Поезда в Германии вечно опаздывают, ломаются и всех бесят
Национальная проблема.
Возможно, этот текст кому-то разрушит картину мира, но надо проговорить: в точной и четкой Германии о-о-очень непунктуальные поезда. Deutsche Bahn – немецкий аналог РЖД – один из главных мемов в Европе. Мем смешной, но ситуация иногда страшная: мы уже рассказывали, как болельщики Англии и Сербии три часа не могли уехать из Гельзенкирхена.
Кричат везде, даже британская The Independent пишет: «Добро пожаловать на Евро 2024, где все не по времени и единственная гарантия – это задержки». The Telegraph выпускает обзорный материал с жестким заголовком «Как некомпетентность Германии превратила Евро в логистический хаос».
Что происходит?
Да, поезда в Германии опаздывают на 170 минут и едут 2 часа вместо 30 минут
17 июня, Аугсбург, 20:30. Я только что закончил интервью с защитником «Спартака» и сборной Сербии Срджаном Бабичем и купил билет в Дюссельдорф с пересадкой во Франкфурте. Поезд должен выехать из Аугсбурга в 21:15 и быть во Франкфурте в 00:08. Там в 00:10 мне надо сесть на другой и поехать в Дюссельдорф. Время прибытия – 01:58.
Оказывается, такое невозможно. В Аугсбург поезд приехал только в 21:25. И это уже означало, что с пересадкой не сложится, но я предпочел об этом не думать – все равно ничего не сделать.
Через пару часов увиденное на пересадке во Франкфурте меня поразило.
Мой поезд до Дюссельдорфа на 00:10 задерживался на 87 минут, а предыдущий на 22:09 – на 170! Почти три часа!
Только вдумайтесь: я приехал на вокзал Франкфурта в 00:18, но с огромным запасом успевал на поезд, который должен был отъехать еще в 22:09.
Я, кстати, на нем и поехал, хотя билет у меня был на другой. Просто договорился с контролером, который сказал: «Все понимаю, у нас тут как обычно, садись на этот поезд и езжай, пораньше дома будешь».
На следующий день в похожей ситуации оказался Игорь Рабинер, который ехал из Берлина в Дортмунд.
«Поезд из Берлина простоял полтора часа в чистом поле, потом всех ссадили на ближайшей остановке Штендаль – неполадки. Ладно, через 15 и 20 минут пришли два поезда подряд, я разумно пошел во второй, чтобы сесть. А потом – объявление: типа, мы плетемся за «поврежденным поездом» (defected train), поэтому не обессудьте. В общем, опоздали на два с половиной часа. Хорошо, я выехал так, чтобы быть в Дортмунде сильно заранее, а добираться от вокзала до стадиона недалеко».
Немецкие поезда довели и журналистов The Telegraph. Вот их ярость:
«Мы поехали из Дюссельдорфа в Кельн в 11:40, а в 15:00 хотели уже вернуться обратно и посмотреть по телевизору матч Хорватии против Албании. Сели в поезд до Кельна – задержка всего пару минут, ехать полчаса. Все шло хорошо, пока мы не остановились около Леверкузена в 11:57.
«Уважаемые пассажиры, – прозвучало объявление примерно через 10 минут. – Поезд перед нами блокирует путь». Еще через 10 минут: «Мы не можем продолжить путешествие из-за посторонних лиц на линии». Еще через 20 минут появились сотрудники полиции, но ничего не происходило.
Дальше – еще одно объявление машиниста: «Я не знаю, что не так, но надеюсь, мы скоро поедем». Поезд тронулся после очень долгого ожидания, и мы прибыли в Кельн только в 13:30 – почти на 80 минут позже».
Может, это перегруз во время Евро, а вообще все терпимо?
Передаем слово Але Синецкой, болельщице «Байера» с богатейшим опытом передвижения на немецких поездах.
«Я впервые приехала в Германию в 2013 году, сразу пошла на футбол и рассказала там немецким знакомым про «Почту России». Подавала ее как специфичную организацию, которая задерживает и теряет посылки. И что «Почта России» – герой мемов.
Немцы улыбнулись: «О, так это наш Deutsche Bahn, у нас с ним тоже всегда какие-то проблемы!» Я еще тогда подумала: «Блин, не может быть. Да чтобы у немцев что-то плохо работало? Это, наверное, один раз поезд на минуту опоздал, а они уже недовольны».
На следующий день мы с подругой поехали из Кельна в Аахен. Ехать часа два. Остановились на какой-то станции на середине пути, всех высадили. Сказали, что поезд дальше не пойдет и надо ехать на автобусах. Причем на автобусах не до конечной точки, а объехать часть пути, по которой ехать нельзя, а потом снова садиться в поезд.
В общем, приехали автобусы: кто-то поместился, кто-то – нет. Я вернулась на платформу и увидела, как приехал следующий поезд в Аахен. Немецкого тогда не знала, но более-менее поняла диалог между машинистом и сотрудником вокзала.
– Ну че там?
– Не знаю, вроде нельзя ехать.
– А мне ничего не говорили. Я поеду.
– Ну ладно, езжай.
В итоге мы с подругой быстро забежали в этот поезд и доехали до Аахена, а бедные люди остались ждать автобус.
Еще знаю случай, когда вагон отцепился, а машинист не заметил и уехал. Спохватился, вернулся и забрал его. Пассажиры при этом спокойно сидели в вагоне и ждали – обычное дело.
Одна моя знакомая живет где-то на конечной станции. Пришла, поезд стоит – только надпись, что задержка на 60 минут. Делать нечего, села в вагон и стала ждать. На связь вышел машинист: «Не знаю, что за задержка, сейчас буду выяснять».
Прошло десять минут, снова обращение машиниста: «Ничего не понимаю. С сигналами все в порядке, с путями тоже. Ну что: я здесь, вы здесь. Поедем без задержки».
Представляю шок людей на следующей станции, которые ожидали поезд с задержкой на час, а он приехал вовремя. И такое бывает!»
Почему поезда в Германии опаздывают и чудят?
Давайте подтвердим наши истории статистикой по опозданиям – ее публикует сама Deutsche Bahn.
Согласно отчету за 2023 год, ситуация с междугородними поездами чудовищная. В 2022-м вовремя доехали только 65%, в первой половине 2023-го – чуть больше. Получше дела с пригородными поездами – и это действительно чувствуется.
У задержек есть несколько причин, которые Deutsche Bahn тоже объясняла сама.
1. Главная – изношенность железнодорожных путей и подвижного состава. Глава Deutsche Bahn Рихард Лутц говорит, что половина опозданий поездов дальнего следования связана с неисправностями и техническими проблемами в пути.
2. Также Deutsche Bahn объясняет задержки недостаточным резервом поездов. Многие поломки исправляют на коленке, из-за чего все быстро ломается снова.
3. Важная проблема – недостаточное количество дублеров для рельс. Возможностей для обгона и вынужденной остановки мало. Если поезд ломается и встает, то часто его никак не объехать. Вагоны выстраиваются в очередь и ждут. Отсюда и жуткие опоздания.
4. Остальное – форс-мажоры. Несчастные случаи на переездах и самоубийства, забастовки, снегопады и ураганы, из-за которых деревья падают на рельсы и парализуют движение.
Перед Евро-2024 статистика опозданий была такой: в марте 67,6% доехали вовремя, в апреле – 64,3%, в мае – 63,1%.
Deutsche Bahn объяснила низкие цифры весенними работами над путями и составами под Евро-2024. И утверждала, что за счет ремонта летом будет лучше.
Есть мнение, что на Евро ситуация с поездами лучше, чем в обычное время. Серьезно?
Чтобы ответить точно, надо дождаться статистики за июнь, но есть не только жалобы. Например, журналист Sport24 Владимир Колос очень доволен немецкими поездами и почти никуда не опоздал.
Вот его рассказ, в котором он удивляется, что такой особенный.
«Мы с коллегой Андреем Панковым перед матчем в Лейпциге разговаривали в баре с пожилым немцем. Он спросил, какие у нас ощущения от турнира. Я сказал, что турнир пока так себе, но мне очень нравится, что поезда стали приходить вовремя. Немец сразу переспросил: «Ты про какую страну говоришь, точно про Германию?»
Второй момент. Я ехал из Франкфурта в Дюссельдорф, вышел в тамбур, потому что готовился к выходу. Там стояла проводница, мы с ней разговорились. Я спрашиваю: «А что случилось, почему поезда стали приходить вовремя? Она ответила: «Это Евро, видимо, все сейчас работают старательно и хорошо».
Я на турнире живу в пригородах, а не в самих городах Евро. Зная особенности немецких поездов, сразу покупал билеты с запасом. В итоге за все время была максимальная задержка 15 минут, хотя езжу очень-очень много – суммарно в поездах провел уже 32 часа.
А, был только случай, когда поезд почему-то не добрался до конечной станции – не доехал одну остановку и резко двинул назад. Пришлось выйти, дождаться нового поезда и поехать на нем. Потерял около 40 минут, но это единственный такой случай».
Автор Спортса Любовь Курчавова подтверждает мнение Колоса: «Я пять раза ездила на дальние расстояния – ни один поезд не опоздал больше чем на 10 минут. Я даже специально следила: где-то было 4 минуты, где-то – 7, но никаких серьезных задержек. Сегодня вообще приехал минута в минуту. Все довольно приятно, с вайбами «Сапсана».
* * *
На этом Евро с логистикой в целом очень тяжело. Со стадиона в Гельзенкирхене увозят только трамваи, в которые после игры нереально попасть и можно ждать часами.
Не очень комфортно выбираться со стадиона в Дортмунде: до вокзала едет только метро, куда рвется весь 80-тысячник. Иногда метро встает – например, когда я ехал на матч Италия – Албания в Дортмунде, мы остановились на полпути и полчаса чего-то ждали.
За два часа до матча Албания – Хорватия в Гамбурге из-за некой «полицейской операции» метро не стартовало около двадцати минут.
Метро было парализовано и перед матчем Сербия – Словения в Мюнхене.
В общем, есть ощущение, что города Евро в Германии не готовы к гигантскому потоку болельщиков. То ли не рассчитали, то ли не спланировали вовсе.
Deutsche Bahn – часть немецкого фольклора. Про нее снимают издевательские клипы, ведут инстаграм с мемами и шьют шарфы с отсылками
Это песня и клип малоизвестной немецкой группы про Deutsche Bahn – смешнее видео вы сегодня не найдете.
Вот некоторые моменты из текста песни.
<..>
Поезд c прибытием в 15:04 задерживается примерно... [«не 5, не 10, не 15, а...»]
…на тысячу минут!
Спасибо, что вы путешествуете с нами!
<..>
Уважаемые дамы и господа!
Поскольку их никто не проверяет,
[«Мы глубоко сожалеем, что клиенты не оценили нашу новую концепцию оздоровления»]
У нас постоянно не работают все обогреватели.
В остальном для вас готовы кондиционеры,
Хотя они охлаждают только до +32 градусов.
<..>
Уважаемые дамы и господа!
[«Опаздывает где-то на 5 дней»]
Не позволим сегодня больше никому никуда поехать,
Мы не едем дальше из-за коровы, которая стоит на рельсах.
* * *
Есть даже инстаграм на десятки тысяч подписчиков, который постит мемы про Deutsche Bahn. Чтобы понимать их, надо прилично знать язык и разбираться в культуре, но некоторые понятны без перевода.
Есть еще, например, рилс с Оливером Каном, где тот в интервью говорит, что для победы не хватило яиц. И подпись: «Немцы, когда берут в поезд перекус на двухчасовую поездку».
Там такие же проблемы, как и с нашей ароматной курочкой.
* * *
Одна из безумных историй – шарф, на котором зафиксированы опоздания Deutsche Bahn.
Женщина ездила на работу в Мюнхен пригородными поездами и каждый день вязала по две полоски. Серый цвет означал опоздание менее пяти минут. Бордовый – от пяти до тридцати минут. Красный – более 30 минут (или опоздание и туда, и обратно).
«Весной все было хорошо – преимущественно серый и бордовый. А летом все красное», – отмечала она.
Шарф завирусился в соцсетях и был продан на eBay за 7 750 евро.
Смешнее шуток только реальность. Журналист Марк Крюгер однажды собрал комичные объявления в поездах Deutsche Bahn
Держите топ-5.
1. Уважаемые пассажиры, сегодня за ваши деньги вы получите дополнительные двадцать минут в пути.
2. Просьба бригаде поезда: откройте еще раз двери – впустите машиниста.
3. Поезд нашего машиниста отменили, он сейчас добирается на такси.
4. Поезд прибывает по расписанию. Если хотите, могу открыть двери с пятиминутным опозданием, чтобы не портить наш имидж.
5. Объявление о причине задержки отправления: «На пути выбежала собака, вслед за ней побежала хозяйка, а теперь за ними бегут полицейские».
Кажется, только юмор помогает немцам дожидаться поездов.
Смешнее немецких поездов – только телеграм Глеба Чернявского
У «Гамбурга» есть кладбище только для болельщиков. Мы туда съездили
Фото: Sina Schuldt/dpa/Global Look Press; unsplash.com/Joseph Holtzinger
Чудовищная бюрократия, налоги, ситуация на рынке недвижимости, сервис — и поезда вот эти в ту же копилку.
Хотя были и другие случаи, когда едут плюсом, а поменять локомотив нет возможности, так и едет-плюсует
Это восхваление мифического Европейского сервиса уже смешит, ей-богу
Зато есть богатый опыт использования итальянской Трениталии - дыра схожая с немецкими ЖД. Во время приходит не более трети поездов.
1.причина многочисленных опозданий в огромной плотности жд движения. Тут буквально можно добраться в самую "задницу" на поезде. И не один раз в пять дней! А каждый день и по нескольку раз. Из-за этого графика накапливаются проблема и с подвижным составом, и с путями, и с персоналом. Ну а управляет всем этим кто? Правильно - гос.комания. А эффективность госкомпаний никогда не является их коньком.
2.из-за дикой плотности движения многие просто не понимают как система работает. Особенно те, кто редко или вообще впервые пользуется ЖД в Германии. Немцы оооочень много передвигаются на поездах. И в выходные, и в рабочие дни. Поэтому не зная можно запросто попасть в жуткий пятничный или предпраздничный траффик, который образуется из-за всяких остановок движения. Немцы окружены огромным количеством всяких инструкций и предписаний по безопасности. И если что-то пошло не так, то машинист ничего не станет делать на "авось". Его годами учили действовать строго по инструкции и допускам. Встаёт один поезд, встаёт всё направление. И пошло-поехало опоздание и слетевшие стыковки.
3.выхода никакого нет и в ближайшее время не предвидится))) Немцы не перестанут быть немцами. Бюрократия никуда не исчезнет, а предписания по безопасности не отменят.
НО!
За восемнадцать месяцев я научился многому и с уважением отношусь к гигантской махине DB. Это реально огромная рабочая машина немецкой экономики. Да, она сбоит, опаздывает, но я точно знаю, что если не этот, то следующий поезд точно меня довезёт до нужной станции. Всегда. Нужно только немного подождать. Иногда)
А теперь ЛАЙФХАК!) Как нужно пользоваться DB:
Обязательно скачать приложение DB-Navigator
Всегда строить маршрут на поездах через приложение, но не всегда доверять ему полностью)) Можно и в Гугл поглядывать(для сравнения), особенно если у вас ещё автобус включён в маршрут.
На всех вокзалах смотреть внимательно на электронные табло на платформах! Потому как иногда платформу могут поменять, а в приложении эта инфа появится позже))) А поезд ваш в это время уже ту-ту))
Если ваши стыковки в маршруте 3-5-7-10-20-30 минут и вы едете на ICE(самый скоростной поезд в Германии) то лучше разработайте альтернативный маршрут, потому что ICE с большой долей вероятности опоздает)
Во время движения поезда(особенно на длинных маршрутах со стыковками) регулярно проверяйте график движения в приложении. И если понимаете, что опаздываете на стыковку, то стройте альтернативный маршрут. Он почти всегда есть.
Региональные поезда идут всегда и пореже опаздывают. Если у вас стоит выбор между региональным поездом и ICE,и разница по времени в полчаса, то лучше берите региональный.
Ну и избегайте передвижения на немецких жд-дорогах во время крупных мероприятий типа Чемпионата Европы по футболу, потому что вы точно куда-нибудь опоздаете)))
P.S. Отдельная тема - стоимость передвижения. Но это не совсем важно для приезжих.
P.P.S. Бессмысленно сравнивать DB и РЖД. Это просто два разных мира. По многим параметрам. Равно как и сравнивать Россию и Германию.
Например во Франции нельзя делать перевод с карты на карту через мобильное приложение. Нужно топать в отделение банка и там делать эти операции.
Где-то читал, что проблема Дойче Бана нерешаема - в90е и 00е эффективные менеджеры любой ценой сокращали расходы. В результате теперь поезда напичканы в расписании без возможностей смены локомотивов, нет никаких возможностей для их срочных ремонтов. В результате сбой любого поезда приводит к сдвигу всего расписания на огромном участке пути.
Как-то раз я ехал из Дюссельдорфа во Франкфурт. Дорога должна была занять 2 часа, но в итоге добрался больше пяти часов из-за того, что в самом начале пути поезд встал из-за происшествия. Доехали до Кельна, там всех высадили и сказали добираться другими поездами. Прямых поездов до Франкфурта в ближайшее время не было, пришлось добираться с пересадками. Спасибо, дойче бан!)
Проснувшись через полчаса-час, начал изучать любезно оставленный на столике маршрутный буклет. Сопостовлял время в нем с названиями населенных пунктов, которые мы проезжали, и если поначалу грешил на нарушенные недосыпом собственные когнитивные функции, то со временем несоответствие начало становиться совсем очевидным. Понесся искать проводника, который - на удивление для Германии - отказался говорить на английском, он на пальцах объяснил мне, что, мол, да, опаздываем, но ничего страшного в этом нет, а то, что у вас стыковка и не одна, ну так вам как-нибудь помогут на вокзале, возвращайтесь на свое место и наслаждайтесь дорогой. И все с такой неподдельной безмятежностью. Сказать, что для меня после РЖД и воспоминаний про немецкий орднунг еще из 90х это было шоком... Со временем, поездив Дойче Баном еще, я понял, что это действительно для немцев в порядке вещей. Из дюжины поездок в Германию после этого случая, не попадал под опоздание поезда лишь однажды.
К чести ДБ, вопрос действительно был решен относительно бескровно: можно было либо взять бесплатный поезд сразу до Шамони (но через Альпы он шел что-то около суток) либо - на чем мы и остановились - ехать в Женеву на следующее утро, а сейчас воспользоваться ваучером в соседние с вокзалом 3 звезды. Так что нам еще и по Франкфурту удалось прогуляться (хотя город не понравился от слова совсем).
Но для нас это был наверное первый опыт такого крушения мифов, а сколько всего было еще впереди...))