33 мин.

Революция: подъем «Арсенала» Микеля Артеты. Чарльз Уоттс, вступление и часть 1

Любительский перевод книги на русский язык.

Вступление

Пятница. Колни, Лондон. Микель Артета только что провел предпоследнюю тренировку «Арсенала» в этом сезоне. Титул ушел, поражение 0:1 от «Ноттингем Форест» в предыдущие выходные решило судьбу «Арсенала». «Манчестер Сити» снова стал чемпионом, Артета пребывал в философском настроении. Его команда так долго лидировала в гонке, но, когда замаячила финишная прямая, неустанная погоня «Сити» заставила их оступиться. Первый с 2004 года чемпионский титул ускользнул из рук «Арсенала». Чувство разочарования было ощутимым, но помимо разочарования было и чувство гордости.

В сезоне-2022/23 у «Арсенала» получилось удивить всех. Никто не ожидал, что они смогут приблизиться к борьбе за титул, не говоря уже о том, чтобы вести ее на протяжении почти всей кампании. Энергичная молодая команда Артеты дала своим болельщикам повод снова мечтать. Они вдохнули новую энергию в клуб, который дрейфовал на протяжении многих лет. И вот, когда испанец сидел в медиа-зале на тренировочной базе в Колни и в последний раз в этом сезоне смотрел нам в глаза, он сделал паузу, когда его попросили выбрать одно слово, которое, по его мнению, подведет итог сезону «Арсенала». Он обдумывал свой ответ около 20 секунд.

«Пожалуй, связь», — ответил он. «Я бы остановился на этом. Я думаю, что команда объединилась, клуб объединился, даже клубные отделы объединились. Я думаю, что болельщики объединились с командой, с владельцами, с остальным миром. Я думаю, что мы вновь соединились с нашей ДНК, с нашими ценностями, видением и подходом к работе. Мы должны продолжать в том же духе».

Это был ответ, который стоил того, чтобы его подождать. Может быть, «Арсенал» и уступил «Сити» в борьбе за титул, но каждый, кто следил за лондонцами на протяжении всего сезона, прочувствовал описанное Артетой. После долгих лет раскола клуб снова почувствовал себя единым целым. Направление было ясным, идеи — свежими, а футбол — захватывающим. В сезоне-2022/23 «Арсенал» выиграл 26 матчей, набрав 84 очка. Лишь дважды за всю историю Премьер-лиги клуб имел более высокий показатель. 88 забитых голов — и вовсе клубный рекорд в рамках 38-матчевого сезона. В конечном итоге этого все равно оказалось недостаточно для того, чтобы положить конец девятнадцатилетнему ожиданию чемпионства. Но все же это было путешествие, которое мало кто забудет, ведь на этом пути было так много запоминающихся моментов.

Я был почти на каждой игре с момента открытия «Эмирейтс» в 2006 году и еще никогда не испытывал ничего подобного тому, что случилось после гола Риса Нелсона на последних секундах матча с «Борнмутом». Это превзошло все, что я видел на «Эмирейтс» до этого. Шум, сплоченность и энергия — все это прекрасно символизировало то, что представляет собой созданная Артетой команда. Памятные моменты не ограничиваются голом Нелсона. Были победы, домашняя и выездная, над «Тоттенхэмом». Гол Эдди Нкетиа на последней минуте матча с «Манчестер Юнайтед» и два поздних гола, которые завершили тот потрясающий поединок на «Вилла Парк». Этот список можно продолжать и продолжать. Пускай трофея и не было, но сезон закончился с ощущением, что спящий гигант наконец пробудился.

«Эмирейтс» снова ожил. Атмосфера на протяжении всего сезона была лучше, чем когда-либо с момента переезда с «Хайбери». Артета говорил о необходимости восстановить отношения с болельщиками еще в 2019 году — в самые первые дни на посту главного тренера. И у него получилось сделать это даже лучше, чем можно было представить.

«Мы всегда говорили — просто дайте нам команду, в которую мы сможем поверить», — сказал мне однажды Рэймонд Херлихи из группы болельщиков «Арсенала» REDaction[1]. «Чувствуется, что сейчас это сбылось, болельщики в полном восторге. У нас есть такие игроки, как Сака, Рэмсдейл и Уайт, с которыми мы действительно можем общаться. У нас есть Джака, который искупил все свои грехи, в команду окончательно влился Салиба, а еще есть Микель. Видно, как он увлечен, как много он вкладывает в работу и как ему не все равно. В его лице мы также получили нескончаемый поток энергии на бровке поля, и нам это нравится».

Артета был опустошен, когда «Арсенал» не смог выиграть титул. После болезненного поражения от «Ноттингем Форест» в предпоследний уик-энд сезона он попытался посмотреть матч «Манчестер Сити» с «Челси» на следующий день, но это далось ему с трудом — он еле досидел до конца. Он сказал мне, что заставил себя посмотреть на то, как Илкай Гюндоган поднимает трофей в конце игры. Не потому, что хотел увидеть, как его бывшая команда празднует очередное чемпионство, а потому, что хотел использовать это в качестве дополнительной мотивации на будущее, чтобы еще сильнее заставить себя принести такие же моменты на «Эмирейтс».

«Вот, чего я хочу», — сказал он мне. «Мы все вместе сейчас находимся на этом пути. Мы хотим становиться лучше и быть лучшими, для этого нам нужно совершенствоваться. Мы знаем, что уровень снова поднимется, и мы должны быть готовы к этому».

Желание продолжать совершенствоваться — вот что питает Артету. Вы чувствуете это, когда находитесь рядом с ним. Сезон-2022/23 не стал для «Арсенала» кульминацией, это было только начало. В клубе царит решимость двигаться дальше и развивать достигнутое ранее. Джош Кронке был на последнем домашнем матче «Арсенала» против «Вулверхэмптона». Он наблюдал за игрой, сидя вместе с Эду в директорской ложе. После свистка на перерыв пара спустилась вниз и отправилась в раздевалку, чтобы поговорить с игроками и Артетой. Затем они вернулись в директорскую ложу, чтобы приступить к разработке планов на следующий сезон. В клубе знают, что нельзя позволять себе стоять на одном месте, и в лице Артеты они получили человека, который не позволит этому случиться. Он поднял стандарты всего клуба на новый уровень и дал болельщикам команду, в которую они снова могут верить.

Лучшего примера, чем заключительная игра сезона против «Вулвз», и придумать нельзя. Отправляясь в тот день на стадион, я не был уверен, чего ожидать. Поражения от «Брайтона» и «Фореста» были тяжелыми для всех и было бы объяснимо, если бы в тот день все пошло наперекосяк. Но с того момента, как я вышел на Холлоуэй-роуд[2], я понял, что это не так. Настроение было праздничным — это чувствовалось повсюду. Да, титул так и не доехал до Северного Лондона, но это не помешало получить удовольствие. Это был отличный день, чтобы сказать спасибо.

«Мы вновь оживили душу этого футбольного клуба, а душа этого футбольного клуба — это вы, ребята», — сказал Артета болельщикам, выйдя на поле после игры. Было видно, что это значит для него. Он с трудом сдерживал слезы, когда болельщики стоя скандировали его имя.

«Я человек, у меня есть чувства», — сказал он нам, когда мы спросили его об этом после игры. «Это был очень эмоциональный год, очень особенный сезон. Самая большая мечта, которая у меня была — это снова наладить связь с нашими людьми. Я очень горжусь тем, что нам удалось сделать это».

В момент появления Артеты клуб, можно сказать, стоял на коленях, он представлял собой коллектив, который сбился с пути и отчаянно нуждался в перезагрузке. Ему снова было нужно обрести идентичность, был нужен кто-то, кто мог прийти и все встряхнуть.

Артета — правильный человек, который появился в нужное время. Путь был нелегким и, как вы прочтете в этой книге, на этом пути было несколько очень сложных моментов. Тем не менее, он никогда не отступал от плана, который впервые наметил в декабре 2019 год, когда сидел с семьей Кронке и обсуждал будущее клуба. Этот план еще далек от завершения. Артета говорит, что в настоящее время все идет с опережением графика, и это не может не радовать. За короткое время «Арсенал» прошел долгий путь, но путешествие только начинается.

Часть 1. Преданность делу (период до 2019 года)

Микель Артета больше не мог сдерживать слезы — было 15 мая, «Арсенал» обыграл «Астон Виллу» со счетом 4:0 на «Эмирейтс». Сезон-2015/16 подходил к концу. Команда Арсена Венгера только что вырвала второе место у «Тоттенхэма», настроение было праздничным. «Лестер Сити» потряс мир, выиграв Премьер-лигу с отрывом в десять очков, а «Арсенал» в двадцать первом сезоне подряд завоевал право называть Северный Лондон красным.

Для Артеты занавес опускался не только над сезоном. Это был занавес его игровой карьеры. В 34 года, когда его окончательно замучили проблемы с икроножными мышцами и голеностопными суставами, испанец понял, что с него достаточно. Перед ним уже замаячило несколько возможностей стать тренером, он понял, что пришло время повесить бутсы на гвоздь.

Венгер, который привел Артету в «Арсенал» пять лет назад, дал своему капитану последние минуты славы, которые он заслужил, выпустив его со скамейки в концовке матча, чтобы Артета смог получить от болельщиков финальный прием, который он заслужил за пять лет игры в клубе. Это был прекрасный момент, который стал еще лучше, когда испанец получил передачу от Алексиса Санчеса и забил четвертый и последний гол «Арсенала» в том матче. Мяч после его удара мог попасть в штангу или отскочить за пределы створа ворот от голкипера «Виллы» Марка Банна, но все же оказался в сетке.

Венгер поднялся со своего места с гордой отеческой улыбкой, чтобы поаплодировать своему шкиперу[3], а Артета, высоко подпрыгнув, ударил кулаком по воздуху, после чего его подхватили товарищи по команде. Спустя всего несколько секунд матч закончился. Профессиональная карьера, начавшаяся 17 лет назад, подошла к концу. Именно в этот момент эмоции взяли верх.

Финальный свисток стал причиной слез. И когда они появились, их было очень трудно остановить. Артета — эмоциональный человек, это стало очевидным для всех в тот солнечный день на «Эмирейтс». В глубине души он знал, что время пришло: хотя его футбольный ум все еще был острым, его тело просто не могло больше справляться с высокими нагрузками.

«Чтобы играть в этой команде, нужно быть лучшим на своей позиции», — сказал он клубным СМИ после игры. «Когда ты перестаешь быть лучшим, нужно уступить свое место. В последние несколько месяцев я, вероятно, не заслуживал находиться здесь [в «Арсенале»]. Стандарты, которые необходимы для игры за этот клуб, не должны соблюдаться на восемь из десяти, они должны быть на десять из десяти. Если ты не можешь соответствовать этому, значит, ты недостаточно хорош».

Перейдя в «Арсенал» из «Эвертона» в 2011 году, Артета провел в клубе пять лет. Он сыграл за команду 150 матчей и выиграл два Кубка Англии подряд (в 2014 и 2015 годах). Его трансфер пришелся на неспокойное время. Арсен Венгер находился на посту главного тренера вот уже почти несколько десятков лет, а его будущее было предметом постоянных споров. Еще пятью годами ранее клуб покинул «Хайбери». Покидать стадион, который многие называли своим домом, было мучительно, но совет директоров был убежден, что переезд на «Эмирейтс» необходим для того, чтобы клуб мог оставаться конкурентоспособным в условиях, когда в Премьер-лигу начали вливаться иностранные деньги.

В момент появления Артеты в «Арсенале» клуб не был конкурентоспособным, а болельщики становились все более беспокойными. Он подписал контракт в суматошный день трансферного дедлайна, когда Венгер решил дополнительно привлечь четырех новых игроков после позорного поражения от «Манчестер Юнайтед» со счетом 8:2. Летом, перед началом сезона, Сеск Фабрегас ушел в «Барселону», а Самир Насри присоединился к «Манчестер Сити». Настроение было ни к черту. Все больше болельщиков «Арсенала» хотели перемен, в первую очередь — отставки Венгера. «Арсенал» был клубом, который всегда гордился своей стабильностью, но летом 2011 года его штормило по полной. История подписания Артеты как нельзя лучше отражает хаос, царивший на «Эмирейтс» в то время.

Обидное поражение на «Олд Траффорд» несколькими днями ранее было еще свежо в памяти, а манера игры подчеркивала очевидную необходимость в усилении состава, но время поджимало. «Арсеналу» нужно было действовать быстро, что они и сделали: Микель Артета, Пер Мертезакер, Йосси Бенаюн, Пак Чу-Юн и Андре Сантос подписали контракты в последние 48 часов летнего трансферного окна.

Дик Лоу, главный переговорщик «Арсенала» на тот момент, был одним из тех, кто находился в самом центре событий. «Тем летом мы провели 25 отдельных транзакций, в числе которых были трансферы и на вход, и на выход», — объясняет Лоу. «Безусловно, самым проблемным было подписание Микеля».

В то время Артета был звездным игроком «Эвертона». Он находился на «Гудисон Парк» уже шесть лет и зарекомендовал себя как один из самых стабильных полузащитников Премьер-лиги. Заполучить его из Мерсисайда в последний день трансферного окна было непростой задачей. В течение нескольких часов это даже казалось абсолютно невозможным.

Переговоры вели Иван Газидис, занимавший в то время пост генерального директора «Арсенала», и председатель совета директоров «Эвертона» Билл Кенрайт. Кенрайт напрямую сказал, что Артета никуда не уйдет, уже к обеду сделка казалась сорванной.

«Слова Билла звучали недвусмысленно», — вспоминает Лоу. «В таких ситуациях можно либо продолжать давить и настаивать на трансфере, либо, из уважения к «Эвертону», отступить. Мы решили сделать шаг назад».

Именно в этот момент вмешался лично Артета. «Я не знаю, каким образом, но где-то между полуднем и шестью часами вечера Микель узнал обо всей ситуации. Тогда-то и началось безумие», — говорит Лоу. Артета поехал на тренировочную базу «Эвертона» и ворвался в кабинет Дэвида Мойеса. Он спросил, связывался ли с ним «Арсенал», и когда Мойес утвердительно ответил, Артета заявил, что хочет уйти. По словам Лоу, Кенрайт пришел в ярость, когда узнал об этом, но в итоге согласился на сделку. Проблема была в том, что до конца трансферного окна оставалось всего несколько часов, а сделать нужно было еще очень многое. Времени не хватало даже на медосмотр, поэтому «Арсеналу» пришлось полагаться на переговоры с медицинским штабом «Эвертона». Учитывая, что двумя годами ранее Артета получил травму крестообразных связок, попахивало авантюрой, но «Арсенал» был готов на нее пойти.

«Это единственный случай, когда игрок был подписан без медицинского осмотра», — признается Колин Льюин, который в то время был физиотерапевтом основной команды «Арсенала». «Два новых подписания в один день — это уже кошмар, но четыре!? Можете себе представить, каково было бегать по городу, пытаясь распихать всех их по медицинским сканерам, затем вернуть их на тренировочную базу, чтобы они заполнили формы, сдали анализы крови и так далее? И все это время над ухом жужжат клубные СМИ, постоянно спрашивая, когда они смогут забрать их.

Я помню, как Дик сказал мне, что есть вероятность еще одного подписания. Позже стало ясно, что это будет Микель. Мы сказали, что, возможно, сможем воспользоваться нашими контактами в Ливерпуле, чтобы сделать снимки или МРТ, но они отказались. Вместе с Гари О'Дрисколлом (клубный врач «Арсенала» на тот момент) мы поговорили с медперсоналом «Эвертона». Они прислали нам все последние снимки, которые у них были, все записи о реабилитационных мероприятиях, которые были проведены. Мы знали, что он играет по 90 минут каждую неделю, а это хороший знак, что со здоровьем игрока все в порядке».

Последним камнем преткновения стал контракт Артеты. Переговоры обычно занимают некоторое время, особенно когда речь идет о согласовании бонусов и прочих поощрительных пунктов, но с учетом того, что крайний срок истекал в 23:00, времени на это не было ни у «Арсенала», ни у Артеты.

«Микель просто решил не обсуждать все это», — вспоминает Лоу. «Он сказал: «Забудьте о бонусах, вот зарплата, которую я хочу, а с бонусами разберемся позже». Решение, которое он принял в тот день, значительно упростило процесс. В итоге мы успели все сделать вовремя, что было просто чудом. Все получилось только благодаря решимости Микеля и его пониманию сложности процесса. Большинство игроков сказали бы, что сделали все, что могли, и остались бы в «Эвертоне» еще на год. Микель же не собирался так поступать».

Последние 48 часов трансферного окна 2011 года укоренились в сознании общественности как черная пятница[4] имени «Арсенала». Многие считают, что тогдашние подписания были паническими. Тем не менее Лоу и по сей день не согласен с этой точкой зрения. Он признает, что подписание Артеты не было запланировано, но настаивает, что это не было паническим решением. «Это был акт оппортунизма. Появился шанс, и мы им воспользовались. Остальное — история», — говорит он.

Тогда мало кто мог предположить, насколько сильное влияние окажет трансфер Артеты на «Арсенал». Конечно, в первые дни ему было нелегко. За время, проведенное в «Эвертоне», он успел зарекомендовать себя как качественный игрок Премьер-лиги, но в раздевалке «Арсенала» он появился сразу после ухода Фабрегаса и Насри. Многие рассматривали Артету в качестве замены Сеска, и это сразу же наложило на его плечи огромный груз ответственности. Артета был способен на многое, но никогда не мог стать равноценной заменой Фабрегасу, который был на пять лет моложе и являлся одним из самых креативных игроков мирового футбола того времени.

Артете пришлось изрядно потрудиться, чтобы выйти из тени его соотечественника. Он начал это делать с момента своего первого появления на тренировочной базе в Колни и продолжал это делать до дня своего ухода в 2016 году. Именно он был капитаном команды в тот день, когда «Арсенал» наконец прервал свою девятилетнюю трофейную засуху, обыграв в 2014 году в финале Кубка Англии «Халл Сити» со счетом 3:2. Имя Артеты не встанет в один ряд с именами великих игроков, выступавших за «Арсенал» на протяжении долгой истории клуба, но это не должно умалять его достижений. Не каждый мог найти с ним общий язык, но почти каждый испытывал к нему уважение.

 Помню, как летом 2022 года мы сидели с Джеком Уилшером и несколькими журналистами. Это было до того, как Уилшер получил должность тренера команды «Арсенала» U-18. Он только что вернулся из Дании, где играл за «Орхус», и мы обсуждали, что его ждет в будущем. Разговор зашел об Артете и о том, каким товарищем по команде он был. «Я был двоечником, а он — прилежным отличником, любимцем учителя», — сказал Уилшер, смеясь. Именно таким Артета был для многих в «Арсенале». Он очень серьезно относился к футболу, у него были высокие стандарты, и он хотел, чтобы все им следовали. Уже тогда в Артете были заметны качества будущего менеджера.

Эммануэль Фримпонг только-только стал частью первой команды «Арсенала», когда к ней присоединился Артета. Вот одна из его историй о том, каково было делить раздевалку с испанцем: «Он был игроком, который любил подавать пример. Он мало говорил, но, если ты делал что-то, что, по его мнению, было неправильным, он высказывал свое мнение. Например, он часто говорил мне, что я неправильно делаю растяжку. В то время я считал его довольно раздражающим. Со временем я понял, что он просто был профессионалом, который максимально серьезно относится к своему делу. Каждый раз до и после тренировки он ходил в зал, растягивался и принимал ледяную ванну».

Еще во времена игровой карьеры профессионализм и приверженность трудовой этике были отличительными чертами Артеты. На момент его прихода в 2011 году «Арсенал» нуждался в человеке, который мог бы навести порядок. Венгер знал, что не сможет заменить Фабрегаса, но может пригласить в команду того, кто мог бы ее успокоить и поделиться своим опытом. У Артеты получилось справиться с этой задачей. Его игра не была зрелищной, она была эффективной, и партнеры по команде уважали его именно за это.  

Одним из таких сокомандников был Бакари Санья. На момент перехода Артеты француз играл за «Арсенал» уже четыре года. После прихода испанца они стали очень близки и часто проводили много времени вместе вне поля. Санья часто приходил к Артете домой на совместный просмотр матчей. Как правило, в их компании всегда были еще Санти Касорла и Андре Сантос.

«Он был очень вовлечен в жизнь команды. Не только на поле, но и за его пределами», — рассказывает Санья. «Он всегда следил за тем, чтобы в команде царила хорошая атмосфера, часто устраивал совместные семейные ужины для игроков и их жен. Будучи капитаном, у него получилось заручиться доверием. Я думаю, он понимал, насколько важно поддерживать хорошую атмосферу в коллективе. Люди часто считают, что на футбольном поле не обязательно быть друзьями. Я всегда думал — а почему бы и нет? В определенные моменты, особенно когда вам нужны дополнительные десять процентов, эмоциональная сторона игры становится особенно важной. Если вы видите, что ваш друг борется, и у вас с ним хорошие отношения, вы будете сильнее стараться помочь ему. Если у вас нет такой связи, вы не сделаете этого. Но если речь идет о вашем друге, это совсем другое дело, обязательства совсем другие. Поэтому очень важно, чтобы в команде была такая атмосфера, и Микель это понимал. Он был удивительным человеком и удивительным игроком».

Хорошие отношения Артеты с Венгером стали одной из причин назначения испанца в качестве капитана команды после ухода Томаса Вермалена летом 2014 года. Справедливости ради, уже на тот момент Артета был вице-капитаном и неоднократно надевал повязку из-за частых травм бельгийца. Артета и Венгер были на одной волне и могли часами проводить время вместе в Колни, обсуждая тактику и философию игры.

Микель был правой рукой Арсена. Когда Венгер хотел донести свою мысль до раздевалки, он делал это через Артету. То, как Артета тренировался, его преданность своему делу и профессионализм были качествами, которыми Венгер восхищался. Артета каждый день приходил на тренировочную базу одним из первых и уходил одним из последних, даже в последние пару лет пребывания в клубе, когда его игровое время было ограничено из-за проблем с травмами.

Подход Артеты не всегда пользовался всеобщей популярностью. Как сказал Эммануэль Фримпонг, бывали случаи, когда некоторым товарищам по команде было трудно с ним общаться. У него были свои стандарты, и когда они кем-то не соблюдались, он не боялся об этом говорить. Скорее всего, Джек Уилшер назвал Артету «любимцем учителя» в шутку, но это, без сомнений, ощущали почти все. Тем не менее он пользовался популярностью в команде, его уважали как капитана.

«Честно говоря, он был одним из лучших профессионалов, которых я видел», — говорит Санья. «Он заботился обо всех, относился ко всему очень серьезно. Молодые ребята должны учиться у опытных игроков, это факт. Более старшие игроки через многое прошли, соответственно, и знают они больше. Джек был уже взрослым игроком, когда пришел Микель, но, несмотря на это, он уделял ему много внимания. Я бы даже сказал, что Микель взял на себя роль старшего брата для Джека. Он старался быть с ним честным и откровенным. Хотя так было не только с Джеком, но и со всеми нами».

Победа в Кубке Англии в 2014 году стала для Артеты лучшим моментом его игровой карьеры в «Арсенале». Он отыграл все 120 минут в том захватывающем финале против «Халл Сити», когда, пропустив два мяча, «канонирам» все же удалось победить со счетом 3:2 благодаря голу Аарона Рэмзи в дополнительное время. После этой победы в клубе ощущалось облегчение. Это был первый большой кубок Артеты за пределами Шотландии, где он выиграл чемпионат и Кубок лиги в составе «Рейнджерс». Он до сих пор хранит воспоминание о том дне близко к сердцу, это была вершина его игровой карьеры, которая затем пошла на спад. Травмы ограничили его всего одиннадцатью выступлениями в следующем сезоне, а в сезоне-2015/16 ему удалось выйти на поле лишь тринадцать раз. После этого он принял решение повесить бутсы на гвоздь.

Последние два года были очень трудными для Артеты. Он знал, что больше не может поддерживать прежние высокие стандарты, и это было непросто для игрока, который всегда был требователен к себе и окружающим его людям. Однако меньшее количество игрового времени позволило ему постепенно переключиться на тренерскую работу.

Спросите любого, кто играл с Артетой, и все скажут, что ему было суждено стать тренером. Он всегда мыслил тактически, задавал вопросы и стремился учиться: у Венгера, у Дэвида Мойеса и даже у Алекса Маклиша, который первым привел Артету в британский футбол, подписав двадцатилетнего испанца в «Рейнджерс» в 2002 году.

 Я беседовал с Маклишем в 2018 году, когда Артета был в числе претендентов на пост главного тренера «Арсенала», но в итоге его кандидатура была отвергнута в пользу Унаи Эмери. Маклиш рассказал мне, что Артета приехал в Шотландию «робким юношей», но, несмотря на это, быстро адаптировался и превратился в важную для раздевалки личность. «Он постоянно впитывал информацию и брал на себя обязанности лидера. Я уже тогда знал, что у него большие амбиции», — сказал Маклиш.

Именно эти амбиции помогли Артете плавно перейти от карьеры игрока к работе тренера. В 2015 году он начал проходить обучение для получения лицензии А-УЕФА[5], и в рамках этого обучения он регулярно проводил занятия с молодежными командами «Арсенала» в Колни. Одним из игроков, которых он тренировал в то время, был Рис Нелсон, восходящая звезда клубной академии. Тогда тренировочный процесс произвел на вингера большое впечатление. Об этом он рассказал в интервью для The Athletic в 2023 году:

«Микель тренировал меня, когда мне было 12-13 лет. В сравнении с другими тренерами его подход увлекал меня больше всего. Он часто сам участвовал в упражнениях. Помню, как он играл защитника, а мне нужно было обыграть его один на один. Он давал мне советы по тому, как правильно двигаться. Например, какую ногу лучше использовать в том или ином моменте».

Чем ближе был конца сезона-2015/16, тем сильнее увеличивались слухи о том, что Артета собирается завершить свою игровую карьеру и начать тренировать. Пеп Гвардиола только что возглавил «Манчестер Сити» и хотел видеть испанца в своем штабе, а Маурисио Почеттино, с которым Артета играл в «Пари Сен-Жермен», обсуждал с ним вариант работы в «Тоттенхэме». В «Арсенале» тоже велись переговоры о том, чтобы оставить Артету в клубе: либо дать ему должность в академии, либо предоставить место в тренерском штабе первой команды под руководством Венгера. Артета обсуждал этот вопрос лично с Венгером, но француз сказал ему, что, по его мнению, для его карьеры будет лучше разорвать связи с «Арсеналом» и начать все заново.

«Я думаю, что этот отказ был самым большим одолжением, которое Арсен сделал для Микеля», — рассказывает Дик Лоу. «Арсен знал, что лучший путь для Микеля — это уход из клуба. Тогда он сказал ему, что для роста нужно уехать в другое место. Мы знали, что он не перейдет в «Тоттенхэм». Он был достаточно умен, чтобы этого не делать. Мы всегда думали, что он сделает выбор в пользу «Сити».

И вот уже 3 июля 2016 года, всего через три недели после своего последнего матча за «Арсенал», Артета присоединился к Гвардиоле в качестве помощника.

Отношения Артеты с Гвардиолой хорошо задокументированы. Микель, еще находясь в «Ла Масии»[6], боготворил Пепа, который был старше его на 11 лет и уже блистал в основной команде «Барселоны». Учитывая, что оба были полузащитниками, их часто сравнивали, Артете порой было трудно смириться с этим. Тем не менее это не мешало ему равняться на своего героя. В шестнадцатилетнем возрасте он играл с ним на поле во время предсезонного товарищеского матча. После игры Гвардиола отозвал подростка в сторону, чтобы подробно обсудить и проанализировать его игру. «Нет ничего лучше, когда тебе помогает такой человек, как он, — лучший на этой позиции», — с нежностью вспоминал Артета.

В то время как Гвардиола был основным в «Барселоне», Артете пришлось перейти в «Пари Сен-Жермен» за игровой практикой. Это не помешало им поддерживать связь друг с другом. Пеп всегда с огромным уважением относился к тому, как его соотечественник читает игру. Настолько, что, уже будучи на посту главного тренера «Барселоны», звонил Артете, чтобы проконсультироваться у него перед матчем с «Челси» в Лиге чемпионов в 2012 году. Вскоре после этого он впервые предложил Артете стать членом его тренерского штаба. Микель отклонил это предложение, поскольку считал, что ему еще есть что предложить как игроку, но это был явный признак того, что Гвардиола высоко ценил его ум.

Выросшие в «Ла Масии», они оба придерживаются очень похожей футбольной философии, которая укоренилась в «Барселоне». Великий Йохан Кройфф только вернулся на «Камп Ноу» в качестве тренера в 1988 году, когда впервые заметил семнадцатилетнего Гвардиолу, играющего за команду «Б». Вскоре он перевел его в первую команду и сделал ключевым игроком своей команды. В отличие от Гвардиолы, Артета никогда не играл под руководством легендарного голландца, но, как и все игроки, прошедшие через систему «Ла Масии», философию Кройффа ему привили с самого раннего возраста. Когда в одном из интервью Артету спросили о том, кто первым влюбил его в футбол, он ответил следующее: «Это был не игрок, а менеджер — Йохан Кройфф».

Когда Артета присоединился к Гвардиоле в «Манчестер Сити», он еще даже не сдал экзамен на лицензию PRO-УЕФА. Это произойдет лишь через год — в группе, в которую также входили Тьерри Анри и Фредди Юнгберг. «Сити» потратил большие деньги, чтобы заполучить Гвардиолу, а потому ожидания от сезона-2016/17 были огромными. Для Артеты это был большой шаг. Всего несколькими месяцами ранее он вместе со своей семьей собирался переехать в Лос-Анджелес, где его жена планировала заняться актерской деятельностью. Звонок Гвардиолы все изменил — жена и трое сыновей отправилась в Лос-Анджелес, а Микель поехал в Манчестер.

Назначение Артеты произошло на фоне больших перемен в структуре «Манчестер Сити». Четырехлетняя погоня за Гвардиолой закончилась, перед первым сезоном испанца клуб потратил 170 миллионов фунтов стерлингов на обновление состава, который в предыдущем сезоне опустился на четвертое место в Премьер-лиге. Были подписаны Габриэль Жезус, Александр Зинченко, Илкай Гюндоган, Лерой Сане, Нолито, Джон Стоунз и Клаудио Браво.

Учитывая такой уровень инвестиций и присутствие Гвардиолы в команде, в сезоне-2016/17 от «Сити» многого ожидали, но после яркого старта (шесть побед в шести первых матчах) им с трудом удалось оправдать эти ожидания. После разгромного январского поражения от «Эвертона» со счетом 4:0 многие начали сомневаться в том, что Гвардиола сможет добиться успеха в Премьер-лиге. В итоге «горожане» заняли лишь третье место, отстав от «Челси» на 15 очков и не завоевав ни одного трофея.

Однако у руководства клуба не было никаких сомнений. Было понятно, что Гвардиоле и его тренерскому штабу потребуется время, чтобы привить команде свою манеру игры, а игрокам — понять, что от них требуется. Для Артеты это тоже был интересный опыт. Учитывая, что он вошел в раздевалку «Сити», не имея за плечами никакого реального тренерского опыта, некоторые игроки могли бы усомниться в его способностях и авторитете, но ничего подобного не произошло.

Бакари Санья, который двумя годами ранее покинул «Арсенал» и перешел в «Сити», хорошо помнит те ранние дни тренерской карьеры Артеты. «Он сразу вписался в команду», — вспоминает Санья. «У него получилось завоевать уважение. Мы все знали его еще с тех времен, когда он сам был игроком, поэтому понимали, что он очень умен и подкован в тактике. Я думаю, он прекрасно вписался в эту роль, хотя в начале ему было нелегко, потому что он был в Манчестере один. По ходу сезона ему удалось лишь несколько раз увидеть свою семью. Он говорил мне, что тренерская работа ощущается совсем по-другому, приходится проводить много времени в офисе, нужно составлять отчеты, больше анализировать. Но он был предан своему делу, и, очевидно, это принесло свои плоды».

Хотя Санья был впечатлен тем, как легко Артета адаптировался к своей новой роли, появление его бывшего товарища по команде в тренерском штабе Гвардиолы также создало некоторые проблемы, особенно на первых порах. Еще совсем недавно они регулярно проводили время вместе, пока жили в Лондоне: Санья приходил к испанцу домой, чтобы поужинать и посмотреть футбол. Они были друзьями, товарищами по команде, но теперь Санья вдруг пришлось приспосабливаться к тому, что Артета занимает властное положение.

«Это было немного сложно», — признается Санья. Мне пришлось разорвать прежние отношения с Микелем, потому что он стал моим тренером. Поначалу мне было трудно, я не знал, как себя вести. Когда мы оба были в комнате, я не знал, могу ли я говорить с ним или нет. Это было сложно, я бы никому не пожелал оказаться в такой ситуации. Поначалу я чувствовал себя очень неловко. Во время первого сезона в Манчестере Артета посвящал много времени индивидуальной работе с игроками. Гвардиола руководил основными тренировочными процессами, но, если вдруг Пеп по каким-то причинам был вынужден покинуть тренировочное поле, он не возражал, чтобы тренировка продолжалась под руководством Артеты. Он полностью доверял ему».

Рахим Стерлинг, пожалуй, получил больше всего пользы от работы с Артетой. После громкого перехода из «Ливерпуля» в 2015 году Стерлинг испытывал трудности со стабильностью. В своем дебютном сезоне на «Этихаде» он забил всего 11 голов. В сезоне-2017/18 он начал дополнительно тренироваться с Артетой и количество голов выросло до 23, а еще через сезон — до 25. Этот прогресс Гвардиола напрямую связывает с проделанной Артетой работой.

«Я думаю, Рахиму нравится забивать голы, он не боится» — рассказывал Гвардиола в ноябре 2017 года. «Теперь он больше сосредоточен на этом. Микель уже на протяжении долгого времени дополнительно работает над его результативностью после тренировок».

После первого невпечатляющего сезона под руководством Гвардиолы, «Сити» быстро стали доминирующей силой в Премьер-лиге. Они выиграли 32 из 38 матчей и забрали чемпионство в сезоне-2017/18, став первой и пока единственной командой, набравшей 100 очков в высшей лиге Англии. В следующем сезоне они сохранили свой титул, а также выиграли Кубок Англии и Кубок лиги, став первой английской командой, завоевавшей требл из национальных трофеев. Для «Сити» это был период беспрецедентного успеха, а в «Арсенале» дела шли совсем не так гладко.

Сезон-2017/18 стал для Арсена Венгера последним в «Арсенале», его 22-летнее пребывание на посту главного тренера закончилось, а клуб впервые с 1996 года начал поиски нового менеджера. В списке претендентов фигурировало несколько имен, в их числе был и Артета, который покинул клуб в качестве игрока всего два года назад. Несмотря на относительную неопытность, он долгое время считался фаворитом на эту должность. Он провел переговоры с Иваном Газидисом — исполнительным директором «Арсенала» на тот момент, и Раулем Санльеи — тогдашним главой департамента футбольных операций. В начале лета переговоры достигли такой стадии, что внутри клуба была уверенность, что это назначение произойдет. К этому готовились и в «Сити».

«Если он решит перейти из-за предложения «Арсенала», то я не буду его останавливать», — сказал тогда Гвардиола. «Я хочу лучшего для своих друзей, а он — мой друг. Если он решит уйти, мне будет очень грустно, но я пойму его решение, потому что это его карьера, его жизнь, его семья».

Именно тогда, когда казалось, что назначение Артеты неминуемо, «Арсенал» передумал, в основном из-за недостатка опыта у испанца. Это стало неожиданностью для всех, включая Артету, который уже даже начал собирать тренерский штаб для работы в северном Лондоне.

Во время поиска подходящей замены «Арсенал» долго общался с Патриком Виейра, Массимо Аллегри, Луисом Энрике, но затем практически из ниоткуда появился Унаи Эмери. Это назначение застало врасплох и СМИ, и болельщиков, а такое случается нечасто. Я помню, как сидел в зале для пресс-конференций на «Эмирейтс» и ждал официального представления Эмери. Он вошел в зал вместе с Газидисом, который выглядел очень довольным. «Сегодня я очень рад объявить о том, что новым главным тренером «Арсенала» станет… Унаи Эмери», — сказал он.

Такой исход стал для Артеты ударом, но благодаря работе в «Сити» с ним было легче смириться. После того, как Доменек Торрент[7] решил возглавить «Нью-Йорк Ред Буллс», испанец получил повышение.

К тому же работа Эмери оказалась далеко не самой успешной и совсем скоро «Арсенал» снова вышел на связь с Артетой. Первые матчи Эмери казались неплохими, но уже к концу его первого сезона команда забуксовала. Всего одна победа в последних пяти матчах чемпионата привела к тому, что «Тоттенхэм» обогнал «Арсенал» на одно очко и оставил команду без Лиги чемпионов. Эта ситуация усугубилась еще и обидным поражением от «Челси» в финале Лиги Европы со счетом 1:4.

В первые месяцы сезона-2019/20 стало ясно, что дела у Эмери в «Арсенале» совсем не ладятся. Настроение в клубе испортилось: игра была плохой, результаты ухудшались, а болельщики уходили с матчей. Увольнение Эмери казался неизбежным.

Я был на открытой тренировке клуба за день до матча «Арсенала» и франкфуртского «Айнтрахта» в заключительном туре группового этапа Лиги Европы того сезона. Журналистам разрешено смотреть тренировки в течение первых пятнадцати минут перед матчами в соревнованиях УЕФА. Обычно это совершенно бесполезное занятие. Вы так и не сможете ничего понять, поскольку менеджеры, по понятным причинам, ждут, пока пресса уйдет, чтобы ничего не выдать перед игрой. Но в тот день все было иначе. Просто стоя у поля и наблюдая за тем, как игроки «Арсенала» выходят на тренировку, любому, кто там находился, было очевидно, насколько все развалилось. Эмери просто стоял там один, держа в руках свой планшет. Смотреть на это было довольно грустно. Игроки почти не обращали на него внимания. Он выглядел воплощением ходячего мертвеца. «Арсенал» проиграл ту игру со счетом 1:2. Это был седьмой матч подряд без побед. Эмери должен был покинуть команду в течение следующих 24 часов.

Даже если бы «Арсенал» выиграл ту игру, Эмери все равно был бы уволен. Решение было принято задолго до начала матча. Рауль Санльеи и Винай Венкатешам прилетели в Америку, чтобы встретиться со Стэном Кронке и его сыном Джошем после ничьи с «Саутгемптоном» в Премьер-лиге в предыдущие выходные. Визит был запланирован заранее, но на встрече в основном обсуждалось будущее Эмери. Санльеи и Венкатешам рекомендовали отправить его в отставку. Семья Кронке, которая до этого момента продолжала оказывать Эмери поддержку, согласилась, и было принято решение уволить его. Санльеи и Венкатешам не сообщили Эмери об этом решении по возвращении в Лондон и позволили ему провести матч против «Айнтрахта». В итоге Эмери узнал об отставке на следующее утро после матча, ему сообщили об этом, когда он приехал на базу в Колни. Фредди Юнгберг был назначен временно исполняющим обязанности главного тренера.

Переговоры снова были проведены сразу с несколькими потенциальными кандидатами, но на этот раз Артета был тем, кого «Арсенал» хотел больше остальных. Процесс прошел относительно быстро, хотя и не без заминок. Удивительным образом Винай Венкатешам и специалист по переговорам Гусс Фахми были запечатлены выходящими из дома Артеты в Манчестере ранним утром. Фотографии были распространились и на следующий же день попали во все газеты. В «Манчестер Сити» были раздражены этим.

«Мы не думали, что это такая уж громкая сделка», — позже скажет Рауль Санльеи в защиту «Арсенала». «Учитывая тесные отношения между Микелем и Пепом, мы были очень осторожны, предельно прозрачны и очень уважительны».

Артета очень хотел заполучить эту должность, «Арсенал» на этот раз тоже хотел видеть именно его. Сомнения по поводу отсутствия у него опыта, из-за которых он проиграл конкуренцию Эмери, были отброшены в сторону. Более того, во время собеседования в руководстве «Арсенала» были приятно удивлены видением испанца относительно будущего клуба.

О назначении Артеты главным тренером «Арсенала» объявили 20 декабря 2019 года. В тот день я приехал на «Эмирейтс», чтобы присутствовать на его официальном представлении. Больше всего меня поразило то, как он вел себя на пресс-конференции. То, как он говорил, какой посыл он транслировал, — это было именно то, что хотели услышать болельщики «Арсенала» после череды из довольно провальных сезонов.

«Я несколько лет готовился к этому вызову», — сказал он. «Я знаю, чего от меня ждут, я знаю требуемый уровень, я знаю, какой статус имеет этот клуб и чего он заслуживает. Я готов к этому вызову».

После того как в зале для пресс-конференций выключили камеры, несколько человек поднялись наверх, в директорскую ложу, где у нас была возможность пообщаться с Артетой и Санльеи в более непринужденной обстановке. Я спросил Санльеи, не жалеет ли он о решении не назначать Артету годом ранее.

«Нет», — ответил он. «Я не люблю смотреть в прошлое, я люблю смотреть в будущее. В то время мы приняли решение, опираясь на ту информацию, которая у нас была. Мы приняли решение, осознавая, чего мы хотели в то время, точно так же мы осознаем и то, что делаем сейчас».

Одной из главных тем для разговоров стал Месут Озил, немецкая суперзвезда и самый высокооплачиваемый игрок «Арсенала». Озил часто мелькал в заголовках новостей во времена работы Эмери, ситуация не изменится и при Артете. Может ли он стать тем человеком, который снова сможет извлечь из Озила максимум пользы? Всего несколько лет назад они были партнерами по команде, но если Артета успел добиться успеха в «Сити», то Озил, можно сказать, прозябал в «Арсенале» все это время. При Эмери дела у него шли не лучшим образом.

«Он — важный игрок для этого клуба», — сказал Арета на презентации. «Я работал с ним и знаю, что он может привнести в команду. Моя работа, конечно, заключается в том, чтобы извлечь из него максимум».

Уже на первой пресс-конференции стало ясно, что цирк вокруг Озила не собирается утихать. Это была одна из многих вещей, с которыми Артете предстояло разобраться, чтобы продвинуть «Арсенал» вперед. Но что я вынес из этого представления, так это то, что клуб назначил человека, который точно знал, чего он хочет. Он видел задачу, которая стояла перед ним. Это был большой вызов, он знал это и чувствовал, что способен справиться с ним.

Прошло три с половиной года с тех пор, как Артета со слезами на глазах объявил о завершении своей игровой карьеры и помахал на прощание «Эмирейтс». Когда он в последний раз спускался по туннелю после победы над «Астон Виллой» в 2016 году, он повернулся к жене и поклялся, что однажды вернется в качестве менеджера. Однако даже он сам удивился бы тому, насколько быстро у него удалось выполнить это обещание.

[1] REDaction Gooners — британское сообщество болельщиков «Арсенала», которое определило своей главной целью улучшение атмосферы на домашних играх. [2] Holloway Road (англ.) — станция метро, расположенная в непосредственной близости от «Эмирейтс». [3] Шкипер — термин, обозначающий капитана судна, широко используемый и во многих видах спорта для обозначения капитана команды, который, помимо прочего, так же является одним из самых старших или более опытных игроков, которые долгое время находятся в клубе. [4] В оригинале используется термин «trolley dash» (англ.), означающий мероприятие, в котором победитель игры или конкурса получает право на определенный период покупок с высокой скидкой в супермаркете или другом магазине, цель которого — положить в тележку как можно больше товаров за отведенное время. Кажется, «черная пятница» выглядит допустимым сравнением, которое чуть более понятно; [5] Существует четыре основных лицензии УЕФА: C, B, A и PRO. Лицензия А-УЕФА позволяет работать с юниорскими составами любого уровня. [6] Термин, используемый для наименования юношеской академии «Барселоны». [7] Испанский тренер, ассистент Пепа Гвардиолы в «Манчестер Сити» с 2016 по 2018 года.

Еще больше «Арсенала» в телеграм-канале Since 1886.