«Боруссия» в два раза беднее «Реала». А на что она живет и как тратит?
Участники финала Лиги чемпионов существуют в разных финансовых измерениях.
Все решено? Расскажите это толстосумам из «ПСЖ».
«Боруссия» только на 5 процентов принадлежит фанатам, но при этом соблюдается правило 50+1

Начнем со структуры владения.
Напомним, в Германии с конца девяностых действует правило 50+1 – у болельщиков должно быть большинство голосов при принятии основных управленческих решений. Что-то вроде прививки от засилья внешних инвесторов, а еще способ сохранения сравнительно низких цен на билеты, что привело к самой высокой средней посещаемости в мире и отличной фанатской культуре.
Но чтобы соблюдать это (вроде бы простое) правило, немецкие клубы используют разные форматы.
Например, 75% акций «Баварии» принадлежит членам клуба, а в Дортмунде дела устроены иначе: членский клуб (по состоянию на ноябрь 2023 года насчитывающий 189 532 члена) контролирует только 4,61 % акций клуба.
Остальные акции «Боруссии» (Borussia Dortmund GmbH & Co. KGaA) распределены так: член наблюдательного совета клуба Бернд Геске владеет 8,24 %, химический концерн Evonik Industries – 8,19 %, страховщики Signal Iduna – 5,98 %, спортивный гигант Puma – 5,32 %, немецкий предприниматель Ральф Доммермут (через Ralph Dommermuth Beteiligungen GmbH) – 5,03 %, в свободном обороте на фондовом рынке находится 67,24 % акций клуба.
Чтобы соответствовать правилу, за управление клубом отвечает Borussia Dortmund Geschäftsführungs-GmbH, которая на 100% принадлежит членам «Боруссии». Все важные решения принимаются только ими.
Еще десять лет назад УЕФА называла немецкую модель владения «золотым стандартом», который позволяет избегать финансовых проблем. В Бундеслиге и правда почти никто не влезает в дикие долги и не нарушает правила финансового фэйр-плей.

«Боруссия» ведет очень сдержанную политику – например, руководство не распределяло (даже не собиралось) дивиденды с прибыли за прошлый сезон – этими деньгами компенсировали клубные убытки, понесенные в ковидные сезоны.
Привет Глейзерам, которые умудрялись выплачивать себе десятки миллионов при долгах «МЮ» в более полумиллиарда евро.
В Германии такое практически невозможно.
А сколько вообще зарабатывает «Боруссия»?
Сначала общие цифры.
По данным УЕФА, доходы «Боруссии» в прошлом году выросли почти на 50 млн евро, – клуб стал двенадцатым по этому показателю в Европе. Лидирует «Реал».

Прибыль «Боруссии» составила 10,8 млн евро, что не позволяет входит в европейский топ-10. Но это вполне неплохо с учетом убытков 2022 года (минус 30,2 млн евро). А еще это больше (хоть и чисто символически), чем годовой плюс/минус «Реала» (9 млн).
Из чего складываются доходы «Боруссии»?
● Матчдэй-доходы – продажа абонементов, билетов, а также разнообразные услуги на стадионе.
«Боруссия» – самый посещаемый клуб мира. В этом сезоне средняя аудитория «Сигнал Идуна Парк» составила 81 323 зрителей (в прошлом – 81 228). Это 99,99 % вместимости стадиона (81 365). 23 солдаута при 24 домашних матчах в сезоне.

Матчдэй-доходы этого сезона пока не опубликованы, но можно посмотреть прошлый. «Боруссия» примерно с такой же посещаемостью не вошла даже в европейский топ-20 (43,5 млн евро), «Реал» идет четвертым с выручкой 134 млн евро при средней посещаемости 72 618.
Дело в том, что не всегда заработки прямо зависят от количества зрителей. УЕФА уточняет, что очень важна способность клубов выжимать максимум с каждого болельщика. Например, «ПСЖ» в лидерах по матчдэй-доходам, хотя у него 26-я посещаемость в Европе (в среднем зарабатывают 140 евро с одного болельщика), «Реал» – пятый по среднему фанатскому чеку (83 евро) и шестой по доходам с одного домашнего матча (4,8 млн евро).
«Боруссия» в среднем зарабатывает с одного домашнего матча вполне приличные 2,1 млн евро (17-е место в Европе), но при этом получает всего 24 евро с одного болельщика (49-е место).
Здесь мы возвращаемся к правилу 50+1, которое дает болельщикам контроль над ценами. Не вредить же им самим себе.
«Немецкий зритель традиционно имеет тесные связи со своим клубом, – объясняет генеральный директор «Боруссии» Ханс-Йоахим Ватцке. – Если у фаната возникнет ощущение, что к нему относятся как к клиенту, а не болельщику, у нас будут проблемы».
Традиции есть традиции – «выжимать максимум» из фанатов в Германии никто не собирается. Идем дальше.
● Призовые ЛЧ. В прошлом сезоне набралось 74 млн евро (у «Реала» 122 млн). В этом точно будет больше – победитель и финалист зарабатывают сильно больше 100 млн за турнир.
● ТВ-деньги. В прошлом году дортмундцы получили от вещателей 157 млн евро.
УЕФА уточняет, что в первой двадцатке по таким доходам только два не английских клуба – «Реал» (10-е место) и «Барса» (15-е).
● Деньги спонсоров. Основная статья.
«Боруссию» содержат спонсоры-акционеры
В отчетности УЕФА коммерческая выручка включает как спонсорские сделки, так и другую бизнес-активность(реклама, мерч, использование помещений в дни без матчей и так далее).

В пятерке основных спонсоров «Боруссии» четыре клубных акционера.
Технический контракт с Puma приносит в клубный бюджет около 27 млн евро, плюсом 54 млн дает продажа мерча.
У «Боруссии» сразу два титульных контракта – логотип телекоммуникационного провайдера 1&1 (принадлежит акционеру клуба Ральфу Доммермуту) красуется на форме клуба в матчах Бундеслиги, в других соревнованиях (включая Лигу чемпионов) – химической компании Evonik. Клуб получает от такой необычной комбинации около 40 млн евро в год.
Страховой бренд Iduna Signal добавляет около 11 млн евро за нейминг стадиона.
В общей сложности у «Боруссии» в партнерах более 40 брендов, среди которых Coca-Сola, Sony, Hankook (шины), L’Oreal.
А сколько «Боруссия» тратит?
Немного.
По данным международного центра спортивных исследований в футболе (CIES Football Observatory), у «Боруссии» положительный трансферный баланс за 10 сезонов (без учета текущего) – плюс 109 млн евро. Для сравнения, минус «Реала» за этот же период – 325 млн, «Баварии» – 343 млн, «ПСЖ» – 1 млрд.
«Боруссии» далеко до европейских лидеров по трансферной прибыльности – «Бенфики» (плюс в 764 млн евро) и «Аякса» (434 млн), но в Германии эффективнее только «Хоффенхайм» (156 млн).
Трансферный баланс этого сезона – плюс 47 млн евро.

Скаутская служба восхищает. Юного Джейдона Санчо взяли из молодежки «Ман Сити» за 20,6 млн евро (продали в «МЮ» за 85 млн), за перспективного Эрлинга Холанда заплатили 20 млн в «Ред Буллу Зальцбург» (ушел в «Сити» за 60 млн), известного только фанатам Football Manager Джуда Беллингема в нежном возрасте забрали из «Бирмингема» за 30 млн (отдали «Реалу» за 103 млн).
Такие истории уже не удивляют. Удивляет другое – как клуб, который регулярно продает звезд, доходит до финала Лиги Чемпионов.
Конечно, перепродают не всех и не сразу. Например, полузащитник Юлиан Брандт пришел из «Байера» за 25 млн евро еще в 2019-м , кипер Грегор Кобель из «Штутгарта» за 15 млн – в 2021-м, защитник Нико Шлоттербек из «Фрайбурга» за 20 млн – 2022-м. Все они в Дортмунде подорожали – сейчас Transfermarkt оценивает каждого в 40 млн евро.
По подсчетам УЕФА, «Боруссия» в двадцатке самых дорогих клубов по траснферной стоимости – 390 млн евро (19-е место). «Реала» оценили в 1,03 млрд евро (4-е место), ПСЖ – в 938 млн евро (5-е место). Выше только британские топы – «МЮ» (1,42 млрд), «Ман Сити» (1,29 млрд) и «Челси» (1,08 млрд).
По зарплатам «Боруссия» 13-я в Европе с 236 млн евро в год. «Реал» тратит на зарплаты 453 млн евро, «Сити» – 554 млн, ПСЖ – 617 млн.
В общем, по всем финансовым показателям «Боруссия» вдвое беднее «Реала». Да что там «Реала» – кажется, даже Килиана Мбаппе.

Как бы ни сложился финал, «Боруссия» уже сделала главное: напомнила, что Лига чемпионов – не война кошельков. Как минимум в уходящем формате.
И Мбаппе, и Холанд в «Реале» – разве это возможно? Откуда деньги?
Фото: East News/Sebastian El-Saqqa / firo Sportphoto / dpa Picture-Alliance via AFP, Aytac Unal / ANADOLU AGENCY / Anadolu via AFP; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos











Ну и сколько клубов из восточной европы брали лч? Сколько за 20 лет клубов не из топ-5 брали лч? Сколько клубов из топ-5 взяли лч в первый раз? Демагогия, короче.
Возникает вопрос, за счет каких инструментов бавария на вершине иерархии в Германии находится, почему ее не пытаются сдвинуть и главное - почему ее гегемония началась в 2010х, а раньше ее успешно другие клубы разбавляли
Но потом в футбол пришли большие деньги… и все - разнообразие кончилось. Но автор этого не знает
прикол, известный только фанатам Football Manager футболист в нежном возрасте, примеченный прозорливыми скаутами Боруссии, стоит как рекордный российский в расцвете сил
Да, в ТОП-5 ценники выше, так как рынок другой. И стоимость понятие условная. Одно дело продавать из России или Норвегии и совсем другое между собой. Да, прикиньте, 2 года назад Хвичу покупали за что-то типа 15 миллионов, ещё и торговались, а сейчас разговор о 60-100 лямах. Потому, что изменился статус игрока, притом сильно, изменились и переговорщики, которые продают.
Если бы наши игроки более массово уезжали и активнее переходили, то мы бы могли увидеть что-то подобное. Но они толком не уезжали, а наши клубы толком не умеют продавать
Такую ахинею тут иногда пишут конечно.
При этом Реал наверное единственный клуб, который по части эффективности трансферных успехов не уступит Дортмунду. Тот же Винисиус порол моменты годами - теперь лучший в мире на своей позиции. Они видели потенциал, и готовы были ждать. Если бы прослойка типа Порту влезла, за игрока пришлось бы отдать уже другие деньги.
То, что именно эти клубы разыграют чашку, а не Манся с Псж, это отличный финал клубного сезона.
А то как-то нелепо звучит...Боруссия беднее... Реал бедный, а Боруссия ещё беднее...
Нищеброды получается?