Мохамед Салах, сделка «Ливерпуля» с Google Pixel и вызывающее разногласия селфи — объяснения
Праздничное селфи Мохамеда Салаха после того, как он помог «Ливерпулю» завоевать титул чемпиона Премьер-лиги, станет культовой фотографией.
Стоя с вытянутой рукой перед «Энфилдом», египтянин щелкал телефоном, протянутым ему во время празднования гола.
Казалось бы, это был момент нечаянной спонтанности, который подытожил радостную атмосферу, но на деле все оказалось не так однозначно.
Впоследствии выяснилось, что телефон, произведенный одним из партнеров «Ливерпуля», Google Pixel, был предоставлен сотрудником, который снимает контент на тренировочной площадке и стоит за воротами каждую игру, готовясь к подобным сценам.
Мы анализируем правила, касающиеся того, что игроки могут и чего не могут делать в плане рекламы во время игр, а также реакции на нее.
Что еще почитать: Сколько «Ливерпуль» заработал на победе в Премьер-лиге
Что именно произошло в воскресенье?
«Ливерпуль» шел к чемпионскому титулу, когда Салах присоединился к веселью и забил четвертый гол команды и свой 33-й в сезоне в победе над «Тоттенхэмом Хотспур» со счетом 5:1.
Именно после этого гола 32-летний футболист решил, что ему нужно сделать что-то особенное, чтобы отметить это событие. Совершив благодарственную молитву (традиционное празднование) и поприветствовав «Коп», он заметил сотрудника клуба, расположившегося за рекламными щитами, прямо напротив места, где находятся болельщики.
Она протянула форварду белый телефон, и Салах, как положено, принял позу перед трибуной и сделал снимки, после чего вернул телефон фотографу.
Этого оказалось достаточно, чтобы бывший защитник «Манчестер Юнайтед» Гари Невилл, работающий на Sky Sports в качестве эксперта, прокомментировал ситуацию: «Эта фотография будет стоить несколько фунтов»
Но впоследствии выяснилось, что на каждой домашней игре присутствует сотрудник, оснащенный телефоном Google Pixel для съемки. Ливерпуль» подписал соглашение с Google в августе 2023 года, чтобы, по словам представителей клуба, «сделать болельщиков Красных еще ближе к любимой игре».
Салаха, который также сделал селфи на поле после финального свистка, спросили BBC после игры, почему он это сделал. «С начала сезона я всегда делаю селфи с игроками (которые забивают голы), поэтому для этого случая я сказал: «Хорошо, я должен придумать что-то особенное, потому что это фотография, которая будет храниться вечно»», — ответил он.
Что еще почитать: Как «Ливерпуль» выиграл Премьер-лигу: данные и тактическая разбивка
Случалось ли такое раньше?
Да. Возможно, вы помните, как в прошлом сезоне Дарвин Нуньес забил победный мяч в ворота «Ноттингем Форест», а празднования со стороны игроков были записаны для клубной серии «Pitchside».
Эти кадры были сняты на Google Pixel, и в них капитан «Ливерпуля» Вирджил ван Дейк схватил телефон и выкрикнул слова «Давай», как бы развлекаясь.
«Арсенал» также заключил соглашение с Google и ведет аналогичную съемку своих матчей Премьер-лиги, хотя до сих пор не было ничего столь же масштабного, как это, когда игрок сам делает фото.
Среди других громких примеров, когда игроки делали селфи на поле, — нападающий «Ромы» Франческо Тотти в матче с «Лацио» в 2015 году. Марио Балотелли последовал этому примеру в 2019 году во время победы «Марселя» над «Сент-Этьеном», хотя в его праздновании приняли участие и его товарищи по команде.
Нарушил ли Салах какие-либо правила, делая селфи?
Кроме того, что Салах взорвал интернет, похоже, единственным наказанием, которое мог получить Салах, была желтая карточка за задержку возобновления игры.
Несмотря на то, что у Футбольной ассоциации есть правила, касающиеся рекламы на экипировке и снаряжении, а также отдельные рекомендации для букмекерских компаний, нет никаких специальных правил, касающихся селфи, даже если они считаются намеренным маркетингом. Ничто из правил, установленных IFAB, организацией, которая разрабатывает футбольные законы, не было нарушено.
Закон IFAB о рекламе гласит:
«Никакая коммерческая реклама, реальная или виртуальная, не разрешается на игровом поле, на земле в зоне, ограниченной сеткой ворот, технической зоной или зоной обзора судьи (RRA), или на земле в пределах одного метра (одного ярда) от пограничных линий с момента выхода команд на поле до их ухода в перерыве и с момента возвращения команд на поле до конца матча.
«На воротах, сетках, флагштоках и их флагах запрещено размещать рекламу, а также прикреплять к ним постороннее оборудование (камеры, микрофоны и т.д.)»
Селфи Салаха, сделанное на расстоянии более метра от края игровой площадки, не нарушает эти правила. Решение о нарушении правил принимает Профессиональная судейская коллегия (PGMOL), но в тот день арбитр Томас Брэмолл не предпринял никаких действий, и у Премьер-лиги нет никаких опасений по поводу поведения Салаха.
«Ливерпуль», в свою очередь, настаивает на том, что празднование Салаха не было запланированным и просто пришло к нему в тот момент.

В прошлом некоторые игроки сталкивались с акциями за маркетинговые трюки. Во время Евро-2012 бывший нападающий «Арсенала» и сборной Дании Никлас Бендтнер был оштрафован и дисквалифицирован на одну игру за то, что показал свои «счастливые» трусы, на которых было написано название букмекерской конторы Paddy Power.
Еще одним игроком «Ливерпуля», чье празднование гола в воскресенье вызвало вопросы, стал Коди Гакпо, продемонстрировавший под своей футболкой майку «Ливерпуля» с лозунгом: «Я принадлежу Иисусу». Оказалось, что она противоречит правилу IFAB, запрещающему экипировке игроков содержать «любые политические, религиозные или личные лозунги, заявления или изображения». Нападающий получит напоминание от Футбольной ассоциации (FA) о правилах организации.
Какова была реакция?
Эксперты маркетинговой индустрии разделились во мнении относительно этого трюка.
Пит Максвелл, опытный спортивный PR-директор, рассказал: «Если вы не работаете в спортивной индустрии и не оцениваете это, то большинству болельщиков просто понравится тот факт, что Салах хочет разделить этот момент с фанатами — и, вероятно, они просто поверят, что он выхватил телефон у кого-то в самый неподходящий момент.
«Он весь сезон делал селфи с товарищами по команде, так что с этой точки зрения это не что-то слишком принудительное».
Росс Харди, основатель и генеральный директор компании Player One Sports & Entertainment, согласен с этим. «Это гениальная активность, — сказал он изданию. — То, что это было сделано по сценарию, а-ля World Wrestling Entertainment, не должно иметь значения». Чем больше спортивных копий WWE, тем лучше. Ни один бренд не создает лучшие моменты, воспоминания и контент, чем WWE. Если момент веселый и запоминающийся, разве важно, что это было запланировано?»
Однако были и другие мнения. Малф Миннс, основатель и управляющий директор маркетинговых консультантов Strive Sponsorship, написал в LinkedIn, что активность «переборщила». Миннс добавил: «Это стало отвлекать от празднования завоевания титула Премьер-лиги. Спонсоры должны добавлять ценность к опыту болельщиков, а не прерывать его».
Авторы: Грегг Эванс и Мэтт Слейтер (источник)
Фото обложки: Пол Эллис/AFP via Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!
не "В начале сезона...", а "С начала сезона..."