Дерби Манчестера, это не только спортивное соперничество, но и финансовое. Ключевые цифры в четырех картинках
Начнем сравнение с актуального – оценки стоимости клубов. Позавчера свои оценки стоимости обновил Forbes, 8 мая – sportico.com. Пока прошлогодняя оценка от Football Benchmark. cash&goals уже писал о том, чего стоят такие оценки в своем первом материале на спортс.ру.
В оценках стоимости МЮ все еще выдерживает конкуренцию и в 2/3 случаев опережает земляков-соперников. Во многом это достигается за счет «истории успеха» или стоимости бренда, а не операционных результатов (об этом чуть ниже). Например, Forbes оценивает бренд МЮ (1 127 mUSD) дороже бренда МС (877 mUSD) в 1,3 раза. Вопрос только в том, что Сити последние годы пишет новую историю успеха в АПЛ, что постепенно нивелирует разницу в оценке брендов, если ситуация в спортивном соперничестве не поменяется. Дальше смотрим на располагаемый ресурс. Естественно, главный ресурс футбольного клуба – футболисты. Ниже представлена оценка их стоимости по данным transfermarkt и Football Benchmark (про обзор майского обновления стоимости и методику оценки можно прочитать здесь), а также стоимость состав из отчета о финансовом положении (баланса) клубов.
Ниже несколько ключевых экономических метрик, в т.ч. из отчетности за сезон 2022/23.
Закончим обзор графиком измеенния операционной выручки клубов за период 2008-2023. Кажется, что постковидный период становится переломным в финансовом соперничестве клубов.
Здесь не получилось добавить график в формате gif - еще один повод подписаться на telegram-канал cash&goals. Там изменение выручки отражено в динамике
cash&goals – новый блог о финансах в европейском и мировом футболе. Читайте в блоге большие материалы о финансах в английском футболе:
финансовый обзор Манчестер Сити - «Уже все и всё рассказали про чемпионство Ман Сити? Самое время поговорить о финансах»
оценка ожидаемых выплат клубам от УЕФА и АПЛ за сезон 2023/24 - «В сезоне 2023/24 от АПЛ и УЕФА английские клубы получат более 3 млрд фунтов стерлингов»
обзор финансов ТОП лиг Европы - «Деньги не играют в футбол, расскажите об этом клубам АПЛ. Кто-то еще зарабатывает на футболе кроме big5? Разбираемся»
matchday (доходы от продажи билетов во время матчей, сезонных абонементов и прочие доходы от активностей, которые непосредственно связаны с игровыми днями)
+ broadcasting (клубные доходы от ТВ контрактов + призовые [которые по своей экономической природе также являются частью ТВ контрактов лиг и УЕФА])
+ commercial (спонсорские контракты, реклама, и все прочие доходы, которые не имеют непосредственной связи с игровым днем).
Операционная прибыль = выручка - операционные затраты
Доходы от турниров часть опер выручки, учитывается в группе broadcasting
А в какую статью попадают доходы от участия в еврокубках?
Операционная выручка? Или сразу в операционную прибыль?
Было бы большим упрощением сказать, что финансовый успех клуба только результат сделок со связанными сторонами. Все-таки клуб стал много зарабатывать на продаже игроков + призовые от УЕФА и АПЛ за последние 6-7 лет совокупно больше, чем у других клубов АПЛ. Но, к статье коммерческих доходов действительно есть вопросы. Из материала cash&goals про МС
"Рост по статье commercial обеспечен в первую очередь за счет новых спонсорских соглашений. Именно в этой статье Манчестер Сити обеспечивает себе преимущество над другими английскими клубами, т.к. наращивать matchday проблематично из-за естественных ограничений, и каждый год Лигу чемпионов не выиграешь, а в АПЛ разница выплат между первым и четвертым местом составляет примерно 7%, поэтому и по статье broadcasting сильно соперников не опередить. Остается коммерческий доход, по величине которого клуб уже в ТОП3 в мире, а в Англии Сити и вовсе вырвался в лидеры, опередив земляков из Юнайтед, которые лидировали в АПЛ по этому показателю на протяжении всех 2010х. К этой же статье больше всего претензий у наблюдателей, ведь спонсорские соглашения часто заключаются со связанными сторонами и/или на нерыночных условиях (по крайней мере, по мнению общественности). Например, технический спонсор – Puma, платит Сити 76 mEUR и это не лучший показатель в Англии (Манчестер Юнайтед и Арсенал от Adidas получают больше), зато титульный спонсор - Etihad Airways, платит больше всех и в Англии, и в Европе (85 mEUR). Стоит ли говорить, что Etihad Airways является национальным авио перевозчиком ОАЭ?"