Сколько денег вкладывают в топ-клубы РПЛ? Мы изучили все доступные отчеты
Разбор Игоря Сергеева.
Колоссальный турнирный разрыв между топ-6 и остальными клубами РПЛ – одно из главных явлений сезона. Такого не было никогда. Одна из причин (возможно, ключевая) – еще большее расслоение денежное.
Закон футбола: больше денег = больше очков
Еще десять лет назад на основании анализа выступления английских команд с 1978 до 2012 года была сформулирована «теория Шиманского»: на 92% результат клуба любой лиги зависит от того, сколько он тратит на зарплаты игроков.
Очевидно, высокий зарплатный фонд обеспечивается высокими клубными доходами. Согласно последнему отчету УЕФА, «Реал» – самый богатый клуб Испании (и всей Европы), «Ман Сити» – Англии, «ПСЖ» – Франции, «Бавария» – Германии, «Интер» и «Милан» практически равны в Италии.
Так что РПЛ здесь не уникальна.
С 2019 года РФС ежегодно публикует финансовые отчеты клубов. Учитываются все юрлица, которые входят в одну группу с клубом (например, академии и ответственные за эксплуатацию стадионов).
Пять лет – отличная выборка для сводной финансовой аналитики.
Шестерка лидеров по операционным доходам – московские клубы плюс «Зенит» и «Краснодар» – окончательно сформировалась в последние три года (до этого «Рубин» дважды опережал ЦСКА). При этом финансовый разрыв топов от остальных растет с каждым годом: 1 млрд рублей – в 2021 году, 2,6 млрд – в 2022-м, 3,2 млрд – в 2023-м.
Корреляция финансов и заработанных очков еще заметнее с учетом «Ростова» – восьмого по доходам (12,89 млрд рублей) и седьмого по очкам (217 очков). «Рубин» с выручкой в 18,03 млрд не попадает в рейтинг – в фокусе только клубы, которые все эти годы играли в РПЛ (сезон-2021/22 казанцы провели в Первой лиге).
При этом топ-5 тоже далеко не однороден. «Зенит» живет в отдельной вселенной – гандикап в более 40 млрд рублей за 5 лет.
В «общие операционные» входят доходы от матчдея и продажи телеправ, но в основном это деньги владельцев. Есть два основных формата такой финансовой поддержки.
«Краснодар» – главный по безвозмездным вливаниям. Но есть нюанс
Начнем с очевидного – прямых инвестиций.
Согласно отчету УЕФА, в 2022 году все клубы высших дивизионов получили в сумме 2,2 млрд евро «прочей выручки», куда входят безвозмездные поступления: бюджетные субсидии, гранты и пожертвования (в том числе от владельцев). Россия на уверенном втором месте среди всех европейских лиг – 260 млн евро подобных вливаний. Несущественно уступаем только Франции (270 млн), далее – Германия (246 млн), Италия (222 млн) и Бельгия (132 млн).
Отмечается, что прочий доход немецких и итальянских клубов всего 9% от общего, французы и бельгийцы выделяются бюджетными субсидиями (27% и 14% от совокупной выручки). Особенность российских клубов: 25% общих доходов приходится на государственные субсидии и пожертвования от связанных сторон.
Предметно остановимся на последнем – наши топ-клубы практически не получают прямую поддержку от государства.
В отчетности РФС безвозмездная финансовая помощь клубам от учредителей/акционеров/владельцев и других сторон зашита в статью «прочие операционные доходы».
Делать категоричные выводы по «прочим расходам» не стоит. Здесь некоторые лидеры РПЛ уступают даже «Ростову» (5,07 млрд рублей за пять лет) и «Рубину» (4,34 млрд).
Выделяется только «Краснодар»: получил безвозмездных вливаний в десять раз больше, чем, например, «Зенит». Интересно разбить краснодарские 23 млрд на составляющие, потому что далеко не вся сумма пошла на зарплаты или трансферы.
💰 Почти 13 млрд рублей внесли в бюджет клубной академии в виде пожертвований от владельца клуба Сергея Галицкого (в том числе через его бизнес-структуры). Про создание эндаумент-фонда для финансирования клубной академии (деньги, которые невозможно забрать или потратить на что-то другое, кроме прописанных в уставе целей) Галицкий рассказывал еще три года назад в интервью «Коммент.Шоу». Основные средства поступили в фонд в прошлом году.
«9 млрд из той суммы, которая указана как чистая прибыль по итогам 2023 года, как раз и являются его взносом в этот созданный фонд академии», – пояснял «Чемпионату» вице-президент «Краснодара» Арам Фундукян.
💰 Деньги в академию поступают от бизнес-структур Галицкого: «Инвестстроя», «СН Капитала», «Новых технологий» и «Пластиктрейда».
«Краснодар» – лидер прошлого года по расходам на развитие молодежного футбола – 1,28 млрд рублей. Следом – «Динамо» (879 млн) и «Зенит» (866 млн).
На академию уходит пятая часть (21%) всех клубных операционных расходов. Опять сравним: «Динамо» – 16%, «Зенит» – 5%, «Спартак» – 4%, в среднем по лиге – 7%.
💰 А вот вклады Галицкого в имущество основного клуба скромнее: в 2020-м – 1,12 млрд, в 2021-м – 1,52 млрд, в 2022-м – 5,3 млрд.
Так что «Краснодар» – главный по безвозмездным поступлениям. Другие топы используют иной подход.
Деньги связанных спонсоров – важный источник доходов топов
Спонсорские деньги легко отследить через клубные «коммерческие доходы»: соглашения с генеральным, техническим и иными спонсорами, а также на нейминг стадиона.
Согласно отчету УЕФА, российские клубы – шестые в Европе по доходам от спонсоров. 617 млн евро за 2022 год, впереди только топ-лиги: АПЛ (1,97 млрд евро), Бундеслига (1,26 млрд), Ла Лига (860 млн), Лига 1 (656 млн) и Серия А (625). Дальше пропасть: Турция идет седьмой с 254 млн евро.
Российский футбол уникален зависимостью от спонсоров – 59% доходов. Сравним: для немецких клубов эта доля в 2022 году составила 38%, английских – 31%, французских – 28%, итальянских – 27%, испанских – 26%.
А что говорит отчетность РФС?
Уточним: ЦСКА и «Динамо» сменили владельцев – ВЭБ.РФ и группу ВТБ – в 2022 году, но мы указываем их с учетом более ранних спонсорских сделок.
Еще немного сравнений: в 2022 году спонсорские контракты принесли «Ман Сити» и «Баварии» 48% всех доходов, «Реалу» и «ПСЖ» – 42%, «Интеру» – 21%.
Еще раз: средний показатель в России – 59%. Аномальную спонсорскую зависимость можно объяснить тем, что в рыночную категорию (спонсорство) нередко зашивают стратегическую помощь владельцев – через связанные структуры. И, конечно, цены часто далеки от рыночных. Отсюда и дисбаланс в пропорциях относительно европейской нормы.
Пул связанных с владельцами коммерческих партнеров можно установить через сайты клубов и налоговые отчеты (которые есть не у всех), но точно выделить процент сделок с аффилированными сторонами из этой категории невозможно. В налоговой отчетности есть детальные данные только по «Краснодару» и «Локомотиву» (правда, нет показателей за 2019-й).
💰 Основным источником рекламных денег «Краснодара» (6,07 млрд рублей за пять лет) указана организация «Лаврено Лимитед» – это экс-акционер «Магнита», основного детища Галицкого. Еще в 2015-м Forbes сообщал, что аффилированный с Галицким кипрский офшор будет постепенно продавать акции торговой сети и направлять деньги «на финансирование инвестиционного проекта» (предполагалось, что это клуб и стадион). В актуальной карточке кипрской компании Галицкий указан одним из директоров.
💰 В налоговой отчетности «Локо» примерную долю аффилированных сделок можно оценить через раздел «связанные стороны» – например, финансовые операции с РЖД только в 2022 году принесли клубу 6,3 млрд рублей, что составило 91% от общей выручки клуба.
С «Ареной Эксперт» (ранее «Финресурс») у «Локомотива» в 2020-2023 годах сразу несколько сделок – на более 12 млрд рублей. Вот подробный рассказ об интересной роли этой компании в финансировании клуба.
🤷 Добраться до деталей сделок «Зенита», «Спартака», ЦСКА и «Динамо» не получится – они не публикуются.
Но даже с учетом имеющихся данных можно сделать интересный расчет.
Для сравнения: «Ростову» один балл в турнирной таблице стоил 47,43 млн рублей.
По расчетам УЕФА, в 2022 году «прочие» (безвозмездные поступления) и «коммерческие» (деньги спонсоров) доходы российских клубов составили 84% от общих.
Насколько законно маскировать деньги владельцев через пожертвования и спонсоров?
Очевидно, личные инвестиции Сергея Галицкого в «Краснодар» нельзя ставить в один ряд с квазигосударственной поддержкой других российских топов, но финансовый фэйр-плей одинаков для всех.
Российские клубы обязаны сообщать обо всех финансовых операциях со связанной стороной, а сами сделки должны заключаться по рыночной стоимости. В случае подозрений РФС проводит независимую оценку «в соответствии со стандартной рыночной практикой». Клуб может сам выбрать оценщика, одобренного УЕФА.
При определении справедливой стоимости оценщик анализирует схожие спонсорские сделки других клубов. И обязательно обратит внимание на рейтинг и турниры, в которых они участвуют.
Выглядит серьезно.
Если мы ни разу не слышали о проблемах клубов с этим пунктом регламента – значит, у РФС нет вопросов к справедливости заключенных сделок.
Да-да, и к контрактам «Зенита» на 60+ млрд – тоже.
Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев, Виталий Тимкив
Зенит очень много тратит. Болельщики из СПб любят говорить, что Зенит эффективен, что другие клубы тратят столько же, сколько и Зенит. Это не так. Зенит с огромным отрывом по тратам. Каждое их очко в таблице стоит очень дорого. А не было бы схем с Сочи, куда Зенит провожал десятками своих игроков, избегая возникновения финансовых разрывов и проблем с ФП, то эти траты были бы еще выше.
Другие клубы за свои трансферные ошибки страдают. Заплатили много миллионов за игрока, который не раскрылся и не знаешь, куда его пристроить, чтобы разгрузить ведомость для нового игрока.
Зенит же отправлял игроков в Сочи с полным сохранением их контрактов (тут очевидные признаки для УЕФА чтобы разобраться в этой ситуации, на лицо прямая неспортивная зависимость одного клуба от другого).
Ригони, Осорио, Терентьев, Эрнани, Маммана, Кранневитер, Мевля, Джорджевич, Заболотный, Нобоа, Набиуллин, Полоз, Цаллагов, Новосельцев, Панюков, Чернов, Юсупов – и это не весь список трансферных ошибок Зенита, с которыми бы он не справился без «серых» схем, отправляя неликвид в Сочи. У других клубов РПЛ нет права на ошибку. Другие клубы страдают за свои трансферные ошибки. Зенит их совершает, проворачивает уход игроков, чтобы это не сказывалось на финансовом ФП – и покупает новых игроков.
Что было бы с Зенитом, если бы он не мог так быстро спустить этих игроков в Сочи? Зениту бы пришлось годами играть в том числе этими игроками. Какие бы были результаты у Зенита? Не те, что были – это очевидно.
Типа они всерьёз думают, что 50 лямов на одного игрока и 50 лямов на пяти-семи игроков - это одно и тоже.
Ну типа сумма такая же.
Так что там всё печально.
Про бан от УЕФА с последующими финансовыми проблемами и вылетом не слышали?