5 мин.

Карпин в «Ростове» – топ-работа. Ноль титулов – не проблема

Колонка Дорского.

«Было ли достаточно знаний у Карпина в 2009-м для работы тренером? Смотря для какой. С игроками «Спартака» – возможно, да. Для работы с футболистами другого уровня – возможно, нет. Чем выше уровень, тем меньше, возможно, требований к тренеру. Возможно, скажу даже такую крамольную мысль», – рассуждал Валерий Карпин о себе в 2021-м.

Тогда Карпин уже покинул «Ростов», сосредоточившись на сборной России, и не подозревал, что спустя три месяца вернется в клуб и докажет, что научился работать там, где требования к тренеру очень высоки.

Вероятно, вы скажете: «А что выиграл Карпин с «Ростовом»?» Да, трофеев нет. Более того, самое высокое место в РПЛ «Ростов» занял тоже не с Карпиным – это серебро-2015/16 при Курбане Бердыеве. 

Но стоит ли считать титулы главным критерием оценки тренера клуба, который при нем никогда не входил даже в топ-5 по стоимости состава (научно доказано, что траты на игроков на длинной дистанции напрямую связаны с результатами)? А если все-таки и отталкиваться от результата, как оценивать 5-е место в сезоне-2019/20, когда до коронавирусной паузы «Ростов» шел четвертым, отставая от топ-3 на четыре очка, и вторым по голам после «Зенита» (39 мячей в 22 турах)? А 4-е место-2022/23, когда при победе в последнем туре над ЦСКА (1:4) «Ростов» вообще завоевал бы медали?

Да, у «Ростова» при Карпине были неуспешные сезоны (например, 9-е место в 2020/21, отчасти 2023/24, который закончили на 7-м), но не было ни одного провального.

Мы всегда понимали, как именно играет «Ростов» Карпина, у него был стиль. Он мог страдать от индивидуальных ошибок, плохой реализации, иногда – даже из-за самого стиля. Но почти всегда оставался собой.

В первые полтора года действовали строгие 5-3-2, в которых многое завязывалось на взаимодействии пары нападающих (лучше всего получалось у Бьорна Сигурдарсона, боровшегося вверху, и Алексея Ионова, бежавшего за спину исландцу и центральным защитникам соперника). С лета 2019-го «Ростов», стремился к прессингу и все больше разыгрывал от вратаря.

Как это работает без Карпина, мы увидели после ухода тренера в сборную в 2021-м: за несколько недель от интенсивного и дерзкого «Ростова» ничего не осталось. Юрий Семин быстро перевел команду на трех полноценных центральных защитников и отказался от давления у чужой штрафной.

Насколько сильно тактическое влияние Карпина на лигу? Вероятно, предыдущая успешная версия «Ростова» – бердыевская – повлияла на чемпионат гораздо сильнее, после нее небогатые клубы подумали, что смогут бороться за высокие места, просто играя в пять защитников. Тем не менее влияние прослеживалось и у Карпина – например, шесть лет назад он запустил тренд на длинные ауты, с прошлого сезона соперники меняли игру без мяча. Они практически перестали прессинговать «Ростов», часто позволяя ему беспрепятственно переходить на свою половину поля. Логичный шаг: при прессинге «Ростов» мог вылетать в опасный отрыв на пространстве (соперники отрезались в том числе качественными передачами Сергея Песьякова с обеих ног), а в позиционной атаке команда Карпина была далеко не так опасна из-за не самого высокого индивидуального класса игроков. 

Менялся ли Карпин в последние шесть лет? Глобально – точно нет, ставя середняку стиль топа, но детали игры «Ростова» корректировались. После сверхуспешного сезона-2019/20 Карпин переизобрел роль опорника Матиаса Норманна: с лета 2020-го при обороне он превращался в пятого защитника. В последние годы эту функцию отдали Данилу Глебову, и он прекрасно с ней справлялся. Прошлым летом из «Ростова» ушел Песьяков – и после первых проб Рустама Ятимова и Даниила Одоевского Карпин отказался от постоянных коротких розыгрышей через вратаря. 

Карпин – тренер, при котором многие игроки «Ростова» провели лучшие отрезки в карьере. 

«Ему неудобно играть слева, там он не отдает качественные передачи в переднюю линию. У Ойеволе они получаются. Что лучше: иметь опытного Ойеволе, который может и слева сыграть, или иметь защитника, которому там будет совсем неудобно?» – говорил главный тренер «Тамбова» Александр Григорян про одного из будущих защитников «Ростова» в сентябре 2019-го. Знаете, кого имел в виду Григорян? Конечно, Максима Осипенко, который при Карпине поражает передачами с обеих ног и умеет с места левого центрального защитника протаскивать мяч до чужой штрафной. 

Осипенко, Глебов, Кирилл Щетинин, Александр Сильянов, Дмитрий Чистяков, Егор Голенков, Илья Вахания, Андрей Лангович, Виктор Мелехин – неполный список российских игроков, которые либо обрели новый статус, либо в принципе заиграли в РПЛ при Карпине. Последний его проект в «Ростове» – 21-летний крайний нападающий Иван Комаров, который осенью 2024-го внезапно раскрылся как восьмерка.

Главное – в «Ростове» Карпин не только открыл новые имена, но и пересобрал себя. 

До «Ростова» Карпин дважды спорно заходил в «Спартак», был уволен посреди сезона из «Мальорки» и вылетел из Первой лиги с «Армавиром». Теперь Карпин – один из самых стильных российских тренеров (и это уже без футболки с Джеймсом Дином), который еще и развивает молодых. И, конечно, вновь привлекает топ-клубы (и совсем не только из-за яркости в медиа).

Карпин в «Ростове» – эпоха, лишь восемь тренеров проводили больше матчей с одной командой в чемпионате России. 

«Сбитый летчик» – уже точно не про Карпина.

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев; Stupnikov Alexander/spartak.com/Global Look Press