Puma обошла adidas и Nike в топ-лигах. Кто одевает клубы Европы?
И как дела на рынке РПЛ?
Большая тройка – adidas, Nike и Puma – традиционно лидирует среди технических спонсоров главных европейских лиг. При этом внутри нее значительные изменения – Puma совершила заметный рывок на первое место (в прошлом сезоне была третьей), расширив партнерскую сеть с 12 до 17 клубов. А ведь пару лет назад компания выпадала из топ-3, пропустив Macron.
У Nike 15 команд, но с учетом суббренда компании Nocta – 16.
Смотрим на разбивку по лигам.
АПЛ (7 брендов): доминирование adidas, падение Castore, появление Sudu
● Adidas увеличил долю в Премьер-лиге с четырех команд до семи: добавились «Астон Вилла», «Ньюкасл» и поднявшийся из Чемпионшипа «Лестер», с которым компания работает с 2018 года.
● Castore лишился всех прошлосезонных партнеров – «Виллы», «Ньюкасла» и «Вулвз». После мощной экспансии на старте компания не справилась с объемом. Репутация английского бренда страдает из-за проблем с качеством: «Вилла» жаловалась на плохое влагоотведение (футболки блестели от пота), «Ньюкасл», «Вулвз» и другие команды – на низкую прочность (форма легко рвалась), торчащие нитки, перевернутые и отклеивающиеся эмблемы.
Но Castore все же сохранил присутствие в лиге: к ним от Hummel ушел «Эвертон». The Athletic сообщал о многолетней сделке, которая в два-три раза выгоднее для клуба, чем предыдущий контракт с Hummel (он оценивался в 8-10 млн фунтов в год). Кроме того, Castore получит статус партнера нового стадиона «Эвертона» (откроется в 2025-м), хотя детали этого сотрудничества пока малоизвестны.
В общем, «Эвертон» частично решает финансовые проблемы, но получает другие – низкое качество формы проявилось еще перед сезоном. Через полчаса игры в новой экипировке у Идрисса Гуйе из-за ветра оторвалась эмблема.
● Если покинувшие Castore «Вилла» и «Ньюкасл» выбрали проверенный временем adidas, то «Вулверхэмптон» вновь пошел на эксперимент. Клуб запартнерился с новым британским брендом Sudu, созданным только в 2024 году.
И этому есть объяснение. Sudu основана компанией Levy Merchandising, занимающейся поставкой продуктов и напитков в ряд клубов АПЛ. А поддержал Levy при запуске нового бренда китайский конгломерат Fosun Sports Group – владелец «Вулвз».
В клубе отмечали, что впервые комплекты создавались в тесном сотрудничестве с игроками, которые участвовали в разработке дизайна и тестировали черновые варианты. Экс-игрок «Вулвз» Макс Килмен подтверждал: «Было очень интересно. Дизайнеры и команда разработчиков Sudu постоянно держали нас в курсе происходящего».
Кроме того, представители компании пообещали более низкие цены на форму по сравнению с другими клубами АПЛ: «Наша философия заключается в том, что футболки не должны стоить 125 фунтов. «Вулвз» будет продавать их по 80 фунтов. А реплики – по 58 вместо 80 у остальных».
● Puma долгое время ограничивалась в АПЛ спонсорством с «Ман Сити». Но теперь из Чемпионшипа поднялся еще один партнер– «Саутгемптон».
Ла Лига (10 брендов): adidas одевает только «Реал»
● В Испании набор брендов шире: в этом сезоне добавились еще Kelme и Kappa, которые пришли в связке с вернувшимися в Ла Лигу «Эспаньолом» и «Вальядолидом».
● У adidas осталась лишь одна команда – «Реал».
А ведь сезоном ранее немцы с четырьмя командами лидировали в лиге, но «Гранада» вылетела, «Сельта» ушла к Hummel , а «Осасуна» – к Macron.
● Nike привычно с топами – «Барселоной» и «Атлетико». С каталонцами бренд работает уже больше 25 лет, но сейчас дружба дала трещину – клуб уже год выбивает условия повыгоднее и угрожает расставанием.
Серия А (12 брендов): «Венеция» запартнерилась с брендом Дрейка
● В Серии А традиционно самое большое разнообразие. Клубы предпочитают местных производителей (их в лиге половина).
«Лечче» еще в 2018 году создал собственный бренд M908. «Кальяри» одевает EYE Sport, который в 2006 году основал на Сардинии бывший футболист молодежки этого клуба Алессандро Ариу. «Наполи» сам отвечает за производство и распространение комплектов, пользуясь только дизайном от EA7.
● Выбор в пользу больших брендов делают в основном топ-клубы, которые могут рассчитывать на хорошие деньги и индивидуальный дизайн от adidas («Ювентус» и «Рома»), Nike («Интер») и Puma («Милан»).
● Kappa разделила лидерство на рынке вместе с adidas и Joma (по три команды). Итальянская компания могла лидировать, но потеряла «Венецию». Главные модники лиги подписались с Nocta – сублейблом Nike и рэпера Дрейка. Это дебют бренда на рынке футбольных форм – и неудивительно, что начали с «Венеции»: в прошлом сезоне Дрейк спас клуб от банкротства, найдя необходимые 40 млн евро.
Бундеслига (8 брендов): Puma удвоила присутствие, «Байер» бежит от Castore
● Puma в прошлом сезоне одевала три команды, а теперь сразу шесть. Добавился ушедший от Nike «Лейпциг» и поднявшиеся в Бундеслигу «Санкт-Паули» с «Хольштайном». У конкурентов из adidas всего два партнера, но это «Бавария» и столичный «Унион».
● У «Байера» тоже проблемы с Castore. Чемпион хочет сменить производителя из-за задержек с поставками футболок в магазины, что приводит к недополучению прибыли. После успехов прошлого сезона у клуба все шансы заполучить гораздо более выгодный контракт: главный претендент – New Balance, но рассматривается также adidas.
● У японского Mizuno три команды в топ-5 лигах. Две из них – в Германии («Аугсбург» и «Бохум»).
Лига 1 (9 брендов): New Balance и Le Coq Sportif остались только здесь
● Во Франции отдают предпочтение большой тройке: Nike и Puma делят лидерство, на одну команду меньше у adidas.
● Но есть и уникальные для топ-5 лиг бренды – New Balance и родной Le Coq Sportif сохранились только во Франции. А вот шведского Craft of Scandinavia («Тулуза» ушла к Nike) и немецкого Uhlsport («Клермон» вылетел) французский чемпионат лишился.
Какая ситуация в РПЛ?
В России особая ситуация.
● Большая тройка ушла с рынка: времена, когда Nike платил «Зениту» и «Спартаку», а некоторые клубы получали от гигантов скидки, в прошлом.
● Большие бренды присутствуют, но только через схему параллельного импорта. Четыре команды («Динамо», «Крылья», «Ростов», «Химки») играют в Puma, а одна («Оренбург») в adidas. Кстати, по данным «Ведомостей», «Динамо» весной сменит Puma на российский бренд Bosco. Они уже выпускали совместные коллекции и созрели для полноценного партнерства.
Председатель совета директоров «Динамо» Дмитрий Гафин в разговоре с РИА Новости не опровергал: «Думаю, вам стоит дождаться второй части сезона и увидеть все воочию. Такой сценарий не исключен».
● Остальные клубы делятся на три типа: часть из них выступают в форме зарубежных брендов второго эшелона (испанские Joma и Kelme, немецкий Jako), четыре команды играют без логотипов, а некоторые запартнерились с российскими поставщиками.
«Факел» одевает Demix – бренд сети «Спортмастер». «Спартак» и «Акрон» сотрудничают с экипировщиком сборной России Jögel – российский семейный бизнес, который, несмотря на название, не имеет никакого отношения к Германии. Немецкие партнеры, помогавшие основателям на старте, в 2015 году ушли – и с тех пор бренд развивался как полностью российский.
Новые формы топов: «Бавария» взбесила фанов, «Арсенал» вернул пушку, «Ливерпуль» – 1984-й
Еще партия форм на сезон: «Арсенал» и Африка, «Юве» и космос, «ПСЖ» и Эйфелева башня
«Афины» – новая «Венеция». Забрали даже гречанку с томным взглядом
Фото: Gettyimages/Stu Forster / Staff, Ben Roberts Photo / Stringer, Nathan Stirk / Stringer, Cameron Smith / Stringer, David Ramos / Staff, Francesco Pecoraro / Stringer, Warren Little / Staff, Nigel Roddis / Stringer; РИА Новости/Алексей Даничев
Но в Бундеслиге, оказывается, играют два Вольфсбурга, один в Найке, другой в Хуммеле))