«Футбол – это жизнь, но есть кое-что поважнее». Как Эриксен пережил тот кошмар
«Вдруг я очнулся. Открыл глаза. Вокруг люди, кто-то давит мне на грудь, а я не понимаю, что происходит. В голове обрывки мыслей: ногу сломал? Спину? Уже потом в скорой я узнал, что на пять минут отошел от мира».
Таким помнит тот страшный день Кристиан Эриксен. Спустя 1100 дней после клинической смерти датчанин вернулся на Евро и даже вколотил гол. Голливудский сюжет!
Мы в деталях знаем, как и кто откачивал Эрксена. Понимаем задачу кардиовертер-дефибриллятора в сердце. Знаем, насколько мощно Кристиан разрывал в «Брентфорде». Но что было между клинической смертью и первым матчем? Какие переживания терзали? Почему вернулся в футбол? И главное: как менялись взгляды Эриксена на жизнь?
Хотел завязать с футболом, слышал шум стадиона в палате и пересматривал тот самый момент
Эриксен принимает мяч, чувствует судорогу в икре. И отключается.
«Очнувшись, я лежал на спине. Мне было трудно дышать, затем я услышал слабые голоса и разговоры врачей, – вспоминал Кристиан. – Сначала подумал, что сломал спину. Могу ли я двигать ногами? А пальцами ног? Помню такие мелочи. Кроме тех минут, когда я был на Небесах».
Возвращение к жизни футболист сравнивал с пробуждением после сна. Полузащитник расслышал, как кардиолог сказал, что Эриксену 30 лет. Тот слегка возмутился: «Эй, мне всего 29!» Кристиан осмотрелся и увидел поющих болельщиков. И только в машине скорой понял, что пережил клиническую смерть.
«Сохраните мои бутсы, они мне больше не понадобятся», – думал про себя Эриксен. По пути в больницу Кристиан в разговоре с женой сказал, что, скорее всего, завершит карьеру. Из окна палаты виднелся тот самый стадион, а до Эриксена доносился шум трибун.
С полузащитником связались партнеры по сборной, и он рассказал, что с ним все в порядке. Матч продолжили, Кристиан видел по ТВ последние 10 минут. Спустя пару дней Эриксен пересмотрел момент с потерей сознания: «Это меня слегка взбесило, ведь не было никаких признаков, что это произойдет. Так почему же это произошло? Очень странно».
Связывался с Блиндом и остался в футболе после консультаций с врачами
Эриксен понимал, что с футболом придется завязать, если врачи не дадут добро. Но то же время надеялся на возвращение. После прохождения тестов Кристиану вживили в сердце кардиовертер-дефибриллятор. Такой же стоит у Блинда.
«В первую неделю я написал Блинду сообщение из больницы: «Что мне с этим делать?» Он пример того, что играть с ИКД возможно. Но для обычного человека все это ново. В больнице слышишь, что дефибриллятор – это нормально, он не мешает тебе что-либо делать», – рассказывал Кристиан.
Врачи рассказали, что с дефибриллятором не будет ограничений. Нужно дать пару месяцев на заживление и можно возвращаться. Врачи разработали Эриксену программу тренировок и обследований на три-четыре месяца. Футболист не форсировал и хотел вернуться только при максимальной безопасности.
«Моя главная цель – чтобы через 30 лет происходящее со мной не повлияло на мое здоровье. Я бы уже перевернул страницу, если бы оставался серьезный риск. Чувствую себя в безопасности. Врачи разрешили мне играть – другие причины не имеют значения», – говорил Кристиан в интервью BBC в феврале 2022-го.
Закрылся с семьей в доме в Оденсе
Меньше чем через неделю футболиста выписали из больницы, и он с семьей переехал в дом в датском Оденсе (там провел четыре года в академии местного клуба).
«С Кристианом все в порядке. Теперь нам просто нужно немного отдыха и спокойствия», – сказала жена Сабрина.
В 2019-м Кристиан и Сабрина как раз купили особняк на 348 квадратных метров в тихом районе Оденсе. Тут Эриксен проводил большую часть времени после того случая.
«Я просто сидел дома, смотрел матчи Дании и видел, как все веселятся. Наблюдал за людьми на улицах, видел, как хорошо все прошло. И был слегка раздражен, что не мог присоединиться. Через несколько дней почувствовал себя максимально нормально, но не мог быть частью всего этого», – вспоминал Кристиан первые недели дома.
Закрыться от мира получилось не сразу, потому что об Эриксене каждый день писали и говорили. Запросы от медиа сыпались пачками. Кристиан их игнорировал, но постоянно был на связи с партнерами по сборной. Только после Евро медиа немного отстали от него. В Оденсе семья Эриксена принимала лишь близких друзей – например, Симона Кьера с женой.
В следующие несколько месяцев – минимум новостей из жизни Эриксена.
«Он исчез, что создало вокруг него ауру загадочности. Кристиан стал призраком, и датчане жаждали увидеть, услышать и почувствовать его, чтобы убедиться, что с ним все в порядке», – писали в одном датском медиа.
По словам агента, запросы на интервью и документалки продолжали падать, но все отклонялись. За полгода Эриксен всего несколько раз появился на публике. В августе посетил расположение «Интера». Спустя несколько дней записал видеообращение для 9-летней девочки со словами поддержки перед операцией на сердце.
Затем Крис поучаствовал в благотворительно ТВ-шоу (но ничего не говорил), где собирали деньги нуждающимся детям. И в декабре посетил похороны бывшего футболиста сборной Дании Ларса Хега.
У Эриксена изменились приоритеты. Стал больше ценить семью и расслабился
Обстоятельства заставили Кристиана пересмотреть взгляды на жизнь. По его словам, он стал более расслабленным.
«Наверное, я понял, что футбол – это жизнь, но это не так важно. В жизни есть вещи важнее, их не так много. Хотя футбол, конечно, тоже важен», – говорил футболист.
На первый план вышла семья. По словам Кристиана, он по-другому взглянул на жену и детей. Трудности сблизили их.
«[После приступа] услышал одной из первых такую цитату: «Даже если чувствуешь себя хорошо, придет время, когда будешь чувствовать себя плохо. Но затем опять станет хорошо».
В жизни дела будут идти то вверх, то по наклонной. Время твой лучший друг. Я понял, что даже после плохого периода всегда наступает время, когда все будет по-другому», – делился размышлениями датчанин.
Восстанавливался в Дании, Швейцарии и Нидерландах. Уже не боялся
В декабре 2021-го Эриксен наконец приступил к тренировкам. Сначала на базе «Оденсе». Боссы клуба помогли с условиями для индивидуальных занятий. Страха не было. «Кардиостимулятор не чувствуется и никак не мешает. Он рассчитан на удары, так что я спокоен. А если что случится с сердцем – еще и спасет. Трудностей я не боюсь и агрессивных единоборств на поле тоже не боюсь», – говорил Кристиан.
По словам датчанина, психологически восстанавливаться не пришлось, а физически – да. «У нас с докторами был четкий план, и я медленно шел к цели. На каждом этапе мы делали полное обследование. Я четко понимал, что если что-то пойдет не так, если они заметят ухудшение – тогда придется ставить точку», – рассказывал футболист.
Возобновить тренировки в Италии помешали местные правила – контактные игры с кардиостимулятором не разрешены. Поэтому в середине декабря Эриксен расторг контракт с «Интером». И набирал форму в команде «Кьяссо» из третьего дивизиона Швейцарии. Кьяссо – приграничный город в 50 километрах от Милана. У местного клуба сложились хорошие отношения с «Интером» – возможно, это и стало причиной выбора.
В январе Эриксен прилетел в Амстердам, где тренировался со своими бывшим клубом «Аяксом». Уже не только индивидуально, но и участвовал в командных тренировках. На финальном этапе Эриксен оставался под контролем врачей, со здоровьем проблем не возникало.
***
В декабре 2021-го с Эриксеном связался датский тренер «Брентфорда» Томас Франк, с которым они ранее пересекались и даже дружили. Тот поинтересовался делами Кристиана и спросил, не хочет ли тот вернуться в АПЛ. Так Эриксен оказался в «Брентфорде». Что было дальше – уже история!
Супергерои 2021-го – врачи, которые спасли Эриксена. Так подробно о них мы еще не рассказывали
Дания – очень счастливая страна. Почему?
Фото: Gettyimages.ru/Martin Meissner, Stuart Franklin, Clive Mason, Dean Mouhtaropoulos; Instagram/chriseriksen8