Гомес vs Левандовски. Stilkampf
От Дортмунда до Мюнхена 600 километров плотного автобана, пяток футбольных городов и без малого тысячелетняя пылающая история – от средневековых пожаров до тотальной разрухи середины двадцатого века, что в пепел безжалостно пережгла все живое и святое, кроме единственно нетленного – гордости.
Задушевный и самобытный баварец Ули Хенесс в одной из правдоматочных бесед с журналистами пробил словцом по столу: «Бавария глазами мира – это Октоберфест и наша «Бавария»». И без того красная лысина уважаемого герра, ошпаренная великими победами, нарумянилась еще и гордостью.
Гордость Хенесса родилась на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, в ту же эпоху, что и аналогичная вестфальская. Что и аналогичные другие гордости, вулканизирующие ныне вдоль автобанов, страд, дорог и карретер. Почему же они такие живучие?
Потому что они разные. Чтобы докопаться до ответа, можно пойти надежным научным путем и начать с глубин истории. Но лентяю, если он не глуп, будет довольно пары греющихся на поверхности славы свежих крупиц, пока не начавших сохнуть и вялиться, а затем испаряться в той емкой истории. Крупиц не видно на временном расстоянии, вблизи они иногда камешки, под лупой идеализации – булыжники, намощенные аплодисментами и овациями. Даже если крупиц мало, из них тоже складывается весьма сложный калейдоскоп.
Глобальный бундесфинал помимо того, что он Bayern vs Dortmund, он еще много всяких внутривенных «против». Для меня он - Гомес против Левандовски. Эти двое отворяют перед собой дверь стартового состава только голами - то бишь одним ключом. Но они по-разному смотрят в замочную скважину. Левандовски оттаптывает порог, метя все возможные точки в штрафной, тут же меняясь ключом с друганами, и когда те возвращают ему его, он играючи и изящно открывает счет словно дверь серванта с хрустальными фужерами. Гомес, тот порой ключ забывает сорвать с нашейной веревки, он не признает ни аккуратности тактика, ни топорности вышибалы. Он ломает красиво – головой, ногой, да чем угодно, главное – в касание.
Изначально они оба очень похожи по манере – стилем это не назвать, но многогранная тактическая эволюция их команд спровоцировала персональную эволюцию Левандовски и Гомеса, и они стали не просто прогрессировать, а выделяться. В каждом из них зреет уникум. Если бы они штампованно «варились в котле Лиги чемпионов» и токсикоманили в раздевалках, ведь раздевалки надо обязательно понюхать, они бы крупнели, но оставались двойниками кого-то еще, возможно, друг друга. Но вокруг них культура, которая их стилизует.
Роберт Левандовски наполняется идеологией Юргена Клоппа в течение всего сезона, он видоизменяется от удивительной живости современного вестфальского футбола, от его организованного хаоса. Он растет вместе с Клоппом, потому что стиль «Боруссии» - это стиль Клоппа. Марио Гомесу персонально от Юппа Хайнкеса взять, скорее всего, нечего, потому что стиль «Баварии» - это не стиль Хайнкеса. Ведь когда Клоппа хотят переманить, они, хотящие, моделируют в своем поле зрения «Боруссию», они представляют, как этот щетинистый очкарик в черно-желтой бейсболке сделает их Келли и Чарли Адама проникновенными, а Кэрролла научит открывать серванты, не поранив лба. Если есть люди, мечтающие о Юппе Хайнкесе, то, получив его, они никогда не получат вторую «Баварию».
И Гомес, и Хайнкес подчинены монолиту баварской футбольной культуры. Она кардинально меняет мозг, интегрирует уникальный стиль игры, который не спутать ни с каким иным, потому что он не просто комбинационный или силовой, или комбинационно-силовой, или с какой-то несчастной переменчивой схемой – нет, он просто баварский, словами его не описать. Но монолит безжалостен к крупицам, он не учит - он только требует. Если Клопп собственноручно написал для «Боруссии» новый роман и сделал его бестселлером, то «Бавария» уже давно издала свое собрание сочинений, где даже главный тренер в лучшем случае просто отыщет себя среди персонажей. Не главных, просто заметных.
Отсюда Левандовски в клопповской «Боруссии» развивается вширь, а Гомес в «Баварии» - внутрь. Первый ищет мяч, уводит соперника, бывает вингером, инсайдом, опорником, второму этого всего не надо, второй не сделает ни единого холостого шага. Холостой выстрел? Да сколько угодно! Выстрелы благородны, шаги – работа черная. Кто-то обзывает его дубом, но тот, кто присматривается ближе, видит, что его минимализм – это то, что нужно «Баварии», ведь для «Баварии» не надо выдумывать, в нее нужно верить встраиваться. За счет многолетней культуры «Бавария» даже в приступах кондового прагматизма уникальнее вариативной и умнейшей дортмундской «Боруссии».
«Бавария» исторически живучее, ведь ее сердце чаще сжималось от гордости. «Боруссия» всегда была игривее, она играет сегодняшним днем как последним и не особо знает, что станет назавтра. Но вчера и позавчера это она ощущала гордость, а не Мюнхен...
Анатолий Самохвалов, специально для TF
Кем будет Гомес без Рибери и Роббена, узнаем через месяц. Хотя лично я за Клозе:) Хунтелар мне казался похожим форвардом, только помягче, неадаптированным к футболу большой Европы. Но на сайте кто-то из блогеров выложил отличное интервью с голландцем, где Хунтелар раскрывает свою сущность - он стал простым в результате сложной работы + инстинкт. Если Гомес играет сугубо на инстинкте, без хунтеларовского анализа, то будет ему сложно удерживать уровень без двух упомянутых крайков, которые тоже, кстати, играют очень практично, без тонких задумок. Если эти зоны отдать Алабе и Ламу, будет бОльшая вариативность и не будет этих хлебных для Гомеса ударов-навесов.