Атмосфера старой школы. «Ред Стар» – старейший клуб Парижа и антагонист ПСЖ
У них нет богатого спонсора, но есть богатая история. Основатель клуба — инициатор проведения чемпионатов мира, символ — убитый коммунист, а президент — кинопродюсер. «Ред Стар» — старейший клуб Парижа, который развивает альтернативный имидж в ответ на то, что происходит в ПСЖ.
Загляните в мой телеграм-канал, а потом будем знакомиться с первой командой французской столицы.
На другой стороне Парижа
Улица Доктора Бауэра в Сен-Уане — небольшом пригороде на северной окраине Парижа — представляет собой ничем не примечательный проспект с пятиэтажными многоквартирными домами и периодически открытыми магазинами. Вдоль улицы припарковано множество машин, а местные жители по пути на работу или на заранее запланированную встречу за чашкой кофе проходят мимо забрызганных граффити ставен.
«Стад де Пари» — или «Стад Бауэр», как его чаще называют, — определенно не доминирует над окружающей местностью ни по размеру, ни по значимости, и, если бы не осветительные мачты, торчащие над жестяной крышей скромной главной трибуны, можно было бы не догадаться, что здесь базируется футбольный клуб с богатой историей. Действительно, для большинства приезжих главной достопримечательностью этого района является знаменитый парижский блошиный рынок, расположенный всего в нескольких кварталах отсюда.
Это, конечно, не самый благополучный район французской столицы. Он скорее потрепанный, чем шикарный, и резко контрастирует с районом вокруг Парк де Пренс, где живут самые богатые из новых богачей — «Пари Сен-Жермен» — с его широкими аллеями, усаженными деревьями, роскошными квартирами и бесстыдно-корпоративными вывесками. Но в этой внешне ничем не примечательной коммуне находится «Ред Стар», футбольный клуб, основанный в небольшом кафе в 7-м округе Парижа почти 130 лет назад 24-летним Жюлем Риме, самым долгоправящим президентом ФИФА и человеком, в честь которого был назван первый Кубок мира.
Между двумя стадионами на бульваре Периферик всего 12 километров, но как с точки зрения футбола, так и с финансовой точки зрения это расстояние можно измерить в метафорических световых годах.
С момента основания ПСЖ в 1970 году у них всегда были претензии на величие. Иногда за эту относительно недолгую историю они угрожали раскрыть свой потенциал и стать чем-то большим, чем просто клубом высшего дивизиона для надменного парижского спортивного истеблишмента. Однако до тех пор, пока в 2012 году деньги Катарского фонда спортивных инвестиций не хлынули потоком по Сене, ПСЖ часто льстил, чтобы обмануть.
Получив гигантское финансирование, они изо всех сил старались пробиться в футбольную стратосферу наравне с такими клубами, как «Реал Мадрид» и «Манчестер Юнайтед», и в конце концов им это удалось. Трансферы Неймара, Мбаппе, Месси и других звезд навсегда изменили финансовый ландшафт игры и обеспечили клубу из Парижа место в высшем дивизионе мирового футбола, которого он был лишен более 100 лет.
В то время как ПСЖ стремится к мировому господству, цель «Ред Стар» совершенно иная. Жюль Риме и соучредители, среди которых был его брат Модест, задумали футбольный клуб, который был бы полностью посвящен игре в футбол. Более века спустя, в противовес ненасытной капиталистической машине ПСЖ, которая до сих пор пытается завоевать расположение жителей близлежащих богатых западных районов Парижа, эта социальная и коллективистская философия не только остается сильной в «Ред Стар», но и обрела новую жизнь в последние годы под руководством амбициозного президента, кинорежиссера и продюсера Патриса Хаддада.
Первые годы жизни клуба
Чтобы немного больше узнать о «Ред Стар» сегодня, нужно заглянуть в ее прошлое и обратить внимание на некоторые ключевые моменты. Переезд в Сент-Уэн в 1910 году означал, что клубу всегда придется учитывать разнообразие, царящее вокруг него: Сена-Сен-Дени, французский департамент, где расположен Сент-Уэн, имеет долгую историю иммиграции из бывших французских колоний в Магрибе, странах Африки к югу от Сахары и Карибского бассейна, и сегодня это департамент с самой высокой долей иммигрантов в стране. Бывший президент Франсуа Олланд в юности часто посещал «Стад Бауэр». Он публично отмечал значимость «Ред Стар» в жизни «многообразной и мультикультурной Франции».
Самый успешный период в истории клуба пришелся на годы между двумя Мировыми войнами, когда «Ред Стар» четыре раза выиграл Кубок Франции (пятый раз — в 1942 году во время немецкой оккупации) и процветал в эпоху, предшествовавшую профессионализации и созданию единой национальной организации во французском футболе.
С названием, которое переводится как «Красная звезда», и соответствующим логотипом, предположительно вдохновленным английской гувернанткой Жюля Риме, было неизбежно, что они будут ассоциироваться с левым рабочим классом региона. Эта связь стала еще крепче после того, как нацисты казнили Рино Делла Негра во время Второй мировой войны.
Делла Негра был сыном итальянских иммигрантов. Он так и не сыграл ни одного официального матча за «Ред Стар» — в 1944 году во время нападения французского Сопротивления был ранен и взят в плен немцами, а впоследствии расстрелян. Он был членом очень активной группы Манушяна, названной в честь поэта и коммунистического активиста Мисака Манушяна. В последней записке Делла Негра брату были слова: «Привет и прощай, ‘’Ред Стар’‘». Его история борьбы и самопожертвования во имя коммунистических принципов стала очень символичной для левых фанатов клуба.
Захват здания Федерации футбола Франции
В мае 1968 года во Франции вспыхнули протесты, известные как «Красный май». Социальный кризис начался со леворадикальных выступлений студентов и перерос в демонстрации по всей стране. Они сопровождались массовыми беспорядками и всеобщей забастовкой, которая охватила 10 миллионов человек. Протесты привели к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и значительным изменениям во французском обществе.
За справедливость боролись различные слои, включая футболистов, которые в то время находились в уязвимом положении. Они получали сравнительно небольшую зарплату, но главной проблемой был срок контрактов. Соглашения обычно истекали, когда футболисту исполнялось 35 лет. Фактически они были вынуждены выступать за одну команду до конца карьеры, и чтобы сменить клуб, им приходилось полагаться на благосклонность руководства и проходить унизительную процедуру лицензирования для перехода.
22 мая 1968 года игроки «Ред Стар» Андре Мерель и Мишель Орио вместе с игроками-любителями и спортивными журналистами захватили здание Федерации футбола Франции. Протестующие без сопротивления проникли в штаб-квартиру и вывесили снаружи плакаты с лозунгами «Футбол для футболистов» и «Федерация принадлежит 600 тысячам игроков». Никто из сотрудников не был допущен внутрь, кроме генерального секретаря организации Пьера Делоне и главного тренера-методиста французского футбола Жоржа Булона. Они стали заложниками.
Футболисты удерживали штаб-квартиру в течение пяти дней, после чего добровольно покинули здание. Они надеялись привлечь внимание к проблемам и достичь компромисса в ходе переговоров. Мерель, Орио и около 60 других участников сформировали Комитет действий и изложили свои требования в манифесте. Они хотели справедливого распределения доходов Федерации: призеры чемпионата получали большую часть денег, что увеличивало разрыв между бедными и богатыми клубами. Также протестующие требовали «освободить футбол от спекулянтов», уволить руководство Федерации и включить игроков в управление организацией, предоставив им право голоса.
В 1969 году Пьер Делоне покинул пост генерального секретаря, и Федерация пересмотрела правила переходов — «пожизненные» контракты ушли в прошлое. Однако компромисс в отношении зарплат так и не был достигнут.
Российский след
Поиграли в составе парижского клуба и представители отечественной школы футбола. В 1989 игроком «Ред Стар» стал Александр Бубнов. Прославленный российский футболист и эксперт провел в составе клуба всего лишь один сезон, после чего завершил карьеру. Но Бубнов остался работать в системе клуба и поспособствовал переходу во Францию звезд московского «Спартака» — Федора Черенкова и Сергея Родионова.
Карьера обоих игроков в Париже была не самой успешной: Черенков провел здесь всего полгода, после чего вернулся на родину, а Родионов больше лечился, чем играл (57 матчей за 3 года). Однако болельщики клуба, известные своими левыми взглядами, очень тепло принимали игроков из Советского Союза.
Приход Хаддада в 2008
С бурных дней, прошедших в первой половине XX века, судьба «Ред Стар» была неоднозначной: взлетов было гораздо меньше, чем падений. Периодические повышения в классе — частые понижения в классе; недолгое пребывание в высшем дивизионе – финансовые кризисы и даже загадочное слияние с «Тулузой» в 1967 году (не с нынешним клубом, который был основан тремя годами позже) с противоположного конца страны. Но стоит понимать, «Ред Стар» — это футбольный клуб, который не умрет, потому что люди этого не допустят.
С момента прихода Хаддада в 2008 году, всего через пять лет после того, как клуб едва не обанкротился, и через два года после того, как он прозябал в шестом дивизионе французского футбола, некоторые из его амбиций иногда вступали в противоречие с желаниями болельщиков «Ред Стар». Его план по строительству нового стадиона стоимостью 200 миллионов евро и развлекательного комплекса был отвергнут болельщиками, для которых «Стад Бауэр» является душой клуба. К сожалению, стадион серьезно нуждался в реконструкции, и, хотя он являлся подходящим местом для «Ред Стар» в низших дивизионах, его ветхое состояние было признано непригодным для использования, когда «Ред Стар» вышел во второй дивизион в 2015 году.
В результате команда была вынуждена проводить домашние матчи в Бове — в 75 километрах к северу от Парижа, а затем, в сезоне 2016/17, на стадионе «Жан-Буэн» — по иронии судьбы, обновленной современной арене, которая находится по соседству с «Парк де Пренс», домашней ареной ПСЖ.
В 2021 году началась долгожданная реконструкция стадиона, которая частично продолжается до сих пор. На сегодняшний момент отремонтированы две трибуны – Восточная и Южная, – еще две введут в эксплуатацию к декабрю 2025.
Многие инициативы Хаддада пришлись по душе болельщикам, и идея использовать и развивать долгую и славную историю клуба понравилась не только ультрас и хипстерам, заполняющим трибуны, но и тем, кто видит долгосрочную ценность в общении и взаимодействии с местным сообществом. Именно эти люди в конечном счете будут поддерживать «Ред Стар» в ближайшие десятилетия, несмотря на постоянно расширяющийся охват ПСЖ.
Бренд-менеджер – бывший игрок МЮ
Летом 2016 года бренд-менеджером клуба был назначен Дэвид Беллион, бывший нападающий «Манчестер Юнайтед», «Сандерленда» и «Бордо». Последние два года своей карьеры он провел в «Ред Стар» и теперь получил возможность помогать клубу, не выходя на поле.
«Как менеджер по развитию бренда, я стремлюсь наладить связи между «Ред Стар» и миром культуры, искусства и стиля жизни, будь то музыка, мода, фотография, еда, мероприятия… но с совершенно новой точки зрения».
Беллион считает, что эти инновационные способы взаимодействия с болельщиками и сообществом не только на этом оживленном участке парижского кольца, но и в других частях города, идеально вписываются в концепцию социальной интеграции, которая была основополагающей для клуба со времен Жюля Риме и других.
«Ред Стар» — это андеграундный, романтичный, популярный футбольный клуб, в котором нет абсолютно никакого социального статуса. Люди любят его, потому что он по-прежнему излучает атмосферу старой школы. Клуб создавался не только для побед и трофеев. Это очень мощный символ свободы и творчества».
Противопоставление себя молодым выскочкам из ПСЖ (основан в 1970) становится модной фишкой клуба. «Ред Стар» – старейший клуб Парижа, который развивает свой «альтернативный» имидж в ответ на то, что происходит в ПСЖ.
Важным шагом для клуба стало партнерское соглашение с международной мультимедийной компанией Vice, которая рассказывала о жизни «Ред Стар» на всех своих платформах — от повседневной жизни игроков до общения с болельщиками в барах Сент-Уана.
Еще одной ключевой инициативой стал запуск Red Star Lab. По сути, это площадка для мастер-классов для всех детей, которые играют за «Ред Стар». Во время всех школьных каникул и по средам дети могут играть, учиться и пробовать себя в разных дисциплинах. Это может быть фотография, стрит-арт, кулинария, танцы.
Одним из проектов в рамках Red Star Lab стало создание фанзина «Ред Стар» (от fan magazine — любительское малотиражное издание). В работе над ним помогали многие друзья клуба — фотографы, журналисты, художники и все, кто мог оказать детям творческую поддержку.
«Так мы помогаем нашим детям открыть для себя другие увлечения. Например, один мальчик посещал Red Star Lab и участвовал в мастер-классах по уличному искусству. Впоследствии он стал уличным художником. У нас был мальчик по имени Матиас Феррейра, который недавно подписал свой первый профессиональный контракт; он участвовал в этой программе много лет назад. У нас много подобных историй. Мы хотим воспитывать нашу молодежь с помощью культуры, чтобы у них были разные таланты, когда они станут старше. Если футбол не подойдет, то у них могут быть какие-то навыки в других областях», — делится позицией клуба Беллион.
Основная цель – показать, что «Ред Стар» является не только футбольным клубом, но и образом жизни. Работа ведется во многих областях:
- сотрудничество с парижской студией моды Racket Paris, которая разрабатывает дизайн трикотажных изделий;
- взаимодействие с коллективом дизайнеров, разрабатывающих линии одежды и аксессуаров;
- партнерство с Hotel Radio Paris и Airplane Mode V1, которые заботятся о музыке на стадионе и на всех командных мероприятиях;
- привлечение к работе с клубом представителей творческой богемы Парижа, таких как худрук Лео Марсал и фотограф Янн Леви.
«Ред Стар» — это не просто 11 человек в зеленых футболках
В 2022 году «Ред Стар» играл в третьем по силе дивизионе Франции, но стал самым обсуждаемым клубом страны. Частная американская инвестиционная компания 777 Partners, которая уже владела такими клубами как «Дженоа», «Герта», «Стандарт» и «Васко да Гама», выкупила 100% акций «Ред Стар».
Сделка вызвала протесты болельщиков и бурю негативной реакции по всей стране. Включились даже политики – в парламенте рассматривался закон, запрещающий владение несколькими клубами, а бывший кандидат в президенты Жан-Люк Меланшон обозначил единое мнение: «Для нас «Ред Стар» — это общее благо, которым нельзя жертвовать ради прибыли».
Глава 777 Partners Джош Вандер поспешил всех успокоить: «Мы полностью уважаем ДНК клуба, и наша главная цель – расширить его кругозор, сохранив при этом уникальность ‘’Ред Стар’‘». Вторил ему и президент клуба Патрис Хаддад: «После долгих размышлений я глубоко убежден, что 777 Partners – лучший выбор для гарантии и сохранения ценностей нашего клуба, давая ему возможность открывать для себя новые перспективы».
Постепенно гнев общества стих, а приход нового владельца начал давать результат: клуб восстанавливает свой тренировочный центр и имеет больше возможностей для удержания талантливых игроков. Именно воспитанники «Ред Стар» стали основой команды, которая смогла пробиться в Лигу 2 по итогам прошлого сезона.
Болельщики «Ред Стар» получают вознаграждение за свою преданность и поддержку от клуба, который, кажется, действительно понимает, что «бизнес» в футболе — это нечто большее, чем потоки доходов, телевизионные контракты и головокружительные трансферные сделки.
«У нас самые необычные болельщики. Они социально активны и помогают людям, попавшим в беду. И они поют и поддерживают игроков независимо от счета. Это очень необычно для Франции!», — говорит представитель клуба.
Очевидно, что «Ред Стар» — это не просто 11 человек в зеленых футболках, гоняющих мяч по полю, и их прошлое — это не только литераторы в кафе и борцы за свободу. В последнее время они воспитали игроков, которые выступали за лучшие клубы и лиги мира: Стив Марле, Алекс Сонг, Мусса Сиссоко, Абу Диаби — и это лишь некоторые из них. Все они прошли через «Стад Бауэр» в начале своей карьеры, прежде чем прославиться в других местах.
«Ред Стар», Патрис Хаддад и Дэвид Беллион по-прежнему полны амбиций и хотят оставить позади низшие лиги и вернуться в Лигу 1, где они не были с 1975 года. И если им это удастся, будет трудно утверждать, что это не настоящая история успеха современного парижского футбола.
Статья основана на материале Марка Годфри.
* * *