9 мин.

У «Барсы» снова проблемы с регистрацией игроков. Ну сколько можно?

Разбор Игоря Сергеева. 

Вот уже очередное межсезонье «Барса» не может сразу зарегистрировать звездных новичков: год назад подвис Илкай Гюндоган, сейчас – Дани Ольмо.

Тогда справились, а теперь?

Откуда вообще такие запреты?

Вспоминаем: лимит расходов (Límite de Coste de Plantilla Deportiva) действует в Ла Лиге с 2013 года. Это испанский вариант финансового фэйр-плей – основной элемент экономического контроля для платежеспособности клубов и справедливого соревнования.

Подробно мы объясняли тут, поэтому кратко: 

Это предельная сумма, которую можно тратить на состав (игроки плюс тренерский штаб команд всех возрастных уровней): трансферы, зарплаты, бонусы, агентские.

Чем больше клуб планирует заработать и меньше тратить на неспортивные нужды, тем больше будет лимит.

Клубы сами рассчитывают свой лимит, который проверяется (при необходимости корректируется) и утверждается лигой. После зимнего трансферного окна потолок может быть скорректирован. 

При выходе за установленный порог команды могут тратить на новых игроков только 50 процентов или 1/2 от сэкономленных денег: то есть использовать один евро из двух. Под «сэкономленными» подразумевается зарплата ушедшего игрока плюс заработок на его трансфере. Если зарплата уходящего игрока составляет более 5 процентов от фонда заработной платы клуба, ограничение увеличивается до 60 процентов (условно шесть евро из десяти). При несоблюдении правила лига не регистрирует новичков.

Чтобы снять ограничения, необходимо больше зарабатывать. 

В конце февраля испанская Ла Лига в последний раз корректировала финансовые лимиты: максимум «Барселоны» был снижен до 204,2 млн евро (на 65,8 млн), что в три с половиной раза меньше чем у «Реала» (727,5 млн). Мы уже тогда прогнозировали, что летом у каталонцев будут проблемы.

«Барса» снова не вписалась в лимит, хотя о проблемах предупреждали весь год. А как же рычаги?

В сезоне-2021/22 после зимней корректировки лимит «Барселоны» вообще ушел в минус 144 млн. Поэтому летом 2022 года требовались фокусы с бюджетом – так появился мем про рычаги Лапорты, похмелье после которых ощущается до сих пор.

Например, «Барса» продала 25 процентов доходов от телеправ на 25 лет (до 2047 года) американским инвесторам Sixth Street за 647 млн евро. Лимит расходов на состав из минусового скакнул в положительные 656,4 млн евро. 

Президент Ла Лиги Хавьер Тебас объявил, что с сезона-2023/24 подобные маневры больше не помогут. Чтобы не было проблем с регистрацией новичков, клубам рекомендовалось сокращать расходы на заработную плату и непрофильную деятельность, а также повышать доходы за счет трансферов, рекламы и спонсоров.

Год назад Marca сообщила, что лига одобрила двухлетний «план финансовой жизнеспособности «Барселоны». Самое важное условие – расчистка платежки. 

«Барса» избавилась от тяжеловесных контрактов на 150 млн евро (например, Антуана Гризманна, Серджи Бускетса, Жорди Альбы) и продала игроков на 107,4 млн евро (купив только Ориоля Ромеу за 3,5 млн). Этого хватило, чтобы зарегистрировать Гюндогана и других новичков, но дальше опять начались проблемы.

Лимит расходов «Барсы» снизили почти в два с половиной раза: с 648,8 до 270 млн евро. Основная причина: ежегодно рассчитывать на рычаги нельзя – они срабатывают только один раз (ну или надо выдумывать новые).

«Они приложили огромные усилия, чтобы сократить фонд заработной платы, который все равно составляет более 400 млн евро», – заявил тогда глава Ла Лиги Хавьер Тебас.

Зимой заклинило очередной рычаг: немецкая инвестиционная группа Libero так и не выплатила 40 млн евро за 9,8 процентов акций в Barca Vision – цифрового проекта «Барсы».

В феврале потолок «Барсы» снизили до 204,2 млн евро. 

В марте «Барса» приняла отставку вице-президента по экономическим вопросам Эдуара Ромеу, отвечавшего за план жизнеспособности. 

Будущие летние проблемы стали очевидными.

Какие варианты были у Лапорты для комфортного трансферного окна?

Не так много. Проверим выполнение.

Поскорее вернуться на «Камп Ноу» – реконструкцию планировали завершить к ноябрю, но не успевают: первый матч тепереь прогнозируют на конец декабря с неполной вместимостью (64 000 зрителей или 60 % от общей). Сейчас «Барса» выступает на Олимпийском стадионе и сильно не добирает доходы от матчдэй (в сезоне-2022/23 только на сезонных абонементах клуб заработал 65,5 млн евро, в прошлом – всего 8 млн). 

Больше заработать за счет нового контракта с техническим спонсором. У «Барселоны» напряженные отношения с Nike, который сейчас фиксированно выплачивает 85 млн за сезон и еще 20 млн в виде возможных бонусов. Клуб думал о партнерстве с Puma, которая, по данным Diario Sport, предлагала фиксированные 120-140 млн евро и бонусные 100 млн, но переговоры пока ни к чему не привели – «Барса» начнет сезон в форме с логотипом Nike.

Найти нового покупателя на долю в Barça Vision. В начале августа «Барса» подписала соглашение на 40 млн евро с американской компанией Aramark, которая станет акционером Barça Vision (Bridgeburg Invest) и новым партнером проекта Espai Barça.

Избавляться от крупных контрактов. Продавать игроков – в первую очередь воспитанников или пришедших бесплатно. Потому что не надо будет учитывать остаточную амортизацию – мы детально разбирали этот трюк на примере АПЛ. Если коротко, всю выручку за воспитанников можно вписать в плюс. А вот с остальными хуже: из суммы продажи нужно вычесть неамортизированную часть. Например, если игрока Х купили за 50 млн и подписали контракт на 5 лет (амортизация = 10 млн в год), а уже через год продали за те же 50, то в плюс пойдут только 40 млн (50 минус 10). Почему так? Для справедливости. Ведь расходы клуба на трансферы учитываются не мгновенно, а представляют из себя что-то вроде виртуального рассрочки на срок действия контракта. Например, тот же игрок Х, купленный за 50 млн с контрактом на 5 лет, утяжелит трансферный баланс лишь на 10 млн ежегодно. Логично, что если по бухгалтерии клуб выплатил за игрока только 10 млн за год, а продал через год за 50, то всю сумму продажи нечестно записывать в плюс.

«Барса» неплохо облегчила платежку: бесплатно расстались с Маркосом Алонсо (по данным Capology, 6,3 млн евро в год), Серджи Роберто (5 млн) и Серджиньо Дестом (3 млн), отдали в аренду Ориоля Ромеу (3,5 млн в год), а также не продлили арендное соглашение Жоау Канселу (12,5 млн). Правда, возвращение португальца в Каталонию все еще возможно, но только если клубу удастся заработать на продаже игроков.

И это самая актуальная задача «Барсы».

«Барса» уже зарабатывает на воспитанниках: Шади Риад за 9 млн перешел в «Бетис», Марк Гиу за 6 млн евро – в «Челси», Эстанис Педрола за 3 млн – в «Сампдорию». То есть 18 млн евро чистым плюсом для «Барсы».

Пока этого недостаточно. По данным Cadena SER, клубу по-прежнему не хватает 60 млн евро, чтобы получить возможность тратить средства на трансферы по правилу «1 к 1». Если это действительно так, у «Барсы» огромные проблемы.

Кого еще можно продать?

В разное время обсуждались трансферы Рональда Араухо, Андреаса Кристенсена, Жюля Кунде, Иньиго Мартинеса, Ансу Фати и Клемана Лангле (его переход в «Атлетико» выглядит наиболее вероятным). 

«Все зависит от действий «Барселоны» и их стратегии. Мы будем наблюдать еще два или три сезона, но им все еще нужно что-то делать, – еще год назад говорил Хавьер Тебас. – Возможно, они продадут отличного игрока и сделают гигантский шаг. Вся средне- и долгосрочная стратегия определяется клубом и его руководством. Если они продадут игрока-франшизу, то решат проблему, но они не собираются этого делать».

Самый свежий трансфер защитника Хулиана Араухо в «Борнмут» – явно не из этой категории. Тем более, сумма лишь частично пойдет в плюс: игрока брали полтора года назад за 5 млн евро из «Лос-Анджелеса Гэлакси», продали за 10 млн, в доходы «Барсы» пойдет примерно 7 млн (3 млн не успели амортизироваться).

По этой же причине не сильно выручит продажа 19-летнего бразильца Витора Роке: форвард только зимой перешел из «Атлетико Паранаэнсе» за 40 млн евро – за полгода амортизировались лишь 4 млн евро. То есть из любой суммы, вырученной за игрока этим летом, придется вычитать 36 млн для бухгалтерского отчета. По данным Relevo, именно за столько каталонцы планирует его продать.

Стоит ждать новых трансферов на выход, особенно если «Барса» все еще рассчитывает не только приобрести, но и зарегистрировать Нико Уильямса. 

«Они не выполнили домашнее задание», – говорил глава Ла Лиги Хавьер Тебас перед началом прошлого сезона.

Выполнила ли домашку «Барса» этим летом, узнаем очень скоро – уже в субботу игра с «Валенсией». По регламенту игрока можно зарегистрировать даже за пять минут до свистка.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

Фото: Javier Borrego, Xavier Bonilla, Oscar J. Barroso, Jose Luis Contreras, Joaquin Corchero/Keystone Press Agency, IMAGO/S. Ros, D.Nakashima/AFLO, Siu Wu/Global Look Press