«Волга». Картина маслом и тем, что было под рукой
Чем сильна бундеслига, так это тем, что аутсайдеры в ней всегда чувствуют себя людьми. Они ездят на матчи в автобусах не за тем, чтобы продать свой голос национальным лидерам из Мюнхена…
«Фрайбург» без всякой сакральности встречает «Баварию» и та оголяет свой стиль до неприличия бойни, где Мюллер и Кроос немножечко тимощуки. «Нюрнберг» небритой щетиной колет Менхенгладбах в одни и те же защищенные вроде бы места до волдыря на последней минуте. Они подавляют друг друга, но не унижают, потому что их действо вершится ими самими, в парадной форме, со стойко зачесанными ирокезами. Действо на поле, а не в бухгалтериях, канцеляриях и подворотнях, где футболиста раздевают на подписанной им бумаге и тыкают чернилами в его гражданские органы, оставляя лишь несчастное, бесправное и надеющееся на авось лицо форматом три на четыре, по которому бьют как минимум печатью.
Немцы бывают слабыми, но они почти никогда не бывают больными.
Если читать новости о «Волге», перестанешь есть ее сазанов и судаков. Ну сплошной сальмонеллез от Гогуа до Кросаса. Все выбравшиеся на берег лечатся, чихая на весь спортивный рунет бациллами совести, а заплывшим на третий круг кажется, что они привиты вакциной.
Но с вида «Северного» берега «Волга» светла, ее игра широка и волниста. Таковой ее сделали два человека – Лазарь Хныгин и Дмитрий Черышев. Хныгин писал «Волгу» маслом, Черышев всем, что было под рукой. Их объединяет искусство, Нижний Новгород и 1969 год. Первый умер, второй родился. Мистическая преемственность. Одна художественная школа. Одна недосказанность: приглядитесь, оба художника в своих творениях скрыли подводную чернь Волги.
Меня Черышев обманывает в том, что в «Волге» все здорово, и убеждает в своей тренерской силе. Год назад не его «Волга» была на первом месте, как одинокая куропатка высиживая на своих воротах желанный гол, что в муках вылуплялся в спонтанной контратаке. Год спустя «Волга» борется за выживание и смотрится куда краше той, что была, она нежданно походит на инкубатор, где каждый игрок может показывать то лучшее, что дала ему природа и что подобрал он на пыльной да туманной футбольной эх-дороге сам.
Игроки у Черышева проявляются и растут, а команда у Черышева одна из самых тактически состоятельных в премьер-лиге. Одних там травили, другим там вкусно. Уродливая красота. С чего сей оксюморон? Можно сослаться на штамп, что у нас очень многое происходит вопреки, а можно прикинуть, что дело в том, что художеством Черышев занимается в тренировочном процессе, а не наспех малюет установку на игру в раздевалке перед матчем, потом ищет «нужные слова» в перерыве, а на пресс-конференции оправдывает своих застрявших на илистом поле бурлаков. Ну, говорил я им, вдалбливал, а они, ох и ах, ну, будем разбираться… Это не картина Черышева.
Его тема – это возродивший былую эффективность абхазский долгожитель Аджинджал и органично вписанный давно завязавший с большим футболом Каряка. Это уже ушедший на повышение Ещенко, которого когда-то признали талантом, потом списали в бегуны с мячом. Быть может, глядя на него, Черышев вспоминал, как сам под бело-голубым небом воевал с этим штампом. Сегодня Черышев вернул Ещенко из другого вида спорта. На ходу, между тем, заметя грузинский след. Который по игровым возможностям ну никак не должен был мешаться. Индивидуально Гогуа, Ходжава и Марцваладзе текущую «Волгу» только бы усилили, причем значительно. Стартовый состав за зиму изменился наполовину, а направление и уровень игры остались. У клуба такая невероятная селекция, которая безболезненно заменила одних на других? Вряд ли. Просто Черышеву дано эволюционировать.
Некогда грозный динамовский ростр со свистящим бегом посадил ростки новой карьеры в благоприятном испанском климате, построил себя из крупиц разнообразных тренерских сфер и вырастил настоящего «сливочного» сына.
Черышев еще ничего не выиграл, но художник в нем уже нарисовался. Он готов быть голодным до побед, но не согласен быть больным аутсайдером. И все же, чей вирус окажется сильнее: клубного шараханья или черышевской импровизации?