«Смотри, там Роналду», — зачем спорту стрит-арт?
На улицах всего мира можно увидеть граффити о спорте: портреты знаменитых игроков, борцов, синхронисток, сюжеты из спортивных соревнований, лозунги «спорт — это жизнь!» и многие другие.
Как это явление возникло и чем оно полезно спорту — в этом в посте.
Современное граффити появилось в 1970-х годах в Нью-Йорке. Тогда уличные авторы оставляли тэги со своими именами и псевдонимами на вагонах метро и грузовиках. Таким образом они «общались» между собой, давали знать другим художникам, что существуют.
В 1980-е правительство начало жесткую борьбу с уличными рисунками, поэтому многие авторы стали уходить в коммерцию и выставляться в галереях.
Именно из-за галерейной деятельности художников современное граффити попало в Европу, а далее и за ее пределы.
Спортивные сюжеты в граффити появились не сразу, но со временем стали распространенной темой для рисунков. Сейчас уличные художники разрисовывают городские стены, изображая на них сюжеты из футбола, художественной гимнастики, баскетбола и многих других видов спорта.
Порой работают не с темой спорта, а с его пространством: делают граффити на стадионах и в спортивных залах.
Чем полезны граффити для спортивной индустрии?
Демонстрируют любовь фанатов
Помимо профессиональных граффити есть любительские. Их часто делают фанаты отдельных видов спорта, конкретных команд и их участников. В своих работах художники могут выразить респект и любовь — это поддерживает сообщество изнутри.
Дают огласку
Когда спорт в виде граффити присутствует в городских пространствах, он становится заметен огромному количеству людей и начинает вписываться в повседневную и массовую культуры. О спорте начинают больше думать, говорить. Крутые граффити фотографируют и выкладывают в соцсети — это тоже дает индустрии огласку.
Расширяют сообщество
Уличные рисунки производят впечатление и на тех, кто далек от спорта, привлекают к нему внимание и вызывают интерес. Есть ребята, которые в свое время вдохновились граффити и начали гонять мяч во дворе со своими друзьями, а потом пошли в секции и заиграли на более профессиональном уровне.
Рекламируют
Иногда граффити рисуют по заказу. В основном это происходит во время чемпионатов и олимпиад. Результатом сотрудничества художников и правительств являются большие граффити в городских пространствах, привлекающие всеобщее внимание.
Задача таких работ вполне понятна: заинтересовать граждан в спорте и ближайших спортивных событиях, наполнить город духом физической культуры и популяризировать ее в массах. В основном на рисунках изображают тренеров и спортсменов, символы отдельных команд и предстоящих игр. Такие граффити также служат некой поддержкой своих и поднимают спортивный дух среди болельщиков.
Украшают спортивные пространства
Иногда граффитчики работают напрямую со спортивным пространством, делая его ярким и еще более привлекательным. Наглядные примеры: спортивных зал «Динамо» в Москве и баскетбольный корт в Париже.
Граффити собирают вокруг себя и тех, кто серьезно увлекается спортом, и тех, для кого единственное присутствие спорта в жизни — сдача стометровки в школе. Рисунки привлекают к себе много внимания, поэтому помогают спорту быть популярнее. С помощью граффити в своей любви к играм признаются, и с помощью него в игры приходят. Оно помогает спортивной индустрии быть не только матчами на стадионах, но и большой, общественно важной культурой.
Стрит-арт и спорт — крутые партнеры.