна в «Ракуве».

Фейо сумел преобразить «Мотор», до конца сезона люблинцы проиграли лишь трижды и вплотную приблизились к зоне плей-офф за путевку в I-ую лигу.

4-го июня 2023-го в заключительном туре II-ой лиги «Мотор» играл на выезде с варшавской «Полонией», которая уже гарантировала себе путевку во второй дивизион. До 90-ой минуты «Полония» вела в счете 1:0, пока Михал Крул не забил столь важный гол, позволивший люблинцам забраться в зону плей-офф.

В этом сезоне «Мотор» стал полностью оправдывать свое прозвище, которое красуется на баннере фанатов – неуничтожимые. В полуфинале «Мотору» противостояла «Котвица», долгое время на табло держались нули, пока на 86-ой минуте «Котвица» не вышла вперед. Но «Мотор» снова спасся, на 95-ой минуте Цеглаж, который в Экстракласе выводит партнеров на поле с капитанской повязкой, сравнял счет, а в дополнительное время люблинцы забили второй мяч. В финальном матче «Мотор» в серии пенальти переиграл «Стомиль» и завоевал путевку в I-ую лигу, вернувшись во второй дивизион спустя тринадцать лет.

«Мотор» завоевал повышение в классе, находясь после пятнадцатого тура на предпоследнем месте в турнирной таблице. Но сезон 2022/2023 принес люблинцам не только радость от возвращение во второй дивизион, но и открыл всей Польше личность Гонсало Фейо.

В СМИ и раньше просачивалась информация о своенравном поведении Фейо. Работая в краковской «Висле», он устроил потасовку в VIP-ложе стадиона «Вислы», подравшись с охраной. В «Ракуве» Папшуна Фейо тоже не удалось избежать скандала. Во время тренировочной игры ченстоховцев члены тренерского штаба также участвовали в матче. В определенный момент португалец сорвался на администратора клуба и начал с ним драку.

Отношения между Гонсало Фейо и президентом «Мотора» Павлом Томчиком уже долгое время оставляли желать лучшего, стороны критиковали друг друга (особенно в этом активничал тренер), апогей конфликта произошел в марте 2023-го года.

Португалец запустил в президента клуба что-то наподобие подноса или папки с документами, которая попала в висок президенту клуба, разбив бровь. Быстро лицо Томчика залила кровь, он вынужден был обратиться в больницу, где ему были наложены швы. Фейо покинул офис клуба, а за произошедшее взялись юристы. Позже стало известно, что Томчик встал на защиту пресс-секретаря клуба Паулины Маценжек, которую португалец неоднократно оскорблял.

Клуб отреагировал довольно неожиданно – Фейо остался у руля команды, а вот Томчик покинул клуб. Во многом это произошло из-за того что Фейо поддерживали игроки и болельщики. Фанаты «Мотора» давно недолюбливали Томчика, не соглашаясь со многими его решениями, Фейо же был для них настоящим героем.

Стоит отметить профессионализм Фейо именно как специалиста. Он умеет рассказывать о футболе, он хорошо в нем разбирается и анализирует большое количество информации. Фейо родился в Португалии, в стране, которая дала футболу множество талантов. Фейо много разговаривал с владельцами польских клубов, в том числе из Экстракласы, на этих встречах ему удалось убедить руководителей в правильности своих идей.

Mateusz Stolarski, trener Motoru Lublin: wymagania, które postawił trener Feio są najwyższe z możliwych | TVP SPORT
Бывший тренер «Мотора» Гонсало Фейо и нынешний тренер «Мотора» Матеуш Столярски

В I-ой лиге «Мотор» Фейо продолжал показывать великолепные результаты, почти весь сезон люблинцы шли в шестерке сильнейших, гарантирующей как минимум участие в плей-офф за путевку в Экстракласу, но после матча 24-го тура, в котором «Мотор» уступил «Стали» из Жешува со счетом 1:2 Фейо неожиданно подал в отставку.

Она столь же неожиданно была принята Збигневем Якубасом, который рассказал о причинах своего решения. По словам Якубаса, Фейо раскритиковал своих игроков, заявив, что заслуживает лучших футболистов. Проблема для Фейо в том, что в отсутствии спортивного директора именно португалец отвечал за приглашение новичков в команду, на это и указал Фейо Якубас. «Мотор» тогда располагался на пятой строчке. Фейо бросил клуб в довольно важный момент, а меньше чем через месяц возглавил варшавскую «Легию».

Искать тренера в концовке сезона у «Мотора» не было времени, команду принял 31-летний Матеуш Столярски, ранее помогавший Фейо. Молодой специалист сумел сохранить «Мотор» в зоне плей-офф, в полуфинале которого люблинцы в серии пенальти переиграли «Гурник» из Ленчны, а в финале все снова вспомнили прозвище «Мотора».

Люблинцам, только что вышедшим из третьего дивизиона, противостояла «Арка», которая ежегодно боролась за возвращение в элиту. Уже на 13-ой минуте гдыняне вышли вперед и вели матч в победе, а вместе с ней – к возвращению в Экстракласу, но на 87-ой минуте Бартош Вольски ударом со штрафного сравнял цифры на табло, а на 93-ей минуте Жак Ндиайе поверг в шок Гдыню, выведя «Мотор» в Экстракласу спустя тридцать два года.

«Мотор» празднует выход в Экстракласу в Гдыни

Даже Збигнев Якубас не верил в произошедшее, о чем говорил на поле после матча. Его план по выходу в Экстракласу удалось выполнить с опережением на один год.

В Экстракласе с первой попытки чуть было не забрались в еврокубки

Несмотря на большие финансовые возможности, «Мотор» не стал закупаться перед стартом в Экстракласе. Основными игроками из числа летних новичков стали Иван Бркич, Кристоффер Симон, Марек Бартош и экс-игрок «Барселоны» Серхи Сампер, поигравший на поле вместе с Хави и Иньестой. Основной костяк команды составляли все те же игроки, которые вели «Мотор» из II-ой лиги к Экстракласе.

Стартовать в Экстракласе «Мотору» пришлось матчем с «Ракувом», клубом, который Збигнев Якубас ставил как пример функционирования в Польше. Вместе с владельцем «Ракува» Михалом Шверчевским Якубас учился в ченстоховской политехнике. После поражения со счетом 0:2 Якубас около полутора часов общался с Мареком Папшуном, главным тренером соперника, о ошибках, которые совершил «Мотор».

Уже в следующем туре «Мотор» одержал первую победу в сезоне, переиграв «Лехию», а один из голов забил Петр Цеглаж, капитан «Мотора», который еще выступал в составе люблинцев в четвертом дивизионе. Если в первых матчах в элите «Мотор» осторожничал, то со временем люблинцы начали устраивать яркие шоу: 2:5 в Варшаве в матче с «Легией», 3:4 в матче с «Видзевом», 2:6 в матче с «Краковией», 4:2 победа над «Погонью». Завершил первую половину сезона «Мотор», набрав тринадцать очков в пяти матчах подряд.

Люблинцы стали главным открытием первой половины сезона, расположившись на седьмой строчке всего в четырех очках от «Легии», занимавшей четвертую строчку, которая могла бы стать еврокубковой.

Но в Люблине не собирались прыгать выше головы. Зимой владелец «Мотора» говорил:

- В настоящий момент я доволен. Хотим занять место в середине турнирной таблицы. 6-8 место буду считать успехом. «Мотор» – это клуб, который продолжает строиться. Это не фабрика, где ты приобретаешь десять машин, и они моментально начинают работать. Но мы знаем, что нужно сделать, чтобы подняться еще на пару мест вверх. В долгосрочной перспективе место в середине таблицы меня не интересует.

Во второй половине сезона «Мотору» удалось сохранить место в середине турнирной таблицы и финишировать как раз там, где и желал видеть свою команду Збигнев Якубас – на седьмой строчке, от пятой «Легии» люблинцы отстали на пять очков. При этом «Мотор» стал одной из самых пропускающих команд чемпионата, только «Пуща» пропустила больше – шестьдесят три мяча.

Нужно сказать про ажиотаж вокруг «Мотора» в Люблине. При вместимости арены чуть больше пятнадцати тысяч средняя посещаемость матчей «желто-бело-синих» составила 13 431 человек, а ведь часть мест исключалась из продажи для создания буферных секторов. С возвращением «Мотора» в Экстракласе в городе вернулась мода на «Мотор».

Отдельно стоит сказать про Самуэля Мраза. Нападающий забил шестнадцать голов в Экстракласе, став пятым в бомбардирской гонке. Словацкий нападающий побил рекорд клуба по голам за один сезон в элите, который ранее принадлежал Лешеку Иваницкому, четырнадцать раз поражавшему ворота соперников «желто-бело-синих» в сезоне 1984/1985.

Но в стартующем меньше чем через месяц сезон Мраза в «Моторе» мы не увидим. Словак на правах свободного агента ушел в швейцарский «Серветт». Это еще раз показывает, что в Люблине не готовы сыпать деньгами, не согласившись на высокие зарплатные требования Мраза.

«Мотор» развивается постепенно. О философии развития клуба Якубас говорил так:

- У меня за плечами опыт в бизнесе длиной в сорок пять лет. Принципы организации фирмы я переложил на футбольный клуб, что принесло положительный эффект. Меня не интересует короткий путь к успеху, а только тяжелая работа, пусть и с ошибками, ведь они случаются всегда и везде. Моя цель – сократить их количество.

Через полтора года должно завершится строительство академии «Мотора», где появятся семь футбольных полей, в том числе одно крытое, административные здания со всей необходимой инфраструктурой.

Lublin] Akademia Piłkarska Motor Lublin | Page 6 | SkyscraperCity Forum
Проект академии люблинского «Мотора»

С выходом «Мотора» в Экстракласу польский футбол получил еще один интересный проект, за которым стоит внимательно наблюдать. Вполне возможно, что совсем скоро «Мотор» вклинится в борьбу за самые высокие места в чемпионате. Кажется, в Люблине для этого есть все.

Фото: motorlublin.euniesamowitapolska.eupl.wikipedia.orgheidelbergmaterials.plweszlo.comwyborcza.plsport.tvp.plskyscrapercity.com.