Методичка новому спортивному директору «Спартака»: шорт-лист кандидатов на усиление. Часть 2
Продолжаем исследовать опции усиления «Спартака» в зимнее трансферное окно.
Правый защитник
Воспользуемся той же методологией при поиске в основу правого латераля. Определим бюджет в диапазоне от 5 до 8 млн евро (для сравнения: самый дорогой правый защитник в РПЛ на сегодня - Антон Сильянов - оценивается в 6 млн). В силу большей требовательности к физике для латералей и сохранения опции и дальнейшей перепродажи определим возрастной коридор в 20-25 лет, после чего получим лонг-лист из 23 футболистов. Исключим из него игроков, вызывающихся или находящихся близко к вызову в западноевропейские сборные, футболистов в аренде и тех, в отношении кого уже осуществлялись переходы в 2024, и получим шорт-лист из 7 футболистов на правый край обороны:
Трансферы Сильянова и Келвена из стана конкурентов выглядят малореальными, хотя вариант с переходом Александра в «Спартаке» выглядит привлекательным и способным запустить цепочку внутренних трансферов в РПЛ. Генк едва ли отпустит бессменного Эль Уахди, а закрепившийся в Реал Сосьедаде Арамбуру сам вряд ли сменит солнечный Сан-Сенбастьян на зимнюю Москву. Из оставшихся вариантов самый статусный и дорогой - Мерт Мюльдур, который интуитивно видится опцией скорее для «Зенита» со значительной переплатой. Между бразильцем Уэсли и мексиканцем Альваресом первый выглядит интереснее, хотя трансфер второго может быть более простой задачей.
Резюме: Александр Сильянов (6 млн), Уэсли (6 млн), Кевин Альварес (5,5 млн)
Центральный/опорный полузащитник
Начнем с сакральной для «Спартака» позиции опорника. Красно-белые давно мечтают о своем Барриосе. Вильмар перешел в «Зенит» в возрасте 26 лет. Возьмем этот возраст за верхнюю границу, тогда как нижний порог установим в 23 года, ведь опорник, как хорошее вино, становится только лучше с годами. Трансфер колумбийца 5 лет назад обошелся сине-бело-голубым в 15 млн евро: с учетом бюджетного ограничения и более приоритетных позиций на вход в моменте сумма выглядит неподъемной. Мы попробуем найти достойный вариант в рамках 5-8 млн и по результатам знакомой вам методике выйдем на шорт-лист из 5 конкурентов по позиции в опорной зоне Наилю Умярову:
Глебов за разумные деньги выглядит адекватной опцией. Сценарий с трансфером Черникова в свете перфоманса «Краснодара» находится за гранью фантастики. Похожим образом видится ситуация с Зерукки, являющимся этническим алжирцем, но родившимся и всю свою карьеру выступающим в Нидерландах. Из опорников сборной Мексики Лиры и Сербии Топичем первый выглядит чуть более предпочтительным, однако и трансфер второго смотрится потенциально отличной сделкой. Впрочем, наиболее вероятная кандидатура в опорную зону «Спартака» нам известна уже как несколько окон.
Резюме: Данил Глебов (8 млн), Эрик Лира (6 млн), Мирко Топич (6 млн)
Применительно к центральным полузащитникам возрастные ограничения оставим без изменения, но увеличим стоимость до 8-12 млн: несмотря на недавнее признание Родри, опорники по-прежнему в целом оцениваются дешевле, нежели классические восьмерки. 12 млн – текущая оценка стоимости Эсекиеля Барко и мы постараемся найти ему качественного напарника в центр поля в этом бюджете. Используемая методология предлагает нам выбрать его из 5 кандидатов на позицию бокс-ту-бокс:
Хишам Будауи из «Ниццы» выглядит наиболее предпочтительным, но и, соответственно, наименее осуществимым вариантом. Похожим образом ситуация выглядит применительно к Мартинелли (не путать с вингером «Арсенала»!). Из более реальных для РПЛ бразильцев сбалансированной опцией выглядит Родриго Нестор, которого слухи связывали с «Зенитом» прошлой зимой, но и возможный переход «бразильского Киммиха» Габриэла Менино также можно будет считать удачей. Марокканец Эль-Энауи из «Ланса» выглядит третьей опцией и рабочей альтернативой бразильским восьмеркам.
Резюме: Родриго Нестор (9 млн), Габриэл Менино (8 млн), Нель Эль-Энауи (8 млн)
Центральный защитник
Основной центральный защитник «Спартака» 28-летний Срджан Бабич оценивается transfemarkt в 6 млн. Поскольку мы ищем кандидата сопоставимого уровня, останемся около 5-7 млн и выставим ограничение поиска в 24-27 лет – возраст, начиная с которого игроки центра обороны обычно демонстрируют стабильное качество. Отфильтровав претендентов по стандартным критериям и исключив из подборки левоногих центральных защитников, получим шорт-лист из 5 кандидатов:
«Крус Асуль» летом переподписал контракт с Вильером Диттой, а защитник отыгрывает все матчи от звонка до звонка – едва ли эта идиллия может быть разрушена к выгоде «Спартака». Себастьян Касерес потерял место в старте мексиканского гранда и потенциально может быть увлечен идеей переезда в Европу, однако отсутствие у уругвайца хотя бы одного полного матча с лета 2024 при высокой трансферной стоимости подталкивает к приоритетному рассмотрению других кандидатов. Старший брат Алексиса Мак Аллистера Кевин выглядит подходящим вариантом: после переезда в Брюссель он не затерялся в бельгийском первенстве и является ключевым игроком «Юниона». В отличие от Мак Аллистера Куэста потерял место в старте лидирующего в бельгийской лиге «Генка» и видится более легкой трансферной целью. Третья рабочая альтернатива - лидер обороны «Пумас» Натан Силва также выглядит готовым к своему первому клубу за пределами Латинской Америки.
Резюме: Кевин Мак Аллистер (6 млн), Карлос Куэста (6 млн), Натан Силва (5 млн)
Нападающий
Текущая стоимость основного форварда «Спартака» Угальде – 9 млн евро. Оценка transfemarkt новичка «Зенита» Лусиано, от которого по слухам в летнее трансферное окно отказался Аморал – 11 млн. В этой связи ценовой коридор в 8-11 млн евро выглядит подходящим для поиска усиления на позицию нападающего. Минимальный возрастной порог обозначим по 22-летнему Угальде, тогда как верхнюю границу подборки установим в 29 лет во избежание возможного повторения ситуации с 32-летним Виллианом Жозе. На выходе получаем шорт-лист из 5 игроков на позицию центрфорварда:
Не верится, что в благодарность за трансфер Соболева «Зенит» направит в обратном направлении Матео Кассьерру. Возвращение в РПЛ раззабивавшегося на родине Юри Альберто было бы ярким броском перчатки, однако оно видится невозможным после комментариев нападающего о том, что сейчас не время возвращаться в Россию. Из оставшихся вариантов самым перспективным выглядит переход нигерийца Акора Адамса, проводящего второй добротный сезон в «Монпелье». Вместе с тем, этот трансфер выглядит менее осуществимым, чем возможный переход одного из двух нападающих «Палмейраса» Флако Лопеса или Рони. Аргентинец выглядит приоритетнее в силу более молодого возраста и лучшей статистики в сезоне, тогда как Рони может быть рассмотрен в качестве варианта усиления «здесь и сейчас» с возможным бонусом в виде оживления его соотечественника Жозе.
Резюме: Акор Адамс (10 млн), Рони (9 млн), Флако Лопес (8 млн)
Интеграция в стартовый состав или формируем новое лицо «Спартака»
Перейдем к наиболее интересной части – вовлечению новичков в игровые построения «Спартака». Предположим, что ситуация складывается по оптимистично-консервативному сценарию – первые номера в шорт-листах оказываются недоступны, однако с кандидатами 2 или 3 удается договориться на устраивающих клуб условиях. Левый фланг атаки занимает Сергей Пиняев, тогда как в обратном направлении направляется Антон Зиньковский и 10 млн евро (суммы здесь и далее, понятно, будут условны). Позиция на правом краю атаки к сожалению для Тео Бонгонды достается Крепину Диатта (в нашей модели «Монако» соглашается отдать выпавшего из состава игрока с истекающим летом контрактом с небольшим, но приятным дисконтом к текущей стоимости, допустим за 10 млн евро).
Страховать Крепина на правом фланге будет бразильский новичок Уэсли, за которого уже придется переплатить, но в пределах тех же 10 млн. На данном этапе для соблюдения лимита нам придется расстаться с Абеной, Мединой и Шамаром: совокупно вырученные за них 8 млн евро мы инвестируем в покупку центрального защитника Куэсту, которого в 2022 СМИ уже сватали в «Спартак» на замену Самуэлю Жиго. В промежуточной точке трансферного окна мы потратили 30 млн и укрепили 4 из 7 проблемных позиций. Далее возможны варианты. Можно остановиться и признать трансферную кампания завершенной (не думаю, что болельщиков расстроит такой результат зимы). Можно взять на невостребованный лимит Глебова и закрыть тем самым многолетний гештальт топ-менеджмента (на мой взгляд, Умяров на дистанции сезона не отдаст свое место в старте). Можно взять конкурента Пруцеву в центр (например, Менино за 10 млн) или нападающего в ротацию к Угальде (Флако Лопеса за те же 10) или обоих сразу при условии сопутствующих продаж Мартинса, Дуарте и Виллиана Жозе.
Сведем дебет с кредитом: в иллюстрированном выше варианте мы потратили 48 млн на 5 игроков стартового состава. За счет продажи 5 игроков ротации (Абены, Медины, Николсона, Зиньковского и Мартинса по позиции) мы прикидочно выручили 11 млн, установив отрицательно сальдо окна в 37 млн, уложившись с запасом в заданные бюджетные рамки. Сумма и дальше может быть уменьшена за счет дополнительных продаж на укомплектованных позициях (например, Дуарте или одного из правых защитников). Номинальная трансферная стоимость состава увеличится на 23 млн (с учетом исключения игроков, покинувших клуб) и составит 126 млн евро. Отставание от стоимости «Зенита» будет по-прежнему велико (55 млн), но ведь не только деньги играют в футбол: спросите у идущего сейчас первым «Краснодара», номинальная оценка состава которого не дотягивает до 88 млн евро.
Как бы вы оценили подобное трансферное окно? Вернется такой «Спартак» в чемпионскую гонку?