Трибуна
8 мин.

«Маленькая Москва» и самый криминальный район Рима. Где построят новый стадион «Ромы»?

В конце июля «Рома» представила проект нового стадиона. Stadio Della Roma обещают сдать к столетнему юбилею клуба — в 2027 году. На бумаге все выглядит многообещающе: современный стадион, самая большая фанатская трибуна в Европе, красивый парк и идеальная транспортная доступность. Я углубился в историю района Пьетралата, где планируется строительство новой арены «джалоросси», и лично съездил туда, чтобы обо всем вам рассказать и поделиться впечатлениями от увиденного.

«Маленькая Москва»

Название района Пьетралата восходит к латинскому словосочетанию «Prata Lata» — широкие поля. Еще с античных времен это был аграрный пригород к северо-востоку от Рима. Район на протяжении многих веков так и оставался сугубо сельскохозяйственным, пока в 30-е годы прошлого столетия в Пьетралату по воле Бенито Муссолини не пришла урбанизация.

Под руководством дуче был создан новый городской план, который предусматривал масштабные изменения в центре Рима и строительство новых широких улиц на том месте, где находились жилые дома. В результате реновации самодеятельности Муссолини многие римляне лишились крыши над головой, и их начали переселять в новые районы за чертой города. Одним из таких мест как раз и стала Пьетралата.

Бараки, построенные при Муссолини

Людей расселяли в построенные на скорую руку бараки, которые из-за низкой стоимости и ужасных условий в народе прозвали «дома за 7 лир». В них не было ни туалетов, ни кухонь, ни канализации. Дополнительной проблемой стало то, что Пьетралату постоянно затапливала находящаяся неподалеку река Аньене.

Наводнение в Пьетралате, 1960-е

Уже после Второй мировой войны район постепенно начали застраивать более современными домами, но об инфраструктуре никто не позаботился — на всю округу была только одна начальная школа и несколько церквей. Первая больница, средняя школа и канализация появились лишь в конце 1970-х. Кстати, официально частью Рима Пьетралата стала в 1961 году.

Виа Сильвано, Пьетралата, 1960-е

Население района представляло собой взрывоопасный микс — бывшие крестьяне, заводские рабочие, переселенные против своей воли горожане и освободившиеся из находящейся неподалеку тюрьмы «Ребиббия» заключенные. Изолированная от остального Рима Пьетралата прочно закрепила за собой статус одного из самых бедных и криминальных районов города.

Почти с самого начала своей современной истории Пьетралата стала «красным» кварталом — большая часть населения поддерживала коммунистическую партию и симпатизировала Советскому Союзу. Жители называли свой район «Маленькой Москвой» и с гордостью говорили, что фашисты боятся соваться в Пьетралату.

Район часто посещал известный итальянский режиссер и писатель Пьер Паоло Пазолини — убежденный марксист и коммунист. Действия многих его произведений разворачиваются в Пьетралате. Например, роман «Una vita violenta» («Жестокая жизнь»).

Пазолини во время одной из прогулок по району

В последние десятилетия Пьетралата стала значительно более спокойным местом, там открыли несколько станций метро, и сейчас район уже не входит в список самых опасных и криминальных в Риме. Дальше расскажу о своих впечатлениях от поездки в эту часть города.

Транспортная доступность

Я добирался до Пьетралаты на электричке. Рядом с будущим стадионом «Ромы» находится вокзал Тибуртина — второй в городе по величине после Термини. Тибуртину открыли после реконструкции в 2011 году. Сейчас это крупный транспортный узел, который связан со многими районами Рима, другими итальянскими городами, а также с аэропортом Фьюмичино.

Вокзал Тибуртина

Руководство «Ромы» и городские власти почти в каждом своем заявлении делают акцент на том, что до нового стадиона добираться будет намного проще, чем до «Олимпико». С этим действительно сложно поспорить — помимо вокзала и нескольких станций метро поблизости, рядом с ареной обещают сделать большую парковку для автомобилей и мотоциклов.

«Стадио Олимпико» расположен крайне неудобно для жителей большей части Рима, и это постоянно вызывает пробки и перебои в работе общественного транспорта. Ближайшая станция метро находится примерно в 40 минутах ходьбы от стадиона, автобусы в дни матчей переполнены и ходят очень редко, а парковочных мест для всех желающих не хватает.

Кстати, именно плохая транспортная доступность стала одной из главных причин отказа от проекта строительства нового стадиона в Тор ди Валле. Добраться туда правда значительно сложнее, чем в Пьетралату.

Синей стрелкой на карте отметил расположение «Стадио Олимпико», зеленой — место строительства нового стадиона в Пьетралате, красной — первоначальный проект в Тор ди Валле

Впечатления от района

Проект нового стадиона также предполагает строительство пешеходного моста, который соединит арену с вокзалом. А пока ничего этого нет, идти пришлось по огромной парковке возле Тибуртины и вдоль автомобильных дорог. Ничего интересного там не было, зато пейзаж достаточно приятный.

Где-то здесь в 2027 году будет стадион, но это не точно

Место строительства Stadio Della Roma находится в безлюдной части Пьетралаты. Я гулял в окрестностях будущего стадиона около часа и за все это время встретил только двух африканских бездомных и цыганку, которая рылась в мусорном баке. Вокруг сплошные пустыри и полузаброшенные автомастерские. Непосредственно к месту строительства пройти нельзя, потому что все подъезды перекрыты заборами, шлагбаумами и бетонными блоками.

Затем я отправился в сторону Виа Тибуртина — одной из главных улиц района. Людей там было значительно больше, много заведений и магазинов. Похоже на обычный римский спальный район, но немного грязнее и беднее. Значительную часть населения составляют мигранты, итальянцев не так много и почти все они преклонного возраста.

Виа Тибуртина

Из неочевидных плюсов Пьетралаты отмечу большое количество забегаловок, где можно дешево и вкусно поесть. Район вокруг «Олимпико» по этому показателю однозначно проигрывает. Я в итоге зашел в сирийское кафе, где съел невероятно вкусную шаурму с говядиной и запил это все холодным айраном.

Еще одно наблюдение — асфальт на парковках усыпан битым стеклом. Такую же картину в прошлом году я видел в Марселе. Возможно, до Европы только сейчас дошла мода на магнитолы и их воровство.

Повсюду битое стекло

Как я уже писал выше, за последние годы Пьетралата стала намного более безопасным местом. Но это все еще не тот район, где захочется прогуляться одному среди ночи. Например, несколько месяцев назад в ходе полицейского рейда в одной из квартир был обнаружен тайник с оружием и боеприпасами. Полиция изъяла несколько десятков пистолетов, дробовиков и пистолетов-пулеметов.

Оружие, изъятое в Пьетралате

Многие местные жители надеются, что строительство стадиона пойдет району на пользу, сделает его более безопасным и привлекательным для инвестиций. В то же время против проекта «Ромы» выступает движение «Comitato Stadio Pietralata, No Grazie». Активисты и часть жителей района недовольны тем, что городские власти принимали решение о строительстве без их участия, а также не выполнили обещания о создании общественного парка на территории, которая в итоге была выделена под стадион.

Заключение

Если коротко подводить итог, то проект классный и амбициозный, но пока не сделано ровным счетом ничего. Да, расположение действительно удобное, Фридкины настроены решительно, а переговоры с городскими властями складываются удачно. Но я все еще очень слабо верю, что стадион будет построен к 2027 году, особенно учитывая итальянскую бюрократию. Ждем эпопею в стиле легендарного видео «Ну что вы пристали с этой дорогой?» из моего родного города.

Спасибо большое, что дочитали до конца! Буду рад увидеть ваши мнения о новом стадионе «Ромы» в комментариях.

Daje Roma!

Этот текст выпущен при поддержке Телеграм-канала @asromasiamonoi. Если вы пишете про итальянский футбол — пишите про Рому, а мы хорошо заплатим. Все условия программы: https://t.me/asromasiamonoi/39554