«Звали в медиа «Ювентуса», но я хотел вернуться в Москву»: Михаил Громов «прошёл кальчо» и теперь работает в Okko Спорт
Знакомьтесь – это Михаил Громов. К 24-м годам он поработал в самом крутом медиа Италии, подружился с Хуаном Куадрадо, поиграл в футбол с Хавьером Дзанетти, получил подарок от Роберто Баджо, отпраздновал с игроками «Аталанты» победу в Лиге Европы, выпил вино с Миранчуком и отказался от работы в «Ювентусе».
Его телеграм канал - Михаил Громов | Кальчо и YouTube - Михаил Громов.
Так совпало, что с 2022 по 2024 годы я жил на юге Италии (Мессина, Сицилия), а Миша - на севере страны, поэтому мы увиделись вживую лишь раз в октябре 2024, но очень душевно обо всём пообщались: разном опыте жизни в Италии, карьере Миши в медиа, и итальянском футболе, конечно. Когда Миша вернулся обратно в Москву и начал работать в Okko Спорт, у меня возникла идея оформить наш постоянный диалог в полноценное интервью, ведь не каждый день встретишь соотечественника, который работал в футбольном итальянском медиа.

Путь из Москвы в Павию
– Давай начнём с твоего образования в России. Расскажи, где ты учился и почему выбрал именно этот университет и факультет?
– Честно говоря, тут все решения были нестандартными! Например, в школе я учился на физмате, потому что безумно любил физику, но при этом в 11 классе резко свернул в сторону гуманитарных наук, сдал ЕГЭ на 288/300 баллов и просто листал ВУЗы, выбирал, что душе хотелось. А душе опять хотелось чего-то нового, а не западных языков – я уже знал итальянский, английский и немецкий. Поэтому я поступил в ИСАА МГУ, где меня определили на кафедру арабской политологии. Так я выучил арабский, расширил горизонты. Для меня всегда важно пробовать и узнавать новое.
– Арабский! Шок! Но тут ни слова про Италию: как ты там оказался после такого бакалавриата?
– Я – авантюрист. Авантюрист, любящий Италию до беспамятства. Это со мной с детства: помню, впервые побывал в Италии в 13 лет, это был 2014-й. На тот момент я уже посетил относительно много стран, но с Италией сложилась неописуемая «химия», язык начал учить самостоятельно. Но тогда я и подумать не мог, что однажды перееду жить в Италию.
– А что «натолкнуло» на переезд? Явно же не за один день решил.
– Первый намёк-звонок был в 2018-м. Лето, Чемпионат мира… Этот праздник футбола прошёл мимо Италии, но в Москву зачем-то приехали известные итальянские блогеры канала Gli Autogol. А я следил за ними уже несколько лет, благодаря их видео набирал футбольную лексику, поэтому знал всё творчество наизусть. И что думаешь? Мы списались, и я провёл им экскурсию по Москве! Они остались в восторге, даже подписались на меня. А спустя год приняли меня в Италии как родного! Это был шок: за пару дней сходил с ними на легендарный матч «Ювентус» - «Атлетико» с хет-триком Роналду, потом на Radio 105 в Милане – там тогда Дилетта Леотта ещё была. Но зачем мне Леотта, если Gli Autogol познакомили меня… с Симоне Падоином! И Падо пригласил меня на Сардинию, подарил билет на матч против «Фиорентины», майку, а после игры позвал в свою любимую пиццерию.
Какие же они все душевные! Так всё и закрутилось. И я решил, что после ИСАА буду поступать в итальянскую магистратуру. Но не ради учёбы: я понимал, что с такими связями можно чего-то добиться, что поеду не на пустое место. Вот и поехал.
Прости, так увлёкся, что чуть не забыл, как поступил в Павию (прим. – смеётся). Собрал документы, сдал экзамен по итальянскому, сделал визу и купил билет в одну сторону. Это уже в октябре 2022-го.

– Почему выбрал именно университет в Павии?
– Было важно, чтобы со мной рядом были друзья, которые помогли бы адаптироваться и решить какие-то бытовые проблемы. Ребята из Gli Autogol живут как раз в Пави́и (ударение на второй слог - прим.), они мои лучшие друзья-итальянцы, так что поступил поближе к ним. Они, кстати, тоже там учились, байки всякие рассказывали. Благо и университет неплохой, один из старейших в Европе.
– А в Павии вообще есть что-то интересное?
– Ты сам знаешь, что в каждом городе Италии есть особенности. Павия не исключение. Да, это не самый красивый город Ломбарди́и (к слову, было удивлением узнать, что в итальянском языке ударение именно на предпоследний слог - прим.), но он повлиял на судьбу Италии. Да-да, я не преувеличиваю!
Во-первых, Павийский университет испокон веков двигал науку вперёд. Например, Туринский университет родился во многом благодаря профессорам из Павии. А ведь именно из-за университета Турин обошёл по значимости другие города Пьемонта, стал культурным центром, вырастил интеллигенцию. И уже потом стал первой столицей Италии. Успех? Успех. Но пусть туринцы не забывают, что корни этого – в Павии!
– Прям мини-урок истории. Так, а что ещё?
– Во-вторых, Павия повлияла на духовное развитие итальянцев. Здесь проповедовал святой Сир – один из самых почитаемых в Италии. Вокруг него много легенд, но есть и факты – Сир распространил христианство в Ломбардии. А ещё подарил название твоему любимому стадиону, да, ведь сам район «Сан Сиро» – в честь него!
В-третьих, павийская футбольная система сформировала Массимилиано Аллегри и Франческо Ачерби! И это, конечно, главный пункт (прим. – смеётся).

– Раз уж ты сказал о «Сан Сиро», то я должен спросить, почему ты считаешь его переоцененным? И какие у тебя топ-5 футбольных стадионов в Италии?
– Слушай, я не хочу богохульствовать. «Сан Сиро» – культовое место с безумной историей, атмосферой, и каждый любитель кальчо должен ехать туда в футбольное паломничество. Но стадион слишком ветхий и обшарпанный – это плохо.
На первое место поставлю «Луиджи Феррарис» в Генуе – был там на игре «Дженоа» и обалдел от антуража. Дальше, наверное, идут «Олимпико» в Риме и как раз «Сан Сиро». Пятёрку закроют Gewiss Stadium в Бергамо и стадион «Ювентуса».
В университете почти не появлялся
– Насколько сложно было адаптироваться к жизни и учебе в Италии?
– Всё прошло гладко, и за это я должен поблагодарить ребят из Gli Autogol. Первое время я жил в их «офисе» – съёмной квартире, где они записывают видео и подкасты. Они и копейки с меня не взяли – золотые сердца! А потом Алессандро Ирачи – один из основателей канала – помог мне найти постоянное жильё. В итоге я съехал где-то через месяц в квартиру, которую сдавала его подруга. Скидку сделали – платил всего 350 евро, это в два раза ниже рынка! До сих пор не знаю, чем заслужил такие подарки, но эти ребята правда любят меня, называют младшим братом из России.
А в университете я, честно говоря, почти не появлялся. Познакомился с группой, с преподавателями – и перестал ходить: тактика сессионного камео (прим. – смеётся)! Просто я сразу устроился на работу в Cronache di Spogliatoio, поэтому посещать занятия было невозможно.
– Система образования в Италии отличается от российской?
– Радикально. В России к образованию подходят намного серьёзнее: поступления, посещения, строгие сессии и все дела. А в Павии всё было неприлично легко: поступление почти автоматическое, ходить не заставляют, даже расписание сессии составляешь себе сам. Это расхолаживает, поэтому многие итальянцы учатся на бакалавриате по 10 лет, и их не отчисляют – это не миф! У меня в группе вообще был мужик лет 60 – прошёл бакалавриат, пока не поздно (прим. – смеётся). Но я справился по-нашему: закончил магистратуру за два года (раньше всех в группе, конечно же), сдав 15 экзаменов и написав диссертацию на 150 страниц на итальянском. Получил красный диплом, сфоткался во дворике и поехал праздновать в Турин!

– Насколько этот опыт оказался полезен для тебя?
– Само обучение мне почти ничего не дало: уровень школы политических наук в Павии намного ниже, чем в МГУ. Я удивился, что мои однокурсники даже не умели читать по-арабски – в магистратуре, Карло! А у меня было тогда что-то в районе В1. Предметы по специальности – то же самое. Так что на экзаменах я производил фурор, потому что изначально был на другом уровне. Тем лучше – это позволило мне сконцентрироваться на работе.
– Какие у тебя были ожидания перед переездом, и насколько реальность совпала с ними?
– Я по натуре во многом романтик, но в важных вопросах мыслю рационально. Перед переездом я рассуждал как Профессор из «Бумажного дома», делая бэкапы даже для бэкапов. Поэтому я не испытывал иллюзий, не ожидал идеальной жизни. Важно понимать, что до переезда я объездил половину страны, так что знал, с какими минусами можно столкнуться. Поэтому сиесты, забастовки транспорта, отсутствие сервиса и технологическое средневековье меня не пугали. Но сильно раздражали!
– Первые впечатления от Италии и местных жителей.
– О, тут мы снова вернёмся в 2014-й! Я уже базово владел итальянским, так что пытался изъясняться с местными. Им было приятно, что такой маленький мальчик уже учил их язык. Да, это были потуги, но итальянцы потому и классные – они не будут высказывать «фи» из-за ошибок, как французы. Помню, даже подружился с сотрудником ресепшн в Римини – мы вместе смотрели матчи сборной Италии на чемпионате мира в Бразилии.
Я люблю итальянцев, потому что они заражают позитивом, улыбаются, воспитанные. И умеют хорошо жить. Я бы хотел перенять их menefreghismo (итал. – пофигистический образ жизни) в положительном смысле слова, потому что я отношусь ко всему чересчур серьёзно. Вот Джиджи Буффон приходил к нам в театр, когда мы ставили футбольный спектакль, матюкнулся на сцене – все посмеялись, забыли. А я бы после такого долго закапывался, хотя иногда лучше отпускать некоторые ситуации.
Турин - любимый город Италии
– Какой самый неожиданный или сложный момент был в процессе адаптации?
– Самое сложное в адаптации для меня – невозможность полностью адаптироваться. Потому что я очень привязан к Москве, семье, это мой родной город, а Россия – моя любимая страна. И я не знал, что начну скучать по дому так быстро и так сильно. Каждый день меня тянуло обратно, хотя в Италии я устроился шикарно. Таковы особенности моего характера – но просчитать это было невозможно. Даже с мышлением Профессора.

– Ты уже упомянул Турин – я знаю, что это твой любимый город в Италии. Почему именно он? Можешь не стесняться и просто «продать» поездку именно туда, а не в Рим, Милан или Флоренцию!
– В Рим и Флоренцию надо ехать, а в Милан – нет (прим. – смеётся)!
Турин – любовь с первого взгляда. Впервые побывал там 10 лет назад и с тех пор возвращался более 30 раз. Гоголь писал, что «Турин в своём великолепии не уступает ни одному городу», а Дюма, как и я, приезжал сюда, чтобы выпить бичерин – местный напиток из кофе, сливок и горячего шоколада.
Этот город элегантный, немного холодный и строгий. Он логичный и широкий – полная противоположность хаотичной Италии, но впитал лучшее от итальянцев и французов. Турин – первая столица страны, а её объединение – заслуга пьемонтцев. Здесь жила Савойская династия, затем – семья Аньелли. Гуляя по центру, ощущаешь историю: вот место рождения первого короля Италии, тут ночевал Нострадамус, а здесь приняли Альбертинский статут – первую конституцию, действовавшую до республики. Всё это меня вдохновляет.
Пока в Турине мало туристов. Можно взять вино, хумус и встретить закат на холме Капуцинов – потрясающий вид без толкучки, как во Флоренции. Хотя какой хумус… Кухня тут элитная: вителло тоннато, бароло, сыры, трюфель. Здесь придумали джандуйотто – такие шоколадки, они потом стали основой нутеллы. Кофе отличный – родина Lavazza всё же.
Я изучил все улочки, музеи и дворцы, собираю старые книги и фотографии о Турине. В общем, любовь безумная. Будете в Турине – пишите, составлю индивидуальный маршрут. Вам понравится!
Работа с Лукой Тони
– После такого монолога захотелось ещё раз сгонять в Турин! Окей, движемся в сторону твоей карьеры в итальянском футбольном медиа. Как ты туда попал? И что это было за медиа?
– Cronache di Spogliatoio — проект, который изменил итальянскую спортивную журналистику. В международном сообществе мы (да, по-прежнему причисляю себя к Cronache, моя вторая семья, хотя звучит избито) пока мало известны, но в Италии уже 1,5 года лидируем по кликам и охватам среди спортивных медиа. Эти ребята первыми поняли, что «новая» журналистика — это не газеты и старые сайты, а социальные сети и живые рубрики. В этом и секрет успеха.
Проект молодой — если не ошибаюсь, стартовал в 2019-м. Тогда же я случайно познакомился с его основателем Джулио Инкальи: ужинали в одной компании с Gli Autogol. Он сначала принял меня за итальянца, а потом, узнав, что мне 18 и я русский, сказал: «Ты ещё ребёнок, но говоришь круто! Глупый человек не выучит итальянский просто так. Мы скоро станем большими, если захочешь работать — дай знать».
На тот момент у Cronache было около 30 000 подписчиков, а когда я приехал — уже больше миллиона! Джулио сдержал слово и взял меня на стажировку. Первая официальная работа, новая страна… Было непросто, но я быстро учился, работал вдвое больше других и вскоре продвинулся по иерархии. Джулио был в восторге, утвердил меня задолго до конца испытательного срока и предложил бессрочный контракт — такие в Cronache дают только ключевым сотрудникам. Так всё и началось.
– Какая у тебя была позиция? За что отвечал?
– Джулио бросил меня в самую проблемную зону – отдел видео. Изначально я был просто монтажером, собирал разные видео и учился. Но спустя несколько месяцев я уже помогал интегрироваться новичкам, участвовал в управленческих планёрках, отчасти даже задавал вектор развития канала Cronache на YouTube. В итоге за два года при мне аудитория канала выросла с 200.000 до 500.000.
Само собой, дело не во мне. Вся компания развивалась, уровень контента взлетел куда-то неприлично высоко. Началась миграция сотрудников DAZN, Sky, Mediaset – Риккардо Тревизани, Стефано Борги, Пьерлуиджи Пардо и многие другие теперь сотрудничают с нами. Вам эти имена, может, ничего не скажут. Но это буквально три лучших комментатора Италии! А ещё Федерико Бальдзаретти с нами. Ура!

– На каких проектах удалось поработать?
– Их было много, выделю самые памятные. Во-первых, я сделал море исторических выпусков – они похожи на те, что я пилил и для своего канала. Во-вторых, были коллаборации с Лукой Тони – вместе мы сняли ровно 30 выпусков, даже немного подружились. И, конечно, было круто работать с правами – в 2023-м Cronache купили показ Кубка Испании и Клубного Чемпионата Мира. Мы транслировали все матчи бесплатно на YouTube – штука революционная и беспрецедентная. А я поработал на Эль Класико, но не в кадре, конечно.
– Твои топ-3 материала, которые удалось сделать в Cronache di Spogliatoio?
– Давай будем идти не по качеству – ибо тут судить не мне – а по эмоциям. На первое место поставлю видео про Льва Яшина. Я и тему лоббировал, и с написанием текста помог, а потом монтировал. Выложили, поехал домой на автобусе и заметил, что какой-то парень рядом смотрел это видео. Я так гордился, улыбался, как дурачок!
Ещё упомяну интервью с Давиде Фраттези. Я был там просто оператором, но всё же это моё первое «выездное» назначение – мы снимали дома у Давиде в Модене. Пообщался с ним, парень эпатажный, но на самом деле классный. Подарил нам футболки, России привет передал – класс.
И третье место – линейка постов про Арсена Захаряна. Когда им интересовался «Лацио», меня попросили тезисно расписать что-то интересное – в итоге я сделал полноценный текст, который опубликовали в соц.сетях на миллионную аудиторию. Правок почти не было, я очень гордился. Потом мне даже писали ребята из «Дженоа», спрашивали про Арсена – стоит ли за него бороться. И после этого в СМИ появились новости об интересе «Дженоа» к Захаряну. Совпадение? Не думаю (прим. – смеётся)!
Тогда, кстати, появились мысли, что я мог бы развивать сотрудничество с клубами. Я время от времени советовал итальянцам и других русских ребят – например, Тюкавина пытался продать в «Болонью». Но Сартори сказал, что на замену Зиркзее у них есть кандидат получше – Даллинга. Так себе получилось, лучше бы Косте набрали!
Почему отказался от работы в «Ювентусе»
– Сколько в среднем зарабатывают спортивные журналисты в Италии?
– Очень мало, если смотреть в разрезе средняя цена жизни/зарплата. Навсегда запомнил слова Козимо Бартолони, одного из лучших журналистов редакции: «Если ты работаешь футбольным журналистом в Италии, нужно быть благодарным за четырёхзначное число в контракте». Он до нас был в La Gazzetta dello Sport и говорил, что в Cronache условия лучше. А у нас новички-стажеры получали 600 евро, я тоже начинал с этой цифры. Потом, где-то через полгода, начинают платить в районе 1100 евро – для Милана это копейки! Я получал 1350 евро. Понятное дело, что топы и большие комментаторы уходят за 5000 евро, но «средний класс» живёт плохо. 1.100 евро в Милане, по ощущениям, это как 50.000 рублей в Москве.
– На самом деле так и есть, даже без ощущений. Ведь по статистике средняя зарплата в Милане – 2200 евро. У тебя были перспективы развития?
– Меня готовили к тому, что я стану главой отдела видео, буду держать в руках все процессы. Боссом был Джанлука Фраула, известный в Италии ютубер, он меня ценил и прям подводил к этому. Джанлу устал всё контролировать, у него почти не было свободного времени, и ему нужен был равноправный лидер. Так что когда я ушёл, он сильно расстроился. В октябре заглядывал в редакцию, поужинал с ним – тогда он и сказал мне всё это и добавил, что я был pilastro del reparto (итал. – «стержнем» отдела). Приятно, но и раньше я догадывался – по его поведению всё было очевидно.

– Приглашали ли в Италии куда-то ещё? Если да, то куда и на какие позиции?
– Знаешь, когда работаешь в Cronache и регистрируешься в Linkedin, начинается сумасшествие. Мы востребованы на рынке, поэтому мне много кто писал. Конечно, это были более скромные проекты – из Cronache идти на повышение некуда. Но с некоторыми блогерами я сотрудничал, чтобы дотянуть до нормальной зарплаты. Не буду раскрывать карты – вдруг Джанлука читает Спортс, тогда я буду не стержнем, а предателем (прим. – смеётся).
Но есть одна крутая история, про которую Джанлука знает. Шеф-редактор Cronache Эмануэле Корацци до нас был вторым человеком на DAZN, так что знакомств у него море. В его подчинении когда-то был даже нынешний босс медиа-отдела «Ювентуса». А Корацци стал моим близким другом, на море ездили, он постоянно приносил мне какие-то сладости. В общем, мы много общались, и он первым узнал, что я хочу вернуться в Москву. Тогда он сказал, что сделает всё, чтобы я остался, и предложил меня в «Ювентус»! Это был шок.
– Так, вот это уже интересно.
Со мной связались, я отправил резюме, им всё понравилось. Плюс в «Юве» работает один парень из Cronache, он тоже замолвил словечко. Условия интриговали: зарплата, жизнь в Турине, сам факт работы в одном из главных клубов в истории… Но! Они хотели брать меня не сразу – надо было ждать начала нового сезона. Я обрадовался и деликатно пропал с радаров. Почему обрадовался? Потому что если бы контракт положили на стол не спустя три месяца, а через день, я бы, наверное, подписал на эмоциях и невольно отошёл от плана по возвращению.
Все мне говорили, что это ошибка всей жизни, что таких шансов больше не будет. Уверен, что не будет, но ничто не могло перебить моё желание вернуться домой. И в итоге считаю, что всё сделал правильно, сожалений ноль. Теперь я дома, в Okko, никаких потолков в моей карьере нет. В Италии потолок всё же был.
Подарок от Роберто Баджо
– Насколько сложно иностранцу устроиться в итальянское спортивное медиа?
– На грани фантастики. Нужно знать итальянский в совершенстве, идеально себя проявлять. Но и этого мало – без знакомств в этой сфере никуда, хотя и они в большинстве ситуаций никак не помогут. Подумай головой работодателя: зачем ему брать иностранца, напрягаться, возиться с документами, если половина Италии и так мечтает работать у него? Я и сам не верю, что мне удалось пробиться. Джулио считал меня особенным, восхищался моим путём – это сделало разницу. Но без его личного желания никакой С2 по итальянскому языку мне бы не помог.

– Как местные коллеги относились к тому, что ты иностранец?
– На самом деле я был не единственным иностранцем – у нас бухгалтер была из Перу. И в редакции два парня родились в Албании, но они ходили в школу в Италии и давно получили гражданство. Но ко мне относились, конечно, с особым интересом: албанцев и латиноамериканцев в Италии много, а вот Россия для них – совсем другой мир.
В Cronache у меня появилось много друзей, они мне помогали, я им тоже. Мы проводили вместе много времени вне работы, ходили на ужины, на футбол! Меня постоянно куда-то звали, не было такого, чтобы я чувствовал какой-то игнор.
Но иногда проскакивала разница в культуре. Ребят бесило, когда я ел пасту с сосисками! Или завтракал лазаньей. С этого их вообще выносило, но я технично отшучивался, что-то в духе: «Ну, вот такие мы варвары. Такие брали Римскую империю, кстати».
Но если они попадали на моё плохое настроение, то я прям агрессировал, потому что иногда не очень приятно, когда 20 человек галдят и говорят тебе, что можно есть, а что нельзя (прим. – смеётся)... Да ладно, я их очень люблю, скучаю, и это взаимно. Некоторые ребята хотят в Россию съездить – очень жду. Рад, что мы остаёмся на связи – значит, Мика (так меня называли) им запомнился. На днях вот списывался с комментатором Sky Стефано Борги – просил пару советов для озвучек. В итоге заболтались до ночи!
– Про YouTube канал. Ролики про Баджо и Мальдини собрали очень крутые цифры – 372.000 и 210.000 просмотров соответственно. Это - твоя отдушина?
– Да, я хочу рассказывать истории и делать это хорошо. Для этого мне недостаточно просто перекопать первоисточники на итальянском, я пытаюсь идти глубже. Например, перед написанием скрипта по Мальдини я поговорил с Корацци – он же снимал фильм с Паоло для DAZN, знает его лично. Так что он мне что-то рассказал, Массимо Амброзини чем-то поделился, главный знаток «Милана» на планете Джузеппе Пасторе скинул какие-то факты – и я добавил детали, которые не найти в интернете.
С Баджо тоже легендарно получилось. Я-то его не застал, но проникся рассказами коллег – Роби кумир каждого, поголовно! Рад, что ролик так выстрелил. Но самое крутое – про него узнал сам Баджо! Я познакомился с сыном его агента Витторио Петроне, и через него Роби прислал мне майку с автографом и подписью «Мике – по-дружески». Просто обалдеть, когда я забирал эту футболку дома у Петроне, у меня руки дрожали, хотя я ничего не употребляю (прим. – смеётся).
– Баджо - Легенда! Но ты общался и со многими другими игроками и тренерами из мира кальчо. Расскажи пару самых интересных кейсов.
– Хавьер Дзанетти, Пауло Дибала, Джанлука Дзамбротта, Лука Тони, Папу Гомес, Микеле Ди Грегорио, Лоренцо Инсинье… список гораздо длиннее, многих повидал, многих даже не вспомню вот так сразу. Наглею совсем? (прим. – смеётся)
Душевная история с Хуаном Куадрадо
– Наглеешь, конечно! Но я же интериста, давай про Дзанетти.
– С Хавьером я в футбол играл. Тут снова спасибо ребятам из Gli Autogol – они устраивали благотворительный турнир, позвали меня. Но давай я тебе самую сильную историю расскажу – про Хуана Куадрадо, он мой panita (исп. – дружище).
Я всегда смотрел футбол с дедушкой, его Виктор звали, мой самый близкий человек. Царствие небесное. Под конец жизни у него были проблемы с памятью, он даже Буффона не помнил. А Куадрадо узнавал, Хуан ему большие эмоции приносил, потому что танцевал и улыбался всегда. И в день смерти моего дедушки Куадрадо оформил дубль «Интеру» и отпраздновал, подняв руки к небу. Я ужасно разрыдался, хотя Хуан дал мне надежду. А я дедушке на день рождения хотел его футболку подарить – не успел. Но пообещал себе, что однажды доберусь до Хуана и подпишу майку с тёплыми словами для Виктора Ивановича.
– Как это вышло?
– Следи за подарком судьбы: благодаря дублю Куадрадо «Юве» попал в Лигу чемпионов, в группе нам попался «Зенит», а в тренерский штаб Аллегри пришёл Симоне Падоин. Пазл сложился! Я написал Падо, ситуацию объяснил – к тому же он знал моего дедушку, общался с ним через меня иногда. Симоне пообещал передать майку Хуану, но сказал, что увидеться с ним я не смогу – тогда же коронавирус был, игроки не могли контактировать с внешним миром. Меня это устраивало, главное – чтобы Хуан узнал о моём дедушке, я в этой истории был просто исполнителем. Ну всё, приезжаю в отель, Падо забирает футболку и уходит к Хуану. 5 минут – и я вновь вижу Симо. Он улыбается и говорит: «Посмотри, кого я привёл!»
Пришёл сам Куадрадо. Хуан узнал эту историю, растрогался, ему было плевать на всякие ограничения. Мы тепло пообщались, майку подписал в память о Викторе. А потом он нашёл меня в соц.сетях, подписался. Я и не думал, что так всё обернётся… Жизнь, конечно, лучший сценарист.

– Прекрасная история, за такое мы и любим футбол. А сейчас с Хуаном общаетесь?
– Да, время от времени. Он меня с рождеством, с днём рождения поздравляет, иногда и футбол обсуждаем. Я с его мамой тоже знаком – когда переехал в Италию, мы несколько раз ходили в VIP-ложу на «Ювентус» вместе. Один раз я даже мог побывать у него в гостях в Турине – мне скинули адрес, но по времени не состыковались.
Последний раз я виделся с Куадрадо в октябре 2024 после матча «Аталанты». Списались, Хуан ко мне вышел, опять тепло пообщались, с сыном его познакомился. Я очень удивился, что Хуан следит за моей жизнью – говорит, смотрит все сторис! Там ещё Лукман и Ретеги пришли, Куадрадо с ними дружит. Вечер огненный получился.
Празднование Лиги Европы с «Аталантой»
– Расскажи про Алексея Миранчука, с которым ты тоже общался. Знаю, что ты нашел с братьями хороший контакт.
– Ну, мы не друзья, конечно. Хотя пили вместе на свадьбе у Нобеля, прошли крещение вином (прим. – смеётся), там и Антон был. Лёша всегда был моим любимым игроком из России – я прям с первых матчей следил. Бывало, на «Локо» ходил только ради него. Пару раз фоткался даже.
Но нормально мы пообщались только в Италии. Нас Нобель свёл, после матча «Аталанты» встретились. Забавно, что наше общение попало в камеры местного ТВ – там ведущие в студии сидели, комментировали всё это. Их удивило, что Лёша так долго со мной стоял, говорили, что это редкость. И это правда, далеко не каждый футболист так любезен с незнакомцами. Но я думаю, что ему самому было приятно. Лёша сам по себе очень хороший человек, добрый. Он потом мне ещё билет на полуфинал против «Марселя» подарил: я думал, что им их бесплатно дают, но на билете была указана цена – €200, кажется. То есть он купил его мне и ничего не сказал, просто молча прислал. Знал бы – сам подсуетился и купил, неудобно вышло. Спасибо ему огромное за это.

– И ещё вопрос. Ты попал на базу «Аталанты» после победы в Лиге Европы! Это что вообще было?!
– О-о-о! Что-то не пришло в голову, когда ты спрашивал про самые памятные проекты, хотя я тогда в Бергамо чуть не закончил вообще всё!
После победы «Аталанты» меня отправили снимать репортаж о том, как команда возвращалась из Дублина. Сначала поехал в аэропорт – там было море фанатов, не пробиться к автобусу. Тогда я поехал на базу и занял самое удобное место для съёмок – около входа прямо. Игроки начали выходить из автобуса, их толпа буквально на кусочки растаскивала, Гасперини целовали – это были безумные сцены. И вот выходит Лёша, я ему по-русски сказал что-то, он меня узнал. И я как-то инстинктивно пошёл за ним, мы говорили, шли куда-то… и тут подходит Мартен Де Рон и говорит мне, что я русский шпион. Оглядываюсь – а я на территории базы, там ни души, только игроки «Аталанты»! Учитывая мои симпатии к этой команде, я дар речи потерял. С Гасперини сфотографировался, руку ему пожал. И опять спасибо Лёше, получается!
– Вопрос про сам футбол. Алексей Миранчук мог «выжать» больше из своей карьеры в «Аталанте» Джан Пьеро Гасперини?
– Я считаю, что у него скорее получилось, чем нет. У нас много скептиков, все почему-то ждут золотые мячи и хет-трики в финалах Лиги чемпионов. Но ведь Лёша не суперзвезда, хотя он, конечно, игрок европейского уровня. Не буду рассказывать, что он говорил мне при личном общении, но с Гасперини, очевидно, тяжело поладить. Хотя в Италии у Лёши была хорошая пресса, тот же Тревизани постоянно говорил, что любит его стиль игры. Миранчук выиграл Лигу Европы, в первый и последний сезон принёс много пользы команде. Поводы для гордости точно есть.
Новая глава карьеры в России
– «Возвращаемся» в Россию. Как удалось попасть в Okko?
– Вышла классная жизненная история. На свадьбе Нобеля Арустамяна я познакомился с Филиппом Кудрявцевым, мы жили в одном отеле и много времени провели вместе. Он прям советовал мне идти в Okko – Фил и сам там работал раньше. Меня впечатлило, как он отзывался о коллективе, о перспективах Okko. Так что когда я вернулся, он свёл меня с Владимиром Стогниенко. Мы два раза встретились, попили чай, пообщались, и спустя пару недель Стогниенко пригласил меня на работу. Теперь я здесь уже 3 месяца и понимаю, что Филипп был прав во всём! Я счастлив.
– Итальянский опыт помог при трудоустройстве?
– Это нужно у Владимира Сергеевича спрашивать! Думаю, его удивил мой путь, владение четырьмя иностранными языками, опыт. Но в Okko молодые часто начинают примерно с нуля, такая тут специфика, если у тебя нет имени. Надо браться за любую работу, стараться. Будешь справляться – будешь расти, эти механизмы здесь работают, и они весьма справедливы, что важно. Ко мне пока что присматриваются, но я уже чувствую рост, опыт получаю космический.

– Какая у тебя позиция? Чем занимаешься?
– Я – редактор. Готовлю студии по разным чемпионатам и еврокубкам, всякие программы озвучиваю – в основном, по Лиге 1, сейчас на обзор Саудовской Аравии поставили. На самом деле за кадром есть очень много редакторской работы, куча всяких деталей. Например, сидишь в аппаратной после игр Лиги чемпионов, видишь – о, на линии Лаутаро Мартинес! О, он говорит по-итальянски! И идёшь в кабинку – делать синхронный перевод в прямом эфире. И вот из этих деталей получается огромная работа. Редакторские бригады очень стараются, чтобы все могли наслаждаться качественными студиями. Работа очень тяжёлая, у нас нет графика – часто возвращаюсь домой в 3 ночи, в январе без праздников остался – у меня только один выходной полноценный получился, когда я мог прям отключиться от всего.
– Стараешься ли продвигать кальчо в Okko?
– Конечно! Без меня не обходится ни одна итальянская студия. Наши опции ограничены, потому что права на Италию принадлежат Матч ТВ. Но мы делаем классные студии, и я играю в них важную роль. Ещё обрати внимание, кстати, что на еврокубках теперь чаще синхронят с итальянского, чем с английского!
– Твой синхрон Лаутаро Мартинеса после матча «Интер» - «Монако» мне очень понравился, круто! Какой проект или эфир в Okko ты считаешь самым значимым для себя?
– Каждый раз, когда я слышу гимн Лиги чемпионов за 30 секунд до старта студии, у меня колотится сердце. Я чувствую, что причастен к чему-то очень важному. Футболистом я не стал (и не собирался), но слышать гимн Лиги чемпионов мне приятно даже в качестве редактора. И всё же отвечу, что самый значимый проект – каждый следующий. Звучит банально, но я правда очень сфокусирован на своём развитии в Okko. Для меня важно работать хорошо, доказывать, что Владимир Сергеевич не ошибся, взяв меня на работу.
Мне кажется, в наше время, когда мы получаем море дофамина, крайне важно не забывать, что всё самое ценное достаётся только через пот. Важно ценить реальные вещи, реальные заслуги. И я своё положение очень ценю, я благодарен судьбе, себе и всем, кто меня окружает. Потому что знаю, что работать в Okko – это привилегия.
– Какой самый сложный или неожиданный эфир у тебя был?
– Неожиданно было, когда увидел своё имя в списках на Лигу чемпионов в первый раз. А самый сложный эфир… Думаю, жеребьёвки еврокубков. Там очень много оперативной работы, нужно быстро всё делать, реагировать, брать на себя ответственность. Было нервно, но наша бригада справилась!
– Какие проекты, связанные с итальянским футболом, хотелось бы реализовать, но пока не получилось?
– Такого много, у меня куча идей, но пока что не хватает времени на их реализацию. Я отпетый перфекционист, мне всегда хочется подойти к делу обстоятельно, сделать сразу красиво, идеально. А такой возможности пока что нет, я только осваиваюсь. Но время придёт, шансы будут. Я мыслю глобально, не скрываю, что хочу стать лицом кальчо в России, проводником. Чтобы все смотрели и говорили – «О, Миша Громов в Италии точно шарит, послушаю его!»
Уверен, что у меня для этого есть всё – лучше меня в кальчо разбираются единицы. И не потому что я умнее или круче всех, а потому что у меня был сумасшедший опыт, я многое переживал и видел изнутри, безупречно владею итальянским, обзавёлся крутыми связями. Когда-то это всё «выстрелит», иначе быть не может.

– Если бы у тебя была возможность снова сделать выбор – поехал бы учиться и работать в Италию?
– Да, это был именно тот опыт, за которым я ехал. Почти всё получилось. Я бы сделал так ещё 100 раз из 100!
– Чем отличается работа футбольного журналиста в Италии и в России?
– Эти моменты трудно сравнивать, в любой серьёзной редакции ты увидишь профессиональный подход. В Cronache были собраны отменные ребята, грамотные, в материале. Благодаря ним я погрузился в детали итальянского футбола, узнал многие вещи, которые не прочитаешь даже в интернете. Но в России тоже есть сильные редакции. Ребята из Okko, например, ничем не уступают Cronache. Кадры решают всё, если в редакции поселились таланты – редакция будет летать высоко.
– А если сравнивать уровень журналистики в Италии и России, в чем сильные и слабые стороны?
– В России она универсальнее, мы лучше работаем с иностранным контентом. Итальянцы же зациклены на Серии А, часто ничего не знают о других чемпионатах. Но причины понятны, Серия А – это главный национальный продукт.
– Какие качества нужны, чтобы построить карьеру в спортивной журналистике?
– Работоспособность, грамотность, универсальность, свежий взгляд. И высокий уровень эрудиции тоже необходим.
– Что бы ты изменил в своем профессиональном пути, если бы была возможность?
– Ничего. Раз я не пошёл в «Ювентус»… Мой путь же только начинается, всё самое «сладкое» – впереди. Мечтаю взять крутое интервью с Хуаном Куадрадо и прокомментировать матч любого итальянского гранда на стадионе.
– Какие итальянские медиа ты можешь порекомендовать тем, кто хочет лучше разбирается в итальянском футболе?
– Cronache – лучшие с отрывом во всех сферах журналистики, но у нас стоит геоблок из-за прав на Испанию. Из доступного – Calcio e Finanza нравятся, классные материалы делают, l’Ultimo Uomo. La Gazzetta dello Sport, конечно, тоже классика, их игнорировать нельзя – это часть культуры.
– За кого ты болеешь в Италии и России? И почему именно эти клубы?
– В России – за московское «Динамо». У меня семья динамовская, старший брат в хоккей играл на высоком уровне, на Овечкина ориентировался. Я тоже изначально больше любил хоккей, но болел за ХК МВД, потому что от дома маршрутка до ледового ходила. А потом МВД объединили с «Динамо», так что судьба меня в итоге привела к истокам. Ну, а дальше «перешёл» уже и в футбол.
В Италии – за «Ювентус». С дедушкой матчи смотрели, для меня первым был против «Бенфики» в полуфинале Лиги Европы. «Ювентус» тогда вылетел, и мне почему-то было очень обидно – они так старались! И болельщики шикарно гимн перед игрой исполнили, тоже в душу запало. Потом начал читать про команду, в Клаудио Маркизио влюбился – он стал моим проводником в итальянский футбол.
Но теперь, когда я работаю в спорте, от чистой фанатской страсти ничего не осталось. 50% рутины, 50% профессионализма. И не могу я, условно говоря, «Интер» ненавидеть, они же классно играют и многое для кальчо делают сейчас, я эту команду очень уважаю. А раньше merda (дерьмо - итал.) называл (прим. – смеётся).

Напоследок, блиц из 5 вопросов.
– Пицца или пельмени?
– Пицца! Если без ананасов.
– Турин или Москва?
– Москва, тут без шансов. Турин на втором месте.
– ВТБ Арена («Динамо», Москва) или Allianz Stadium («Ювентус», Турин)?
– Allianz Stadium – из-за статуса и прекрасных моментов, которые я там пережил. Хотя ВТБ Арена именно как стадион гораздо лучше.
– Интервью с Карло Анчелотти или селфи с Пауло Дибалой?
– Интервью с Пауло Дибалой! Идёт?
– «Ювентус» Макса Аллегри или «Динамо» Андрея Кобелева?
– Ох, с Кобелевым мы вылетели, считай. Но то, что сейчас происходит с «Ювентусом», сравнимо с вылетом «Динамо»… ладно, давай Макса выберу – не люблю его, но первый заход был слишком легендарным!
Ранее публиковал ещё одну истересную историю про Олега из Питера, который смог закрепиться в другой европейской стране - Франции:
Как пробиться в коммерческий отдел баскетбольного «Монако»? История Олега Степаненко
Баджо - кумир с детства. И я оценил, как он рассказывал эту историю! Просто так или только один раз смотреть не получится. И голос у него такой хороший.
Безумно рад за него, будем наблюдать и всего наилучшего.
А-то по тексту складывается ощущение, что это просто так прям взял всё сам и сделал.