Мозг плывет от обилия зрительной информации: что такое Уругвай Марсело Бьелсы
Ну что, друзья, я все-таки посмотрел это. И даже пересмотрел изрядный кусок матча Уругвай — Бразилия. Это известное свойство лучших проектов Марсело Бьелсы. Мозг плавится от обилия зрительной информации. Сложности, качества этой информации. Нет, конечно, на Копа Америка не может быть сыгран такой матч, как Германия — Испания. Просто потому, что здесь нет двух столь идеологизированных команд. Но ОДНА в Западном полушарии имеется. Она выбила Бразилию. Примерно полчаса у меня ушло на хотя бы приблизительное уяснение структуры игры Уругвая с мячом. С осторожностью опишу это как — 2-1-6-1 или даже 2-1-7-0, учитывая как свободно перемещается по фронту Дарвин Нуньес.
Самое интересное в этой максимально подвижной конфигурации — это единица перед двумя центральными защитниками. Это — Угарте.
Марсело Бьелса за один матч убедил меня, что это едва ли не единственный трансфер ПСЖ, где они не переплатили. Угарте СТОИТ 60 миллионов. Весь вопрос только, в чьи руки, вернее, в чей мозг он попадает.
Угарте — это игрок масштаба, специализации и характера Гаттузо. При этом технически и в качестве передач он сильнее Гаттузо. Угарте позволяет своей команде максимально смело играть в атаку. Он играет роль дозорного: когда Уругвай с мячом он располагается в районе центрального круга. Если атака Уругвая замедялется, он смещается к тому флангу, где завязывается борьба. Не знаю, если у него прозвище, пока оно не стало достоянием массового зрителя. Но у меня есть вариант. Угарте — это catenaccio. Буквально в единственном числе, в единственном лице засов Уругвая. При потере мяча Уругваем он перекрывает всю ширину поля, практически не дает возможности кому-либо принять мяч на уровне линии защиты Уругвая. Он вылетает из стартовых колодок и тут же оказывается рядом с принимающим.
Это, конечно, заслуга всей команды, но более всего Угарте, что лучшими по продвижению мяча у Бразилии оказались Алисон и Маркиньос, то есть они буквально пытались перебросить Угарте, как будто речь шла не об одном футболисте ростом 6 футов, а о скале в центре поля.
Его роль в позиционных атаках Бразилии была гибридной. Он уничтожал Пакета персоналкой (0, 05 угрозы по метрике xtreat) и параллельно успевал перекрывать все попытки пройти по центру через короткие передачи. Символично и заслуженно, что именно Угарте оформил победу Уругвая в серии пенальти. Что еще стоит отметить — очень разумный (чем не всегда отмечены проекты Бьелсы, будем справедливы) ситуативный прессинг Уругвая. У Бразилии всегда оставался один свободный игрок рядом с Алисоном, как только на него выдвигался Нуньес — это служило сигналом к охоте за мячом всей команде.
Немного этнографии. Даже на стадионах США Кубок Америки сохраняет свою латиноамеринскую исключительность. Во втором тайме игра предсказуемо стала накаляться и этот накал с грубыми фолами, предсмертными судорогами игроков, бесконечным базаром с судьей и прочими банановыми радостями разрешился красной отморозку Нандесу. Скручивание в полукруг стопы с голеностопом Родриго судья смотрел две минуты, видимо, переживая в этот момент садистическое наслаждение. На чемпионатах мира ФИФА, не мудрствуя, назначает на матчи латиноамериканских команд между собой твердого европейца вроде Орсато и Тюрпена и ребята, понимая, что фестиваля этнографии не получится, оставляют в шкафчиках раздевалки свои костюмы для жестокого карнавала.
С Бразилией все плохо. После образцового менеджмента Тите (можно уже трагически констатировать, что Бразилия только по очень несчастливому стечению обстоятельств не стала первой хотя бы один раз на двух последних чемпионатах мира) и безуспешных авангардных исканий Фернандо Диниса все стало бледно, бедно, неузнаваемо, как лицо дядечки, который сейчас руководит Бразилией. Делаю ставку, что через год будет опять активировано призвание Карло Великого со словами древней русской летописи: «Земля наша обильна, а порядка в ней нет. Приходите и правьте нами».
Но это будущий сюжет. Нынешний, уругвайский заслуживает предельного внимания. Обыграть Колумбию в полуфинале — задача. Но уже сладостно мерещится финал Аргентина — Уругвай. Определенно, он будет интереснее европейского и с высокой долей вероятности — содержательнее.