Очеловечить Пранделли
Перевод статьи Guardian
В августе 2010 года, когда Чезаре Пранделли принял у Марчелло Липпи сборную Италии, он, должно быть, чувствовал себя, как человек, унаследовавший имущество разорившейся дворянской семьи: он не знал, сможет ли найти хоть что-нибудь ценное. Итальянцы были шокированы провалом своей команды на Чемпионате Мира в ЮАР, усилия «скуадра адзуры» во имя сохранения звания лучшей сборной мира оказались напрасны – 4-кратные чемпионы закончили своё выступление на турнире на стадии группового турнира. Эта катастрофа стала доказательством того, что страна была неспособна открывать миру новых талантливых футболистов.
Во многом этому падению поспособствовали местные клубы – Интер Жозе Моуриньо выиграл «скудетто», Кубок Италии и Лигу Чемпионов с 11 легионерами на поле, так и не подготовив для сборной ни одного игрока. Такой расклад дел расстраивал даже самых опытных игроков. «Нам придётся бороться за выход на Чемпионат Европы, - говорил Джанлуиджи Буффон после мундиаля, – но чтобы выйти из кризиса нам понадобится уж точно больше, чем два года».
Пессимизм нарастал и Пранделли не был уверен – брать под своё шефство сборную или нет. «Работа по реконструкции национальной команды нисколько не пугает меня, но мне всего 53 года, и я чувствую себя слишком молодым, чтобы быть тренером сборной и не тренировать игроков каждый день. Я просто не представляю, чем я буду заниматься целыми месяцами, в перерывах между играми», - размышлял ещё тогда тренер «Фиорентины»
И если бы отношения Чезаре с хозяином «фиалок» не испортились, вполне возможно, что он бы отказал «скуадра адзуре». Но он согласился и сделал всё, чтобы вернуть болельщикам веру в сборную, не проиграв в квалификации ни одного матча. Недавно обрушившийся на итальянский футбол коррупционный скандал вновь подорвал доверие общественности к итальянскому спорту в целом, но Пранделли явно в этом не виноват.
«Я осознал, что первой моей задачей на посту главного тренера были не победы как таковые, - признаётся Пранделли – для начала мне нужно было сделать команду ближе к обычным людям».
У Липпи была совершенно иная философия. Под его руководством команда постоянно видела врагов вокруг себя, всё время желавших накрыть сборную волной критики. Такой подход, безусловно, помог выиграть ЧМ-2006, но также сделал итальянскую сборную непритягательной для окружающих. Первое, что требовал от своих игроков Пранделли – это открытость. «Мы слишком привилегированны. Если кто-то просит об автографе, это не должно становиться для нас раздражающим моментом».
Затем Пранделли начал работать над всеобщим единением вокруг сборной. Он привёз игроков во флорентийскую тюрьму, а затем заставил тренироваться их в сердце Калабрии, коммуне Риццикони, ранее «принадлежавшей» мафии. «Подобные вещи могут помочь людям, живущих в специфических условиях и я надеюсь, что этот жест быть не последним. Мы все хотим покончить с мафией и показать, что наша страна движется вперёд», - так главный тренер прокомментировал приезд сборной в Калабрию.
Члены сборной внемли идеям Пранделли не только во время матчей, но и когда дело касалось поведения за пределами стадиона и тренировочной базы. Для Чезаре моральные качества игроков являются очень важным критерием отбора игроков. Те футболисты, которые не придерживались «этического кодекса» Пранделли отлучались от сборной на некоторое время. Речь идёт о Марио Балотелли, Даниэле Де Росси и Пабло Освальдо, провинившихся в своё нерабочее время.
Для Пранделли, дважды признававшегося лучшим тренером Серии А, события происходящие вне футбола или рядом с ним не менее важны, чем то, что происходит в самой игре. Его мировоззрение было отлично выражено после поражения от сборной России со счётом 0-3, когда он сказал, что если из-за скандала с договорными матчами его команде придётся сняться с ЕВРО-2012, он без труда смирится с этим.
Понимание того, что в жизни есть вещи и поважнее футбола стало абсолютно чётким к нынешнему рулевому «скуадры адзуры» в 2007 году – в этот год ему пришлось смириться со смертью Мануэлы, его жены. «Это было концом той жизни, которая продолжалась 8 лет, - вспоминает Чезаре - сначала ей диагностировали рак груди. С помощью вмешательства медиком проблема, казалось бы, была решена, но через два года она вернулась и ударила ещё сильней. Я возил Мануэлу по всему миру, например, в Париже ей давали хорошие шансы на выздоровление. Но весной 2007 года у неё обнаружили рак печени и с тех пор началась борьба, борьба Мануэлы с чудовищной болью.
Летом 2004 года, чтобы быть со своей женой во время критической стадии болезни, он покинул «Рому», хотя и был назначен её главным тренером два месяца до этого. «Некоторые люди были удивлены моим решением, но это решение принял бы каждый на моём месте».
Пранделли (в начале карьеры футболиста известный как Клаудио) и Мануэла познакомились за чашкой горячего шоколада в кафе, когда были ещё детьми. Он был родом из 13-тысячного Ордзинуови, находящегося между Брешией и Кремоной. Она – из соседнего городка.
Чезаре вспоминает о своей жизни с супругой:«Мы были женаты 25 лет и только раз подрались – за теннисную ракетку. Она подняла на ноги наших детей и была всегда очень заботлива по отношению ко мне, даже в самых мелочах. Например, раньше я всегда ходил гулять без денег и никогда не пользовался банкоматом. После же смерти супруги я несколько месяцев просил у друзей взаймы, потому что у меня никогда не было наличных при себе».
Он говорит, что Бог дал ему силы, чтобы оправиться от потери. Пранделли из тех итальянцев, глубоко преданных Господу, но никогда не показывающих её другим. Его вера родилась во время прогулок к футбольным полям местной приходской церкви.
По истечению пяти лет память о Мануэле всё так же сильна, однако жизнь нашла ему нового спутника, Новеллу, и они вместе живут во Флоренции. «Главное для человека – это счастье. Я говорю своим сыновьям, что с появлением Новеллы они не потеряли своего отца, но вернули мужчину, который снова счастлив. Я встретил человека, который заполнил мою жизнь желанием испытать чувства любви. И без любви я не могу жить».
Удачи Пранделли!