Трибуна
31 мин.

Как Пеле и Гарринча Копу не выиграли: 80 фолов за матч, «бойня века» и первая ТВ-трансляция

Вот уже пошла вторая неделя Кубка Америки. Ясно что он будет в тени Евро, смотреть вживую будет удобно лишь жителям Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также всем полуночникам. При том что уровень Евро с 24 участниками вызывает лично у меня дикую тоску и непонимание – когда же начнется футбол? Про Бразилию худо-бедно пишу и все в курсе последних событий. Сподобился на превью с анализом всех команд.

Но какая Южная Америка без баек и легенд?

Поделюсь всякими интересными историями из жизни и истории этого турнира и южноамериканского футбола в целом. Сегодня будет эксклюзив, с этими данными читатели блога знакомятся первыми – в мировых СМИ вы точно не увидите этих данных (пока?).

Итак, все мы знаем что любое Солнце не без пятен. Есть они у Месси, Марадоне предъявляют, что он не брал ЛЧ, хотя выигранный им кубок УЕФА вполне можно приравнять к данному титулу-в 1989 средний рейтинг участников от УЕФА составлял 23,22 баллов, в то время как в КЕЧ – 18,12.

Но в сравнении разных эпох я уже давно заметил 2 ошибочных аспекта – проецирование сегодняшней расстановки футбольных сил на условные 80/70/60-ые и далее по списку и второе-полный игнор и нежелание понимать исторический контекст. Именно поэтому споры о лучшем футболисте в истории это перпетум мобиле. Бесконечная работа языками и пальцами по клавиатуре с КПД рядом с нулем. Когда-нибудь возможно выберут, выработают критерии оценки и сравнения, но мне в это слабо верится. Как выбирали не лучших, а любимых, так и будут...

А вот Пеле (как впрочем и упомянутому Эль Пибе, Гарринче или Зико) в «вину» ставят отсутствие у него титула чемпиона Южной Америки. Так ли «виноват» в этом Король футбола и вообще давайте поймем с чем пришлом столкнуться Бразилии ровно 65 лет назад, весной 1959 года.

Принимать Чемпионат Южной Америки (Кубком этот турнир стал только в 1975 году) должна была Аргентина. Которая погрязла в распрях и скандалах, мнила себя великой и непобедимой, а потом пережила примерно то же самое, что и Бразилия на Минейрао в 2014 или Англия в 1950-53. Крах надежд и горькое отрезвление от того, что они и близко уже не мировая элита по игре

Три Кубка мира подряд Альбиселесте пропустила. Сначала ей не понравилось что в 1938 году страной-хозяйкой была выбрана Франция несмотря на устные договоренности со страной серебра. Через 12 лет (за которые Аргентина так и не сыграет ни с одной европейской сборной) отказ последовал из-за того, что местом проведения был выбран «любимый» сосед, с которым были расторгнуты спортивные связи. Но это официально. По факту же в 1948 году разразился жуткий кризис, сопровождавшийся масштабными забастовками, и многие ведущие футболисты эмигрировали в Колумбию. Выступать с теми кто остался, было равносильно самоубийству, и дабы избежать национального позора государственные мужи во главе с генералом Хуаном Доминго Пероном не придумали ничего лучше, чем спрятаться в кустах.

Справедливости ради для «Альбиселесте» военное десятилетие закончилось раньше: в 1947 году, когда они сыграли свою последнюю игру. Она снова сыграет матч против Парагвая только в 1950 году, а всего в год Мараканасо проведет два матча.

Но надо сказать в конце 40-ых Аргентина поставила рекорд если не на века, то уж очень надолго. 3 победных турнира подряд

Да-да, проводили турнир каждый год, так что те кто зубоскалит по поводу того, что Копу стали проводить аккурат под хотелки Месси, пока он не выиграет, как минимум забавны. Дальше будут казусы еще смешнее, но о них позже.

В 1951 и 1952 годах национальная сборная Аргентины также играла по две игры в год. И все четыре матча в Европе. До этого момента Аргентина играла в Старом Свете лишь дважды: на Олимпийских Играх в Амстердаме (1928 год) и в Болонье, в единственной игре, сыгранной на чемпионате мира 1934 года.

В 1951 году был сыгран знаменитый матч против Англии в Лондоне, 1:2 с блестящей игрой вратаря Мигеля Рухило прозванного после игры «Львом Уэмбли». Четыре дня спустя аргентинцы завершили тур победой над Ирландией в Дублине (1:0). В следующем году они победят Испанию и Португалию в Мадриде и Лиссабоне.

В 1953 году национальная сборная снова играла очень мало: она принимала Англию в Буэнос-Айресе, где Аргентина выиграла 3:1 и сыграла вничью 0:0 три дня спустя, а завершила год победой над Испанией со счетом 1–0, также дома. В том году национальная сборная не стремилась пройти квалификацию на чемпионат мира в Швейцарии – политические мотивы вновь возобладали над здравым смыслом, к ним добавилась еще и вражда со многими южноамериканскими федерациями.

Так в общем-то была похерена собственными руками первая аргентинская дрим-тим, основанная на игроках «Ла Макины», «Ривер Плейта», одной из двух лучших команд мира 40-ых-начала 50-х наряду с «Васко да Гама», «Победным экспрессом». Понятно, что аргентинцы считают своих сильнее, но на первом южноамериканском кубке чемпионов-1948 трофей забрал клуб из Рио, сыграв с «Ла Макиной» по нулям. А Ди Стефано, Лабруна, Педернера, Лустау, Морено так и узнают что такое чемпионат мира в отличие от Адемира, Шико, Данило, Жаира и Фриасы.

Устроив себе изоляцию от Европы, Аргентина, повторюсь, царствовала на континенте, взяв с 1941 по 1957 год 6 чемпионских титулов из 10.

Шесть титулов, завоеванных великим Гильерме «Эль Фильтрадором» Стабиле в качестве тренера национальной сборной за 19 лет у руля сборной, и блестящий урожай игроков, подросших или расцветших к 1957 году настолько явно, что в финале Бразилии не было оставлено ни единого шанса – 3-0, возродили давнюю мечту о истинной родине футбола – Аргентине: но для восстановления справедливости ей нужно было впервые выиграть чемпионат мира по футболу, который был запланирован в Швеции в следующем году. Обыграв дважды Чили и проиграв в Ла-Пасе, но обыграв Боливию дома, «Альбиселесте» добились квалификации на Мундиаль.

Оресте Корбатта (21 год), Умберто Маскио (24 года), Антонио Анжелилло (19 лет), Омар Сивори (21 год) и Освальдо Крус (27 лет). Атака мечты. И всех их спасает вратарь-чемпион Рохелио Домингес из мадридского «Реала», который доминировал тогда в Европе.

Молодой Сивори, легенда Аргентины, а затем «Ювентуса», обладатель Золотого мяча Европы в 1961 году, был выбран лучшим игроком того Кубка.

Роскошная атака сборной Аргентины на Кубке Америки 1957 года: «Лос Карасусиас»: Оресте Корбатта, Умберто Маскио, Антонио Анжелилло, Омар Сивори и Освальдо Крус.

Но возникли проблемы откуда не ждали – «постаралась» федерация и власть имущие, подложив свинью: накануне некоторые игроки того состава уехали играть за границу. Например, Сивори сыграл одну игру за «Ривер Плейт» в 1957 году, а затем продолжил играть за «Ювентус». Точно так же Маскио сыграл всего одну игру за «Расинг» в 1958 году пред переездом в Болонью. А Анжелилло сыграл пять игр за «Бока Хуниорс», прежде чем перейти в «Интер». И тогда на арену цирка вышли клоуны.

В марте 1958 года AFA постановила, что игроки, выступающие за границей, не имеют права защищать национальную сборную . Можем ли мы представить сегодня Лионеля Месси или Хулиана Альвареса, которые не смогут быть вызваны в команду Скалони из-за решения АFА?

«Альбиселесте» приехала в Швецию только с шестью чемпионами 1957 года: защитниками Педро Деллачей (капитан) и Федерико Вайро, Нестором Пипо Росси и нападающими Корбаттой, Крусом и Хосе Санфилиппо. 

Через 14 месяцев после триумфа чемпионскую команду считай расформировали из-за непонятного, я бы сказал идиотского, решения.

Это расчленение оставило «банду» Стабиле без шансов, и команда проиграла в первом матче со счетом 1:3 действующему чемпиону мира, сборной ФРГ.

Во второй игре они собрались и обыграли Северную Ирландию со счетом 3:1. Но то, что произошло потом, было названо «шведской катастрофой».

Аргентина была разнесена в пух и прах Чехословакией со счетом 6-1 и вылетела с ЧМ. 

Да, кто-то скажет – чехословаки и до войны были сильной сборной, и в Чили четырьмя годами позже дойдут до финала, но 1:6 это был не просто разгром, это была оплеуха по мечтам «о истинной родине футбола – Аргентине» при всем уважении к славянам.

Стоит добавить, что в период с 1948 по 1954 год Чехословакия сыграла 38 игр, а Аргентина — всего 11. Возможно это отсутствие соревновательного ритма вкупе с организационным бардаком и непомерными амбициями привело к такому печальному концу.

Ошибка AFA, повлиявшая на игру команды, ознаменовала конец почти бесконечной эры Гильермо Стабиле во главе команды. Новый цикл с новым тренером, точнее тренерским триумвиратом- Викторио Спинетто, Хосе Баррейро и Хосе Делла Торре – начался в 1959 году.

Стабиле же дома встречал Феолу и Пеле как радушный хозяин своих гостей и друзей.

Наступал очередной Чемпионат Южной Америки, который должен был пройти с 7 марта по 4 апреля на стадионе «Монументаль» в Буэнос-Айресе с участием 7 команд, играющих по принципу «все со всеми».

Компанию двум грандам составили Парагвай, Перу, Чили, Уругвай и Боливия (где профессиональный футбол появился только в 1950-м да и то, только в Ла-Пасе). Эквадор и Колумбия не участвовали в турнире. 

И главным соперником аргентинцев конечно считалась Бразилия. Похоронив «демонов Мараканасо» и поквитавшись с уругвайцами как на клубном уровне, так и на уровне сборных, Селесао все же радости особой не испытывала. Провал на ЧМ-54, запомнившийся массовым хамством с обеих сторон в матче с венграми, потом затрещина от аргентинцев 0-3 на Копе, выход на шведский мундиаль с диким скрипом благодаря единственному голу Диди со штрафного в ворота Перу.... Все искупилось летом 1958, когда богиня Нике наконец-то обрела бразильскую прописку. Яркий атакующий футбол под стать 1950 году, вот только в финале рыдали уже другие хозяева. И явление футболу пацана, которого уже через 3-4 года назовут лучшим в истории.

Висенте Феола внес в команду некоторые изменения -не было Вава, Нилтон Сантос, получивший травму, не был вызван, а Джалма Сантос начал турнир в качестве запасного – но основа была та, что выиграла свой первый чемпионат мира. Были вызваны дебютанты Коронел и Дорвал, получили шанс Валентим и Алмир.

Бразилия дебютировала на турнире матчем против Перу 11 марта 1959 года.

И это было эпохальное событие для стран инков. Это был ни много ни мало первый матч, показанный по телевидению в этой стране.

Перуанское телевидение только-только ползло по склонам Анд: государственный и экспериментальный Canal 7 был основан лишь в январе 1958 года, América Canal 4 был запущен в декабре 1958 года, а Panamericana еще не родилась (Хенаро основал ее в октябре 1959 года).

Это не было прямой трансляцией, матч был показан лишь днем ​​позже, в ночь на среду 11-го, и история с 24-часовой задержкой — это привет началу союза рабочего и колхозницы, то есть футбола и пива как близнецов-братьев. Пльзеньская пивоварня, открывшая бизнес в Перу хотела одновременно вложиться в телевидение и футбол. Ее главный конкурент, Бэкус и Джонстон, уже предвосхитил триумфальную перспективу объединения пива и футбола, когда финансировал создание Sporting Cristal в 1955 году. Бэкус также продолжил проявлять интерес к телевидению, поскольку, как только родился Canal 4, он выделил офис для производства и спонсирования его первых художественных передач.

Однако Пльзень стала первой пивоварней, замкнувшей взрывной круг пива, бейсбола и телевидения. Владельцы Пльзеня убедили Антонио Умберта и Никанора Гонсалеса, владельцев Canal 4, единственного коммерческого канала, записать и позже показать игру, идя на большой риск, так как они не знали, прибудут ли бобины 16-миллиметровой пленки вовремя из Буэнос-Айреса в Лиму. И, конечно, было обидно осознавать, что мероприятие будет чуть подпорчено тем, что болельщики узнают счет накануне по радио, в газетах и ​​в самих теленовостях. Но, ладно, это был первый раз, когда болельщик садился и смотрел матч национальной перуанской команды.

В статье в «Ла Пренса» того времени исполнительный директор Гастон Ромеро объясняет, что они отправили мотоциклиста в аэропорт Писко в ожидании, что самолет вдруг не приземлится в аэропорту Лиматамбо. Но все прошло хорошо. Умберт и Гонсалес вздохнули спокойно, и, к двойному счастью перуанцев, матч завершился вничью, что на вкус казалось триумфом.

Перуанцы в деталях видели как Пеле казалось бы хоронит их сборную на 48-ой минуте, 2-0, первый гол на счету Диди.

И тут произошло чудо, стоившее впоследствии Селесао итоговой победы- Хуан Семинарио из Пьюры, кладет дубль в мучительной второй половине матча, 2-2. Интересно,сохранилась ли в архивах та запись? Вряд ли.

Представьте себе какая бомба взорвалась! В то время не было точного учета количества телевизоров в стране, но, по некоторым оценкам, их число составляло около 50 000, что в сумме давало первую аудиторию в более чем 100 тысяч зрителей (без учета 45 000 зрителей на «Монументале»).

Социальное воздействие передачи было таково, что сильно обеспокоило кинотеатры, которые в последующие дни анонсировали короткометражные фильмы о футболе, репортажи о чемпионате Южной Америки. Местный профессиональный футбол тоже занервничал: ему потребовалось несколько сезонов, чтобы смириться с тем, что его будут регулярно показывать по телевидению.

Парадокс – весь футбол конца 50-ых очень сильно опасался, что продажа трансляций телевидению поставит под угрозу будущее посещаемости стадионов и следовательно билетной выручке, за счет которой и жили клубы. И всячески как мог откладывал допуск ТВ на стадионы. А телевизионщики после первых успехов трансляций прекрасно понимали какие суммы сулит показ футбола, который уже был глобальной страстью.

Разозлившись на досадную ничью и потерянное на ровном месте очко, бразильцы в двух следующих матчах не оставили никаких шансов Чили и Боливии 3-0 (дубль Пеле и гол Диди) и 4-2 (дубль Валентима, по голу Пеле и Диди).

Самбу возглавляли Пеле и Диди. Гарринча вышел лишь во втором матче и действовал не очень уверенно. Надо сказать первая половина года у него однозначно не задалась как в сборной, так и в «Ботафого».

А потом состоялось дерби с Уругваем. Эту игру назовут «бойней столетия». Давайте поймем почему?

Начиная с Мараканы, сборная Уругвая в 1950-ые годы переживала медленный спад: да, она заняла четвертое место на чемпионате мира в Швейцарии, выиграла чемпионат Южной Америки 1956 года, но следом произошла катастрофа по имени вылет с ЧМ в 1958 году, и исторический скандал на Кубке Америки 1959 года в Буэнос-Айресе.

В ночь на 26 марта, 65 лет назад, уругвайцы и бразильцы сыграли настоящую решающую битву на стадионе «Монументаль».

Впечатление, которое осталось у уругвайских игроков – бразильцы были готовы к бою, с кровью в глазах после Мараканасо. Действительно, в те годы случались инциденты в нескольких матчах между двумя командами или клубами из обеих стран. страны.

Вообще участие в этом Кубке было под вопросом из-за разногласий между AUF и профсоюзом игроков, которые привели к роспуску национальной сборной и ее реорганизации всего за 24 часа.

Уругвай должен был сыграть с Бразилией 25 марта, но матч был перенесен на день из-за дождя.

В голубых футболках вышли Хуан Карлос Лейва, Уильям Мартинес, Альсидес Сильвейра, Вальтер Давуан, Нестор Гонсальвес, Хуан Карлос Месиас, Карлос Борхес (Роке Фернандес), Эктор Демарко, Владас Дуксас, Хосе Сасия, Гильермо Эскалада (Сельмар Агилера).

Бразилия: Кастильо (Жилмар), Джалма Сантос, Беллини, Коронел (Пауло Валентим), Формига, Орландо, Гарринча (Дорвал), Диди, Алмир, Пеле и Шинезиньо.

Пресса всех стран отмечала, что первые 30 минут были на самом деле прекрасным спектаклем, футболом, достойным двух чемпионов, Началось со спектакля Пеле, который почти ошеломил: четыре финта подряд, раскачивая соперника корпусом, так можно сделать только с пружиной под футболкой.

Но вот потом... Уругвай собрался, заиграл лучше, уверенно в защите и быстро в атаке. Однако некоторые намечающиеся стычки уже были очевидны. Не удалось подключение в атаку Джалме Сантосу, и срывая атаку, Беллини пнул Сасию. А светло-синие стали косо смотреть на нападающего -соперника Алмира, который в каждой игре ходил по острию ножа, как вспоминал Сасия годы спустя.

Алмир был настолько же хорошим футболистом, насколько и скандалистом. Первый «белый Пеле» не выдержал быть тенью и преуспел на как бы сейчас сказали хайпе и провокациях. Чтобы понимать суть этого игрока – вспомните Эдмундо. Тот тоже мог выдавать магические матчи и даже сезоны, но все его помнят как «Животное» или «Скотину».

В 1973 году журнал Placar начал еженедельно публиковать мемуары Алмира, в которых он даже признался, что принимал допинг во время карьеры, не говоря уж о таких мелочах как хроническое пьянство, из-за которого карьера-то и не задалась. Помимо того он активно поддерживал геев и их права с недвусмысленными намеками касаемо своей жизни и разных экспериментов. Прежде чем серия заметок завершилась, Алмир был убит во время драки в одном из баров Рио-де-Жанейро. Версий много – от мести (хотя кому катящийся вниз бразильский футбольный Панин был нужен?) до более банальных – ревность (бар был с дурной, хотя сегодня это считается даже нормой со своими флагами, репутацией) либо же неспособность ответить на улице кому-то из такой же пьяной гопкомпании на извечный гамлетовский вопрос- «слышь, ты че?»

Ключевым моментом матча стал подкат Алмира на Сильвейре в штрафной Уругвая, хотя уругвайская пресса признала, что Сильвейра излишне преувеличил свое падение. Гонсальвес в ответ с размаху ударил Алмира ногой, и понеслось.... Драка распространилась на всех игроков кто был на поле, кто сидел на лавках, тренерские штабы и некоторых фотографов, которые вместо того, чтобы выполнять свою работу, начали от всей души лупцевать уругвайцев.

Одним из самых активных бойцов, я бы сказал центральной фигурой, был бразильский массажист Марио Америко, который наносил удары в стиле карате уругвайцам, потом схватил в охапку Уильяма Мартинеса, чтобы и Пеле смог его ударить. Диди тем временем добавил ему обеими ногами. Защитник упал и несмотря на это получал пинки со всех сторон. Не разбираясь его били и чужие и в горячке свои.

Мартинес к чести, после того как страсти улеглись, продолжил играть с перебинтованной головой.

Когда все утихло, чилийский арбитр Роблес удалил по два игрока от каждой команды: Давуана и Гонсальвеса у Селесте, Алмира и Орландо у Селесао. Хотя справедливости ради, ему следовало выгонять всех 22 игроков.

Вскоре после возобновления Уругвай вышел вперед благодаря великолепному голу Эскалады: блестящий удар в угол недавно вышедшего Жилмара. Вот так и закончился первый тайм.

В перерыве Бразилия выпустила еще одного форварда, Пауло Валентима, дебютанта в составе зелено-желтой команды и многолетнего кумира «Боки». Он забил три гола, которые полностью изменили игру. Была критика в адрес вратаря «небесных» Лейвы, его обвинили во всех трех голах.

Когда встреча закончилась, Сасия подошел к Беллини и напал на него, что вызвало новую всеобщую драку «стенка на стенку». Из-за такого поведения AUF исключила игрока из состава, хотя по просьбе товарищей по команде позже восстановила его в заявке.

Блестяще охарактеризовали тот инцидент аргентинские СМИ. Вообще южноамериканская журналистика это потерянный/забытый вид литературного искусства.

«Здесь невозможно найти первоначальных виновников. Смягчающих обстоятельств здесь ни для кого нет. Здесь нет и невиновных.

Виновных здесь всего 22. 22 футболиста достойны того, чтобы быть массово арестованными полицией и помещенными туда, где суждено быть мошенникам и преступникам. Они мошенничали и совершали преступления. Они проявили грубое неуважение к тысячам фанатов, которые заплатили более двух миллионов песо... за то, чтобы не видеть, как они участвуют в ожесточенной битве, состоящей из ударов руками, ногами и головами.

У судьи нет смелости, чтобы найти причину такого позора для самого общества, поскольку это уже больше, чем простой позор для футбола, учитывая, что футболист является бенефициаром одной из самых прибыльных профессий, которые когда-либо существовали в мире.

Под угрозой отмены матча чилийский судья г-н Роблес мог бы укротить бурю парой немедленных удалений при первом же взгляде на этот общий бокс между 22 футболистами, смешанными примерно с 400 членами федераций, журналистами, фотографами, художниками и комментаторами.

Некоторые с горьким комплексом жаждали показать, что преодолевают комплекс (Мараканасо), другие со смелостью красивых мужчин решили показать, что им достаточно в очередной раз «побить этих макак».

И момент, которого они оба ждали, настал: момент, когда Алмир идет навстречу мячу, который также намеревается сыграть Лейва, он прибывает первым, но Алмир, Лейва и Сильвера сталкиваются. Столкновение сопровождается ударами бразильца, Пеле приходит вмешаться и защитить товарища, но за ним появляется Гонсалвес, который сбивает с ног Пеле сильными ударами. К этому Давуан добавляет свою долю.

Кажется, это тайно ожидаемый общественный лозунг: столько драк, сколько существует пар уругвайцев и бразильцев, они спонтанно вспыхивают на всем поле. Запасные выбегают, чтобы присоединиться к основной команде. Массажисты и ассистенты. Это их единственный успех: не отказаться вдали от занимаемого ими места среди народа и присоединиться к дикому ядру, которое, как варварские народы, борется за свои низменные страсти. Шоу повторяет то, что было 13 лет назад: прямо здесь, под солнцем печально освещенного воскресенья. Все запутано.

Нет времени искать альтернативу боксу, потому что есть еще одна, более ужасная. Все бьют друг друга чем попало, все бегут, кто в ужасе, кто угрожая другим. И так по всему стадиону. Позже становятся известны садистские подробности дела: что чернокожий массажист Америко выплеснул все свое «сочувствие», пытаясь чуть ли не убить Уильяма Мартинеса, что Беллини потерял два зуба, Уильям Мартинес – один. Самому Мартинесу сразу же разбили голову ударами ног. Марио Америко, положив его на спину, позволил добивать уругвайца (кому бы вы думали?) Леонидасу да Силве, «Черному бриллианту», который выскочил из своей радиобудки, чтобы присоединиться к этому чудовищному боксу...

Побоище длилось 22 минуты и состояло из трех этапов: исполнительного, консультативного и гигиенического (удаления игроков).

С финальным свистком пропали и тормоза. Беллини куда-то уходит, чтобы присоединиться к ликующим товарищам по команде, и сразу четыре уругвайских игрока набрасываются на него с ударами. Один из его нападающих взлетел настолько идеально горизонтально, на высоте почти двух метров, что ему удается обеими ногами ударить капитана бразильцев прямо в лицо и сбить его с ног. Когда Беллини собирается встать, ему тут же напоминают о первоначальной судьбе очередным ударом в голову. Далее Демарко и Сасия обрушивают силу кулаков на Диди. Но на этом все не заканчивается. Под коллективным возмущением, не стесняющимся указать на то, что они трусливые агрессоры в завершившемся споре, уругвайцы покидают поле, осыпанные проклятьями аргентинской публики и бразильских туристов. Они снова чувствуют себя «красивыми» и не только не затыкаются, исчезая в туннеле, но и сохраняют агрессивную позицию, сопровождаемую непристойными жестами. В показных намеках на своих славных «небесных» кумиров, которых они обесчестили.

В матче было две крайности: чистейший футбол и чистейшее варварство цивилизованной эпохи. В итоге победило варварство».

Пресса Монтевидео в 1959 году также была очень резкой по отношению как к уругвайцам, так и к бразильцам, не ища оправданий.

На следующий день трибунал КОНМЕБОЛ дисквалифицировал Гонсальвеса и Сасию на три игры, а Давуана, Алмира и Орландо – на одну. Полковник Альваро Исасменди, член трибунала от Уругвая, покинул встречу расстроенным, понимая, что санкции были «излишними» для уругвайцев и «мягкими» для бразильцев.

Оценки за матч от Manchete

Уругвай завершил Кубок Америки с четырьмя поражениями и всего двумя победами. Шторм в AUF продолжился докладом тренера по физподготовке капитана армии Умберто Мендивила. Солдат анализировал каждого уругвайского футболиста на предмет его физических и технических показателей и даже личного отношения за пределами поля, в некоторых случаях обращаясь к таким выражениям, как «подлый», «тщеславный», «холодный и бездушный».

Завершая историю этого матча, я дам вам уникальные цифры. «Manchete Esportivo» не только подробно описывала ход матчей и выставляла оценки, она также вела как сейчас принято развернутую статистику- подсчет велся голевым передачам, ударам по воротам и даже фолам.

Количество нарушений, допущенных игроками обеих команд составило....79 за 90 или сколько там минут игрового времени. СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ за матч.

Одно нарушение правил каждые 68 секунд. При этом команды как-то умудрились забить 4 гола и при этому никто из игроков не получил травму вне побоища.

Сегодня грубым по меркам ФИФА считается матч с 25+ нарушениями.

Посмотрим все матчи Бразилии на той Копе? С Перу 61 фол, Чили 37, Боливией 53, Парагваем 49 и Аргентиной 45.

Давайте посчитаем среднее количество без аномального матча с Селесте.

В среднем 49 фолов за матч. Много это или мало?

Возьмем матч за золото того же года между «Васко» и «Фламенго» в рамках Кариоки.

Здесь мы тоже видим развернутую статистику – фолы, блокированные удары, угловые, прострелы/навесы, спасения вратарей. Итого в напряженном матче 51 фол.

Как говорится все в духе времени и тогдашнего уровня жесткости. 40-50 фолов за матч считай норма.

Чем больше я погружаюсь в бразильские и аргентинские архивы, тем больше я удивляюсь. То, что по версии современного обывателя существует лет 15 или около, существовало в Бразилии уже 70 лет назад. А те графики интенсивности матчей и зачаточное xG, чем так любит заниматься Opta, существовало в венгерской, польской и итальянской спортивной прессе еще 100 лет назад. Я не опечатался – в одном из материалов я уже давал скрины изданий 1924-1941 годов. Ничто не ново под Луной.

Еще чем-нибудь удивить? 1955 год: финансовый анализ «Васко». Зарплаты всех игроков команды, включая молодежку, расходы на транспорт, медицину, структура прибыли, сальдо и многое другое.

Не в каждом сегодняшнем медиа увидишь нечто подобное.

Но культивируется миф про отсталую Бразилию, где все в тетрадочку записывали, а то и вовсе голы со слов считали без проверки. Да-да, держите меня в курсе и заодно пришлите аналогичную статистику по Европе, а то я устал искать.

Но я ничего не навязываю, кто-то верит в небылицы и мифы – пожалуйста, мы не в церкви чтобы обсуждать вопросы веры, да и я не ликбез. Есть кто-то кто до сих пор в Деда Мороза верит...

Возвращаемся к Копе. Зализав раны, Бразилия в следующем матче не оставила шансов Парагваю 4-1 с хет-триком Пеле и голом Шинезиньо.

Впереди был матч за золото с хозяевами, которые к тому времени не потеряли ни очка. Этот матч вошел в историю лишь рекордной выручкой от продажи билетов – 5 525 425 долларов. Всего за турнир хозяева вместе с КОНМЕБОЛ заработали 28 177 932 доллара.

Аргентина: Негри, Гриффа (50 Кардосо), Муруа, Ломбардо (46 Симеоне), Моуриньо, Кап, Нардьельо, Пиццути, Соса, Калья (60 Родригес), Белен Бразилия: Жилмар — Джалма Сантос, Беллини Орландо, Коронел -Дино Сани, Диди— Гарринча,  Пауло Валентим (Aлмир), Пеле, Шинезиньо

В рамках взаимной озабоченности из-за осознания отсутствия оружия для противодействия определенным достоинствам противника матч выдался скучным, холодным, очень расчетливым, очень внимательным с обеих сторон прежде всего к инициативе противника, а не к их собственной.

То есть на первый план обе команды выдвинули идею помешать другим, а не играть самим. Аргентина сделала ставку на длинные передачи и силовую борьбу – она принесла свои плоды с довольно серьезными опасностями для Жилмара, бразильская защита сразу же сконцентрировалась на опеке и забыла про помощь созиданию. Обе команды отказалась от попыток завоевать свободное пространство в центре поля. В течение длительного периода игры этот сектор был законной нейтральной зоной. Оно никому не принадлежало и никому не было нужно. 25 минут Аргентина атаковала, потом инициативу перехватили бразильцы.

Но оставшиеся 65 минут, прошли во взаимном страхе и уважении с обеих сторон. Касаемо Бразилии можно было сказать: есть Диди, Дино Сани и Пеле, желающие победить; и есть Беллини, Джалма Сантос и Коронел, которые боятся проиграть; У соперника были Моуриньо и Пиццутти, желавшие снискать еще больше славы, остальные же думали, что синица в руках лучше. И был третий главный герой, который, кажется, чувствовал себя более комфортно без победителей и проигравших, судья.

Счет в первом тайме на 40-ой минуте открыл Пиццутти. Калья ушел во фланг и оттуда прострелил в центр. Соса и Беллини держали друг друга, а свободный форвард бросается рыбкой. Удивленный Жилмар не может вовремя среагировать, и мяч проходит между ног вратаря

После Бразилия устраивает осаду, но безрезультатно- альбиселесте держит по 7 человек у своей штрафной, Пеле стерегут двое, а Гарринча увы через раз теряет мяч и не обостряет. Пришлось менять позицию и смещаться в центр, откуда Манэ нерабочей левой отправил пас верхом в сторону Пеле. Моуриньо и Симеоне не среагировали. Пеле великолепно опустил мяч грудью, сделал несколько шагов и ударил с левой в правый от Негри угол, куда тот не смог дотянуться. Шла 58-ая минута.

После этого команды вернулись к прежнему тяни-толкай без центра поля. Бразильские статьи утверждают ,что судья Роблес не поставил железный пенальти на Гарринче, а также свистнул на 3 минуты раньше во время атаки Селесао. Великий Нельсон Родригес вообще писал в своей колонке, что в той атаке Гарринча пробил, Негри не дотянулся и мяч угодил в сетку, но вся беда в том что Роблес свистнул во время полета мяча и гол не засчитал. И он тоже упоминает, что на секундомере шла 42-ая минута игры.

Аргентинцы же уверяют, что ничего такого не было и вообще Жилмар вступал в игру чаще.

А «Монументаль» после финального свистка превратился в преисподнюю

Так или иначе мне понравилось резюме матча и всего турнира от Эль Графико

«По всем этим и многим другим причинам, которые мы выявили в ходе этого постшведского процесса, мы утверждаем, что достигнутый триумф вызывает контролируемую, хорошо обоснованную радость; основанную на том факте, что первый шаг из длинного цикла был завершен итоговой победой. Но это не дает повода верить в то, что мы выздоровели, что мы снова обладатели какой-либо истины и какого-либо пьедестала лучших. То, что эта команда показала в плане футбола, ничем не лучше Бразилии – факт. Продолжайте работать: нас ждет 1962 год».

Бразилия же уехала домой не выигравшей, но и не побежденной. Она дала шансы новичкам – Коронелу, Дорвалу, Паулиньо и в общем-то сделала выводы на будущее.

Оценки игроков по матчам от Manchete.

Турнир стал в общем провальным для Гарринчи. Возможно его энергии не хватило, не хватало Вава на острие.

Но так или иначе Пеле был признан лучшим игроком и бомбардиром турнира, в 6 матчах он забил 8 голов и отдал три результативные передачи.

Диди же выдал просто мастер-класс по дирижированию игрой. Согласно Manchete из 17 голов, забитых Бразилией, к 13 был причастен «тягучий» маэстро из «Ботафого». Учитывая что Диди забил 3, то получается за турнир он отдал ДЕСЯТЬ голевых передач. Феноменальная цифра.

Так же как и другая. Пеле за весь турнир собрал на себе 98 фолов за 6 матчей. То есть в среднем на нем нарушали правила 17 раз. Семнадцать!!

Для сравнения на Марадоне в 1986 году фолили в среднем 7 раз, на Месси в Катаре 2 раза.

Такие были времена, такие правила.

Заодно и какая-никакая почва для размышлений и платформа для сравнения разных эпох без абстрактного «раньше трава была зеленее и девки моложе». А какой футбол тогда был, эххх. Вот теперь это эхх можно измерить цифрами и фактажом, и сделать из этого вывод или не сделать.

Через полгода, в декабре 1959, КОНМЕБОЛ проведет еще один Чемпионат Южной Америки. Да, второй за год. Угадаете по какому поводу? В честь открытия нового стадиона в эквадорском Гуажакиле.

Кто-то откажется, Бразилия пошлет сборную штата Пернамбуку (максимум пятый по силе в футбольном плане штат). Уругвай выиграет приз, но кубок ему вручен не будет. Так решили. КОНМЕБОЛ уже тогда с пулей в голове был.

Еще через 4 года Селесао снова отправит энную по силе сборную, в основном из игроков из штата Минас-Жераис, в в 1967 и вовсе откажется участвовать.

Никто не хотел рисковать своими лучшими игроками, которых и так уже начинали ломать на ЧМ, не хватало, чтобы земляки устраивали мясорубку. Как в Аргентине, турнир в которой выдался пожалуй самым грубым в мировой истории.

Пока не нашли новых фактов будем считать этот турнир за глаза «мясорубкой на Монументале».