5 мин.

Три аккорда. Подростковый кризис «Факела»

Я поймал себя на мысли, что потихоньку начинаю испытывать отчаяние при просмотре матчей «Факела». Я хочу увидеть острую комбинацию. Просто хотя бы одну острую комбинацию, в которой игроки отдают друг другу хотя бы четыре осмысленных паса и выводят кого-нибудь на ударную позицию, а тот – бьет в створ! Но моим желаниям не суждено сбыться. Постоянно что-то мешает. Скользкое поле, искусственное, не тот отскок, сильный пас, слабый пас, плохая обработка, ковырнул поле, не попал по мячу, упал, упустил за боковую, скинул не туда, скинул туда, но не тому, тому, но не так. Я устал, я стал пить много пива, меня почти спас штрафной Гиоргобиани, но сейчас я понимаю, что это была таблетка анальгина.

Я ждал прихода Дмитрия Пятибратова, он носитель того чемпионшипского боцовского духа, той «больше регби, чем футбола» (Василий Уткин), который тащил нас и выделял среди прочих. Факел Дмитрия Пятибратова провел уже четыре матча. Одержал одну победу и трижды проиграл. Несмотря на то, что четыре игры – это мало, но некоторые выводы уже лезут мне в голову.

Факел по-прежнему беспомощен в атаке и очень хрупок в обороне. Чудесный штрафной Гиоргобиани не должен никого обманывать. Команда играет на грани своих возможностей, и этих возможностей меньше, чем в прошлом сезоне.

Пятибратов сказал игрокам, чтобы они пошли в атаку. Но они, как подросток, которому понравилась песня «Колхозный панк», но совершенно не умеющего играть на гитаре. Он пытается выдерживать ритм и темп, но совершенно не знает аккордов. Иногда случайно он в них попадает и что-то получается. Но в большинстве случаев рождается бессмысленное брынчание, заставляющее соседей затыкать уши и звонить в милицию.

Факел в более глубоком кризисе, чем могло показаться. Это понял и сам новый старый главный тренер. Его интервью от оптимистичных спитчей о возвращении было духа эволюционировали в осторожные монологи о проблемах и намеки на недоработки прошлого тренерского штаба. Он стал понимать, что одной физики здесь не хватит, нужно как-то выучить аккорды, даже три, чтобы игроки хотя бы могли сыграть «Я не алкаш и не пьяница я».

Спорт-Экспресс

Руководство команды тоже не способствует и живет своей отдельной финансово-хозяйственной логикой. Массовый уход футболистов, которые выходили с Факелом из ФНЛ, подкосил команду и привел к разбалансировке игры и потере глубины состава. Не все они были игроками основы, но такие футболисты, как Руслан Магаль, Андрей Мендель, Роман Акбашев и даже Максим Максимов могли решить эпизод и были важными звеньями командной игры при прошлых тренерах. По всей вероятности, они захотели прибавки к зарплате, на что получили холодное руководящее: «Нет. Мы найдем получше».

И нашли. Но лучше ли? Покупка Ильина, Мертенса и аренда Щетинина не кажется равноценной заменой Максимову, Магалю, Акбашеву и Менделю. Конечно, Максимов так и не смог как следует проявить себя в РПЛ, однако он по-прежнему сохранял способность забивать голы. Вспомним хотя бы мячи в ворота ЦСКА и Спартака. Усилением выглядит только возвращение Браими и покупка Гиоргобиани. Они должны со временем дать то, чего всегда не хватало Факелу – техники при игре 1 в 1. Но пока это не работает.

Чемпионат

Уход Магаля вообще спустя первые несколько туров выглядит катастрофой. Единственным рабочим атакующим инструментом при Сергее Ташуевы был оверлодинг на левом фланге, где Хызыр Аппаев постоянно взаимодействовал с умеющим держать мяч Магалем и Якимовым. Именно так был оба раза уничтожен Спартак. Сейчас слева играет Георгибиани, игрок совершенно другого функционала. И все скидки Аппаева или Маркова не находят адресатов. Фланги оторваны от центральных нападающих.

Конечно, то, что происходит сейчас, не выглядит также безнадежно, как при Черевченко. Его футбол красиво раскрашивал преобладающими передачами почти все футбольное поле. Но на деле это мало отличалось от того, как мы играли во дворе. Я стоял и чужой штанги и кричал защитникам – пасуй! Они и пасовали.

Телеграм канал Соккер-радар

Пятибратов перешел с глухого 5-3-2 Черевченко на прогрессивные 4-2-3-1. Этим он попытался решить «проблему Ташуева», который так и не мог встроить в схему 4-4-2 атакующего центрального полузащитника. Теперь место для него есть. Но где этот фантазиста? Двигатель атак и кудесник разрезающих передач? Кто заменил Акбашева? Ни Моцпан, ни Мертенс, ни Селе, ни Георгибиани в этой роли не впечатляют. Они не разгоняют атаки и очень медленно двигают мяч вперед. Лучшим в этой роли выглядит Табо Селе, к примеру, отдавший голевую передачу на Евгения Маркова в матче с Акроном. Но он не очень хорош в единоборствах, что заставляло всех многочисленных тренеров Факела оставлять его в запасе.

Переход на четыре защитника принес еще одну головную боль. С травмой Калинина, вдруг оказалось, что кроме нестабильного Василия Черова, у Факела просто нет крайних защитников. Руководство всегда покупало центральных защитников под схему 3-5-2. В итоге теперь на краях обороны играет Альшин и Дзиов, у которых опыт выступления в этой роли крайне ограничен.

Атакующая тройка Георгибиани-Марков-Браими выглядит обнадеживающе и креативно. Но в реальности они разрозненно пытаются прорываться в сторону штрафной без какой-либо идеи о том, что делать дальше. Защитники им не помогают, потому что их нет. Щетинин очень плохо поддерживает атаку. В итоге голевые моменты, как и вообще продвижение вперед, даются игрокам Факела очень тяжело. Можно привести команду в форму и организовать прессинг. Мы видели это в последнем матче с Оренбургом и Рубином. Но без понимания того, что нужно делать с мячом, в голы это не выльется.

Трудно сказать, чем занимался штаб Черевченко в межсезонье и какой у них был план, но сейчас Факел находится в разобранном состоянии. Это не позволяет вести и выигрывать привычное количество единоборств и высоко прессинговать. Без этих качеств Факел может только ставить автобус, либо бестолково бегать в попытках продвинуть мяч в сторону штрафной, нарываясь на контратаки, как в матче с Рубином.

Пятибратов явно старается подойти к решению клубка этих проблем с фантазией, но пока смотреть на все это очень тяжело. Но какой у нас выход?

Мы же из Воронежа.