10 мин.

Продажа Галлахера – безумие Боули. Так можно утопить «Челси»

Сумасшедший или гений?

За два с небольшим года «Челси» потратил на новичков 1,5 млрд евро – в эпоху финансовых ограничений такой шик требует жертв.

Воспитанник клуба Конор Галлахер провел отличный сезон, но деньги сейчас важнее – его за 42 млн продали (наконец официально) в «Атлетико. Эти и вырученные за Иана Матсена (перешел в «Астон Виллу» за 44,5 млн) деньги компенсируют потраченные летом 229 млн евро и дают возможность присмотреться к суперзвезде «Наполи» Виктору Осимхену.

Вы все верно поняли: заработанные 86,5 млн перекрывают потраченные 229 млн и даже дают свободу. Как?

Математика имени Тодда Боули. Человека, который лучше всех в мире ищет лазейки в финансовых правилах. 

Трансферы на вход оформляются как виртуальная рассрочка, а доходы учитываются целиком и сразу

По нормам УЕФА клубы не могут тратить существенно больше, чем зарабатывают – допустим убыток 5 млн евро (в АПЛ – 17,3 млн) за три предыдущих года, а если владелец готов покрыть минус своими деньгами, то порог расширяется до 60 млн (в АПЛ – 122 млн евро).

При учете расходов на трансферы работает амортизация – когда сумма компенсации максимально тонким слоем размазана по годам контракта новичка.

Не новая схема для футбола, но американский инвестор Боули разглядел лазейку – за счет длиннющих контрактов (6+ лет), которые ранее были не приняты в футболе, и которые штампует нынешний «Челси» (подписали так 23 игроков только за первые полтора года при новых владельцах). То есть срок виртуальной рассрочки увеличился, а сиюминутная годовая нагрузка – уменьшилась, дав клубу финансовую свободу. Пример: покупка Мойсеса Кайседо прошлым летом за 116 млн евро с контрактом на восемь лет в годовых отчетах «Челси» занимает всего 14,5 млн.

Суммарная продолжительность контрактов «Челси» достигла 191 года. Картинка, чтобы понять масштаб безумия (гениальности?)

УЕФА и АПЛ быстро отреагировали на лазейку Боули – с прошлого года ограничили сроки амортизации пятью годами, что все равно остается мощнейшим финансовым инструментом.

Но чтобы трансферы не превратились в финансовую пирамиду, необходимо выгодно продавать.

Здесь важно: если купленного игрока продают раньше срока истечения первого контракта, то бухгалтерский доход от продажи снижается на неамортизированный остаток (то есть на сумму покупки, которую виртуально еще не погасили). Пример: «Челси» продал Кая Хавертца в «Арсенал» за 75 млн, но в отчет смог вписать только 43, а из доходов от продажи Ромелу Лукаку этим летом (инсайдер Джанлука Ди Марцио сообщил, что «Наполи» предлагает 25+5 млн евро) придется вычитать 45,2 млн. Потому что его брали за 113 млн, а прошло только три года от пятилетнего контракта (и клуб виртуально погасил только 67,8 млн). Таким образом правила не позволяют сжечь сумму, которую «Челси» должен провести по отчетам.

А как быть с игроками, которых не покупали? Тогда вся сумма от продажи идет в чистые доходы. Никаких нюансов.

Уловили?

Продажа воспитанников идеально подходит для покрытия сверхзатрат – можно вписать в отчетность всю сумму сразу.

При Боули «Челси» продал уже десять воспитанников на 230 млн – лидеры АПЛ по сумме, но не по количеству

Сначала определимся, кого считаем воспитанниками. Формулировка ФИФА: игрок, который провел не меньше трех лет в системе клуба в возрасте с 15 до 21 года (или конца сезона, в котором ему исполняется 21 год).

Также это игроки, которые пришли в систему клуба до 15 лет. Иногда подростки меняют академии раньше этого возраста – так, Деклан Райс сменил «Челси» на «Вест Хэм» в 14, поэтому считается воспитанником «Вест Хэма».

В фокусе трансферы с сезона-2022/23 (после покупки «Челси» консорциумом во главе с Боули).

Для сравнения: «Арсенал» за тот же период продал только четырех выпускников академии, «Ливерпуль» – одного.

«Вест Хэм» и «Тоттенхэм» выводим за скобки – продажи Деклана Райса и Харри Кейна вряд ли можно вписать в контекст распродажи воспитанников (с ними бы расстались и без лазеек).

«Челси», «Ман Сити» и «МЮ» выделяются на общем фоне – используют лазейку чаще других. Манкунианские клубы в лидерах по количеству проданных воспитанников (11).

То есть подход Боули не уникален? Есть нюанс.

«Сити» и «МЮ» в основном продают невостребованных главной командой, а «Челси» расстается с важными игроками

Сначала смотрим статистику.

Теперь сравниваем: проданные воспитанники «МЮ» в сумме провели 324 матча за родной клуб (из которых 129 – у Мэйсона Гринвуда), «Ман Сити» – всего 69 (41 – у Коула Палмера). У «Юнайтед» два футболиста вообще не играли за основу (кипер Матей Коварж и защитник Альваро Каррерас), у «Сити» – четыре (вратари Джеймс Траффорд и Гэвин Базуну, полузащитники Алекс Робертсон и Карлос Форбс).

У «Челси» таких вообще нет: даже у проданного летом в «Лестер» 18-летнего полузащитника Майкла Голдинга есть матч в Кубке лиги. И даже он выглядит как погрешность – большинство проданных были в основе или под основой.

Кажется, Боули нашел еще одну пробоину в правилах

Сразу уточним: сдача игроков в аренду не спасет – амортизация купленных игроков продолжает отягощать бюджет, экономия только на зарплатах.

Но, похоже, нашелся другой вариант.

Недавно «Челси» продлил на два года контракт с полузащитником Коулом Палмером. Хотя его купили только прошлым летом, а предыдущее соглашение действовало до 2031 года, новое – до 2033-го. Вроде ничего странного – продлили лучшего игрока прошлого сезона.

А теперь следите за руками.

При продлении контракта можно увеличить амортизацию трансфера (остатка), но не более чем на 5 лет с момента подписания нового соглашения. То есть виртуальный кредит можно растянуть еще и снизить годовой платеж. Правда, есть нюансы. 

По британским правилам «Челси» лучше ничего не менять – АПЛ зимой уменьшила срок максимальной амортизации также до 5 лет, но все трансферы до этого (вроде Палмера) не попали под ограничения. То есть при продлении Палмера клуб мог сократить амортизацию с восьми лет до пяти, но это лишь опция. Конечно, «Челси» не будет ей пользоваться. Трансфер Палмер по-прежнему занимает в отчетности 5,9 млн в год (47 млн делим на 8 лет первого контракта).

А вот правила УЕФА открывают лазейку. Там и раньше было пятилетнее ограничение на амортизацию, в европейском финансовом отчете (необходим, если играешь в ЛЧ, ЛЕ или ЛК) Палмер занимал уже не 5,9 млн, а 9,4 млн евро в год (47 млн делим на пять). А после летнего продления контракта эту сумму можно размазать еще на дополнительный год – получаем ежегодные 7,5 млн. Итого скостили почти 2 млн евро расходов из отчетности.

Сообщается, что контракт готовы продлить и с форвардом Николасом Джексоном, которого подписали за 37 млн. Также год назад, также на восемь лет.

А что если провернуть этот трюк со всеми покупками прошлого сезона?

Кажется, Боули нашел новую лазейку.

Правда, не все так просто. 

Как правило, новые контракты подписываются на улучшенных условиях и другими сопутствующими затратами (те же бонусы и агентские) – то есть по части платежки расходы растут. Вопрос в пропорциях. И, похоже, в здравом смысле.

Такая стратегия спасает «Челси» краткосрочно, что дальше – вопрос

Логика Боули: год назад можно было продать Маунта, чтобы срочно перекрыть траты на Мудрика, Кайседо и Фернандеса, а в этом – Галлахера, чтобы в полузащиту дополнительно загрузить Дьюзбери-Холла, Педру Нету, Феликса и замахнуться на Осимхена. Проблема в том, что завтра нужно будет снова продавать – скорее всего, опять футболистов академии.

«Челси» в «эпоху Боули» заработал на продаже воспитанников 228,5 млн евро. Сюда условно можно добавить 23,5 млн евро, вырученных от летней продажи полузащитника Омари Хатчинсона в «Ипсвич» – воспитанник «Арсенала» два года назад пришел в «Челси» бесплатно.

Но пока этого явно недостаточно, чтобы долгосрочно перекрыть все расходы на новичков.

Из потраченных Боули 1,5 млрд евро в отчетность попадают 200,5 млн евро, добавляем 61,1 млн амортизации более ранних покупок – Ромелу Лукаку (22,6 млн в год), Кепы Аррисабалаги (11,4 млн), Рахима Стерлинга (11,2 млн), Марка Кукурельи (10,9 млн) и Бена Чилуэлла (5 млн).

Выходит 261,6 млн евро – именно столько в ежегодном бюджете клуба уже занимают расходы на трансферы. И это как минимум – амортизируются не только компенсации другим клубам, но и любые дополнительные затраты (например, бонусы и агентские сборы).

В следующем сезоне добавятся еще ежегодные 19,6 евро – амортизация отложенных переходов целой партии юных талантов. Бразильцев Эстевана (34 млн) и Габриэля Мека (24 млн), эквадорца Кендри Паеса (20 млн) и бельгийца Майка Пендерса (20 млн). Правда, трансферы Меки и Пандерса еще не оформлены официально.

Сейчас в заявке «Челси» на АПЛ 42 игрока, 6 из которых – вратари. По данным Capology, годовая зарплатная ведомость клуба – 210,2 млн евро (например, у «Арсенала» – 196,2 млн, «Ливерпуля» – 144,1 млн). И это без учета контрактов португальских новичков Педру Нету и Жоау Феликса.

«Вы спрашиваете меня, на какой позиции будет играть Феликс? – не выдержал эксперт Sky Sports Джейми Каррагер. – А я спрошу у вас: где на базе он будет переодеваться? У вас в клубе 40 игроков – как поместить их в одну раздевалку? Как проводить тренировку?»

В сезоне-2023/24 Галлахер стал одним из лучших в «Челси»: оформил 5+7 в 37 матчах АПЛ. Конор с восьми лет в системе клуба: пробился в основу после четырех аренд. В начале мая перед матчем с «Тоттенхэмом» на «Стэмфорд Бридж» фанаты растянули огромный баннер с его изображением и подписью «С рождения за «Челси».

«У «Челси» больше нет сердца, его вырвали, – едко высказался о трансфере Галлахера экс-игрок «Тоттенхэма» Джейми О′Хара. – Придя в клуб, Боули пытался сделать серьезную заявку, потратив миллиард фунтов на футболистов, но он забыл, что сердце «Челси» – это академия».

Самое интересное, что нынешний тренер «Челси» Энцо Мареска винит во всем правила, в которых его босс расковырял лазейку.

«Все клубы в данный момент вынуждены продавать воспитанников из-за правил. Это общая проблема Премьер-лиги.

И это позор, потому что в Италии есть пример [Франческо] Тотти, который 20 лет провел в «Роме», человек одного клуба. Мы любим такое в футболе, болельщики хотят видеть такие примеры. Но с нынешними правилами все иначе, чем было раньше.

Мое личное мнение — это позор».

Но он кажется путает причину и следствие. Без такого правила «Челси» давно провалил бы любые финансовые проверки АПЛ. Точно ли его клуб готов к этому?

Пока кажется, что его клуб вцепился в мнимый спасательный круг и пошел плавать туда, где поглубже.

По информации британских медиа, «Челси» летом может продать еще как минимум двух воспитанников: защитника Трево Чалобу (80 матчей за клуб) за 30 млн евро, 18-летнего латераля Джоша Ачимпонга (только в прошлом сезоне дебютировал в АПЛ) за 15 млн. Кроме этого, форвард Армандо Броя (38 матчей) ушел в аренду в «Ипсвич» с обязательством выкупа, а 21-летний центрдеф Башир Хамфрис (2 матча) – в «Бернли».

Кто следующий – Ливай Колуилл или Рис Джеймс?

Боули явно заигрался.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

Клубы АПЛ нашли дефект в финансовых правилах. Теперь массово продают воспитанников

Фото: Gettyimages.ru/Jan Kruger, Clive Mason, Ryan Pierse; East News/Patrick T. Fallon / AFP