Мелодии из гимна Лиги чемпионов почти 300 лет? История самого известного спортивного джингла
Финалы Лиги чемпионов, в которых нет хотя бы одной испанской или английской команды, случаются не так часто – в XXI веке это лишь шестой случай. В этот раз не будет привычных «Реала», «Сити» или «Ливерпуля», а будут французский «ПСЖ» и итальянский «Интер». А еще будет гимн турнира, который прозвучит на стадионе дважды: первый раз перед традиционным рукопожатием команд, а во второй – когда одна из них поднимет заветный трофей над головой.

В конце XX века УЕФА провел ребрендинг турнира, чтобы вернуть ему популярность
В 80-х и начале 90-х годов прошлого века футбол столкнулся с кризисом. Из-за плохой организации безопасности на матчах, а также активных фанатов команд на стадионах и в городах нередко случались трагедии. Давки в «Лужниках»-1982 и «Хиллсборо»-1989, драки в Брюсселе и Риме в 1984 году, пожар на «Вэлли Пэрейд»-1985, беспорядки на «Максимире»-1990 – это лишь некоторые ужасные события, во время которых погибали и страдали зрители. Не обошли проблемы и самый престижный футбольный турнир на клубном уровне – Кубок европейских чемпионов. Особенно по нему ударила трагедия, произошедшая во время финального матча турнира на стадионе «Эйзель».
29 мая 1985 года на старой бельгийском арене в решающем матче встречались «Ювентус» и «Ливерпуль». Организаторы расположили рядом с активными болельщиками английской команды нейтральный сектор, который по стечению обстоятельств оказался заполнен большим количеством итальянцев. Примерно за час до начала встречи на стадионе начались беспорядки: ультрас начали перекидываться камнями и петардами. Позже английские фанаты предприняли попытку прорваться на соседний сектор через ограждения и полицейских. Болельщики «Ювентуса», стараясь избежать прямого столкновения, начали стихийное движение в противоположную сторону, что вызвало давку и обрушение трибуны. В трагедии пострадали больше 600 человек, 39 из которых погибли.

Кроме фанатов, еще одной причиной падения интереса к Кубку европейских чемпионов стал формат турнира. Почти 50 лет соревнование проходило по системе плей-офф. Европейские гранды могли уступить более слабым командам на ранних стадиях розыгрыша и покинуть Кубок. Плюсом ко всему к участию в Кубке европейских чемпионов допускалась только одна команда из страны, занявшая первое место в национальном турнире. Исключением были случаи, когда победитель Кубка европейских чемпионов не выигрывал собственный чемпионат, тогда в следующем сезоне участвовало два клуба.
Чтобы вернуть интерес к турниру УЕФА обратился к своему партнеру, маркетинговому агентству TEAM, которое представило план по ребрендингу соревнования. С сезона-91/92 был изменен формат – появилась групповая стадия. Теперь восемь команд, которые прошли квалификацию, делились на две группы и проводили минимум шесть игр, а клубы, занявшие первые места, выходили в финал. На следующий год соревнование получило название, под которым мы знаем его до сих пор – Лига чемпионов. Для нового турнира нужны были и новые символы, поэтому в 1992 году появилась знаменитая эмблема звездного мяча. Каждая из его восьми звезд символизировала одного из участников перового розыгрыша ЛЧ, в числе которых, кстати, был московский ЦСКА.
За основу гимна был взят коронационный антем XVIII века
Вместе с логотипом УЕФА решил, что нужно создать и музыку, которая ассоциировалась бы с соревнованием, а также отражала бы возвышенные цели турнира. TEAM Marketing обратилось с этой задачей к британскому композитору Тони Бриттену, который в то время писал музыку для рекламы. Его попросили создать мелодию на основе классической музыки, слова для которой исполнял бы хор. Бриттен предложил свои варианты, но заказчиков это не устроило. Они попросили его взять за основу музыкальное произведение «Садок-священник» – гимн, который использовались во время коронаций британских монархов.

Этот антем был написан в 1727 году придворным композитором Георгом Фридрихом Генделем (на изображении – слева) по случаю восшествия на трон английского короля Георга II (на изображении – справа). Текстом для гимна послужили слова из песнопения, которое представляло из себя библейскую историю о помазании Соломона, сына царя Давида, на престол Израиля и Иудеи. Оно исполнялось на таких церемониях с 973 года. «Садок-священник» вошел в список из четырех гимнов, впоследствии традиционно сопровождавших коронации британских монархов.
Тони Бриттен создал аранжировку, оставив в ней от «Садока» Генделя восходящую струнную фазу в начале мелодии. Слова для гимна ЛЧ также написал он, взяв простые фразы по типу «лучшие», «главное событие», «чемпионы» и переведя их на английский, французский и немецкий – официальные языках УЕФА. После утверждения окончательного варианта гимн записали в одной из звукозаписывающих студий Лондона. Музыку исполнил Королевский филармонический оркестр, а текст – академический хор церкви Святого Мартина в полях.
Тони Бриттен дирижировал на «Сан-Сиро», а еще гимн четыре раза исполнял слепой певец
Перед каждым финалом Лиги чемпионов УЕФА на стадионе звучит специальная вокальная версия гимна, в припеве которой используется язык принимающей матч страны. Впервые перед решающим матчем он прозвучал в 1993 году, когда за главный клубный европейский трофей боролись «Олимпик Марсель» и «Милан». Однако во время вручения кубка французской команде на стадионе звучала песня «We Are the Champions» группы Quenn. Только с 1996 года, когда титул лучшего европейского клуба выиграл «Ювентус», на церемонии награждения стали включать официальную песню турнира.

В 2001 году финальный матч ЛЧ между «Баварией» и «Валенсией» состоялся на знаменитом «Сан-Сиро». Для исполнения гимна было решено пригласить хор миланского «Ла Скала», одного из самых престижных оперных театров Италии, которым должен был дирижировать Тони Бриттен. Перед началом матча больше 70 000 болельщиков на трибунах подняли такой уровень шума, что организаторы были не уверены, будет ли гимн слышен. Однако после вступления стадион сразу же стих, чтобы послушать «Ла Скалу» вживую. Помимо хора из известного итальянского театра, на церемониях перед финалами главную песню Лиги чемпионов исполняли британская группа All Angels, португальская певица Мариза, струнный квартет Austrian Girls, хорватский дуэт виолончелистов 2Cellos и многие другие.
Абсолютным же рекордсменом по количеству исполнений гимна перед финальными матчами ЛЧ является Андреа Бочелли – он это сделал четырежды. Известный итальянский певец родился частично слепым из-за врожденной глаукомы. Он перенес 27 операций на глазах, но особого эффекта это не дало. В 12 лет Андреа полностью лишился зрения, когда в его лицо прилетел футбольный мяч. Однако это не помешало эму добиться успеха в музыке и стать одним из самых известных итальянских теноров в мире. Впервые певец исполнил гимн ЛЧ на римском финале-1996 в составе хора, а затем в 2009, 2016 и 2017 годах выступил сольно.

К сожалению, в последние годы УЕФА стал отходить от идеи живого исполнения гимна перед финалами: в 2020 и 2021 годах из-за Covid-19 организаторы включали записанную ранее версию гимна, та же участь постигла и главные матчи турнира в 2022 и 2024 годах.
Перед сезоном Лиги Чемпионов-24/25, который впервые прошел в новом формате с одной общей группой, УЕФА снова обновил фирменный стиль турнира. Правда, сделал он это не так масштабно, как в 1992 году. Изменения коснулись и гимна: он получил новую аранжировку от все того же Тони Бриттена и британского хора Tenebrae.
Фото: Global Look Press, Getty Images/PSG, UEFA/Getty Images, AFP/Getty Images, Balthasar Denner, Enoch Seeman/Royal Collection, UEFA, Reuters
А так он Садок - Садока - Садоку - Садока - Садоком - Садоке.