4 мин.

Чему на самом деле учит эта Англия

Этот пост вдохновлён текстом Любови Курчавовой «Чему я научилась на четырех матчах Англии».

Безусловно, наблюдая за этой Англией, как, впрочем, и за всем на свете, можно чему-то учиться. Однако в случае с Англией - учиться на негативном примере. Поэтому хочется поделиться своими соображениями относительно мыслей, изложенных Любовью, и поговорить о том, чему можно научиться на матчах Англии.

1. Эта Англия не может служить примером борьбы со страхами.

Англия выиграла одну серию пенальти. Одну! По ней невозможно сделать вывод о том, что она научилась бороться со страхами. Да и вообще этот страх надуман. Последняя серия пенальти у англичан была в 2012-м году. Сейчас в команде другие футболисты - этот страх не передается по наследству. Единственный момент, который можно отметить - психологический. К прежним сериям пенальти, как правило, англичане подходили в немного расстроенных чувствах, мол, не смогли обыграть в основное и дополнительное время, довели до «лотереи». Сейчас же у англичан было психологические преимущество перед пробитием одиннадцатиметровых, поскольку они выглядели для них спасением - до них дожили, не пропустив от швейцарцев.

2. О нормальности разрушения чужих ожиданий, а точнее о том, что под этим подразумевается.

Ни с каким запасом англичане не играли. И уж тем более не было никакого ощущения, что они в любой момент готовы решить исход встречи в свою пользу. О чем мы вообще говорим? Сравнять счёт за 24 секунды до конца первым ударом в створ без никакого давления - это запас? С теми же словаками англичане не смогли даже что-то похожее на навал устроить и были совершенно растеряны. Помилуйте, какой «Реал»? «Реал» не забивает случайный гол, «Реал» переворачивает игру. Королевским клубом со скамейки руководит великий победитель Карло Анчелотти, а не закомплексованный неудачник. Эта Англия чужие ожидания не разрушала, напротив, все же предполагали, что именно так она и будет играть. Она не отвечала желаниям её болельщиков и вредила самой себе.

3. О том, что не следует отказываться от идей, в которые веришь.

Проблема Англии не только в том, что она скучная. Просто идеи Саутгейта лишены всякого смысла, они не приближают к хорошему результату, а отдаляют от него. Осторожность не равно надёжности. Когда команда сравнивает счёт со сборной Словакии за 24 секунды до конца добавленного времени первым ударом в створ ворот, при том, что гол там никак не назревал - это случайность и не говорит о надёжности подхода. Когда команда в конце экстра-тайма со Швейцарией ближе к тому, чтобы пропустить, а не удержать равный счет - это тоже не говорит о надёжности. Наверное, намного надёжнее постараться обыграть Швейцарию до серии пенальти, потому что в ней Англия не фаворит. Не потому что есть страх перед пенальти, а потому что кроме Аргентины с Мартинесом в серии пенальти нет явных фаворитов. Поэтому то, что творит Саутгейт при таком составе исполнителей граничит с безумием, не имеет ни малейшего разумного основания, а просто связано с проявлением какой-то фобии.

4. О стойкости.

Какая уверенность, какой стимул включиться? Какая к черту пружина? Какой способ включиться и ответить, пропустив, они найдут? Мы как будто разные матчи смотрели. Эта Англия не про стойкость, не про героизм и не про уверенность. Эта Англия про трусость, про предательство своих талантов, про умение превратить любой праздник в будни. Эта Англия про серость и тоску.

5. Про везение.

С невероятной легкостью сетки, думаю, вряд ли можно спорить. Если рассуждать с точки зрения вероятностей, конечно, англичане должны были вылетать в 1/8 от словаков. Решило исполнительское мастерство Беллингема. Дальше должны были вылетать в дополнительное время от швейцарцев, которые их возили в 1/4. Бывает и такое, что везёт три раза подряд. Попробуйте на досуге побросать монету, вам ни разу не выпадет три раза подряд орёл или решка? Выпадет очень быстро: три раза - это не дистанция.

6. Почему эта Англия - пример плохой тренерской работы.

Потому что тот стиль, который прививает команде Саутгейт, невыгоден Англии с точки зрения борьбы за результат. Таким набором атакующих футболистов не обладает ни одна другая команда на ЕВРО. Кейн, Беллингем, Фоден, Сака, Палмер, - где есть столько сильных футболистов в атаке? Куда надежнее было бы использовать их лучшие качества и проходить своих соперников (а ими были не Германия, Франция, Испания и Португалия) без приключений. Уменьшить риски за счет того, что ты используешь сильные качества своих игроков. Если исходить из составов, то очевидно, что этих соперников англичане должны были разрывать.

7. Чему на самом деле учит эта Англия.

Тому, что жизнь, а футбол - ее частное проявление, не справедлива.

Тому, что добро не всегда побеждает зло.

Тому, что один случайный человек, оказавшись у руля команды, может превратить её жизнь в грусть и апатию.

Тому, что из-за идей одного человека, его безумия может страдать вся нация да и вообще почти все вокруг.