Секс-эскорт спонсирует бразильский футбол. Это вообще законно?
18+ от Игоря Сергеева.

Генеральным спонсором женской «Витории» из второго бразильского дивизиона стала крупнейшая в регионе эскорт-платформа Fatal Model («Роковая модель») .
Лого разместили на форме футболисток как минимум до конца года. В клубе уверены, что соблазнительное партнерство обеспечит совместный рост.
Что это за платформа? 25 тысяч моделей, выручка в миллионы долларов
Созданная в 2016 году Fatal Model – крупнейшая платформа поиска «секс-профессионалов» в Бразилии и вторая по величине в мире (после португальской Skokka).
Сейчас у Fatal Model 350 сотрудников, 25 000 активных объявлений (то есть эскортниц) и 40 миллионов ежемесячных посетителей. Портал входит в число 35 самых посещаемых в стране.
Генеральная миссия ресурса обозначена как «расширение прав и возможностей профессионалов на рынке услуг для взрослых, разрушение табу в этой профессии и выполнение роли посредника в общении с клиентами с помощью технологий».
Среди предоставляемых услуг – секс и вебкам. Бизнес-модель основана на взимании платы с зарегистрированных на платформе эскортниц – от 3 до 70 долларов в месяц. Доход также формируется за счет публикации эксклюзивного контента и рекламы – в том числе продвижения отдельных объявлений. Модели платят за популярность, но ни в коем случае не фиксированную комиссию с заработка (запомним – это важно).
Головной офис агенства находится в Пелотасе (штат Риу-Гранди-ду-Сул). Основатели бизнеса не особо публичны, но активно работают на других рынках. Так, один из партнеров Жан Куадро – соучредитель Atlas Tecnhologies, стартапа по разработке программного обеспечения.
Несмотря на специфическую сферу, менеджмент компании декларирует высокие этические нормы. Так, в рабочее время сотрудникам не разрешается использовать ненормативную лексику или уничижительные термины, не говоря уже о шутках, связанных с сексом.

В 2024 году выручка Fatal Model выросла на 124% до 12 млн долларов (85 млн реалов). Платформа объявила, что намерена в ближайший год привлечь еще 8,6 млн долларов инвестиций, утроить доход и подумать о выходе на фондовый рынок (IPO). Она также объявила о планах расширения на рынок в Мексике, Великобритании и Германии. По итогам прошлого года компания решила не распределять прибыль между владельцами, а вложить все в развитие.
«Мы продолжим инвестировать в маркетинговые стратегии, новые инструменты и новое спонсорство футбольных команд и чемпионатов», – заявляют в компании.
Потому что контракт с «Виторией» не первый для Fatal Model в бразильском футболе.
Десяток футбольных клубов, товарняки сборной Бразилии, в «Коринтиансе» ждали Погба топлес
Первые спонсорские соглашения были одноразовыми: логотип размещали на футболках клубов из низших дивизионов «Глобо», «Алтос» и «Португеза» в розыгрыше Кубка Бразилии-2022. Их выбрали, чтобы засветиться в трансляциях: клубы играли против грандов с многомиллионной фанатской базой – «Интернасьонал», «Фламенго» и «Коринтианс», – и матчи показывали на всю Бразилию.
Затем Fatal Model отметился партнерствами с командами третьего дивизиона «Камборью», «Эрсилио Луз» и «Марсилио Диас». В 2023-м платформа расширила спонсорскую деятельность, засветившись сразу в восьми чемпионатах штатов: от Сержипи до Риу-Гранди-ду-Норти.
Такая агрессивная экспансия разбудила смежный бизнес – компания по производству порнофильмов Brasileirinhas серьезно задумалась о выходе на футбольный рынок. Но у них не получилось.
А вот Fatal Model расширяла партнерскую корзину: в разное время платформа сотрудничала с десятком местных футбольных клубов из второго и третьего по силам дивизионов Бразилии.
Например, все четыре полуфиналиста чемпионата штата Алагоас этого года – «Пенеденсе», «ССА Масейо», «АСА» и «КРБ» – спонсировались Fatal Model. Главный матч турнира прошел под тегом Final Fatal.

В 2024 году компания выступила официальным спонсором чемпионатов штатов Кариока и Гаушу, а также Суперкубка Бразилии. В общей сложности рекламный контент платформы появился уже более чем на 600 футбольных играх.
В том же году Fatal Models выступила партнером сборной Бразилии в товарищеских играх играх против США и Мексики.
Но главный спортивный проект эскорт-платформы – сотрудничество с мужским клубом «Витория» из Сальвадора. Команда 30 раз становилась чемпионом штата Баия, но не может похвастаться титулами на уровне страны – лучшим достижением остается вице-чемпионство Бразилии в 1993 году. Но при этом здесь в разное время выступали чемпионы мира Бебето и Дида, начинали карьеры экс-защитник «ПСЖ» и «Челси» Давид Луис и любимец петербургских болельщиков Халк.
Fatal Model сотрудничает с «Виторией» с февраля 2023 года. Это крупнейший контракт за размещение рекламы на рукавах формы за 123-летнюю историю клуба. Также лого компании появилось на входных билетах и рекламных щитах на стадионе.
Президент «Витории» Фабио Мота признался, что это был вопрос «выживания» – клубу очень были нужны деньги.

Лого на рукавах онлайн-платформе показалось мало. Эскорт-компания предлагала «Витории» 17 млн долларов за десятилетний нейминг домашнего стадиона (Fatal Model Arena Barradao) или 34 млн за ребрендинг самого клуба в Fatal Model Esporte Clube Vitoria.
Эта новость породила массу мемов.
«Red Bull Bragantino против Fatal Model Vitoria. Пожалуйста, пересмотрите эту будущую классику корпоративного футбола!» – язвил журналист и ведущий Андре Ризек из Sportv.
Клубу пришлось оборонятся и выставить вопрос на голосование.
«Это просто опрос. Никто здесь не собирается продавать имя. Когда клуб получает такое предложение, вы обязаны сделать его публичным, выслушать людей, – парировал президент «Витории».
Болельщики не поддержали новаторские идеи, клуб и стадион сохранили исторические названия. Именно после этого Fatal Model сосредоточился на работе с женской командой в системе «Витории».
Также в этом году эскорт-платформа чуть не стала причастной к одному из самых громких трансферов в истории бразильского футбола. Fatal Model официально предложила около 700 тысяч долларов в месяц, чтобы проспонсировать переход французской суперзвезды Поля Погба в «Коринтианс» после дисквалификации.
« 🇫🇷 Тебе будут очень рады в Бразилии, Погба! Мы приглашаем тебя с расстегнутыми бюстгальтерами, – настойчиво искушал француза сайт секс-эскорта. – Ты согласен?»

Но здесь что-то не сложилось. Бюстгальтеры хотя бы на время придется застегнуть.
А тут точно все законно? Проблемы уже начались
В Бразилии проституция – когда совершеннолетние обменивают секс на деньги – легализована с 2002 года. При этом запрещено управлять публичным домом или нанимать секс-работников любым другим способом (сексуальная эксплуатация и сутенерство).
Платформа Fatal Model обходит эти юридические ограничения – сайт не занимается организацией встреч, а только рекламирует услуги эскорта. Все платные услуги в виде премиум-подписок и продвижения профайлов «полностью необязательны».
Пользовательское соглашение сообщает, что платформа не несет ответственности за любые переговоры и денежные расчеты между рекламодателем и клиентом.
Но совсем без проблем не получается, особенно после того как эскорт-платформа зашла в такую сокровенную для Бразилии среду как футбол.
В феврале 2023 года Узиэль Буэно, ведущий популярной телевизионной новостной программы Brasil Urgente («Бразилия. Срочно»), назвал президента «Витории» Фабио Моту «сутенером» и раскритиковал Fatal Model, показав видеоролики с эскортом. Четвертая по величине бразильская телевизионная сеть Band позже заявила, что подобное мнение – только личная точка зрения ведущего.

«Стоит помнить, что основная цель журналистики – информировать и разъяснять, а не судить и оскорблять, – говорится в ответном заявлении Fatal Model. – Помимо ложных ассоциаций с проституцией, заявления ведущего также оскорбительны для исторического спонсорства с «Виторией». Это партнерство не только беспрецедентно, но и наглядно демонстрирует приверженность клуба борьбе за равенство и расширение прав и возможностей этих специалистов, признанных Министерством труда».
Эскорт-платформа подала против Буэно иск о клевете из-за оскорбительных комментариев о проституции с требованием компенсации 8,5 тысяч долларов (50 000 реалов). Тот подал встречные иски – стороны завязли в судебным спорах.
Но если к самой деятельности Fatal Model вопросы больше этические, то вот к рекламе – вполне юридические.
Для начала, в апреле 2024 года, адвокат Антонио Родриго Мачадо подал жалобу в Федеральное государственное министерство, Национальный совет по саморегулированию рекламы и Программу защиты прав потребителей с требованием приостановить рекламу Fatal Model в играх чемпионата Бразилии. Юрист был уверен, что подобная реклама хотя и ориентирована на взрослую аудиторию, но в конечном итоге доходит и до детей. Тогда жалобу отклонили.
В сентябре депутат Отони де Паула объявил, что подал в Генеральную прокуратуру заявление с просьбой начать расследование по факту пропаганды проституции, нарушения стандартов рекламы и нарушения статута о детях и подростках компанией Fatal Model в связи с размещением рекламы на футбольных матчах и на самолетах. В том же месяце конгрессмен Энрике Виейра внес законопроект, запрещающий трансляцию рекламы эскорта и других сексуальных услуг на спортивных соревнованиях.

В ноябре законодательное собрание штата Алагоаса через прокуратуру инициировало административную процедуру для мониторинга и проверки спонсоров клуба «КРБ» из Масейо. В марте суд в предварительном порядке постановил приостановить рекламу Fatal Model на стадионе и форме футбольного клуба с формулировкой «трансляция рекламы, связанной с контентом для взрослых, в местах, широко посещаемых детьми и подростками, таких как футбольные стадионы или спортивные трансляции, является нарушением норм закона о детях и подростках».
Эскорт-платформа защищается, так как уверена: сама реклама не содержала запрещенный контент. Отдельно подчеркивают, что и без этого «бразильский футбол насыщен рекламой, ориентированной на взрослую аудиторию».
Сразу после заключили сделку с женской «Виторией». После подписания соглашения представители сайта для взрослых предупредили, что «будут преследовать в судебном порядке любые телевизионные сети, которые высмеивают спонсорское соглашение, связывая его с женской проституцией».
Так что в Бразилии все только начинается.
А у нас такое спонсорство возможно? Эскорт разрешен как вид деятельности, но есть нюанс
Начнем с фундаментальной разницы: в отличие от Бразилии в России проституция незаконна.
Согласно комментариям к Уголовному кодексу, под проституцией предложено понимать систематическое вступление в половую связь за материальное вознаграждение при условии, что это основной или дополнительный, постоянный источник извлечения материальной выгоды.
Кроме классических примеров, это также может быть удовлетворение половых потребностей в иных формах – например, имитация полового акта (анальный или оральный коитус) или любое воздействие на партнера, вызывающее половое возбуждение и оргазм.
За занятие проституцией положен штраф от пятисот до двух тысяч рублей, за организацию возмездных сексуальных утех можно получить до 10 лет тюрьмы.

Но здесь важно сепарировать два разных понятия – эскорт и проституцию (которые, правда, не взаимоисключают друг друга). Предметом эскорт-услуг является проведенное вместе время, проституции – интимные услуги за деньги.
Действительно, в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) в подгруппе предоставления прочих персональных услуг вместе с деятельностью астрологов, спиритов и чистильщиков обуви значится эскорт (или предоставление сопровождения).
Но такой эскорт подразумевает вид бизнеса, занимающегося предоставлением (как правило эффектных) спутниц и спутников (как правило богатым) клиентам для появления с ними на мероприятиях – деловых встречах, благотворительных балах и в путешествиях. В деловых предложениях сообщается, что в компании образованной, роскошной девушки вы будете выглядеть более презентабельно перед гостями, коллегами или бизнес-партнерами. В агентствах вам могут предложить, например, модель для тусовки или переводчиц модельной внешности. Естественно, никакие секс-услуги подобная оферта не содержит.
При этом эскорт не может исключать секс, а секс не исключает эскорт – но без оплаты за услуги интимного характера это не будет считаться проституцией.
Насколько одно может существовать без другого – вопрос специфический.
«Безусловно, эскорт и проституция – это одно и то же, – поделилась с «Лентой.ру» создательница форума «Эскорт без палева» под ником Vasaby. – Многие девочки разочаровываются после того, как агенты зовут их заниматься эскортом: якобы вы только сопровождаете богатых мужчин, и никакого секса от вас не потребуется. Это ложь».
Основные витрины для этой деятельности – это социальные сети, сайты знакомств и эскорт-агентства. Но опять же, пока подобные ресурсы (или их реклама) не нарушают законодательство – к ним нет претензий.

«За надлежащей рекламной деятельностью следят антимонопольные органы, а прокуратура через Роскомнадзор может блокировать ресурсы интим-услуг, например, за распространение персональных данных (часто используются чужие фото) или порнографии (слишком откровенные фото), – пояснил Спортсу’’ адвокат коллегии «Седьмой Мост» Константин Островский. – Но фиксировать любые подобные нарушения очень сложно, особенно на сайтах знакомств, где пользователи самостоятельно заполняют профили и обмениваются сообщениями, а сам ресурс не берет никакой посреднической платы».
Так, в конце марта, столичный Лефортовский суд по ходатайству межрайонного прокурора заблокировал сайт агентства эскорт-услуг Queenspalace – именно «за публикацию запрещенной в России информации».
Но в любом случае нас больше интересует другое – может ли вообще подобная платформа (естественно, даже без намека на проституцию) запартнериться с российским футбольным клубом или даже сборной?
Закон не ограничивает подобный коммерческий союз. Но деятельность спонсора должна быть разрешена на территории страны, а реклама его товаров/услуг не запрещена в целом (как, например, табачных изделий или медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности).
Проблемы возникнут, если за рекламой сайта знакомств скрывают что-то незаконное (например, проституция) – запрещена реклама одного товара, если она осуществляется под видом рекламы другого товара.
Внутренние регламенты РФС не позволяет дополнительно ограничивать рекламу и спонсорские контракты – есть только ограничения по справедливой оценке соглашений со связанными компаниями.
В теории, если какой-то российский клуб начнет рекламировать ресурс или услуги сомнительного характера (но в рамках соответствующего законодательства), футбольный союз может включиться через комитет по этике – субъектам футбола необходимо оценивать свое поведение, которое может оказать соответствующее влияние на репутацию ФИФА, УЕФА, РФС, поэтому они должны вести себя достойно и этично.
Коммерческий регламент РПЛ уточняет, что во время матчей турнира допускается только распространение рекламно-информационных материалов, разрешенных законодательством РФ.

Команды обязаны письменно предоставить лиге подробную информацию о всех спонсорах и партнерах (наименование, срок действия договора, товарная категория, наличие или отсутствие обязательств по обеспечению эксклюзивности). Кроме этого, клубы согласуют билеты и печатную продукцию.
Клубом вправе заключать соглашения с генеральным (титульным) спонсором без согласия лиги, но реклама не должна нарушать принципов эксклюзивности спонсорских контрактов РПЛ (например, букмекерского). Право нанесения любых рекламных материалов на игровую, тренировочную, парадную и отдельные виды форм принадлежит клубам на исключительной (эксклюзивной) основе, за исключением шеврона на правом рукаве и номерах – туда интегрируется реклама титульного партнера лиги.
Вывод: если к спонсорам нет претензий антимонопольных органов, прокуратуры или Роскомнадзора, то повлиять на партнерство футбольный союз или лига никак не могут (впрочем, как и в Бразилии). Все остальное может рассматриваться только в этической плоскости, а это всегда субъективно.
В других странах были случаи, когда клубы отказывались от подобных партнерств, чтобы не портить репутацию. Например, летом 2023 года онлайн-платформа для взрослых My.Club предлагала оставшемуся без генерального спонсора «Челси» за изображение лого на игровой форме приемлемые 52 млн долларов (40 млн фунтов) в год. Лондонцы проигнорировали щедрое предложение.
Президент сайта с рейтингом X Майк Форд также рассказал, что в ранее им уже отказал «Интер».
В Бразилии не все довольны, но пока клиентская база эскорт-сервиса только растет
Репутационный вопрос сейчас главный и для «Витории». В соцсетях, например, сделку критикуют за то, что это не помогает женскому спорту, а наоборот усугубляет эксплуатацию женского тела.
Но пока это все не сильно занимает владельцев Fatal Model – там очень хорошо умеют считать деньги.
За первые несколько дней после анонса сотрудничества с мужской «Викторией» в 2023 году платформа зафиксировала 40-процентный рост числа подписчиков в социальных сетях, посещаемость самого сайта выросла на 43%, медиадоход за этот период оценивался в 5 млн долларов. Кроме этого, заметно выросла база рекламодателей (= эскортниц). Ожиданий от партнерства с женской командой не меньше.

«Аудитория нашего сайта в основном мужская, и они посещают платформу в поисках эскорта. Мы рассматривали футбол как пространство для обучения и обсуждения серьезных вопросов, чтобы люди смотрели на эскорт-услуги как на любую другую профессию», – говорит директор по коммуникациям платформы Нина Саг, которая сама начинала с эскорта на Fatal Model.
Тем временем мужская «Витория» в этом году вернулась в высший дивизион – так у Fatal Model впервые появился партнерский клуб в элите бразильского футбола.
Эскортницы спонсируют футболистов. Не наоборот.
Секс-контракты футболистов. Как это устроено?

Фото: Gettyimages/Alexandre Schneider; Alfredo Falcone/Keystone Press Agency, scully/imageBROKER.com, Sebastian Gollnow/dpa/Global Look Press; fatalmodelvitoria.com/Victor Ferreira/EC Vitória; РИА Новости/Алексей Филиппов
довольно круто
WildGirls или Girlzon 😃
Скока? Да ты шо #####