Фильм про Черенкова сблизил вокруг себя семью и подарил ощущение теплоты от встречи с родителями
Футбол — это не просто спорт, это явление, которое объединяет вокруг себя людей: друзей, родственников и даже незнакомцев
Вспомните чемпионат мира 18 года, эту атмосферу всеобщего единения. Вокруг куча фанатов из разных стран, все улочки Москвы заполнены туристами и болельщиками. Каждый человек, не важно следит он за футболом или нет, участвует в этом празднике жизни: знает, что Дзюба забил важный гол и обнялся с Черчесовым, знает, как крут Черышев и понимает, как скучна игра фаворита турнира — сборной Франции. Все настроены дружелюбно и отзывчиво, все отмечают победы вместе на Никольской. Я лично видел эту страсть толпы на самых людных улицах столицы. Незабываемо.
Лично видел, как переживали максимально далекие от футбола люди за игрой нашей сборной на домашнем ЧМ. Подруги мамы спрашивали, как мы могли проиграть уругвайцам. Одноклассницы, которые из футболистов до турнира знали только Роналду и Месси, вполне взвешенно анализировали шансы сборной против Испании. Видел, как толпа незнакомых людей в ресторане стояла в кругу, обнявшись за плечи, и смотрела за серией пенальти против хорватов. Помню до сих пор то синхронное «блин» (почти) после промаха Феди Смолова.
Ну и конечно главный матч того ЧМ — игра с испанцами. Фаворит и супер-звездная команда против сборной, которая провалила все контрольные матчи перед турниром и обрекла себя на неверие даже от собственных фанатов. И даже меня — признаться, я не мог подумать, что возможен проход России в матче с Испанией, слишком бы это было кинетографично. Но жизнь — лучший драматург. 1 июля, в день рождения моего бати, мы смотрим этот матч по маленькому телевизору на даче. Мы уже отметили сам праздник, шашлыки были съедены, квас выпит — на сладкое оставался футбол. У телевизора мы смотрели как наши вымучивают ничейку, бабушка рядом назойливо просила переключить канал, потому что там начинается ее любимый сериал. Уговоры, что мы смотрим историческое событие все-таки кое-как на нее подействовали и мы продолжили просмотр. Дополнительное время, серия пенальти, нога бога. Мы с батей в шоке, лучшего подарка на день рождения не придумаешь.
Тот ЧМ — ярчайшее событие. После игры с испанцами я ехал в электричке с дачи в полнейшем шоке: мог только смотреть в окно и думать, событие какого масштаба сейчас произошло. Такого же, как и та игра с голландцами на Евро-08. Помню, как батя с другом смотрели эту игру, помню их вопль после гола Аршавина и их молчаливый шок после гола Торбинского. Помню их диалоги на весь оставшийся вечер в духе: «Как мы этих голландцев то, а!»
К слову о бате — своей любовью к футболу я обязан именно ему. Как и приличная часть любителей этой игры, я с раннего детства слушал рассказы про любимый клуб и любимого футболиста отца. В моем случае — это «Спартак» и Федор Черенков. Отец вырос на западе России, многие из его деревни болели за доминирующий тогда в чемпионате СССР «Динамо» Киев. Его братья даже осуждали батю за такой выбор: «никогда твой «Спартак» в эру Лобановского ничего не выиграет, переставай болеть за них и давай с нами поддерживать Киевлян». Но нет, за красно-белыми следить было интереснее.
«Спартак» подкупал своим романтизмом, короткими розыгрышами и теми самыми, опошленными сейчас, стеночками и забеганиями. Бесковские «кружева» дороже трофеев. И был у этого стиля яркий пример, олицетворение спартаковского образа игры — Федя Черенков. Я рос и слушал, что Пеле — это бразильский Черенков. Марадона, соответсвенно, аргентинский Федя. Что начинающий тогда Месси — примерно в половину менее талантлив, чем Федя. Маленький еще я, без активного доступа к интернету, составил образ непостижимого уровня футболиста. Когда был поменьше, был уверен что на поле он делает вещи, как персонажи «галактического футбола»: летает по полю и бьет с искрами. По мере взросления уровень его игры в моем представлении падал: позже он мог просто обыграть всю команду и забить, еще позже — просто был очень талантливым игроком.
Уже когда я смог пользоваться интернетом, я изучил Черенкова: его биографию и манеру игры. Федя — человек действительно огромного таланта, с очень тяжелыми ментальными проблемами. Светлый и безобидный паренек, который просто хотел играть в футбол и не справился с давлением спорта высоких достижений. Для моего бати он был скорее символом, ярким воспоминанием из детства, ностальгией по временам, когда трава была зеленее, а футболисты круче. В детстве все кажется ярче.
Для меня Федор оставался ярким образом любимого футболиста бати. Федя — мессия для Спартаковских болельщиков старшего поколения. Он непрерывно, на протяжении всей жизни, связывал меня с батей. Когда умер Черенков, мы созвонились и обменялись скорбью друг с другом. На один из прошлых дней рождения я дарил отцу мяч с автографом, конечно же, Феди Черенкова. На многих семейных застольях мы поднимали тему футболу и батя рассказывал, как же хорош был тот «Спартак».
И вот в прокат выходит фильм про Черенкова. В кинотеатре с родителями я не был лет 15, но тут повод вполне себе весомый. Фильм вполне не плох, в нем нет жесткой системы, которая ломает непокорного таланта, представители «Динамо» Киев не выставлены как безоговорочные негодяи. Это теплое, душевное кино, которое рассказывает о трагичной судьбе особенного футболиста.
История в фильме обрывается чемпионством «Спартака», которое они завоевали в игре против того самого «Динамо» Лобановского. Красивый финал, история непростого пути завершается хэппи-эндом. В реальности дальше были сложные моменты, но оставим это — фильм создает ощущение сказки. Сказки для фанатов КБ, где золотой мальчик преодолел трудности и стал любимцем толпы. После кино мы так же душевно посидели в кругу семьи, обсуждали новости и травили байки.
Хорошо, что есть такие события, которые подталкивают к семейным и теплым встречам. Близкими надо дорожить, общаться с родителями — это важно. Спасибо создателям фильма, что подарили такой повод, спасибо бате за любовь к футболу, спасибо Черенкову за детство. Любите футбол и цените родителей.
История жизни не просто футболиста, а настоящего человека, прошедшего сквозь такие испытания, вернувшегося и игравшего на достойно высоком уровне.
Батя вспомнил, как в 1991 г. Перед матчем Спартак-Черноморец Фёдор Фёдорович подписал мне программку к матчу. Этой минуты мне хватило запомнить какой светлый, добрый человек был Фёдор Черенков.
Благодарны вместе с Батей всем, кто имел отношение к выпуску такого замечательного фильма и лично Анастасии Черенковой. Помним, любим, благодарим.
Перечитайте еще раз текст, там другое имеется ввиду