15 минут славы Тони Оби. Интервью с игроком, для которого дебютная игра за «Оксфорд» стала последней

Джон Олдридж, Джеймс Констейбл, Джоуи Бичемп (светлая ему память), Кэмерон Брэннаган - улицы Оксфорда не забудут эти имена. Истории об этих крутых игроках регулярно рассказывают, а затем пересказывают. Большинство остальных никогда не достигают таких высот, но они могут хотя бы помечтать о небе. Для поколения фанатов «Оксфорда» из 80-х имя Тони Оби все еще живо в памяти, несмотря на то что он сыграл всего 15 минут в майке «Юнайтед».
Суббота, 23 августа 1986 года. Первая игра сезона. «Уотфорд» на выезде. Поражение 3-0. Большинство имен в составе были хорошо знакомы: Джадж, Ланган, Тревик, Филлипс, Бриггс, Шоттон, Хьютон, Олдридж, Чарльз, Хебберд, Перриман. В основном это та же команда, выигравшая Кубок Лиги весной на Уэмбли, за вычетом Брока и плюс Перриман.
Использованная замена: Тони Оби. И больше это имя уже никогда не появлялось в протоколах. С некоторых пор поклонников «Оксфорда» стало интересовать, почему карьера Тони в клубе получилась настолько короткой. Таков был его невысокий уровень, или может он пострадал из-за травм? Ответ на этот вопрос решил узнать давний фанат «Юнайтед» Дэн Кертис, причем спросить об этом лично Тони.
«Я видел несколько его матчей за резервную команду», — говорит Дэн о причинах своего любопытства. «Он был великолепен. Действительно подвижный и техничный игрок. Я всегда надеялся, что он пробьется в основной состав. Но я не знаю, что с ним случилось потом». Статистика это подтверждает: в рамках Football Combination (тогдашнее название лиги для резервных команд) у Тони Оби 29 матчей и 12 голов.
Совсем неплохо для вингера. Но тогда у многих была приличная статистика в резерве, а потом они никогда не могли пробиться в команды высшей лиги. И «Оксфорд», конечно, был тогда как раз командой высшего дивизиона чемпионата Англии. Может быть, он оказался просто одним из тех «почти, но не совсем наш уровень» игроков. В истории «Юнайтед» таких было много. Чем же тогда интригует конкретно этот парень?
Дэн рассказывает, что он рос в Лондоне, и многие его одноклассники были чернокожими. Почти все чернокожие дети в школе играли в футбол гораздо лучше своих белых ровесников. Несмотря на огромное количество расизма в футболе и обществе в то время, чернокожие игроки начали оказывать огромное влияние, и чаще всего это были действительно захватывающие футболисты. Лори Каннингем, Сирил Реджис, Джон Барнс, братья Cтейны, Рики Хилл, Марк Уолтерс, Лютер Блиссетт, Гарри Томпсон, Джордж Лоуренс…
И все же, команда, которую Дэн поддерживал, была полностью белой. С тех пор как Джордж Лоуренс ушел из «Оксфорда» в 1984 году, в клубе не было ни одного черного игрока. До Джорджа Лоуренса нужно было вернуться еще дальше, к Джо Куку, который отыграл за «Юнайтед» два сезона с 1979 по 1981 год. Не то, чтобы это беспокоило Дэна, но увидеть чернокожего парня на командном фото, было чем-то подобным тому, как сейчас индонезийца Марселино Фердинана. Следующим черным игроком в «Оксфорде» стал уже собственный воспитанник Крис Аллен, отыгравший в клубе 5 сезонов и затем проданный в «Ноттингем Форест» из Премьер-Лиги за приличные для того времени 400 тысяч фунтов.

И все же... Почему Тони Оби больше никогда не появлялся на поле в матчах «Оксфорда»? В футбольных архивах не так много информации о нем. Ему посвящены лишь несколько строк в Rage Online. Есть еще краткая страница в Википедии. Упоминается, что он родился в Бирмингеме, начал карьеру в «Астон Вилле», провел короткие аренды в «Уолсолле» и «Плимуте». Затем свободным агентом перешел в «Бристоль Роверс», где тоже почти не играл. Потом случились эти 15 минут в «Оксфорде», короткий отрезок в «Брентфорде» и наконец долгий и в основном не имеющий статистики период в Бельгии.
В сети почти нет каких-либо фотографий Тони. Но зато выяснилось, что в бельгийском городе Остенде существует бар, названный его именем. И Дэн конечно же решил связаться. Спустя сутки он увидел на своем смартфоне следующий ответ:
«Я польщен, что прочитал это! Хотел бы, чтобы фанаты «Оксфорда» узнали меня с лучшей стороны! Я с удовольствием дам вам интервью».
Итак, Дэн и Тони договорились пообщаться через Zoom:
- Для меня это действительно важный момент, потому что в моем детстве ты был своего рода мифическим персонажем!
- Ха-ха! Не могу понять почему.
Питер Роудс-Браун в своих воспоминаниях называл Тони славным парнем. Он был прав. Вскоре стало ясно, что он действительно очарователен и может рассказать много историй. Дэн начал интервью с вопроса, который всегда задает игрокам: «Как вы попали в футбол и когда вы поняли, что вы хороши в этом спорте?»
«В 11 лет я играл в футбол в Бирмингеме за школьные команды и меня заметили в округе. Поэтому стал играть за команду округа Кингс-Нортон... затем меня заметили в «Вилле» в 12 лет. Поэтому я остался там и начал получать стипендию в 16 лет... затем я ушел из дома, бросил школу без каких-либо аттестатов, дипломов, экзаменов или сертификатов, понимаете. Так что это был огромный риск, на который я пошел».

«Я жил в общежитии для молодых футболистов в Эрдингтоне. Мы присматривали за бутсами игроков, мячами, следили, чтобы все было в порядке. А потом мы сами тренировались и играли за молодежную команду».
«Я занимался этим полтора года и к тому времени уже играл в Центральной Лиге за резервную команду «Астон Виллы».
«Однажды было решено, что у нас будет товарищеская игра против сборной Англии до 18 лет. В тот вечер у меня была невероятная игра, и я буквально разнес левого защитника на части. Причем это вроде был Майкл Томас, который потом забил тот самый чемпионский гол «Арсенала» в 1989».
«После этого меня уже самого вызвали в Рейкьявик в юношескую сборную Англии... Это было похоже на мою карьеру в «Оксфорде»! Мне дали всего 5 или 10 минут в конце игры. И все!»
«Ну, у меня был хороший сезон в «Астон Вилле», и я подписал профессиональный контракт, тогда мне было 17, может быть, 18 лет. В этом возрасте ты думаешь, что у тебя будет действительно светлое будущее. В тот год, когда я подписал контракт, «Вилла» выиграла Кубок европейских чемпионов… то, что сейчас называется Лигой Чемпионов».
«Я был молодым, подающим надежды вингером. Передо мной в команде были такие парни, как Тони Морли и Марк Уолтерс. Так что это было действительно то, на что стоило равняться молодому игроку».
«Затем последовал переход в аренду в «Уолсолл». Я упустил отличный шанс забить в первой игре. Затем были три переноса матчей из-за суровой зимы. Затем последовала аренда в «Плимут», но травма мышц живота ограничивала мое влияние на игру. Я вернулся в «Виллу», и уже в конце сезона был отчислен из клуба».

«Вот вы находитесь в лучшем клубе Европы. Жизнь не могла бы быть лучше на тот момент... и тут вы получаете травму, а затем вас отчисляют в конце сезона. Я был довольно сильно разочарован».
«Отец моей девушки посоветовал мне начать писать в другие клубы. У меня не было агента, поэтому я все делал сам. Он посмотрел на мое письмо и сказал: «Не говори так... Не говори им о травме и том промахе в «Уолсолле»!».
«Переписанное письмо сработало. Я подписал контракт с «Бристоль Роверс», но вскоре после этого произошел неожиданный поворот событий».
«Рэй Грейдон [ассистент менеджера Мориса Эванса в «Оксфорде», бывший игрок «Юнайтед», а также «Астон Виллы» и «Бристоль Роверс»] связался со мной и сказал: «Слушай, Тони, я помню тебя в «Вилле», мы бы хотели, чтобы ты приехал сюда, чтобы еще раз на тебя посмотреть». Так вот, я помню, как поехал в «Оксфорд» и сыграл свою первую игру против резерва «Арсенала» в рамках Football Combination. Возможно, Майкл Томас принимал участие и в том матче, ха-ха».
«У меня была отличная игра. Майкл, извини, если я снова испортил твой день, ха-ха. Все прошло так хорошо, и Рэй сказал: «Мы хотели бы, чтобы ты заключил контракт с нами до конца сезона». И вот я стал игроком команды Первого Дивизиона, которая находилась на пути к выигрышу Кубка Лиги».
Как показала статистика, Тони хорошо справился. В состав Football Combination входили резервные команды всех крупных клубов юга Англии. Несмотря на то, что Тони присоединился к команде уже в середине сезона, он стал одним из лучших бомбардиров первенства и буквально ломился в дверь основного состава.

«Там передо мной было несколько замечательных игроков. Джон Олдридж, габаритный страйкер Билли Хэмилтон, Рэй Хьютон, Кевин Брок, Энди Томас, Питер Роудс-Браун. И конечно Тревор Хебберд, замечательный игрок, абсолютно мой тип полузащитника. Я тренировался с ними каждый день».
«Я часто попадал в число 18 основных игроков. Но если вы помните, тогда в чемпионатах Англии заявки команд на матчи были очень строго ограничены. Помимо основного состава вам разрешалось указать в качестве запасных лишь двух полевых игроков, и я не попадал в это число, но постоянно был рядом с командой».
Благодаря ободряющим словам менеджера Мориса Эванса Тони был оставлен в команде по окончании сезона.
«Я был полон решимости провести блестящую предсезонную подготовку. Не знаю, есть ли у вас какая-либо статистика, но я почти уверен, что был лучшим бомбардиром в предсезонке».
«Я наконец оказался в заявке команды на первую игру сезона, сидел в автобусе. Я почти наложил в штаны, потому что я думал: «вот оно, вот он, тот самый момент». Эванс подошел ко мне в автобусе и сел рядом. Он сказал: «Ты отлично справился. Мы очень довольны твоим прогрессом. У нас перед тобой есть несколько хороших игроков, которых я не могу не поставить в старт. Но ты продемонстрировал свой потенциал в конце прошлого сезона, а теперь провел полноценную предсезонную подготовку. Итак, твой момент настал. Но в прошлом сезоне мы выиграли Кубок Лиги, как ты знаешь, поэтому я пока сохраню эту команду. У них так же была хорошая предсезонная подготовка. Ты сегодня на скамейке запасных. Но ты уже так близок к выходу на поле». И я ответил: «Да, все достаточно справедливо. Нет проблем».
Игра не удалась. «Оксфорд» был разорван в клочья Джоном Барнсом (который только что съездил на Кубок Мира со сборной Англии) и Лютером Блиссетом.
«Я думаю, мы проигрывали 2-0 или 3-0, и Эванс выпустил меня на последние 10-15 минут. Я думаю, что Джон Барнс тогда либо дважды забил, либо отдал две передачи».
«После этого менеджер снова позвал меня на разговор. И он сказал: «Слушай, мы очень довольны твоим прогрессом, но мы не видим тебя в основном составе в течение следующих нескольких недель. Так что, если хочешь, можешь отправиться в «Брентфорд» в аренду».
«В те дни контракты с молодыми игроками подразумевали вознаграждение, только если они попадали в основной состав. Итак, я согласился поехать в «Брентфорд», чтобы не остаться совсем без гроша в кармане. Там в Третьем Дивизионе я конечно же играл и уже в течение полутора недель приобрел свой первый автомобиль».
«С одной стороны, я был расстроен тем, что был так близок к основному составу «Оксфорда», но не попал туда. У меня была блестящая предсезонная подготовка, но у меня сложилось впечатление, что менеджер не собирается ничего менять в своей команде еще как минимум четыре или пять игр».
«Итак, Эванс сказал, что они отправляют меня в Третий Дивизион, чтобы я лучше проявил себя в обыгрышах и стал сильнее и увереннее... это пожалуй имело смысл для всех нас. У меня в «Брентфорде» было несколько игр, которые прошли хорошо. Я связался с «Оксфордом» и сказал: «слушайте, мой месяц аренды закончился». Они ответили: «Брентфорд» хочет, чтобы ты остался еще на месяц, или ты можешь вернуться. Ты можешь выбирать сейчас».
«И поскольку я начал чему-то учиться в «Брентфорде», я наконец почувствовал себя важным. Наконец-то я стал игроком основного состава. Если бы в «Оксфорде» сказали: «Возвращайся, ты будешь получать время на поле», я был бы более мотивирован вернуться. Но, похоже, они сами хотели, чтобы я проучился чему-нибудь в Лондоне еще месяц».
«Итак, я остался в «Брентфорде» еще на месяц. И через пару игр я порвал ахилл... Я вернулся в «Оксфорд», я прошел реабилитацию. Но после того, как я вернулся в игру, я так и не смог вернуть себе прежнюю скорость. Я был умелым и техничным, но особенно я всегда был очень быстрым. И потеря ускорения, знаете ли, действительно повлияла на мою игру».
«Все было кончено. «Оксфорд» отчислил меня после того сезона, и те 15 минут так и остались для меня единственными в высшем дивизионе чемпионата Англии. Я был опустошен. Подобраться так близко, сначала в «Вилле», потом в «Оксфорде», а потом все испортить из-за травм».
«В конце сезона Морис Эванс сказал: «Я связался с агентом, который может устроить, чтобы ты поиграл в Бельгии. Тебе действительно стоит попробовать, может, в более слабом чемпионате будут тренироваться меньше, да и не так интенсивно. И тогда у тебя будет время подлечиться, и прежний Тони еще вернется».
«Так я оказался в Бельгии, где живу до сих пор. У меня остались прекрасные воспоминания об Оксфорде и самом клубе. Они действительно заставили меня почувствовать себя как дома, особенно после просмотра, который у меня был с ними, и, конечно, после получения контракта до конца сезона».
«Если бы не Рэй Хьютон, который всегда был впереди меня, то кто знает! В следующем сезоне Рэй и Джон Олдридж отправились в «Ливерпуль». Знаете, они были действительно топовыми игроками, и я тренировался вместе с ними».
А вот что произошло дальше, это уже гораздо более счастливая история. Тони подписал контракт с бельгийским клубом третьего дивизиона «Остенде», и к тому времени, как он завершил карьеру, почти 200 матчей и множество голов и результативных передач спустя, клуб уже был в высшем дивизионе.

Но при жестоком повороте судьбы Тони удалось сыграть лишь один матч и в высшем дивизионе Бельгии.
«Мы играли с «Андерлехтом», который тогда был с отрывом наиболее мощной командой в стране. Я не играл за свою команду весь сезон, но тренер вызвал меня из резерва, чтобы я помог. Он хотел, чтобы я закрыл их звездного игрока Селестина Бабаяро, который потом отыграл 10 лет в Премьер-Лиге за «Челси» и «Ньюкасл». 75 минут я просто не давал ему играть. Когда меня заменили, мне с трибун аплодировали стоя».
К тому времени, как Тони повесил бутсы на гвоздь, он был такой легендой клуба, что несколько лет спустя его попросили открыть бар с его именем на стадионе. К сожалению, после сезона 23/24 «Остенде» прекратил свое существование, а клуб-феникс начал свой путь с 5-го дивизиона. Но это не мешает Тони вспомнить истории из тех пьянящих времен, когда «Оксфорд» был командой, выигрывавшей Кубок Лиги, истории, которые он теперь часто рассказывает своим детям и внукам.
«Я иногда вспоминаю свой вызов в юношескую сборную Англии. Я вспоминаю свой единственный матч в Первом Дивизионе, который теперь стал Премьер-Лигой, и, конечно же, дебют против Джона Барнса, одной из легенд английского футбола. Я вспоминаю игру с Джоном Олдриджем и Рэем Хьютоном! Вы знаете, у них были замечательные карьеры. И когда я был в «Вилле», у нас был Марк Уолтерс, который играл за все возрастные уровни сборной Англии, а также за «Глазго Рейнджерс».
«У меня прекрасные воспоминания об игре с великими командами и великими игроками. Знаете, я верю, что все происходит по какой-то причине. У меня прекрасная семья. Так что в Англии, в Бельгии у меня была прекрасная жизнь. Мне удалось сохранить свое здоровье. У меня остались прекрасные воспоминания о прекрасных футбольных клубах».
В конце интервью Дэн хотел обратиться к Тони с важным, но сложным вопросом. Он наконец набрался смелости: «Каково это, быть чернокожим футболистом в 1980-х?»
«Если бы вы поговорили с парнями, которые играли перед большими толпами зрителей, я уверен, вы услышали бы другую историю. Тони Дейли и Марк Уолтерс выступали на больших стадионах, особенно на севере страны, и это было ужасно. Для Марка Уолтерса, чтобы играть за «Рейнджерс» в то время требовалось серьезное мужество. И выручил его только авторитетный Грэм Сунесс, который потом совершил совсем невиданное, взяв на Айброкс католика Мориса Джонстона. Честно говоря, я бы так не смог».
«Когда мы играли в резервных командах, можно было услышать все, что кричали вокруг люди. Но Вилла Парк находится в довольно черном районе, и у нас всегда было довольно много черных игроков. Когда я перешел в «Оксфорд», здесь все было совершенно по-другому… Был ли у нас в команде хоть еще один темнокожий игрок?»
«Честно говоря, лично у меня не было вообще никаких проблем. Я ведь почти не играл в Англии на профессиональном уровне, поэтому просто нигде не успел столкнуться с проявлениями расизма от партнеров или менеджеров. В Бельгии я уже регулярно играл за основной состав, и поскольку я был там одним из звездных игроков, ко мне относились хорошо».

«Я очень рад снова быть на связи... Мой сын и его семья живут в Лондоне. Я все еще регулярно навещаю их, но я давно не был в Оксфорде. Нужно будет как-нибудь исправить это и попасть на матч «Юнайтед». Слышал, они сейчас во втором дивизионе? Ну, при мне они были в высшем, ха-ха. Жаль, что вы так и не смогли увидеть меня в лучшем виде как игрока. Я был близок к успеху, но, как и в случае с «Виллой», возможно, просто недостаточно близок».