4 мин.

Гомес vs Левандовски. Stilkampf

От Дортмунда до Мюнхена 600 километров плотного автобана, пяток футбольных городов и без малого тысячелетняя пылающая история – от средневековых пожаров до тотальной разрухи середины двадцатого века, что в пепел безжалостно пережгла все живое и святое, кроме единственно нетленного – гордости.

Задушевный и самобытный баварец Ули Хенесс в одной из правдоматочных бесед с журналистами пробил словцом по столу: «Бавария глазами мира – это Октоберфест и наша «Бавария»». И без того красная лысина уважаемого герра, ошпаренная великими победами, нарумянилась еще и гордостью.

Гордость Хенесса родилась на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, в ту же эпоху, что и аналогичная вестфальская. Что и аналогичные другие гордости, вулканизирующие ныне вдоль автобанов, страд, дорог и карретер. Почему же они такие живучие?

Потому что они разные. Чтобы докопаться до ответа, можно пойти надежным научным путем и начать с глубин истории. Но лентяю, если он не глуп, будет довольно пары греющихся на поверхности славы свежих крупиц, пока не начавших сохнуть и вялиться, а затем испаряться в той емкой истории. Крупиц не видно на временном расстоянии, вблизи они иногда камешки, под лупой идеализации – булыжники, намощенные аплодисментами и овациями. Даже если крупиц мало, из них тоже складывается весьма сложный калейдоскоп.

Глобальный бундесфинал помимо того, что он Bayern vs Dortmund, он еще много всяких внутривенных «против». Для меня он - Гомес против Левандовски. Эти двое отворяют перед собой дверь стартового состава только голами - то бишь одним ключом. Но они по-разному смотрят в замочную скважину. Левандовски оттаптывает порог, метя все возможные точки в штрафной, тут же меняясь ключом с друганами, и когда те возвращают ему его, он играючи и изящно открывает счет словно дверь серванта с хрустальными фужерами. Гомес, тот порой ключ забывает сорвать с нашейной веревки, он не признает ни аккуратности тактика, ни топорности вышибалы. Он ломает красиво – головой, ногой, да чем угодно, главное – в касание.

Изначально они оба очень похожи по манере – стилем это не назвать, но многогранная тактическая эволюция их команд спровоцировала персональную эволюцию Левандовски и Гомеса, и они стали не просто прогрессировать, а выделяться. В каждом из них зреет уникум. Если бы они штампованно «варились в котле Лиги чемпионов» и токсикоманили в раздевалках, ведь раздевалки надо обязательно понюхать, они бы крупнели, но оставались двойниками кого-то еще, возможно, друг друга. Но вокруг них культура, которая их стилизует.

Роберт Левандовски наполняется идеологией Юргена Клоппа в течение всего сезона, он видоизменяется от удивительной живости современного вестфальского футбола, от его организованного хаоса. Он растет вместе с Клоппом, потому что стиль «Боруссии» - это стиль Клоппа. Марио Гомесу персонально от Юппа Хайнкеса взять, скорее всего, нечего, потому что стиль «Баварии» - это не стиль Хайнкеса. Ведь когда Клоппа хотят переманить, они, хотящие, моделируют в своем поле зрения «Боруссию», они представляют, как этот щетинистый очкарик в черно-желтой бейсболке сделает их Келли и Чарли Адама проникновенными, а Кэрролла научит открывать серванты, не поранив лба. Если есть люди, мечтающие о Юппе Хайнкесе, то, получив его, они никогда не получат вторую «Баварию».

И Гомес, и Хайнкес подчинены монолиту баварской футбольной культуры. Она кардинально меняет мозг, интегрирует уникальный стиль игры, который не спутать ни с каким иным, потому что он не просто комбинационный или силовой, или комбинационно-силовой, или с какой-то несчастной переменчивой схемой – нет, он просто баварский, словами его не описать. Но монолит безжалостен к крупицам, он не учит - он только требует. Если Клопп собственноручно написал для «Боруссии» новый роман и сделал его бестселлером, то «Бавария» уже давно издала свое собрание сочинений, где даже главный тренер в лучшем случае просто отыщет себя среди персонажей. Не главных, просто заметных.         

Отсюда Левандовски в клопповской «Боруссии» развивается вширь, а Гомес в «Баварии» - внутрь. Первый ищет мяч, уводит соперника, бывает вингером, инсайдом, опорником, второму этого всего не надо, второй не сделает ни единого холостого шага. Холостой выстрел? Да сколько угодно! Выстрелы благородны, шаги – работа черная. Кто-то обзывает его дубом, но тот, кто присматривается ближе, видит, что его минимализм – это то, что нужно «Баварии», ведь для «Баварии» не надо выдумывать, в нее нужно верить встраиваться. За счет многолетней культуры «Бавария» даже в приступах кондового прагматизма уникальнее вариативной и умнейшей дортмундской «Боруссии».

«Бавария» исторически живучее, ведь ее сердце чаще сжималось от гордости. «Боруссия» всегда была игривее, она играет сегодняшним днем как последним и не особо знает, что станет назавтра. Но вчера и позавчера это она ощущала гордость, а не Мюнхен...

Анатолий Самохвалов, специально для TF