9 мин.

Как Атланта стала рэп-столицей США. Вселенная трэпа, кранка и жестких текстов

Гид для Миранчука.

Алексей Миранчук получил рабочую визу в США и уже прилетел в Атланту. Ожидаем дебют полузащитник в новом клубе совсем скоро: 25 августа матч против «Лос-Анджелес Гэлакси».

А что ожидает Алексея в Атланте помимо футбола?

Алексей Миранчук давно уважает хип-хоп. Доказательство из 2017-го: «Это же американский рэп! Все как обычно: девчонки, деньги, тачки, без этого никуда. Такая вот культура. Но в текстах своя философия, некоторые фразы нас цепляют». Так Алексей объяснял выбор фоновой музыки для стримов с братом.

Спустя семь лет Миранчук оказался в Атланте, рэп-столице США. Даже Дрейк подтверждал культовый статус города: «Атланта, несомненно, самое важное место в рэп-музыке. Учитывая музыкантов, которые тут родились, и их вклад». 

Атланту не зря называют центром и столицей, город представляют много важных исполнителей: Gucci Mane, Lil Jon, OutCast, Future, T.I., Young Thug, 21 Savage, Migos. И это далеко не все. Вероятно, некоторые имена вам не знакомы, но это большие игроки, которые собирают стадионы и катают мировые туры. Например, 21 Savage осенью собрал 20 тысяч человек на арене O2 в Лондоне (!). До концерта он сгонял на матч «Арсенала» как приглашенная звезда.

Как так вышло, что Атланта получила культовый статус в мире рэпа?

Хип-хоп появился в Нью-Йорке. Поворотный момент – залетевший трек Ice Ice Baby от Ванилла Айс

Хип-хоп как музыкальный жанр сформировался не в Атланте, а в Нью-Йорке в семидесятых. Символической датой рождения считают 11 августа 1973 года. Тогда на квартирной вечеринке в нью-йоркском Бронксе ямайский диджей Кул Герк, игравший фанк и соул, свел две пластинки, выделил и усилил удары барабанов – «брейки». Затем брейками в хип-хопе стали называть любую вставку музыкального фрагмента вне его контекста.

Как звучал хип-хоп в то время лучше всего покажет трек Rapper’s Delight группы The Sugarhill Gang. Музыка в стиле диско-фанк и мягкая ритмичная читка. Кстати, в Rapper’s Delight интерполировали песню Good Times группы Chic – те угрожали судом из-за нарушения авторских прав, но спор уладили.

Еще Rapper’s Delight впервые свел хип-хоп с широкой аудиторией. Песня залетела в топ-40 лучших в США, а со временем приобрела культовый статус. Журнал Rolling Stones поставил ее на 251-е место в списке «500 величайших песен всех времен». Телеканал VH1 отдал Rapper’s Delight вторую строчку в рейтинге «100 величайших хип-хоп песен».

Популярность хип-хопа росла. В том числе из-за доступности технологии семплирования и драм-машин (продавались по адекватным ценам). Рэп записывали, крутили по радио и ТВ, появлялись новые жанры. Если олдскул хип-хоп вдохновлялся диско, то ньюскул отличали звуки в стиле электро. Менялось содержание текстов: кто-то затрагивал важные темы вроде политики или расизма, ганста-рэперы же читали про насилие и бедность.

Период с конца восьмидесятых по середину девяностых считается золотым веком хип-хопа. В 1990-м рэп-сингл впервые попал на первое место чартов – речь про трек Ice Ice Baby рэпера Ванилла Айс. Рэп стал одним из самых прибыльных музыкальных жанров: Тупак Шакур и The Notorious B.I.G. были лидерами продаж с треками California Love, Changes и Juicy. Они же стали символом противостояния Восточного и Западного побережий. 

Атланта находится на юге, поэтому какое-то время находилась вне движухи. 

Много студий, исполнителей и важные победы. Вот почему Атланта – хип-хоп столица

В разгар битвы между Восточным и Западным побережьями церемония Source Awards-1995 ознаменовала смену парадигмы. На первый план вышел Юг благодаря победе Outkast из Атланты в номинации «лучшая новая группа». Участник коллектива Андре 3000 тогда был очень эмоционален и выдал культовую фразу: «Югу есть что сказать». 

Примерно тогда же Атланта прочно закрепилась на рэп-сцене, стала его важным центром и остается им до сих пор. «Атланта – эпицентр хип-хопа во всем мире. Возможно, он зародился в Бруклине, возможно, распространился на Западное побережье, но теперь Атланта стала местом, где любой, кто интересуется хип-хопом, хочет остановиться здесь в первую очередь», – говорила директор города по культурным вопросам Камилла Лав.

Есть веские основания считать именно Атланту столицей хип-хопа. Тут более 300 звукозаписывающих студий, включая супертоповые, которые работают с мегазвездами (например, 808 Mafia). Более 60 концертных площадок и 100 фестивалей ежегодно. Местные музыканты на виду и находятся в топе американских и мировых чартов. Атланта известна уникальным стилем, интересным звучанием и инновациями (о конкретных жанрах – дальше). 

Хип-хоп сцена всерьез зародилась в Атланте в 1980-м, когда Кинг Эдвард Джей открыл Landrum’s Records & More и выпустил серию J-Tapes, персонализированные микстейпы, которые стали основой рэпа Атланты. Затем последовали разрозненные победы: рэпер Mo-Jo стал первым MC, которого транслировали в местных радиоэфирах (1983), MC Shy D подписал контракт с лейблом Luke Records в Майами (1986), продюсер Джермейн Дюпри вывел одаренных тинейджеров Kris Kross на вершину Billboard Hot 100 (1992), а так называемые «антигангста» Arrested Development выиграли «Грэмми» как «лучший новый артист» (1993).

В их треке Tennessee не было хардкора, а только расслабленные мотивы R&B и сэмпл из Принса. 

В девяностых на сцену вышел лейбл LaFace, который год за годом штамповал успешных артистов: TLC, Outkast, Usher, Toni Braxton и Goodie Mob.

Что послушать из Атланты девяностых-нулевых: Outkast – Ms. Jackson, Tag Team – Whoomp!, Kris Kross – Jump.

Lil Jon поднял авторитет Атланты кранком – особым жанром, который прославил город

Вы наверняка слышали трек Lil Jon и его друзей The East Side Boyz – Get Low, который играл в Need for Speed: Underground. Да-да, тот самый «Э Рон Дон Дон». Lil Jon – из Атланты, и этот трек – продукт местной хип-хоп сцены.  

Атланту ценят за инновации. Когда к концу девяностых классические стили Восточного и Западного побережий поднадоели, залетел поджанр хип-хопа – кранк. Появился он в Теннесси на юге США, но чуваки из Атланты лучше остальных протащили его в мейнстрим, заодно подняв авторитет города. Главным послом кранка стал Lil Jon. Из других атлантцев преуспели Ying Yang Twins, Crime Mob и Lil Scrappy. 

Кранком называют слияние хип-хопа, электро и электронной танцевальной музыки. Он идеально подходит для тусовок. Темп несколько медленнее, чем у классического хип-хопа, примерно сопоставим со скоростью реггетона. В центре кранка чаще биты и инструментальная музыка, чем тексты. Нередко кранк зачитывали криком, делая треки агрессивнее.   

Что послушать из кранка: Usher – Yeah! (Official Video) ft. Lil Jon, Ludacris, I-20 – Fightin’ in the Club ft. Chingy, Lil Fate & 2 Chainz,  Crime Mob – Knuck If You Buck (feat. Lil’ Scrappy), DJ Snake, Lil Jon – Turn Down for What

Статус города поддерживали трэп-артисты. Это еще что?

После успеха Lil Jon центром рэп-вселенной Атланты стал Gucci Mane, король другого модного местного жанра – трэпа. Термин «трэп» появился в Атланте и обозначал точку наркосделок. Еще одна функция термина – подчеркнуть, как тяжело вырваться из этого образа жизни. Поэтому тех, кто о нем читал, называли трэп-рэперами. В нулевых термин популяризировали музыканты из Атланты – Gucci Mane, T.I. и Young Jeezy. 

По мере популярности трэп менялся и не упирался только в тему наркотиков. В текстах затрагивали нищету, жестокость, уличную жизнь и ее трудности. Музыкальные особенности: мощные, плотные биты, ускоренные барабаны, зацикленные короткие семплы. Темп типичного трэп-трека – в районе 140 ударов в минуту. 

Gucci Mane серьезно повлиял на южную сцену. В 2011-м Mane заметил рэпера Future и помог ему запустить карьеру в большом хип-хопе, записав микстейп Free Bricks. Сегодня Future – мегауспешный рэпер. Их трек с Дрейком Life Is Good набрал больше 2 млрд просмотров на ютубе. Future также автор звонкого хита Mask Off.

Gucci Mane повлиял и на других звезд – Kodak Black и Chief Keef. Именно в Атланте базируется мощнейшая студия 808 Mafia, которая продюсировала треки Gucci Mane, Future, Chief Keef, Дрейка и многих других суперзвезд.

Gucci Mane также внес вклад в успех важной группы Migos. Его продюсер помог им с синглом Versace, продвинув трио в высшую лигу. Трэп Migos прославлял Атланту, издание Pitchfork отмечало «фирменный флоу» группы и определяло его как «пулеметный паттерн, крепко сбитые строчки и рубленная читка». Журнал Takeoff писал, что Migos популяризировали триплетный флоу, создав новую каденцию и «закрепив за Атлантой статус центра хип-хопа».

Помимо уже упомянутых трэп-исполнителей нужно выделить Lil Yachty, 21 Savage, 2 Chainz и Young Thug. 

Что послушать из трэпа: 21 Savage – a lot ft. J. Cole, Migos – Bad and Boujee ft Lil Uzi Vert), Gucci Mane – I Get The Bag feat. Migos 

***

«Атланта» и рэперы уважают друг друга. В прошлом году клуб получил третью форму, вдохновленную девяностыми, граффити и хип-хоп культурой. Первой (еще до официального релиза) футболку показала группа Goodie Mob на концерте.  

В 2017-м, когда «Атланта» появилась в МЛС, участник группы Outkast Big Boi одним из первых заявил, что будет болеть за футбольный клуб. 

Миранчуку здесь точно понравится. 

Что нужно знать о Миранчуке в «Атланте»: рекордный трансфер МЛС, большая зарплата, принципиальные матчи с Месси

Фото: Gettyimages/Paras Griffin / Stringer; Manfred Vollmer/imageBROKER.com/Global Look Press; x.com/atlutd