8 мин.

Бруно Пиццуль. Голос кальчо

Сегодня в это трудно поверить, но не так давно результаты игр мы могли узнать лишь по прошествии несколько дней после финального свистка, а о том, чтобы посмотреть видео забитых голов вообще не могло быть и речи. Зато сейчас, приложив небольшие усилия, можно найти трансляцию битвы между Францией и Германией в Севилье или финал чемпионата мира 1986 года, где Хорхе Бурручага на последних минутах забил победный мяч в ворота ликующих немцев. Вы помните это? Не беда, если нет - в youtube можно найти все, что угодно.

А когда-то рассказы о таких матчах передавались из уст в уста, обрастая с каждый разом новыми подробностями, ведь прийти домой и десять раз пересмотреть их, могли позволить себе единицы. А те, немногие, у кого дома был видеоплеер, почитали за счастье заполучить обычную кассету VHS с записями игр “Ювентуса”, “Милана” или “Наполи”. Как правило, такие сокровища можно было достать только через знакомых, а позднее, с приходом рыночной экономики, заказать у барыг по почте.

Именно таким путем ко мне и попала та старенькая кассета, бережно хранимая до сих пор, на которой были записаны лучшие моменты серии А 80-х годов: игра Марадоны, Платини, Конти, Ширеа, Барези и Альтобелли просто поражала воображение. Хоть это были те же самые футболисты, которых мы все знали по телевизионным трансляциям во время чемпионатов мира и Европы, но тут они почему-то раскрывались с какой-то другой, особенной, стороны. Разгадка проста: все дело было в волшебном голосе итальянского комментатора, умевшего передать атмосферу такой далекой и желанной страны.  

Если вы интересуетесь кальчо, вы, наверняка, прекрасно знаете этот голос. Услышав однажды, его трудно забыть или перепутать. Разрешите представить - Бруно Пиццуль.

“Signori all'ascolto, buonasera”, - с этой фразы Бруно Пиццуль начинал почти каждый свой репортаж

Он родился в Удине в 1938 году. Детство и юность Пиццуля выпали на тяжелые для Италии послевоенные годы. Сказать, что все местные мальчишки мечтали стать футболистами, значит погрешить против истины и пойти на поводу у чудовищного штампа, ведь много лет спустя сам Пиццуль жаловался, что среди его сверстников футбол не пользовался должным уважением, и вообще, это увлечение не было модным тогда во Фриули. Тем не менее, карьера будущей звезды телевидения началась с выступления за детскую команду своего городка, откуда вскоре он перебрался в первый профессиональный клуб – “Про Коридзина”. Там его заметила и выкупила “Катанья”, игравшая в серии B. Но стоило сицилийцам подняться выше, как Пиццуля быстро сплавили в аренду в “Искью”. Через год он вернулся назад в “Катанью” и дебютировал в серии А, в которой клуб занял почетное десятое место. После тяжелой травмы колена, из-за которой он так и не смог восстановиться, неожиданно его карьера закончилась. Позднее Бруно с иронией рассказывал, что из него, конечно же, не получилось великого чемпиона, но все-таки он стал профессиональным футболистом и приобрел специфические знания, которые очень помогли в будущем.

Пиццуль никогда не думал, что станет спортивным журналистом, еще меньше - комментатором. После травмы он закончил прерванную ранее учебу и некоторое время работал преподавателем истории, вполне прилично зарабатывая на жизнь. Возможно, сам он немного лукавил, когда говорил о том, что обстоятельства, которые привели его на общенациональный конкурс комментаторов, были случайными. Тем не менее, однажды он принял в нем участие и получил работу на RAI. Совсем скоро ему доверили комментировать первую игру – встречу на Кубок Италии “Ювентуса” и “Болоньи”. Прошла всего пара месяцев, и Бруно отправили на чемпионат мира в Мексику в числе делегации итальянских журналистов. Это сейчас выстраивается очередь из желающих поехать в командировку на мировой форум, а в те годы вояж на американский континент не выглядел таким уж привлекательным.

В тот вечер на "Сан Сиро" все думали, что к ним приехал какой-то другой "Реал". Разгром со счетом 5-0 в полуфинале кубка чемпионов под комментарий Бруно Пиццуля

 По прихоти судьбы пройдет всего 16 лет, и Мексика сыграет важнейшую роль в карьере Пиццуля. Но тогда, в 1970-м, в стране ацтеков стояла дикая жара и, по словам Бруно, они с коллегами мечтали как можно скорее вернуться на родину. На беду, сборная Италии не спешила вылетать с турнира. Более того, дружина Ферруччо Валькареджи дошла до финала, сыграв по пути один из самых знаменитых матчей в истории мирового футбола. Многие называют эту игру не иначе, как “матч столетия”. Речь идет, разумеется, о полуфинальной битве между Скуадрой Адзуррой и ФРГ, в которой итальянцы взяли верх со счетом 4-3 в дополнительное время. Но сил на финал совсем не оставалось, и команда Риверы, Маццолы и Ривы была нещадно бита бразильцами. “Итальянцы никогда не примут второе место, это является признаком нашей спортивной культуры ”, - напишет Пиццуль позднее.

Бруно проработал еще на трех чемпионатах мира, последний из которых стал счастливым для Скуадры Адзурры. В те годы Пиццуль довольно близко сошелся с президентом Италии Сандро Пертини, с тем самым, который поражал чопорную VIP-ложу своей непосредственной манерой праздновать голы сборной. К Пертини, который и сам был раньше репортером, тянулось множество спортсменов и журналистов. “Его любили просто потому, что обычным людям были близки подобные эмоции”, - напишет Бруно про il partigiano presidente через несколько лет после смерти Пертини. Помимо последнего, в числе именитых друзей Пиццуля можно назвать Джачинто Факкетти. Заметим, что несмотря на дружбу с капитаном “Интера”, Бруно никогда не симпатизировал нерадзурри, являясь преданным тифози “Торино” еще со времен Валентино Маццолы. Сегодня Пиццуль вместе со всеми радуется возвращению Туринского клуба в серию А.

ЧМ 1994. Гол Роберто Баджо в ворота Нигерии сделал счастливым один из самых тяжелых репортажей Бруно за всю его жизнь

1986 год, ФИФА решила вновь провести чемпионат мира по футболу в Мексике. На этот турнир Бруно Пиццуль ехал, будучи знаменитостью, уже успевшей поработать комментатором на финале Кубка чемпионов, но место главного голоса нации было все еще занято другим. Нандо Мартеллини, о котором упоминалось в материале о Витторио Поццо, должен был, как обычно, работать на играх Адзурри, но мексиканская жара стала причиной недомогания журналиста. Вопросов по поводу того, кто должен сменить легендарного Нандо, ни у кого не возникло, и с тех самых пор голос Бруно Пиццуля стал неотъемлемым спутником игр Скуадры Адзурры. Так было вплоть до 2002 года, когда Бруно, в свою очередь, уступил место у микрофона Марко Чиволи.

Так уж вышло, что время карьерного взлета Пиццуля (1986-2002) совпало с периодом наивысшего могущества кальчо. Тогда итальянские клубы доминировали в Европе, а иногда так и просто брали все три еврокубка за один год; миллионы людей влюблялись в итальянский футбол благодаря Марадоне, Мальдини, Барези и Баджо. Голландское и немецкое трио, эпоха великих тренеров, домашний чемпионат мира – все это прошло на глазах Пиццуля или, если выразится точнее, под звуки его голоса. Уникальная манера вести репортаж, тембр, возгласы, интонации, его трогательное растянутое фриульское “goal”, которое так часто пародируют, даже его ляпы - стали неотъемлемой и важной частью кальчо. Почти все большие игры - финалы еврокубков, эпические противостояния, игры сборной, после которой вся страна хваталась за сердце, грандиозные победы и горькие поражения – все это будто пропитано магией его голоса. 

Вы только вдумайтесь: тот самый финал “Ювентуса” с “Ливерпулем”, омраченный трагедией Эйзеля; все эти замечательные игры “Милана” Арриго Сакки со стяуа и бенфиками, в которых феерили великие голландцы; разгромы “Реала”, после которых впору было спрашивать: “Откуда приехала эта команда?”; бесчисленные кубки УЕФА “Интера”; победа Капелло над Кройфом; эпохи Липпи, Анчелотти, Скалы, Баджо, Марадоны, Платини, Тотти, Дель Пьеро, Батистуты, Вьери, Эриксона, Земана, Трапаттони…всех! Этот список можно продолжать и продолжать бесконечно. А чего стоят сотни и сотни игр в серии А, многие из которых по своему уровню в те годы превосходили большинство еврокубковых баталий!

Что уж говорить о Скуадре Адзурре, которую Пиццуль комментировал все годы практически единолично. Чемпионат мира 1990 года, после которого вся страна плакала у экранов, не веря в произошедшее в Неаполе, стал только началом череды футбольных трагедий, которые, как известно, у итальянцев всегда идут бок о бок с подлинным величием. Три больших турнира подряд Адзурри уступали в злополучной серии пенальти, и ни разу, вы не поверите, Пиццуль не позволил себе ни одного бранного выражения, которыми так богат язык Данте и Петрарки. Каждый раз он находил нужные слова, чтобы успокоить нацию. 

 

ЧМ 1990. Развязка полуфинала в Неаполе. Пиццуль: "Аргентина - финалист чемпионата мира, эти кадры мы вообще не хотели бы комментировать"

***

Несмотря на то, что Скуадра Адзурра победила на чемпионате мира в Германии, несмотря на успехи “Интера” и “Милана” в еврокубках, мало кто будет спорить с тем, что Золотой период кальчо закончился где-то в начале нулевых. Время великих героев прошло, и каждый год последние ветераны уходят на покой. Пройдет еще несколько лет, и завершат карьеру Тотти, Буффон и Пирло. После этого обязательно встанет вопрос: а кто же был символом эпохи? Диего Марадона? Мишель Платини? А, может быть, Роберто Баджо? Или лучше отдать первенство более молодому поколению в лице Тотти или Дель Пьеро? Спор этот можно вести бесконечно. Не знаю, что там насчет символа, но вот голос того нашего кальчо я запомнил на всю жизнь.

Слушайте и вы! Buon ascolto!

А еще, когда Италия забьет первый гол на Евро, обязательно попробуйте прокричать grandissimo goal à la Бруно Пиццуль. На удачу! 

Бруно Пиццуль: лучший голос кальчо

 

Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE! 

Вы уже приняли участие в нашем конкурсе к Евро-2012?

Другие материалы блога:

Сезон прощаний и надежд

Италия на пути к Евро. Обсуждение заявки

10 открытий сезона в серии А