Настоящий Юрген Клопп, часть 4: Чемпион Ливерпуля
После почти девяти лет правления и семи крупных трофеев Юрген Клопп покидает «Ливерпуль».
Он был одним из самых преобразующих менеджеров в истории клуба и в современной эпохе английского футбола.
В честь его ухода я представляю вам «Настоящего Юргена Клоппа» — серию статей, создающих окончательный портрет одной из самых известных футбольных фигур.
В четвертой части Саймон Хьюз беседует с жителями Мерсисайда о его влиянии на Ливерпуль и регион.
Все части серии читайте здесь:
Часть первая: «Обычный парень из Шварцвальда»
Часть четвертая: Чемпион Ливерпуля
Часть пятая: Менеджер, который заставил «Ливерпуль» снова поверить в себя
Майк Кирни родился с проблемами со зрением и с семи лет был зарегистрирован как слепой.
Ему было 24 года, когда Клопп был назначен менеджером «Ливерпуля», и 27, когда в одночасье он стал узнаваемым лицом среди болельщиков клуба.
Причиной тому послужило видео, на котором запечатлена его реакция на гол Мохамеда Салаха в ворота «Наполи» в Лиге чемпионов, обеспечивший выход из группового этапа соревнований, который клуб выиграет в конце того же сезона.
На фоне шума на трибуне «Коп» Кирни был заснят на первом ряду празднующим, после чего его двоюродный брат Стивен наклонился к нему и рассказал о голе.
Слепой болельщик «Ливерпуля» радуется голу Мо Салаха в ворота «Наполи», а его приятель описывает этот момент. ❤️ https://t.co/EuUMhSgU4T
Через 24 часа мир Кирни изменился. Салах увидел ролик в интернете и пригласил Кирни в Мелвуд, старую тренировочную базу «Ливерпуля», где он встретился с большинством игроков и тренерским штабом, включая Клоппа.
«Как человек с ограниченными возможностями, на задворках сознания ты всегда хочешь, чтобы тебя приняли, — рассказывает Кирни в интервью The Athletic. — Этот опыт помог мне почувствовать, что меня принимают в клубе, за который я болею».
Он помнит, как Клопп появился на верхней ступеньке лестницы в «Мелвуде», когда он ждал в приемной. Менеджер спустился сразу же, хотя у Кирни сложилось впечатление, что он должен был направиться в другую часть помещения.
«Ни одна камера не работала, и он не пытался быть кем-то, кроме себя. Когда ты получаешь уважение от человека, которого все любят — ты чувствуешь себя просто прекрасно».
Кирни, который посещает матчи «Ливерпуля» с детства, стал частью истории «Ливерпуля» в замечательной кампании, которая едва не привела к завоеванию клубом первого за 29 лет титула чемпиона, но он не одинок в том, что чувствует связь с Клоппом.
При всех его атрибутах супертренера современной игры — тактике, подписаниях, управлении — ключевой причиной, по которой Клоппа так любят на «Энфилде», является его способность наладить контакт с болельщиками и их городом.
Многие менеджеры утверждают, что у них есть связь со своим клубом, что они понимают его людей и методы работы; послушайте болельщиков, с которыми Клопп столкнулся за девять лет своего правления, и станет ясно, что с ним все было по-настоящему.
«Люди смеются над тем, как превратить сомневающихся в верящих, но это правда», — говорит Кирни, ссылаясь на самую известную фразу, которую Клопп произнес на своей первой пресс-конференции в октябре 2015 года.
Кирни вспоминает невероятную победу дортмундской «Боруссии» над «Малагой» в Лиге чемпионов в 2013 году, когда они дважды забили на последних минутах матча и вышли в полуфинал, и говорит себе, что Клопп будет хорош для «Ливерпуля». При его предшественнике Брендане Роджерсе «Ливерпуль» проиграл дома «Реалу» со счетом 0:3, пропустив все три гола в первом тайме, и, по словам Кирни, «отношение было таким: «Что поделаешь, это же мадридский «Реал»?».
Он продолжает: «При Клоппе такого ощущения не было. Вместо этого отношение было таким: «Мне все равно, кто вы, вы на нашем поле, и мы постараемся вас победить, кем бы вы ни были»».
Состояние Кирни — дегенеративное. Раньше он носил очки и имел более четкое предметное зрение, но теперь его зрение затуманено. Эти проблемы обострились с 2010 года, когда он вступил во взрослую жизнь, и таким людям, как он, становилось все труднее получить необходимую поддержку при сменявших друг друга правительствах Великобритании консервативного толка.
«Приходилось постоянно доказывать, что я достаточно инвалид, что я имею право на помощь, которую получаю», — говорит он.
Он винит в этом политический ландшафт. На фоне общего вакуума в руководстве Кирни говорит, что ему помогает то, что «Ливерпулем» руководит человек, в которого он верит.
«Ливерпуль — левый город, и Клопп придерживается левых ценностей, — говорит он. — Он никогда не говорил одно, а делал совсем другое, и для людей в Ливерпуле важна последовательность».
«Я думал, что мы выиграли в лотерею, когда приобрели его, но никогда в своих самых смелых мечтах не думал, что мы в итоге выиграем все».
Кирни говорит, что Клопп использует гнев и разочарование, которые бурлят внутри «Энфилда». Когда это случалось, комбинация была неотразимой, как, например, когда «Ливерпуль» преодолел отставание в три мяча в первом матче и выбил «Барселону» из Лиги чемпионов в 2019 году.
Позже Кирни проанализирует запись из раздевалки «Барселоны» в перерыве матча, когда она уступала в счете, но все еще вела 3:1 по сумме двух встреч.
«Все по-прежнему было в их руках, — говорит он. — Они были одной из лучших команд на планете. У них был один из величайших игроков, которых когда-либо видела игра. При этом некоторые игроки едва не плакали. Они предчувствовали, что будет дальше. Когда на «Энфилде» такая обстановка, у вас нет никаких шансов. И в глубине души они знали. Во многом эта энергия была заслугой Клоппа».
«Когда уже все пройдет, и дым рассеется, и его больше не будет, мы сможем только благодарить».
«Болельщики других клубов могут сказать, что под руководством Клоппа вы выиграли только один титул чемпиона и Лигу чемпионов, но они не жили этим. Мы прожили это и отлично провели время».
Клопп вывел «Ливерпуль» в три финала Лиги чемпионов, и в конце сезона, когда они вышли в первый, отчет компании Deloitte показал, что в сезоне 2017/18 клуб внес $628млн. в экономику региона на основе валовой добавленной стоимости (ВДС, показатель, позволяющий понять финансовый эффект от бизнеса или отрасли).
В том же отчете говорилось, что деятельность клуба и его успех помогли создать в городе 4500 рабочих мест.
Конкурентоспособный футбольный клуб «Ливерпуль» очень важен для региона, а влияние Клоппа сыграло значительную роль в жизни многих людей.
Он не сказав никому отправится с делегацией граждан в Гамбург, чтобы обсудить возможности торговли между двумя городами, у которых, как у помешанных на футболе портов для рабочего класса с сильной альтернативной идеологией, есть много общего.
Стив Ротерам, мэр городского округа Ливерпуль, провел время в компании Клоппа, который, по его мнению, был бы лидером в промышленности, если бы не был футбольным менеджером.
Клопп, по мнению Ротерама — социал-демократ в немецкой политической традиции. Именно эти ценности хорошо сочетаются в Ливерпуле, некогда одном из крупнейших портов Британской империи, где в 1980-х годах из-за ужасающей безработицы политический ландшафт изменился с правого на левый, и нет никаких признаков того, что он когда-нибудь вернется назад.
Несмотря на сильную местную гордость, Ротерам говорит, что не обязательно быть уроженцем Ливерпуля, чтобы возглавить ливерпульское учреждение и чтобы люди пошли за тобой. Билл Шенкли, родившийся в Айршире, стал тому доказательством, совершив революцию в футбольном клубе «Ливерпуль» после своего назначения в 1959 году и внедрив набор рабочих ценностей и ожиданий, которые подсознательно закреплены и по сей день.
В то время как сравнительно скромный дом Шенкли находился в Вест Дерби, недалеко от Мелвуда, Клопп живет в «районе миллионеров» в Формби, приморском городке в 22,5 км к северу от города, где на протяжении многих лет проживали многие звезды «Ливерпуля» и «Эвертона». Клопп унаследовал свой дом от Брендана Роджерса, а его соседом был Стивен Джеррард.
Большую часть времени он проводит в Англии, перемещаясь между своим домом и тренировочными площадками «Ливерпуля» — сначала в Мелвуде, а в последнее время — в тренировочном центре AXA в Киркби, в получасе езды. Он не был так заметен в Ливерпуле, как Шенкли, который обычно ездил на своем аляповато раскрашенном Ford Cortina через пробки в центр города за покупками.
Однако времена изменились, и внимание к любому особенно успешному менеджеру «Ливерпуля» приводит к тому, что жить обычной жизнью, которую когда-то вел Шенкли, становится все труднее.
В ночь перед тем, как его представили в качестве менеджера «Ливерпуля», Клопп был сфотографирован за выпивкой в ресторане Old Blind School в георгианском квартале города.
Возможно, именно тогда он понял, что от внимания к нему будет трудно скрыться. С тех пор Клопп если и выходит из дома, то, как правило, в Формби, где его регулярно можно увидеть в пабе Freshfield (в том числе на викторине), а также в сосновых лесах и на городском пляже, где он выгуливает свою собаку. В 2016 году он также принял участие в игре в коронные зеленые шары в местном клубе.
Его видели в пабе и ресторане Sparrowhawk в Эйнсдейле, а также в отеле Hope Street, бутике в центре города, после того как он выбрал его в качестве официальной предматчевой базы «Ливерпуля».
Однажды его заметили в южной части Ливерпуля, у башни Доведэйл, но это было связано с тем, что он снимался в рекламе для немецкой пивной компании Erdinger, которая является одним из его спонсоров.
В 2009 году, спустя 28 лет после смерти, Шенкли был посмертно удостоен звания почетного гражданина Ливерпуля. И все же Клопп в 2022 году был удостоен свободы города, одной из форм почетного гражданства, когда еще был менеджером клуба.
Такое было впервые, и, по словам Ротерама, когда он разговаривает с The Athletic из своего офиса на острове Манн с видом на ливерпульский Альберт-Док, «это показывает, какие у него принципы и что они находят отклик у людей».
Ротерам говорит о «духовной связи» между Клоппом и городом. «Я не знаю ни одного менеджера «Ливерпуля», о котором фанаты конкурирующих клубов говорили бы хотя бы нейтральные вещи. И все же он лучше всех, кого я знаю, сочетается с «Ливерпулем» и Мерсисайдом. И если бы он перешел в другой клуб, я не уверен, что он испытал бы ту же синергию, которая существует здесь».
Вместе с мэром Манчестера Энди Бернхэмом Ротерам недавно выпустил книгу под названием «Отправляйтесь на север: Клич за более равную Британию».
Как политик, он говорит, что сталкивался с антиливерпульской предвзятостью в залах комитетов Вестминстера, где члены парламента из других регионов страны говорили о представителях Ливерпуля, появляющихся в Лондоне со своими «мисками для попрошайничества».
Ротерам изо всех сил старается изменить это восприятие, в котором прослеживаются антиирландские настроения, восходящие к XIX веку, когда иммигранты из этой страны прибывали на лодках из Дублина и других мест, и он говорит, что Клопп помог в этом процессе.
«Я не думаю, что Юрген когда-либо претендовал на знание всей истории города, но он знает достаточно, чтобы защищать его, — говорит Ротерам. — Он понимает, что его слова и поступки выходят за рамки того, что происходит на футбольном поле».
Иан Бирн вырос в ливерпульском районе Кантрил-Фарм, а затем переехал в район Энфилд, но в качестве члена парламента он представляет близлежащий район Уэст-Дерби.
В возрасте 16 лет он был на «Хиллсборо» в 1989 году, когда 97 болельщиков «Ливерпуля» погибли во время полуфинала Кубка Англии против «Ноттингем Форест». Хотя Бирн избежал столкновения, его отец получил серьезные травмы.
В 2015 году он стал одним из основателей инициативы «Болельщики поддерживают продуктовые банки» вместе с Дэйвом Келли, поддерживающим «Эвертон».
Как и Ротерам, Бирн считает работу менеджера «Ливерпуля» гражданским долгом, «добавляющим еще один слой к длинному списку обязанностей — любой менеджер должен принять это, справедливо или нет».
Бирн говорит, что Шенкли «полностью ответственен» за культуру, сложившуюся в «Ливерпуле», где слово менеджера священно. Однако перед некоторыми из его преемников стояли более серьезные задачи, чем просто воспитание футбольного клуба, как это сделал Шенкли, выведя «Ливерпуль» из старого Второго дивизиона на вершину английского футбола.
С 1989 года каждому менеджеру приходилось бороться с последствиями «Хиллсборо». Кенни Далглиш был главным во время катастрофы и присутствовал на похоронах многих жертв, в том числе четырех в один день. За это его прославили почти так же, как за его звездные достижения в качестве игрока и менеджера.
«Лидерство нужно проявлять не только на футбольном поле, но и за его пределами, — говорит Бирн. — Люди ждут, что вы будете отстаивать интересы города. Чтобы добиться успеха в этой работе, нужен особенный человек».
По словам Бирна, «глобальный голос» Клоппа дал Ливерпулю более широкую аудиторию, но он считает, что иногда ливерпудлианцам приходится бороться «в три, четыре или пять раз сильнее, только чтобы наши голоса были услышаны».
По его словам, это связано с «предвзятым отношением к тому, кто такие ливерпудлианцы и чего они могут достичь».
Бирн стоит перед недавно нарисованной фреской, на которой отмечен период работы Клоппа в «Ливерпуле». Сейчас на «Энфилде» есть несколько таких людей, включая тех, кого в эпоху Клоппа считали легендами.
Что еще почитать: Как Ливерпуль стал столицей футбольных фресок в Великобритании
Отношения клуба с местным населением в Энфилде стали лучше, чем 15 лет назад, когда оставалась неопределенность относительно того, останется ли клуб или переедет.
Из-за отсутствия постоянства район страдал, но теперь, с расширением «Энфилда», в котором успех команд Клоппа сыграл не последнюю роль, настроение улучшилось, хотя отношения не без проблем.
Бирн, владелец абонемента на «Энфилд», говорит, что долгое время «ливерпульскую машину» многие считали врагом, но при Клоппе изменилось мышление на уровне владельцев.
В дни проведения матчей в районе наблюдается беспокойство из-за большого количества людей и роста антиобщественного поведения. Тем временем интерес к судьбе «Ливерпуля» привел к бурному росту числа вариантов съемного жилья и «квартир для парней».
Бирн говорит, что викторианские дома рядовой застройки на Энфилде были бы идеальным жильем для первой покупки дома, но экономическое положение района, который остается одним из самых бедных в Ливерпуле, приводит к тому, что семьи не хотят туда переезжать.
Клопп, добавляет Бирн, не может судить о положении дел в округе, который долгое время испытывал трудности, но он сделал все возможное, чтобы создать команду мирового класса, и преимущества этого должны быть подчеркнуты.
Указывая на фреску, он утверждает, что Клопп — самый близкий менеджер «Ливерпуля» к Шенкли.
«А я и не думал, что такое возможно».
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Фото обложки: Getty Images; дизайн: Имон Далтон
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.
Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!