3 мин.

Как Майк Эшли до сих пор получает прибыль от бывшего клуба

Фабула:

Подконтрольная компания бывшего владельца «Ньюкасл Юнайтед» Майка Эшли –  SportsDirect.com Retail Ltd  обратилась в суд по вопросам конкуренции, указывая на то, что клуб прекратил отношения с компанией по поставке реплик футбольной формы команды.

Ньюкасл заключил новые соглашения на поставку реплик с иными организациями - JD Sports Fashion plc, Adidas.

SportsDirect Ltd требовало выдачи судебного запрета на поставку реплик новым контрагентам.

По логике SportsDirect Ltd, клуб злоупотребляет своим доминирующим положением, так как Ньюкасл единственный законный правообладатель интеллектуальной собственности, а заключение соглашения на поставку реплик с другим лицом исключает SportsDirect Ltd с рынка.

Окончательным аргументом SportsDirect Ltd было то обстоятельство, что страдают конечные потребители, дешевых реплик на рынке больше не будет, а Ньюкасл сознательно отказался от дальнейшего сотрудничества.

На самом деле, как указали представители «Ньюкасла», клуб усилил конкуренцию, заменив старые соглашения новыми, в соответствии с которыми теперь JD Sports plc, Adidas и Ньюкасл станут продавать комплекты-копии.

Никакого вреда потребителю, по логике «Ньюкасла», таким решением нанесено не было, и SportsDirect Ltd просто пытается опорочить новую и совершенно законную стратегию клуба.

При этом SportsDirect Ltd не представило доказательств, что их цена ниже и выгоднее для потребителей.

 

Позиции судов:

Суд первой инстанции и апелляционный суд отклонили доводы SportsDirect Ltd.

В удовлетворении требования о запрете было отказано.

Так, суды указали, что новая стратегия клуба является законной.

Клуб является правообладателем брендинга и сам решает, каким образом ему распоряжаться своими правами.

Кроме того, суды выразили обоснованное сомнение в том, что компания, напрямую подконтрольная бывшему владельцу клуба, будет чиста на руку.

Что касается вреда для потребителей, то, как указали судьи, отнюдь не очевидно, что замена SportsDirect Ltd на новые организации нанесет ущерб потребителям, так как продажи на новые сезон еще не начались.

Возможно, как указал апелляционный суд, этот ущерб будет, однако на момент рассмотрения дела невозможно оценить этот довод.

Апелляционный суд решил, что на данный момент новым владельцам клуба следует самостоятельно определять новую стратегию без внешнего вмешательства.

Таким образом, предварительно (на данный момент) клуб может заключить новые соглашения с другими участниками рынка по своему усмотрению.

***

Это, кстати, не первое подобное судебное дело с участием SportsDirect Эшли.

Собственно, за счет продажи спортивной атрибутики он и стал крупным бизнесменом.

Шотландский «Рейнджерс» в период с 2016 по 2021 активно судился с ним за право продавать реплики форм.

Ситуация была абсолютно аналогичная: подконтрольная компания Эшли (который являлся акционером клуба) заключила с «Рейнджерс» эксклюзивное соглашение о продаже реплик форм.

Тогда болельщики взбунтовались, и в течение нескольких лет клуб пытался выпутаться из любых отношений с Эшли и его структурами.

Вышло относительно успешно, при этом были потрачены годы, а прибыль уходила структурам Эшли.

В целом, как кажется, абсолютно понятная и простая история: владелец любого актива окутывает его своими структурами для получения максимальной прибыли и прочих бенефитов.

Но если посмотреть с точки зрения конкуренции на рынке, то Эшли просто создал схему по обогащению за счет клубов, не позволяя другим участникам рынка поставлять форму. А это уже недобросовестная конкуренция и монополия, которые напрямую сказываются на конечных потребителях.

Удивительно, Эшли относительно давно уже нет в Ньюкасле, но, к сожалению, дело его еще живет. Очевидно, вскоре мы увидим новый виток споров, так как способ обжаловать расторжение соглашения Майк и его команда юристов найдет.