«Оксфорд» объявил о назначении Гари Роуэтта. Что за менеджер будет спасать клуб от вылета из Чемпионшипа?
Сразу нужно оговориться, что для поклонников Чемпионшипа, регулярно следящих за дивизионом, Гари Роуэтт не нуждается в каком-либо представлении, ведь работать здесь он начал еще 10 лет назад.
Гари Роуэтт многими воспринимается как менеджер, который ставит своим командам скучный, однообразный, где-то даже уродливый, но зато безопасный футбол. Пусть у него не получилось вывести на более высокий уровень «Бирмингем» (в то же время, абсолютно все согласятся, что его увольнение оттуда было несусветной глупостью со стороны руководства «синих»), «Дерби» и «Сток», но вот «Миллуолл» он смог превратить в крепучего середняка, который о борьбе за выживание совершенно не парился, хотя ресурсы у лондонцев довольно скромные. Весенний вылет Лигу 1 с вновь принятым «Бирмингемом» тоже вряд ли можно поставить Роуэтту в укор, поскольку у него было в распоряжении лишь 8 туров, за которые он все равно успел набрать 11 очков.
Вероятную природу упрощенного футбола Роуэтта наверное стоит искать в самом начале его игровой карьеры. Дело в том, что Гари был не только сыном начальника тюрьмы, но и воспитанником академии «Кембриджа», который в начале 90-х возглавлял одиозный Джон Бек. Чтоб вы понимали, на фоне тех «Юнайтед» даже «Уимблдон» Дейва Бассетта казался Бразилией Теле Сантаны. Тем не менее, всем вокруг было бы плевать на тот «Кембридж», если бы он просто сидел где-нибудь на дне Четвертого Дивизиона. Но нет, со своей примитивной игрой Джон Бек метил прямо в Премьер-Лигу.
Между прочим, сам Роуэтт со смехом вспоминал песок, рассыпанный по углам поля и кривые футбольные мячи того «Кембриджа» Джона Бека, которого в клубе называли «Макиавелли», потому что он регулярно цитировал трактат Искусство войны.
«Некоторые вещи, которые происходили, были абсолютно безумными», – вспоминает член той кембриджской банды.
«Я помню один сезон, когда Джон попросил нас покрасить раздевалку гостей в розовый цвет. И в мою задачу также входило замачивать разминочные мячи в холодной воде, чтобы другая команда могла страдать перед матчем. Затем меня посылали включить отопление в гостевой раздевалке, якобы для того, чтобы они почувствовали себя вялыми, чтобы у нас было преимущество. Настоящее сумасшествие».
В то время Роуэтт просто предпологал, что у его наставника что-то не так с головой. Однако теперь он осознал, что Бек – чья бесстыдная преданность грубой силе и лонгболлам вошла в позорную славу – прививал добродетели, которые позволили таким людям, как Дион Даблин, Стив Кларидж и сам Гари, сделать успешную карьеру на футбольном поле.
«Я говорил об этом со своим многолетним ассистентом Марком Сейлом», — объясняет Роуэтт.
«Он тоже играл под руководством Джона в «Кембридже» и «Престоне». Мы оглядываемся назад на те времена и, как бы безумно это ни звучало, мы оба очень многое переняли от Бекки. У этой команды не было ни денег, ни реальной истории. Тем не менее, мы прошли путь от команды Четвертого Дивизиона до команды Второго, где даже лидировали после 20 туров. Мы были настолько близки к тому, чтобы последовательно пройти через все дивизионы, чего еще ни один клуб не делал. Это было потрясающее достижение. Я знаю, что люди говорят о философии Джона.
И да, он любил прямолинейную игру. Но во многом это было основано на статистике, что сейчас стало популярным, не правда ли? Недавно я видел Ли Филпотта, великолепного нападающего, который теперь является агентом. Мы изучили ту команду «Кембриджа» и поняли, что почти каждый из нас играл в Премьер-Лиге или около нее. Конечно, на это можно посмотреть с двух сторон. Во-первых, Джону повезло, что у него была очень хорошая группа игроков, которая превосходила уровень многих соперников. Но во-вторых, это его тренировки максимально увеличивали наши возможности. Одно можно сказать наверняка. Любой, кто играл в тот «Кембридже», оглянется назад и будет уважать то, что Джон дал нам с точки зрения этики и стандартов поведения. Джон научил нас ценить работу, единение и умение быть командой. Это помогло нам всем пройти долгий путь в футболе».
Более подробно о том феномене золотой эпохи «Кембриджа» можно ознакомиться в прекрасном тексте Егора Мичурина двухлетней давности.
В той команде статный Гари пришелся ко двору, заняв прочное место в центре обороны еще задолго до своего 20-летия. Клубы Премьер-Лиги тогда еще не обладали сетью скаутов на континентальном трансферном рынке (да и Дело Босмана с последующей отменой «Правила 3+2» было еще впереди) и снобизмом особо не страдали, рассматривая в первую очередь вклад игроков в результаты, а уже потом задумываясь, каким зрелищем это предстает для болельщиков. В общем из «Кембриджа» наверх переехал не только бомбардир Дион Даблин, но и Гари Роуэтт, которого за 200 тысяч фунтов взял к себе «Эвертон».
Молодому защитнику не удалось закрепиться в основном составе клуба, только что обыгравшего в финале первый великий «Манчестер Юнайтед» Алекса Фергюсона (на тот момент еще не Сэра). Через аренду в «Блэкпул» Роуэтта передали в руки «Дерби», между прочим, в обмен на Крейга Шорта, который последние несколько лет трудится ассистентом у различных менеджеров в «Оксфорде».
Вместе с «баранами» Гари добрался до Премьер-Лиги, где отыграл два полных сезона, а затем перешел в еще один клуб, где ему в будущем предстояло стать менеджером. Две попытки подняться в Премьер-Лигу с «Бирмингемом» оказались неудачными, однако это не помешало «Лестеру» потратить на защитника солидную для того времени сумму в 3 миллиона фунтов. «Лисы» тогда кстати были далеко не последним клубом высшего дивизиона, даже угрожали борьбой за призовые места, но регулярно таяли с приходом весны. Так или иначе, но именно там Роуэтт попробовал на вкус матчи Кубка УЕФА, в которых «Лестер» оказался слабее «Црвены Звезды».
В следующем году «лисы» оказались уже абсолютно неконкурентоспособными и вылетели из Премьер-Лиги с последнего места, отстав на 12 очков от спасительного 17-го и попутно перепробовав 4 менеджеров. Роуэтт не стал опускаться в Первый Дивизион и перешел в столичный «Чарльтон», который потратил на игрока 3,5 миллиона фунтов. Это дало Гари еще два сезона в Премьер-Лиге, но к 30 годам у него обострилась хроническая травма колена, которая вынудила уйти из профессионального футбола в столь раннем возрасте.
Роуэтт, которому сейчас 50 лет, всегда хотел тренировать. Будучи еще молодым игроком, он записывал каждый трюк Бека. «Однако мне пришлось остановиться», — смеется он. «Та книга была уже слишком полной!» А когда катастрофическая травма колена фактически положила конец его карьере вскоре после перехода в «Чарльтон» в 2002 году, защитник понял, что пришло время задуматься о жизни вдали от поля.
«Меня всегда интересовала тактическая сторона футбола», — говорил Роуэтт. «Я интересовался в том, как работают команды, в динамике раздевалки. Я всегда задавал вопросы. Что кристаллизовало все это, так это то, что большую часть двух лет в «Чарльтоне» я был травмирован. Операция, снова сидение без дела, проведение большого количества времени в размышлениях. В итоге я переговорил со многими сотрудниками клуба. Травма заставляет вас думать: «Что мне делать дальше?» Что, если я не выздоровею?»
Одним из вариантов, который был быстро исключен, была тюремная служба – работа его отца, брата и дяди.
«Никаких шансов», — настаивает он. «У моего отца и моего брата другой менталитет, чем у меня. Возможно, они сделаны из более прочного материала, а вам и нужно быть таким, потому что это непростая работа. Для меня это всегда был спорт. Если бы я не был футболистом, я бы занимался чем-то другим в спорте или легкой атлетике. Я знал, что хочу остаться в игре».
Однако теперь это была уже совсем другая игра, чем та, в которой он вырос. Ушли в прошлое пьяные вечеринки, юниоры, чистящие бутсы игрокам основной команды и тактики Джона Бека. Прошли и времена, когда тренер был тираном, которого поддерживали его ассистенты в раздевалке.
«Тогда это работало именно так», — признает он. «Старшие профессионалы управляли младшими. Вас как бы запугали, заставляя следить за тем, чтобы вы все делали правильно. Это был стандарт в футболе и обществе: ты быстро взрослеешь или не выживаешь. Я помню, в «Кембридже» ты ходил и разговаривал с менеджером, может быть, два раза в год. Это была довольно исключительная вещь. Сейчас игроки жалуются, если вы не разговариваете с ними два раза в неделю – они подумают, что сделали что-то не так! Раньше вы просто говорили игрокам, что делать. Теперь вы должны понять, что им нужно. Это почти психологическая наука».
Но спустя год после завершения карьеры Роуэтт оказался в нон-лиговом «Бертоне», куда Найджел Клаф периодически завлекал разнообразных заслуженных ветеранов. Там же у «пивоваров» Гари начал свой тренерский путь, после ухода Клафа став ассистентом у нового менеджера Пола Пескисолидо. К тому моменту «Бертон» уже дебютировал в Футбольной Лиге, и с некоторых пор Роуэтт сменил Пескисолидо на ответственном посту.
Начало самостоятельной работы получилось таким успешным, что при Роуэтте «пивовары» мгновенно стали регулярными участниками плей-офф Лиги 2, находясь в шаге от промоушена в Лигу 1. На перспективного менеджера стали обращать внимание более статусные клубы Футбольной Лиги. Гари благоразумно отклонил предложение вылетающего из Чемпионшипа «Блэкпула», но затем согласился возглавить другого аутсайдера в лице знакомого ему «Бирмингема». Там Гари впервые явил более широкому футбольному миру наследие «Кембриджа» Джона Бека, у которого он когда-то начинал свою игровую карьеру.
«Если бы у клуба были деньги, я бы их потратил», — говорит он. «Это самый простой способ получить промоушен. Но мы не в таком положении, поэтому нам нужно сделать что-то другое. Это значит быть самой сильной и агрессивной командой сегодняшнего дня. Иметь большой состав — это здорово, но когда результаты идут не так, как вы того желаете, очень легко менять трех или четырех игроков в каждой игре. Но у нас нет такой возможности. Мы должны поддерживать игроков, когда они допускают ошибки. Это укрепляет доверие, и все игроки этим питаются. Если вы спросите меня, почему мы находимся там, где мы находимся, я бы сказал, что общее доверие самое главное».
Туда же на Сент-Эндрюс Роуэтт перетащил свой штаб, вместе с которым сумел поднять «синих» из зоны вылета на итоговое 10-е место. Гари получал заслуженную похвалу от футбольной общественности, заставив местных болельщиков забыть о борьбе за выживание. Однако вскоре руководителям «Бирмингема» оказалось мало середины таблицы при невзрачной игре. Они отправили Роуэтта в отставку, когда команда шла 7-й, и назначили Джанфранко Дзолу.
Слово капитану той команды Полу Робинсону:
«Мы только что обыграли дома «Ипсвич», это был вторник. Игроки восстанавливались после победы, благодаря которой «блюз» поднялись на 7-е место в таблице, буквально дыша в спину командам в зоне плей-офф. У Гари Роуэтта был выходной. Тренировка закончилась, но клубный секретарь сказала, чтобы мы подождали и не расходились. Мы пошли наверх, сели в комнате для обсуждений, и скоро пришел босс».
«Меня только что уволили, парни. Я не хотел, чтобы вы узнали об этом от кого-то другого, хотел лично сказать», — признался Роуэтт.
«Мы были опустошены и сильно разочарованы такими новостями», — говорит Робинсон.
Вместе с Дзолой «Бирмингем» действительно стал решать совсем другие задачи. После всего двух побед в 24 матчах под руководством итальянского специалиста «синие» скатились к зоне вылета, что пришлось даже звать на выручку пенсионера Гарри Реднаппа.
Стоит ли говорить, что Роуэтт не оставался без работы долго? Уже походу того же сезона его пригласили в «Дерби», который был вполне амбициозным клубом Чемпионшипа. «Бараны» действительно шли в верхней половине таблицы, но на поле мучали себя, соперников и конечно же болельщиков. Команда хоть и завершила сезон в зоне плей-офф, но большой радости это никому не принесло. Руководство «Дерби» без возражений позволило Роуэтту уйти работать в «Сток», взяв на его место Фрэнка Лэмпарда.
Во главе «гончаров» Гари внезапно провалился. Вместо попытки мгновенного возвращения в Премьер-Лигу команда не могла закрепиться даже в верхней половине таблицы Чемпионшипа. Роуэтта выгнали из клуба спустя всего полгода работы. Надо конечно отметить, что состав того «Стока» был с отрывом наиболее дорогим в дивизионе (опережали даже «Астон Виллу»). Но впоследствии многие игроки (особенно Боян Кркич) говорили о потере доверия к своему менеджеру.
Так у Роуэтта сложилась репутация специалиста, который не способен решать большие задачи. Тем не менее, середняки все еще желали видеть его у себя. Осенью 2019 таким стал «Миллуолл», который только что прекратил многолетнее сотрудничество с Нилом Харрисом. И Гари действительно привел «львов» к нескольким подряд финишам в верхней половине таблицы. Он сделал лондонцев тем клубом, к которому соперники по Чемпионшипу очень не любили приезжать в гости.
В начале сезона 23/24 вновь стало понятно, что Роуэтт не слепит из «Миллуолла» участника плей-офф, поэтому клуб и менеджер расстались по обоюдному согласию. Надо кстати отметить, что у молодого сменщика Джо Эдвардса дела пошли совсем плохо, поэтому «львам» пришлось возвращать Нила Харриса (сейчас он кстати снова уходит из клуба).
Роуэтт же весной зачем-то откликнулся на авантюрное предложение «Бирмингема», где наломал дров очередной большой игрок, но пока совсем не великий менеджер Уэйн Руни. Первоначально ситуацию спасал опытный Тони Моубрей, но затем он слег в больницу, поэтому клубные руководители вспомнили про Гари. Однако в этот раз карма все же настигла «Бирмингем»: с Роуэттом синие проиграли только три матча из восьми, но все равно вылетели в Лигу 1 в последнем туре несмотря на домашнюю победу над «Норвичем».
Теперь перед Гари Роуэттом стоит задача спасти «Оксфорд», иначе клубному руководству не простят расставания с Дезом Бакингемом, весьма популярным у болельщиков «желтых». Будет ли это связано с большими сложностями? – Непременно. Ведь «Оксфорд» обладает наименьшими в Чемпионшипе финансовыми ресурсами, да и состав у команды тоже один из слабейших.
На что же тогда Роуэтту можно опираться? Ну, по крайней мере на то, что в дивизионе сейчас есть еще несколько команд, испытывающих большие трудности в первой половине сезона, так что у «Оксфорда» все еще есть шансы оказаться выше тройки худших, и Роуэтту даже вполне простят, если под его руководством «Юнайтед» опустятся с текущего 20-го места на итоговое 21-е.
Кроме того, в отличие от весенней авантюры в «Бирмингеме», сейчас у Гари есть впереди трансферное окно, во время которого он может привлечь в клуб необходимых ему игроков. В принципе «Оксфорд» даже готов пойти на такой риск, что эти игроки помогут решить нынешнюю проблему, но затем станут бременем для зарплатного бюджета.
О том, что Роуэтта будут критиковать за незрелищный футбол, который он обычно ставит своим командам, говорить и вовсе не приходится. В первую очередь его пригласили сюда для того, чтобы по итогам сезона «Оксфорд» набрал больше очков, чем конкурент с 22-го места, а не показывал лучший процент точных передач, высокий xG или чаще владел мячом. Сначала нужно разобраться с борьбой за выживание, а потом уже можно будет искать менее консервативного менеджера (и вообще-то Дез Бакингем под такие критерии как раз подходил).
Не стоит также забывать про его колоссальный опыт в этом дивизионе. У Роуэтта за плечами 12 лет самостоятельной работы в Футбольной Лиге, и 10 из них непосредственно в Чемпионшипе, что выражается в более чем 500 матчах, из которых 370 были как раз на этом уровне. Никого более опытного здесь сейчас просто нет, и в ближайшее время Роуэтт уберет с 5-го места по количеству матчей в дивизионе Найджела Пирсона, который в прошлом году покинул «Бристоль Сити» и сейчас испытывает проблемы со здоровьем. Сравниться среди действующих может разве что Даниэль Фарке из «Лидса», который в этом году перевалил через две сотни. Из тех, кого в Чемпионшипе мы еще наверное увидим, следует упомянуть Нила Харриса (тоже пошел на третью сотню, прежде чем покинуть «Миллуолл»), Алекса Нила (год назад «Сток» не позволил ему добраться до числа 300), Марка Робинса (347) и конечно же ветерана Тони Моубрея (481 – 3-е место в истории и 10 матчей отставания от 2-го Мика МакКарти, а вот до легенды Нила Уорнока понадобится уже отработать больше полного сезона).
Можно конечно пытаться парировать, что в его резюме совсем нет промоушенов, но для «Оксфорда» сейчас куда более важно, что в нем всего один релегейшен, да и тот невозможно поставить в укор конкретно одному Роуэтту. Менеджером Месяца в Чемпионшипе его признавали только дважды во время работы с «Дерби», но в четверку номинантов он периодически входил, работая в том же «Миллуолле». Да и вообще многие прекрасно понимают субъективность этой награды.
Очень верно подметил Джером Сейл из BBC Radio Oxford, что «Кем не является Гари Роуэтт, так это Дезом Бакингемом, но его вины здесь нет». Болельщикам «Оксфорда» лишь остается запастись терпением, чтобы новый менеджер своей работой добыл их уважение.
Так или иначе, Гарри удачи и хороших результатов на новом месте: хороший и честный дядька.
Что это за чушь? Что значит стало ясно? С бюджетом клуба нижней пятерки Шипа, Гарри все время держал команду в верхней части таблицы. Да, игра была та еще рыгота. Но состав! Копеешный.
А вся свистопляска с тренерами пошла после гибели в автокатастрофе хозяина клуба- Джона Берилсона.
После него клубом стал рулить его сынок- Джеймс. Похоже что дурак полный.
Теперь у команды за меньше чем два года уже четвертый тренер будет. Без улучшений результатов.
Это при том что Бомбера Харриса уже умудрились позвать обратно и опять уволить.🤦♂️