Как «Спартаку» выбрать нового спортдиректора? Колонка Антона Евменова
Нужно ли подключать Станковича?
Назначение нового спортивного директора «Спартака» – одно из самых ожидаемых и обсуждаемых событий декабря в российском футболе. Оно может повлиять как на чемпионскую гонку этого сезона РПЛ, так и на долгосрочное развитие футбольного проекта «Спартака» в целом.
Зачем клубу нужен спортивный директор? Какими компетенциями он должен обладать? Как влияет на сиюминутный результат и всю жизнедеятельность клуба? Об этом рассуждает Антон Евменов, бывший спортивный директор ЦСКА и «Енисея», экс-шеф-скаут «Зенита».
Если у клуба нет спортивного директора, все плохо?
Начнем с того, что позиция спортивного директора в футбольном клубе не обязательна – многие обходятся без нее и вполне себе доминируют и унижают. Если брать ситуацию в моменте, то ключевая персона непосредственно в спортивной составляющей – это главный тренер и тренерский штаб, а спортивный директор в этом моменте лишь дополнение к главному тренеру, его соратник и важнейший союзник. Спортивный директор – это не про момент, а про дистанцию, но об этом чуть дальше.
Британская модель клубного управления очень часто подразумевала сосредоточение всех спортивных процессов на фигуре главного тренера – например, сэра Алекса Фергюсона и Арсена Венгера. Сейчас ситуация в АПЛ меняется: более распространен наем специализированных спортивных менеджеров, которые забирают на себя часть полномочий. В континентальной Европе должность спортивного директора (директора по футбольным операциям, технического директора, исполнительного директора по спорту, управляющего директора по футболу) встречается еще чаще. Пожалуй, больше всего она распространена в Италии – там для поста спортивного директора нужно получить специализированное образование.
Чем больше клуб и чем выше задачи, стоящие перед ним, тем больше набор функций, который необходимо кому-то выполнять и нести за них ответственность. В определенном смысле спортивный директор – это и есть набор функций, объем которых зависит от устройства клуба, его возможностей и задач, а также власти, которая есть у главного тренера (или власти, которой он хотел бы обладать), а непосредственно как называется сама должность уже не столь важно.
Что должно сойтись, чтобы спортдиректор имел всю полноту власти? Кто был таким в РПЛ?
Название должности «спортивный директор» подразумевает, что человек единолично отвечает за все спортивные процессы клуба, но далеко не везде готовы концентрировать большой объем задач и вытекающий из него уровень ответственности в руках одного человека.
Полномочия спортивного директора могут быть ограничены исключительно техническими задачами (например, заявка игроков, коммуникация с лигой) и/или контролем скаутских активностей, а также подготовкой и определенным (но не решающим) влиянием на финальные решения по футболистам. Конечно, есть и обратные примеры, в которых полномочия спортивного директора фактически безграничны. В таких случаях именно спортивный директор становится лицом команды, его авторитет как минимум сопоставим с тренерским, а, возможно, и превышает его.
Много ли таких спортивных директоров? Нет, потому что для такого статуса должно совпасть очень много факторов:
– правильная биография (длительная связь с городом и/или клубом);
– высочайший футбольный интеллект;
– работоспособность;
– не самый большой размер клуба;
– готовность клуба полноценно довериться такому человеку со всеми вытекающими положительными и отрицательными последствиями.
Главный пример такой конфигурации – Рамон Мончи времен «Севильи». Тогда Мончи отвечал абсолютно за все, в том числе за два основополагающих инструмента для достижения результата: выбор главного тренера и подбор футболистов, и мог этими инструментами пользоваться в любой момент без оглядки ни на кого, кроме как на здравый смысл и желание рисковать и постоянно становиться сильнее. С поправкой на размер клубов другими примерами абсолютной или близкой к абсолютной спортивной власти можно привести Чики Бегиристайна («Барселона», «Ман Сити»), в Италии – Вальтера Сабатини («Лацио», «Палермо», «Рома») и Игли Таре («Лацио»).
В РПЛ спортивным директором, у которого написанное на визитке полностью соответствовало выполняемым функциями, должному уровню квалификации и размеру персональной профессиональной ответственности, был Дмитрий Андреев из «Оренбурга». Ситуация Андреева абсолютно идентична Мончи: не самый большой клуб, которому не захотелось быть просто статистом
Степень влияния Андреева на результат «Оренбурга» – а за последние четыре года клуб добился очень качественного прогресса – была колоссальной: он принимал ключевые решения и по тренерам, и по игрокам, вкладывал усилия в развитие футбольной академии. Когда ты даешь спортивному директору столько власти (в хорошем смысле), важно понимать: если в какой-то внезапный момент он перестанет у тебя работать, то все может откатиться далеко назад или даже разрушиться как карточный домик.
Абсолютное большинство клубов РПЛ исторически имело позицию спортивного директора, но их роль и степень влияния на процессы не были одинаковыми. Самый статусный по полномочиям среди действующих спортивных директоров клубов РПЛ – Желько Бувач из «Динамо». Бувач очень многообещающе начал: пригласил Сандро Шварца, подходящего под игровую философию, в периметре основной команды появились ряд молодых воспитанников, которые со временем начали оказывать существенное влияние на игровой (Константин Тюкавин) и финансовый (Арсен Захарян) результат.
Примеров успешной и долгосрочной работы спортивного директора в полном понимании этого слова в РПЛ не так много. В первую очередь под успешностью я понимаю интересные решения по тренерам, интересные покупки и дорогостоящие продажи, максимально осязаемое участие в развитии молодых игроков академии и – как следствие всех этих управленческих решений – существенный прогресс команды и спортивного департамента клуба за период работы спортивного директора. В идеале – завоевание титулов.
Не существует и конкурентного рынка спортивных менеджеров: много ли примеров когда спортивных директоров приглашали на повышение из маленьких клубов в большие, и я уже не говорю о приглашении на работу в иностранные клубы? Здесь можно снова привести пример, связанный с «Динамо»: Армен Маргарян, по сути, рядовой скаут клуба был приглашен на должность спортивного директора «Балтики». Впоследствии стало понятно, что его квалификация полностью соответствует новой роли.
В российском футболе клубы привыкли стоять на двух опорах: генеральный директор/президент/владелец и главный тренер. Спортивный директор очень часто является полностью зависимой фигурой, исполняющей волю либо первого, либо второго. Крайне мало российских клубов осознанно ищут спортивного директора с четким пониманием его роли, еще меньше клубов делают свой поиск прозрачным и доступным.
Приглашение иностранных специалистов – это желание развиваться, помноженное на лень искать/развивать собственные кадры.
В чем отличия взглядов спортивного директора и главного тренера? Какие вопросы должен задать «Спартак» перед выбором нового спортдира?
Для детального разговора о функциях спортивного директора нужно немного расфокусироваться и посмотреть на общее устройство клуба.
Если немного упростить, то профессиональный футбольный клуб состоит из двух, с одной стороны, независимых, но с другой стороны максимально зависимых друг от друга составляющих.
Клуб – это профессиональная футбольная команда, чьей задачей является побеждать в футбольных матчах, и клуб – это бизнес-структура, чьей задачей является зарабатывание денег. Деньги нужны, чтобы хорошо играть в футбол, то есть выигрывать, при этом деньги не всегда конвертируются в качество футбола, в то время как качество футбола и результат почти всегда напрямую влияют на размер получаемых от футбольной деятельности доходов.
Одна часть клуба отвечает за то, чтобы болельщики увидели максимально качественный футбольный продукт, другая старается это максимально эффективно монетизировать, а также отвечает за все вспомогательные процессы, нужные для качественной работы первой составляющей. Футбольная составляющая клуба – это главный тренер (и его штаб) + команда + все необходимые управленческие решения для того, чтобы команда могла добиваться максимально возможного результата. Бизнес составляющая – это генерирование максимально возможных финансовых ресурсов, обслуживающих футбол.
Важнейшие решения, принимаемые в клубе, в идеальном мире должны учитывать обе составляющие: будем ли мы больше выигрывать и будем ли мы больше зарабатывать. Бизнес-составляющая чаще всего является вотчиной генерального директора или главного операционного директора. Эта часть клуба управляется как корпоративная бизнес-структура с понятными законами и алгоритмами.
Спортивный директор отвечает за футбол, где нет прописных истин и ни одно решение не является абсолютно правильным или, наоборот, абсолютно неправильным. Футбольные решения – это попытка угадать правильный путь из множества альтернативных вариантов, основываясь на собственном образовании, опыте, определенном, но не исчерпывающем количестве объективных данных, а также интуиции.
Попробуем теперь перейти к конкретике. Минимальный горизонт планирования у футбольного клуба – один сезон. На мой взгляд, есть семь определяющих факторов достижения успеха, если за успех мы берем максимально возможный для этой команды результат:
1. Главный тренер + тренерский штаб + медицинско-технический персонал сопоставимого уровня с конкурентами – 30%;
2. Подбор игроков сопоставимого уровня с конкурентами на момент старта сезона – 30%;
3. Наличие компетенций для эффективной работы на трансферном рынке (возможное усиление) – в том числе быстрого реагирования на кадровые изменения в клубах-конкурентах. Также сюда входит своевременная работа по трудоустройству игроков, не соответствующих поставленным задачам – 15%;
4. Наличие эффективно функционирующей системы подготовки молодых игроков, которые при необходимости дают отдохнуть лидерам в матчах с минимальным риском потери очков, а также страхуют в одном-двух-трех матчах высокой степени важности в случае травм, дисквалификаций и матчей после перерыва на сборные – 10%;
5. Мотивация + управленческие решения по ходу сезона: эффективная система премирования, своевременное продление контрактов с тренерами и футболистами – 5%;
6. Администрирование жизнедеятельности команды: сборы, питание, логистика, организация выездов, адаптация новых игроков и их семей – 5%;
7. Уровень компетенций обслуживающих департаментов клуба: юридический отдел (контракты), работа с болельщиком (их вовлеченность и заполняемость стадиона), работа с медиа (защита игроков и тренера от «телеграм-дерьма»), прочее (например, качество экипировки) – 5%.
Предложенный вес каждого пункта – не абсолютная истина, а лишь попытка наглядно расставить факторы в том числе относительно друг друга на основании собственного менеджерского опыта и здравого смысла. При этом вес связан именно с горизонтом планирования в сезон – в долгосрочной перспективе сильно возрастает, например, фактор академии, потому что у клуба не всегда есть деньги на трансферы (а если и есть, не все покупки получаются успешными).
Если клуб в первую очередь ориентирован на достижение результата любой ценой, не оглядываясь на внутренние ресурсы, то ему не обязательно нужен спортивный директор с широким спектром полномочий, а вполне достаточно менеджера по трансферам, который будет давать имена, помогать выбирать лучших из доступных вариантов и участвовать в переговорных активностях.
Если клуб больше ориентирован на академию, то это совсем другая направленность работы и другой функционал, где важнее созидание и терпение. Важно определиться с направлениями деятельности, которые требуют развития, и уже потом искать под эти направления соответствующих людей. Назначение спортивного директора, который потом сможет самостоятельно углубиться в нюансы работы клуба и самостоятельно решить все требующие внимания проблемы, не является волшебной пилюлей от всех бед. Если нет понимания, что кандидат соответствующий всем необходимым параметрам будет найден, то другим путем является постепенное усиление именно деталей, и дальнейшее назначение спортивного директора как естественная кульминация изменений.
Все предложенные выше факторы можно дальше каскадировать до бесконечности, более детально раскладывая подзадачи и нюансы, которые и являются, по сути, функциональными обязанностями спортивного директора, но это тема не для данного размышления, а для полноценной книги.
Ключевое влияние в рамках одного конкретного сезона спортивный директор может и должен иметь на процесс усиления (третий пункт из предложенных семи) – это очень значительное влияние на результат, но не решающее. Если мы говорим о среднесрочных и долгосрочных планах развития клуба (горизонт планирования от года и до бесконечности), то сюда могут добавляться в зависимости от философии клуба все остальные пункты (кроме, пожалуй, седьмого) – и степень участия и влияния спортивного директора на результат может быть основополагающим.
Спортивный директор – это человек, который смотрит дальше одного сезона, старается принимать решения, которые будут актуальны и эффективны в перспективе двух-трех и более лет. Система координат главного тренера – это победа в ближайшем матче и максимально качественное выступление в ближайшем сезоне, а дальше хоть трава не расти. Тренера можно понять, потому что единственный гарантированный островок безопасности для тренера – это выигрывать здесь и сейчас.
Спортивный директор должен уметь находить баланс между сиюминутными результатами и будущим – и именно в этой конфигурации дополнять главного тренера. Тратить ресурсы так, чтобы они работали максимально долго, но при этом не мешать выигрывать здесь и сейчас. Квалифицированный и наделенный достаточным доверием спортивный директор – это также гарантия преемственности от одного главного тренера к следующему, мост из одной жизни к другой, подушка безопасности для нового тренерского штаба в первые недели работы, когда идет знакомство с командой и с особенностями устройства клуба.
Смена тренерского штаба является самой молниеносной возможностью изменить неудачно складывающуюся ситуацию (опять-таки, исходя из предложенных 7 пунктов, указанных выше) – спортивный директор в кризисное время может и должен быть определенным островком стабильности. Замена спортивного директора тоже является одним из инструментов проактивного влияния на развитие клуба, которое проявляется не столь быстро как в случае с тренером, но может быть важным шагом на длинной дистанции, если клуб четко понимает, где именно хотел бы работать лучше и подберет специалиста, который по совокупности своих компетенций гарантированно сделает работу более качественно.
В идеальном мире при выборе нового спортивного директора руководители «Спартака» должны задать себе два ключевых вопроса:
– Можем ли мы выиграть РПЛ в этом сезоне? Что нам нужно сделать в зимнее трансферное окно, не разрушив то, что построено сейчас?
– Какие спортивные процессы нам необходимо улучшить, чтобы стабильно претендовать на победу в РПЛ? При этом мы учитываем, что мы не самый мощный клуб лиги с точки зрения финансов, поэтому должны максимально эффективно тратить каждый рубль.
***
Программа-минимум для «Спартака», как в принципе и для любого клуба, – качественный и независимый менеджер по трансферам с понятными и эффективными инструментами для поиска игроков. Эту функцию может исполнить практически любой шеф-скаут с опытом работы в клубах сопоставимого уровня, здесь нет никаких космических технологий.
Есть все основания предполагать, что бывший спортивный директор «Спартака» Томаш Амарал – очень качественный менеджер по трансферам, но «Спартак» его брал как спортивного директора. Сам Амарал приходил с амбициями и пониманием, что его функции будут значительно шире, чем в предыдущем клубе. В итоге он «сломался» о российский футбол по причине, возможно, недостаточно четкого определения роли для приглашаемого специалиста и, вероятно, недостаточно четко сформулированных задач перед ним или нежеланием клуба следовать философии, которую старался установить новый человек. В конце концов, могло не сложиться должного контакта и доверия между Амаралом и Станковичем. Приходящие отдельно и независимо друг от друга тренер и главный спортивный менеджер – непростая история, которую не всегда получается синхронизировать.
Спортивный директор – в том числе политическая должность, на которой, к сожалению, часто приходится принимать не столько правильные решения, сколько нужные в конкретный момент. Менеджер по трансферам – значительно менее статусная роль, которая не разрушит процессы, устоявшиеся в клубе, и вряд ли нарушит душевное спокойствие главного тренера.
Программа-максимум для «Спартака» – спортивный менеджер с фундаментальным опытом в клубном футболе, который умеет не только находить игроков и договариваться об их трансфере, но и принимает активное участие в управленческих решениях по развитию футболистов академии, умеет планировать и развивать весь спортблок вдолгую. Такой человек может считаться полноценным спортивным директором, но найти его гораздо сложнее: их в целом не так много, далеко не каждый согласиться поехать в Россию.
Еще один сдерживающий фактор, если постараться взглянуть на всю ситуацию со стороны спортивного директора, – необходимость адаптации к действующему главному тренеру. Топ-специалисты могут прийти в «Спартак» с условием (что в целом допустимо при наличии статуса) или желанием (тайным – а это уже очень опасно) поменять тренера в ближайшей перспективе на более понятного и знакомого. К зиме 2025-го Станкович настолько хорош, что ни у одного человека не должно появиться желания его поменять, но то, что ясно нам, совершенно не факт, что будет так очевидно для нового человека.
С учетом качества работы Станковича, а также его адаптации к игрокам и лиге, мне даже не кажется чем-то неправильным участие Деяна в выборе нового спортивного директора – или хотя бы в обозначении процессов, требующих повышения уровня компетенций. Назначение нескольких специалистов с более узкоспециализированными ролями с дальнейшим повышением одного из них до спортивного директора в подходящий момент – еще один рабочий вариант.
В принципе, самый эффективный подход в краткосрочной перспективе и стабильный в долгосрочной перспективе – это формирование тандема, когда главный тренер и спортивный директор имеют сопоставимое влияние на итоговый результат, а соответственно несут сопоставимую ответственность в случае неудачи. Когда оба понимают, что практически невозможна ситуация, при которой один из двух окажется виноватым и пойдет на выход, а второй закурит сигару и останется – это сильно сближает. И потенциально очень сильно добавляет стабильности, потому что в неудачный сезон для одного из них (он обязательно наступит) его может вытянуть работа второго. Если и главный тренер и спортивный директор думают не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем тоже, не трясутся быть уволенными, готовы рисковать неплохим настоящим ради блестящего будущего – это путь к величию. Единственный путь.
Будет очень интересно, если «Спартак» найдет кандидата с необходимым опытом работы, который поедет в РПЛ не за легкими деньгами в, по сути, безрисковый для своей репутации чемпионат, а для того чтобы по-настоящему поделиться опытом, принимать решения, а не сидеть на заднем сидении гоночного автомобиля, не бояться говорить о конкретных задачах и выполнять их.
В нашем футболе столько серых зон и случайных людей, что уверенный в себе профессионал может сделать разницу уже в этом сезоне и поменять конкурентный расклад во всей лиге на несколько лет вперед.
Главное для «Спартака» – определить набор функций, требующих квалифицированного внимания, найти подготовленного и опытного человека, а затем довериться ему и всячески помогать для общего блага.
Антон Евменов.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Виталий Тимкив, Сергей Бобылев, Александр Нестеров; ФК «Балтика»
1. Он отсеет не футбольных людей
2. Проведет конкурс по чеканке.
На основе этого выберет достойного кандидата! Вопрос закрыт.
Амарал работал хорошо, но оказался не готов к нашим реалиям. Нужен кто-то более опытный и хитрый. Правильно, что не берут русского. Даже если это будет потрясающий профессионал, честнейший, умнейший и прозорливейший (просто святой человек), на него будет колоссальное давление. Иностранец с опытом может просто не обращать внимание на говорящие головы и агентских прихвостней.