Трибуна
10 мин.

Стрит-арт и баскетбол: история отношений

От редакции: вы читаете дебютный материал в пользовательском блоге. Поддержите автора плюсами, это поднимает настроение.

Как баскетбол стал пятым элементом хип-хопа и через культуру связался с граффити

Привет! Меня зовут Лиза Шавандина, я исследую стрит-арт три с лишним года и делюсь своими открытиями с другими больше двух лет. Недавно я задумалась о том, как уличное искусство связано со спортом, в частности, с баскетболом, и пошла копать. Результат моих информационных раскопок – этот текст. 

Я впервые пишу на Трибуну и надеюсь, что этот пост будет для вас интересным и познавательным. Го читать!

Зарождение хип-хопа

Хип-хоп культура зародилась в 70-е годы в бедных кварталах Бронкса в Нью-Йорке. Молодые афроамериканцы и латиноамериканцы миксовали музыку, танцевали брейк, читали под бит и рисовали граффити на стенах и поездах метро. 

Еще одним их развлечением, помимо перечисленных, был баскетбол. Он не требовал больших денежных затрат, поэтому в него рубились много и часто. К примеру, отец-прародидель хип-хопа диджей Кул Герк был уважаем уличными баскетболистами, так как много и хорошо забивал мяч в корзину. 

Баскет и хип-хоп изначально были рядом – на улице. Для уличных ребят из гетто музыка и спорт были двумя самыми распространенными способами вылезти из нищеты и не утонуть в уличном беспределе. Многие совмещали эти виды досуга: днем с друзьями гоняли на баскетбольной площадке или читали под бит, а ночью «бомбили» поезда.

Но все же сплелись баскетбол и граффити друг с другом после того, как хип-хоп оформился в отдельную самостоятельную культуру. Произошло это в середине 80-х, когда Лэнс Тейлор, американский диджей и продюсер, придумал название само название жанра «хип-хоп», сформулировал его философию и выделил пять главных элементов этой культуры. 

После этого диджеинг, брейк-данс, граффити и рэп стали официально сосуществовать в одной культуре, формируя неразделимое полотно одной философии.

Граффити и хип-хоп

Уличные рисунки – один из пяти основных элементов хип-хоп культуры. Свое начало современное граффити берет в 70-х годах в том же Бронксе и тиражируется через вагоны метро.

Граффити началось с тэгов – написанных цветным маркером никнеймов. У подростков из гетто был запрос на признание окружающими; чтобы другие вообще знали, что они существуют. И оставляя тэг, подростки хоть в какой-то мере удовлетворяли свою потребность. Постепенно к тэгам прибавились рисунки, сделанные с помощью баллончика краски. Разрисовывали вагоны метро, стены улиц, столбы, дорожные знаки. 

В культовом фильме о хип-хоп культуре «Beat Street» 1984 года персонаж Рамон говорит о том, как научился граффити: «На уроках английского я перерисовывал старые комиксы, так и научился всем этим приемам». Так чаще всего и происходило. На уроках дети скучали, многие не видели силы в знаниях, так как их окружал уличный криминал и угнетающая жизненная бесперспективность. Поэтому они занимались другим – рисовали, сочиняли тексты, придумывали музыкальные миксы. 

Культура граффити развивалась вместе с остальными элементами хип-хопа. Например, «крестный отец» граффити Phase 2, придумавший важнейший стиль рисования «пузырчатое письмо», в 80-х начал заниматься диджеингом, подкрепив связь уличных рисунков с новой музыкой. 

Формировалось прочное комьюнити. 

Важным местом притяжения диджеев, МС, брейкеров и граффитистов был клуб The Roxy, в котором проходили еженедельные хип-хоп вечеринки.

Баскетбол и хип-хоп

Хорошо, с граффити все более-менее понятно, оно изначально формировалось как составляющая хип-хопа. А что с баскетболом? 

Как я уже писала выше, баскет был доступным уличным досугом, в который играли почти все. Он всегда находился рядом с хип-хопом, но проникал в саму культуру постепенно и с помощью разных точек входа. 

Основная такая точка – рэп. 

Сначала спортивная игра возникла в хип-хопе как упоминание в треках рэперов. Читали про то, как играют со своими пацанами на баскетбольных площадках, пока «ждут товар»; делали отсылки на конкретных баскетболистов.  

Кертис Блоу – один из первых коммерчески успешных хип-хоп артистов, который посвятил баскетболу целый трек. Песня так и называется – «Basketball». Она начинается со строк: «They’re playing Basketball/We love that Basketball/They’re playing Basketball/We love that Basketball». Дальше упоминаются имена баскетболистов: «Just like I’m the King on the microphone, so is Dr. J and Moses Malone», «And Ralph Sampson is really mean/Bill Russell didn’t take no junk/And Darryl Dawkins got a monster dunk». И элементы самой игры: «I like the way they dribble up and down the court», «I like Slam-dunks». 

На этот трек есть клип, в котором Кертис планировал снять баскетболистов из NBA, но Национальная Лига ему отказала. Правда чуть позже, когда трек завирусился и стал одним из самых прослушиваемых у Кертиса, Лига сама пришла к рэперу и попросила исполнить «Basketball» на своих матчах. 

Развитие пошло дальше, баскетболист впервые появляется в музыкальном видео. Энтони Мейсон – первый баскетболист, который снялся в клипе рэпера. В видео на трек «Best Kept Secret» исполнителей Diamond D & The Psychotic Neurotics.

Следующий прорыв в развитии связи хип-хопа и спорта – баскетболист-рэпер.

Профессиональный баскетболист, игрок NBA Шакил О’Нил в 1992-ом решил податься в хип-хоп. До этого история не знала случаев, когда спортсмены начинали рэперскую карьеру.

В 1993-м вышел первый студийный альбом Шака «Shaq Diesel», который получил платиновую награду Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA). На этом баскетболист не остановился и записал еще три альбома, все они попали в американские музыкальные чарты «Billboard 200» и «R&B / Hip-Hop Albums». А второй альбом «Shaq Fu: Da Return» получил золото RIAA.

Хип-хоп карьера Шакила была не шуткой, в ней он реализовывал свой талант и работал над собой. Поэтому через какое-то время он засветился рядом с Майклом Джексоном и Jay-Z.

Аллен Айверсон тоже пробовал себя в рэпе. Эмоциональный баскетболист попытался залететь в хип-хоп, выпустив в 2000-м году сингл «40 bars». Будучи известным на весь мир игроком, он читал про черные кварталы, опасные уличные разборки и гэнгста-культуру. 

Однако рэп-карьера Аллена закончилась так толком и не начавшись, потому что первый же трек общественность встретила исключительно плохо: строчки «Man enough to pull a gun, be man enough to use it» и «Get money, kill and fuck bitches/ I’m hitting anything and planning on using my riches» привлекли внимание Ассоциации ненасилия имени Лютера Кинга и активистов по вопросам расового равенства. Айверсон публично извинялся, объясняя, что его творчество создано для тех, кто любит и понимает хип-хоп, и ничего плохого он не имел ввиду. 

Несмотря на провал, заслуга Аллена для хип-хоп культуры есть и она состоит в том, что он привнес контекст рэпа на спортивную площадку, привлек мировое общественное внимание к музыкальному жанру и вызвал публичную дискуссию.

В течение последних двадцати лет рэперы ходят на баскетбольные игры, дружат с игроками, продолжают кидать им респекты в своих текстах, снимают клипы на баскетбольных площадках. И хип-хоп сцена, и Национальная Лига стали медийными. Участники и одного, и второго движений выпускают мерч и имеют прочные фанбазы во всем мире. 

Сложно представить себе хип-хоп без баскетбольного мяча, кепок и спортивной одежды. Эти элементы стали частью культурного кода. 

Граффити и баскетбол

Первое столкновение рисунков и спорта было на улице – граффитисты разрисовывали стены баскетбольных площадок. В 70-е, 80-е сюжеты рисунков представляли собой надписи из интересных шрифтов и придуманных художниками персонажей. Спортсменов никто еще не рисовал.

В наше время уличные художники продолжают украшать игровые пространства своими работами, но уже на другом уровне. Используют не только тэги и понятные, присущие культуре, образы, но и продуманные дизайны, которые украшают пространства, привлекая широкое внимание и тех, кто просто проходит мимо.

Следующий шаг слияния – граффити с известными баскетболистами.

Граффитисты придумали крутой способ выражения своей любви и уважения любимым игрокам – создание рисунков с их изображением. Портреты спортсменов регулярно появляются на стенах и в наши дни. 

Отдельное внимание хочется уделить кейсу, когда граффити становится мемориальной доской. Такой кейс можно трактовать, как принятие граффити сообщества баскетбольным сообществом. Граффити в такой ситуации становится больше, чем рисунком, оно наделяется сакральностью и становится местом притяжения скорбящих.

Граффити в спортивных залах для детей – важнейший показатель того, насколько стрит-арт и баскетбол прочно связаны в культуре. 

Новое поколение играет в баскетбол, привыкая к традиционной обстановке. Сначала юный спортсмен будет знакомиться с образами легендарных игроков, но со временем его мозг привыкнет и к формату граффити – ведь портреты были именно рисунками. Таким образом, он впитает культурный код и продолжит нести его в жизни других людей.

Баскетбол как пятый элемент хип-хопа

Фото: Gettyimages.ru/David Corio/Redferns, SGranitz/WireImage; behance.net; redbull.com; instagram.com