10 мин.

Ричард Хьюз, спортивный директор «Ливерпуля», который был сделан в Милане

Матч «Ливерпуль» - «Милан» в Лиге чемпионов вызывает неизгладимые воспоминания.

В мае следующего года исполнится 20 лет со дня «стамбульского чуда» — удивительного отыгрыша «Ливерпуля» со счета 0:3 и завоевания трофея благодаря героической игре Ежи Дудека в серии пенальти и тому, что менеджер «Милана» Карло Анчелотти в своих мемуарах назвал «идеальной машиной в полном развале». Два года спустя, в куда менее драматичном финале в Афинах, он взял реванш, победив команду Рафаэля Бенитеса со счетом 2:1.

Сегодняшнее противостояние команд на «Сан-Сиро» может и не иметь таких высоких ставок, но для Ричарда Хьюза, нового спортивного директора «Ливерпуля», игра будет иметь тот же резонанс.

Хьюз — гордый шотландец, пять раз становившийся чемпионом своей страны, но все детство он провел в Милане. Он был завсегдатаем домашних матчей «Милана» и боготворил Паоло Мальдини.

Футбольное образование, полученное им во время семилетнего пребывания в знаменитой академии «Аталанты», стало основой для начала профессиональной карьеры, которая включала в себя выступления за «Арсенал», в который он перешел по возвращении в Великобританию в день своего 18-летия в 1997 году, «Борнмут» и «Портсмут».

Его страсть и знание Серии А, а также свободное владение языком и контакты, которые он наладил в лиге, стали его преимуществом с тех пор, как он обратил внимание на подбор персонала после окончания карьеры, сначала в качестве технического директора «Борнмута», а затем в начале этого года был нанят «Ливерпулем», когда клуб планировал свое будущее после Юргена Клоппа.

Однако итальянское происхождение для Хьюза — не просто профессиональное преимущество: время, проведенное в этой стране в юности, сыграло основополагающую роль в формировании его как футболиста и как человека.

Что еще почитать: Ричард Хьюз должен найти для «Ливерпуля» нового менеджера, заключить контракты и сделать приобретения

Второй старший из четырех мальчиков, Хьюз родился в Глазго в июне 1979 года, после того как его мать ненадолго вернулась в Шотландию, готовясь к появлению ребенка. Однако уже через месяц он жил в центре Милана — семья уже была там, поскольку его отец, Кевин, работал в издательстве Longman Italia и распространял книги для итальянцев, изучающих английский язык как иностранный в школах.

К тому времени, когда он поступил в школу сэра Джеймса Хендерсона (ныне известную как Британская школа Милана), он уже владел двумя языками. Когда к нему и его старшему брату Патрику присоединились младшие братья и сестры Питер и Крис, семья переехала в более просторное место в Пескьера Борромео, к юго-востоку от города.

Любовь к футболу передалась им от отца, болельщика «Селтика», который часто рассказывал им истории о том, как в 1967 году они побывали в Лиссабоне и стали свидетелями финального триумфа в Кубке Европы над «Интером». Кевин считал бывшего нападающего сборной Шотландии Джо Джордана, игравшего за «Милан» и «Верону» в 1980-х годах, своим другом, и семьи часто проводили вместе время.

У Кевина было два абонемента в «Милан», и Ричард часто сопровождал его на «Сан-Сиро», переживавший золотую эру. Доминируя на внутренней арене, «Милан» также выиграл несколько Кубков чемпионов в 1989 и 1990 годах под руководством Арриго Сакки. В составе команды выступали такие выдающиеся таланты мирового футбола, как Марко ван Бастен, Рууд Гуллит, Франко Барези и Мальдини.

Арриго Сакки выиграл с «Миланом» два Кубка чемпионов (Энтони Лукас/AFP via Getty Images)

В то время Хьюз был начинающим левым защитником, и отец настоятельно рекомендовал ему изучать Мальдини и следить за тем, как слаженно действуют четверка защитников. Похоже, это принесло свои плоды: его выступления за юношеский клуб привлекли внимание скаутов «Милана». Однако нервы взяли верх, когда его пригласили посетить тренировки в их академии.

«Я был застенчивым мальчиком и в то время просто хотел играть со своими товарищами в местной команде, — рассказал он в подкасте Golazzo: Totally Italian Football Show с Джеймсом Ричардсоном в январе 2018 года. — Ты приходишь в такой клуб, как «Милан», и видишь эмблему и количество людей. Все было очень официально, очень строго. Это было не весело».

Через год, в возрасте 11 лет, его позвала «Аталанта». Она подходила гораздо лучше — меньший клуб с меньшим количеством молодых игроков, с которыми нужно конкурировать, меньшим давлением и большим вниманием к индивидуальному развитию.

Академия Зингонии находилась всего в нескольких минутах езды от дома семьи, и Хьюз поначалу был обязан своему тренеру по возрастной группе Джанлуиджи «Титти» Савольди, который в 1970-х годах играл за «Ювентус», «Аталанту» и «Сампдорию».

«Титти был очень сострадателен в общении со мной в то время. Это позволило мне отправиться туда и остаться там, — рассказал Хьюз в интервью Golazzo. — Я был единственным британцем в 1990-х годах, и это было очень хорошее воспитание».

К тому времени, как он попал в примаверу (фактически юношеская сборная до 19 лет), он был перспективным опорным полузащитником, а его тренером стал Чезаре Пранделли, который впоследствии руководил «Фиорентиной» на высшем уровне, а затем возглавил сборную Италии в период с 2010 по 2014 год. Хьюз стал считать его величайшим наставником в своей жизни — тренер с аурой, которая требовала уважения. «Все, чему я научился в плане тактики, я узнал благодаря году, проведенному с Чезаре Пранделли», — сказал Хьюз в интервью Golazzo.

Хьюз также оставил неизгладимое впечатление на Пранделли.

«Я говорил о Ричарде со своими друзьями всего несколько недель назад, — рассказывает Пранделли, которому сейчас 67 лет, изданию The Athletic. — Они говорили: «Новый технический директор «Ливерпуля», помните, как мы приходили смотреть, как он играет у вас?» Мы вспоминали об этом».

«Физически он был прекрасным игроком. Он знал, как наладить контакт с товарищами по команде. Ричард был самоотверженным. Он был хорошо воспитан, уважителен. Он был командным игроком. Все любили его за то, что он был «veramente generoso» (по-настоящему щедрым)».

«Я говорю не только о поле. Я говорю об отношениях, которые он завязывал. У меня с ним связаны приятные воспоминания. Очень приятные воспоминания. Он был прекрасным парнем, очень позитивным. У него был несколько иной подход к тренировкам. Для него тренировки были как игры. Это были не тренировки».

«В то время было необычно иметь в академии шотландского игрока, но мы гордились этим. Он был из класса 79-го года, так что я думаю, что он был в одной команде с Чезаре Натали, Стефано Лоренци, Алексом Пинарди, а может быть, и с Лукой Перкасси».

Чезаре Пранделли оказал огромное влияние на Ричарда Хьюза (Габриэле Мальтинти/Getty Images)

Натали сделал долгую и успешную карьеру в Серии А, а Пинарди стал капитаном «Аталанты», и его ждали большие успехи. Лоренци сейчас является тренером «Аталанты» до 18 лет, а Перкасси, перешедший в «Челси» в подростковом возрасте — сын нынешнего генерального директора клуба.

Это был золотой период для академии Зингонии. Среди выпускников, попавших в первую команду, были Массимо Донати, Лучано Дзаури, братья Дзенони — Кристиан и Дамиано, а также Джанпаоло Беллини, рекордсмен «Аталанты» по количеству выступлений за всю историю команды.

«В то время нам повезло, потому что главой академии был Мино Фавини, а он, как и мы, любил одаренных, умелых игроков», — добавляет Пранделли. — Очевидно, что потом нужно будет работать над тем, чтобы сделать их всесторонне развитыми, более целостными, потому что часто эти игроки строятся по-разному. В те годы многие наши игроки пробивались в первую команду — от 20 до 25 из них играли в Серии А».

«Независимо от тренерских и футбольных решений, главная сила Зингонии — это чувство принадлежности, которое она воспитывает. Потому что каждый, кто надевает футболку «Аталанты», знает, что он что-то представляет».

Традиции «Аталанты» по развитию молодых талантов остаются неизменными. В последние годы «Аталанта» получила огромные гонорары от продажи таких игроков, как Амад Диалло, Деян Кулушевски и Франк Кесси, а выпускники академии Джорджио Скальвини (в настоящее время травмированный с крестообразными связками) и Маттео Руджери входят в нынешний состав команды.

Успех в производстве молодежи теперь сопровождается успехом на старшем уровне. В пяти из последних восьми сезонов они финишировали в четверке лучших в Серии А, регулярно участвовали в Лиге чемпионов, а в прошлом сезоне выиграли свой первый европейский трофей — Лигу Европы.

«Аталанта» выиграла Лигу Европы в 2024 году (Марко Луццани/Getty Images)

«За последние 10 лет «Аталанта» добилась необычайных успехов в Европе, — говорит Пранделли. — В свое время мы сделали все возможное, чтобы создать этот менталитет. Раньше мы требовали от себя одного: чтобы, когда наши игроки покидали клуб, «Аталанта» в них была узнаваема. Такова была наша миссия. Это был наш способ видеть игру».

«Чтобы люди говорили: «Черт побери, где эти парни научились играть? Из какой они академии? О, «Аталанта», конечно же. Это сразу видно». Для нас это было очень приятно».

Когда Хьюзу было 17 лет, ему поручили незавидную задачу — прикрывать нападающего «Аталанты» Филиппо Индзаги, когда команду примавера Пранделли попросили принять участие в тренировочных матчах против первой команды Эмилиано Мондонико в середине недели. Индзаги добился больших успехов в составе «Ювентуса» и «Милана», в том числе сделал победный дубль в матче с «Ливерпулем» в финале Лиги чемпионов 2007 года.

«Я возвращался домой, и мой отец спрашивал меня о тренировках, — вспоминал Хьюз о работе в качестве человека в очередном эпизоде подкаста «Golazzo» в мае 2018 года. — Я говорил ему, что думаю, что хорошо справился с Индзаги — но он сделал хет-трик! Это происходило каждую неделю. Бедный молодой шотландский парень думал, что он хорошо справляется со своей работой, когда Индзаги забивал множество голов».

Пройдя британскую систему школьного образования, Хьюз закончил обучение на год раньше своих итальянских сверстников в «Аталанте» и, еще не имея возможности стать профессионалом, должен был принять важное решение. Когда ему исполнилось 18 лет, и «Арсенал» предложил ему двухлетний контракт, он решил отправиться в Лондон.

Когда в 1998 году «Аталанта» вылетела из Серии А, а друзья из его молодежной команды были переведены в старшие составы, он задумался, не слишком ли поспешно он ушел. Но как только его карьера в «Борнмуте» пошла в гору, он уже не оглядывался назад.

Ричард Хьюз долго и успешно играл в Англии, в том числе в «Борнмуте» (Джейми Макдональд/Getty Images)

Выступая против более быстрых, сильных и техничных соперников, Хьюз считал, что тактические знания и умение читать игру, полученные им в Италии, позволят ему удерживать свои позиции на самом высоком уровне.

Когда «Аталанта» отправилась в Борнмут на товарищеский матч в июле 2023 года, он рассказал об этом на сайте итальянского клуба: «Вся моя карьера игрока постоянно связана с учениями и ценностями, которые передала мне «Аталанта»: их знаменитое чувство дисциплины и спортивное мастерство, не только с тактической точки зрения, теперь стали частью моей повседневной личной и профессиональной этики. Я горжусь тем, что считаю себя соотечественником Бергамаско».

После завершения карьеры в мае 2014 года итальянское наследие Хьюза вновь определило выбор его профессии. Он работал экспертом на матчах Серии А на канале BT Sport, а также инвестировал в итальянский ресторан Mele e Pere, который был открыт в 2012 году в лондонском районе Сохо его младшим братом Питером и до сих пор продолжает развиваться.

Его отец Кевин, ставший лицензированным агентом ФИФА после окончания работы в Longman Italia, по-прежнему живет в Милане и присоединится к сыну на вторничной игре на «Сан-Сиро», когда новый клуб Хьюза будет принимать команду, которая вдохновила его на футбольный путь.

Все будет как в старые добрые времена.

Авторы: Джеймс Пирс и Джеймс Хорнкасл (источник)

Фото обложки: Getty Images; дизайн: Имонн Далтон

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!