12 мин.

1 млрд евро доходов – сумасшедший год «Баварии» 👏

Детали экономического чуда.

«Бавария» переписывает собственные финансовые рекорды – есть миллиардный доход за сезон-2023/24. Вторая команда после мадридского «Реала» (1,079 млрд доходов), кто перешел за этот психологический рубеж.

Только вдумайтесь в эти космические цифры.

1,017 млрд евро – рекордные доходы за год. Это на 162,8 млн больше, чем сезоном ранее. 

62,7 млн ​​евро – прибыль до уплаты налогов (больше на 8,2 млн, чем годом ранее). Чистый финансовый профит также подрос – с 35,7 до 41,3 млн.

Сразу уточним: это данные из финансовой отчетности «Баварии». Мы не знаем, чем руководствовались аудиторы Deloitte, оценившие доход «Баварии» в 765 млн.

«Наш клуб всегда выступал за экономическую прочность в сочетании с максимальным спортивным успехом, – говорит исполнительный директор Ян-Кристиан Дрезен. – Этот выдающийся результат показывает, что мы по-прежнему являемся одним из лучших клубов в Европе в финансовом плане».

Как складывается экономическая прочность «Баварии»? 

«Бавария» – вторая по посещаемости команда мира. Один игровой день приносит в кассу более 5 млн евро

Сначала посмотрим космические цифры в динамике.

Уточним: в общую выручку мюнхенского суперклуба традиционно включены также деньги от деятельности других подразделений группы – баскетбольного клуба, отделений гандбола, боулинга, шахмат и настольного тенниса. Но их доля около 5% от общих доходов – головной футбольный клуб внес в кассу 951,5 млн евро. 

Кстати, «Реал» также включает в отчет деятельность баскетбольной команды. 

Теперь перейдем к деталям.

За год выручка от матчдэя выросла почти вдвое – до 226,9 млн евро (был 121,0 млн).

«Бавария» идет второй в футбольном мире по средней домашней посещаемости – 75 000 зрителя при вместимости «Альянц Арены» в 75 024. Больше только у дортмундской «Боруссии» – 81 365 (это полная вместимость «Сигнал Идуна Парк»).

На всех семнадцати домашних матчах «Баварии» в Бундеслиге были солд-ауты.

Отчасти топ-результат объясняется сравнительно низкой стоимостью билетов: на домашний матч «Баварии» можно сходить за 15 евро (в Лиге чемпионов – 19 евро), а для зарегистрированных членов клуба будет еще скидка 2,5 евро. Например, на домашний матч «ПСЖ» меньше чем за 60 евро вы не попадете.

Но даже с такими ценами «Бавария» среди лидеров по выручке в матчдэй – согласно финансовому отчету УЕФА, в сезоне-2022/23 были пятыми по общим доходам, четвертыми – из расчета на одну игру. 

Дело в том, что не всегда заработки прямо зависят от количества зрителей. УЕФА уточняет, что очень важна способность клубов выжимать максимум с каждого болельщика. Например, «ПСЖ» был в лидерах по матчдэй-доходам сезона-2022/23, хотя у него была 26-я посещаемость в Европе (в среднем зарабатывают 140 евро с одного болельщика). «Боруссия» в среднем зарабатывает с одного домашнего матча вполне приличные 2,1 млн евро (17-е место в Европе), но при этом получала всего 24 евро с одного болельщика (49-е место).

Годом назад «Бавария» была где-то посередине.

Свежие сводные данные еще не опубликованы, но мы уже можем рассчитать показатели мюнхенского клуба за сезон-2023/24: получается 9,4 млн евро за один матч (всего было 24 домашних игры), 126 евро – за одного болельщика. 

Фантастический рост при условии, что цены на билеты не изменились.

Простое объяснение: «Альянц Арена» принимала сразу шесть матчей Евро-2024. На билетах заработать не получилось (их продавал УЕФА), но все остальные доходы (например, кейтеринг) шли в кассу клуба как собственнику арены. 

Так что «Бавария» вряд ли сильно залезла в карман собственных болельщиков – в Германии так не работает.

У «Баварии» самая большая официальная фан-база в мире: 382 тысячи болельщиков имеют членство (за год рост на 82 тысячи). Все они имеют право голоса в клубных управленческих решениях – таких, например, как выборы президента клуба Герберта Хайнера (кстати, экс-директора adidas) в ноябре 2019 года. Как так получилось?

Дело в том, что 75% акций «Баварии» принадлежат членской организации болельщиков клуба (FC Bayern München eV). 

В футбольной Германии с конца девяностых действует правило владения «50+1» – болельщики-члены должны иметь большинство голосов при принятии основных управленческих решений в клубе. Это сделано для того, чтобы внешние инвесторы не захватили власть. Кроме прочего, Бундеслига считает правило «50+1» основным фактором сохранения сравнительно низких цен на билеты, что привело к самой высокой средней посещаемости в мире и отличной фанатской культуре.

Не очень правильно приводить в тексте про «Баварию» слова босса принципиального соперника, но простите эту разовую слабость – уж больно точно обрисовал системный немецкий подход гендир дортмундской «Боруссии» Ханс-Йоахим Ватцке: «Если у фаната возникнет ощущение, что к нему относятся как к клиенту, а не как к болельщику, у нас будут проблемы».

Еще десять лет назад УЕФА называла немецкую модель владения клубами «золотым стандартом», которая позволяет избегать в том числе финансовых проблем. Из Бундеслиги и правда практически не приходят новости о гигантских клубных долгах или нарушениях финансового фэйр-плей. 

«Бавария» не просто бьет рекорды по выручке – она еще и сообщает об очередном отсутствии каких-либо долгов. К примеру, «Реал» отчитался о 8,5 млн долгов (без учета кредитной линии на реконструкцию стадиона).

Акционеры «Баварии» – крупнейшие немецкие холдинги (они же спонсоры). Титульный и технический контракты – в десятке самых дорогих в мире

Спонсоры принесли в кассу клуба 225,7 млн евро (годом ранее было 240 млн). 

Это объяснимо: «Бавария» под давлением болельщиков не продлила сделку с национальной авиакомпанией Qatar Airways (потенциальные 20 млн евро в год). В Мюнхене это деловое партнерство вызывало постоянную критику со стороны фанатов из-за подозрений в нарушении прав человека в Катаре.

Сразу после в спонсорский пакет «Баварии» добавился туристический проект Visit Rwanda. Сделка предусматривает рекламу на стадионе за 5 млн евро в год.

Сейчас в пятерку крупнейших спонсоров «Баварии» входят сразу три основных акционера (у каждого по 8,3% акций): страховая компания Allianz (общие активы оцениваются в 900 млрд евро), автоконцерн Audi (70 млрд) и спортивный гигант adidas (20 млрд евро).

Сделка мюнхенского клуба с Audi ежегодно приносит 50 млн евро за рекламу и звание эксклюзивного автомобильного партнера. В 2020-м «Бавария» неожиданно чуть не запартнерилась с BMW, но в итоге переподписалась со знакомым акционером до 2029 года на улучшенных условиях (до этого было 35 млн). Непрерывный союз продлится минимум 27 лет.

За нейминг домашнего стадиона «Бавария» сейчас получает 13 млн евро в год от другого акционера – Allianz. В прошлом году соглашение, которое также включает спонсорство женской команды, продлили до 2033 года. Это тоже очень давнее партнерство – впервые договорились в далеком 2000-м.

Первому контракту мюнхенцев с adidas в этом году будет уже 50 лет. Сейчас спортивный бренд платит «Баварии» 60 млн евро в год по соглашению до 2030 года. Этот контракт в мировом топе технических спонсоров, несмотря на то, что был переподписан в 2015 году.

После того, как adidas в прошлом году подписался на улучшенных условиях с «МЮ», а в этом собирается сменить Nike в «Ливерпуле» (цена сделки может составить около 70 млн евро в год), можно ожидать нового оффера и для «Баварии».

Но «Баварию» спонсируют не только акционеры.

Титульным спонсором «Баварии» уже 20 лет светится крупнейший европейский мобильный оператор и интернет-провайдер T-Mobile (Deutsche Telekom AG). Активы компании оцениваются в 200 млрд евро. 

Год назад соглашение продлили уже в третий раз – 250 млн евро до конца сезона-2026/27 (50 млн в год). Этот контракт идет восьмым в мировом топе самых дорогих логотипов на игровой форме

В рамках партнерства запущены FC Bayern.tv, мультимедийная программа StadiumVision (болельщики в онлайн-режиме могут следить за статистикой матча и ознакомиться с различными интересными фактами о соперниках) и 5G-покрытие на домашней арене. 

Старший вице-президент Deutsche Telekom Михаэль Хагшпиль в восторге: «За последние 20 лет мы добились поразительной истории успеха. Благодаря огромному присутствию в медиа, инновационной энергии и спортивным результатам наше партнерство окупается в разы больше, чем мы вкладываем».

«Бавария» – один из лидеров по продаже футболок, стабильно зарабатывает на еврокубках и трансляциях

На мерче мюнхенцы заработали 135,1 млн евро (годом ранее – 147,0 млн).  

Удивительно, но после покупки Харри Кейна доходы от продажи футболок и сувенирной продукции упали. Хотя только в первый день после перехода англичанина были реализованы рекордные 13 тысяч именных футболок, в первую неделю – 50 тысяч. Но клуб наверняка остался в лидерах по общим доходам – вот как выглядел рейтинг годом ранее.

Как и с посещаемостью, здесь нет прямой корреляции с количеством проданной продукции. Так, по информации Bild, именно «Бавария» продала больше всего футболок в 2021 году – 3,25 млн штук. Дальше шли «Реал» (3,05 млн копий), «Ливерпуль» (2,45 млн) и «ПСЖ» (1,18 млн). 

Спортивный маркетолог Питер Ролльманн объяснял, что рекордные продажи футболок – еще одно следствие замечательного союза «Баварии» и adidas. 

Заработки «Баварии» от еврокубков не менее стабильны, чем от продажи футболок. По отчетам УЕФА, за евросезон–2022/23 мюнхенцы заработали 110 млн евро (дошли четвертьфинала Лиги чемпионов). В прошлом сезоне «Бавария» дошла до полуфинала – это еще как минимум плюс 12,5 млн евро.

Только от продажи внутренних телевизионных «Бавария» заработала 95,5 млн евро. Кстати, со следующего сезона доходы вырастут еще на 2% – вступит в силу новое соглашение Бундеслиги с DAZN и Sky на 1,121 млрд евро в год. 

«Бавария» транжирит деньги на трансферы – это все еще иллюзия

В прошлом сезоне «Бавария» продала игроков на 186,1 млн евро – они тоже идут в доход. Это самый высокий трансферный доход в истории клуба.

Продажи практически полностью компенсировали затраты на Харри Кейна и компанию.

Трансферные доходы из отчетности клуба ожидаемо разнятся с данными transfermarkt, но здесь ничего удивительного – возможны отложенные выплаты за трансферы предыдущих сезонов. Будем доверять официальным источникам.

По данным аналитического ресурса Capology, «Бавария» не только вышла практически в трансферный ноль, но и сохранила баланс зарплат: 269,7 млн евро (годом ранее – 267,5 млн). При этом общие расходы на персонал (всех сотрудников клуба) стал меньше почти на 20 млн евро – 397 вместо 416 млн.

«Бавария» заявляет, что качественная работа на трансферном рынке способствует финансовой стабильности. Клубу важно, чтобы расходы на трансферы и зарплаты игроков не превышали половину от общих доходов. Эта задача снова успешно выполнена. 

Приоритетные цели – сохранение лидеров, клуб ведет длительные переговоры о контрактах с ключевыми игроками: Йозуа Киммихом, Альфонсо Дэвисом и Джамалом Мусиалой. 

«Я не думаю, что продление контракта в «Баварии» может хоть как-то зависеть от денег», — поясняет исполнительный директор Ян-Кристиан Дрезен на вопрос о сделке по Мусиале. 

Судя по отчетности, у мюнхенского клуба точно есть финансовые аргументы в переговорах.

Так, по информации журналиста Bild Тоби Альтшеффля, канадец Альфонсо Дэвис не уйдет в «Реал» и останется в Мюнхене. Контракт продлят до 2030-го, подписной бонус – 20 млн евро. Зарплата – примерно 15 млн до налогов + бонусы (до 5 млн). 

«Бавария» обошла «Сити» в мировом топе по доходам

Сейчас Forbes оценивает «Баварию» в 4,9 млрд евро – шестое место в мировом футболе. После «Реала», «МЮ», «Барселоны», «Ливерпуля» и «Ман Сити», но выше «ПСЖ», «Арсенала», «Челси» и «Ювентуса».

«Бавария» официально обошла недавнего лидера по доходам – «Ман Сити» (884 млн евро).

УЕФА еще не публиковал сводные рейтинги за прошлый сезон, но уже понятно –  мюнхенский клуб по выручке стабильно второй в мире. Несущественно впереди только «Реал».  

Чистые капиталы (разница между стоимостью активов и суммой обязательств) клубов также рядом: 570,5 млн евро – «Бавария», 574,1 млн – «Реал».

Текущие активы (денежные средства, дебиторская задолженность и т. д.) составили 478,2 млн евро, что обеспечивает высокую ликвидность.

При этом «Бавария» закрыла с прибылью 32-й сезон подряд (!!!). Это абсолютный рекорд в мировом футболе. Это единственная команда Бундеслиги, которая была в финансовом плюсе все три пандемийных сезона. 

«Бавария» не только зарабатывает сама, но и приносит прибыль акционерам.

«Наш баланс, который остается свободным от банковских долгов, позволил нам увеличить дивиденды на 33 процента, – сообщает вице-президент клуба Дидерих.

«Бавария» остается исключительным явлением в европейском футболе высшего уровня, и я считаю, что наш клуб находится в хорошем финансовом положении, чтобы справиться с вызовами грядущих лет».

За последние 30 сезонов финансового благополучия (ни разу не уходили в минус) клуб 21 раз стал чемпионом Германии (плюс 12 Кубков) и трижды выиграл Лигу Чемпионов. 

Но именно в рекордный сезон клуб остался без значимых спортивных достижений.

«Выдающийся финансовый результат не должен заслонять тот факт, что мы не удовлетворены сезоном без трофея, – сетует Ян-Кристиан Дрезен. – Это заставляет нас работать над будущим «Баварии» с максимальной самоотдачей и дальновидностью».

Деньги есть.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

Фото: Gettyimages.ru/Carl Recine, Adam Pretty, Alexander Hassenstein, Alex Grimm