Флоренция – место, где история переплетается с вдохновением
7 апреля в 31-м туре чемпионата Италии по футболу в Турине сыграют «Ювентус» и «Фиорентина».
В этом материале подробно рассказано о великолепном и неповторимом городе Флоренция, который по праву считается одним из красивейших городов Италии, а так же о футбольной команде, которая с гордостью носит на груди красную лилию-символ этого замечательного города.
Флоренция – город, в котором улицы напоминают музей
Флоренция – город в Италии в провинции Тоскана, расположенный практически в центре страны на берегах реки Арно. Это один из главных туристических центров Европы, который раскинулся среди живописных тосканских холмов на значительном удалении от морского побережья. Флоренция – один из самых значимых и известных культурных центров европейского континента. Город называют «колыбелью эпохи Возрождения».
Флоренция подарила миру таких гигантов мысли и искусства как: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Данте, Галилей, а вклад города в развитии европейской науки и искусства вообще трудно оценить.
Столица Тосканы – это потрясающий город, сохранивший очарование прошлых веков и великой истории, который всегда будет удивлять своими шедеврами искусства, питать своей особой атмосферой и поражать блеском архитектуры.
История
В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов. Бывшие солдаты назвали новое поселение Флорентия, что переводится как «цветущая»... Уже к IV веку поселение превратилось в город и резиденцию епископа.
Далее развитие города замедлилось, т.к. после крушения Римской империи Флоренция была сначала под властью Византии, потом остготов, лангобардов и даже франков.
Возрождение Флоренции началось в X веке. В 1116 году она стала независимой коммуной.
В XI—XII веках были построены знаковые здания для города: Флорентийский Баптистерий и церковь Сан-Миниато.
В XIII веке начали строить главный собор города-Санта Мария дель Фьоре (флорентийский Дуомо), а также возвели Палаццо Веккьо.
В XIII веке коммуна оказалась вовлечённой в борьбу между гвельфами и гибеллинами, однако конфликт не помешал процветанию города. В 1252 году Флоренция ввела собственную золотую монету флорин, которая стала одной из самых устойчивых монет и своеобразным эталоном в Европе.
XIV век во Флоренции ознаменовывается следующими значимыми событиями. В начале века уроженец Флоренции Данте Алигьери пишет легендарную «Божественную комедию». Это произведение сыграло важнейшую роль в становлении современного итальянского языка, основой которого стал именно тосканский диалект.
В 1434 году к власти приходит династия Медичи. Козимо Медичи был грамотным правителем и прославился как меценат и покровитель искусств и художников. В эпоху его правления Флоренция превратилась в столицу искусств, а с его именем и именем его внука Лоренцо (Великолепного), продолжившего дело своего деда, связан период наивысшего подъёма и расцвета Флоренции.
Со всех концов Италии Козимо приглашал лучших художников, скульпторов, архитекторов, литераторов и философов.Он поощрял занятия творчеством, вкладывал огромные деньги в создание и развитие художественных школ, академий, мастерских. Благодарные потомки назвали Козимо Медичи «Pater Patriae» («Отец Отечества»). По заказу Козимо, лучшими художниками были выполнены тысячи шедевров.
Домашним учителем своего внука Лоренцо (Великолепного), будущего правителя Флоренции, Козимо Медичи назначил Марсилио Фичино — философа, гуманиста, переводчика, астролога, выдающегося мыслителя своего времени. Именно с именем этого человека был связан решающий поворот в истории гуманистической мысли в эпоху Возрождения.
В 1462 году Медичи подарил Фичино имение в Кареджи, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов. Вокруг Фичино к тому времени сложилась группа единомышленников, объединённых идеями неоплатонизма — своего рода учёное братство, впоследствии и получившее известность под названием Платоновской академии. Академия более трёх десятилетий была одним из важнейших интеллектуальных центров Европы.
Платоновская академия стала духовным центром Возрождения. Именно из стен этой академии новые прогрессивные идеи вышли в свет, попали в университеты, зашагали по всей Италии, а затем распространились и на всю Европу, неся человечеству ознаменование новой эпохи, которую мы сейчас называем «Возрождение». Поэтому именно Флоренцию называют «колыбелью Возрождения», а Марсилио Фичино — человеком, стоявшим у его истоков.
Однако главенство Медичи было недолгим, и уже в конце века, после смерти Лоренцо, народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику.
В республиканский период вписали свои имена в историю Флоренции такие великие личности, как Леонардо да Винчи, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело.
Семье Медичи удалось вернуть свою власть только в XVI веке. Вновь было учреждено великое герцогство Тоскана, которое просуществовало вплоть до объединения Италии во второй половине XIX века.
Национальная освободительная борьба Рисорджименто на целых шесть лет сделала Флоренцию столицей Итальянского королевства (1865—1871 годы) — вслед за Турином и до окончательного присоединения к единой Италии Папской Области и Рима.
Значительный ущерб был нанесён городу бомбардировками во время Второй мировой войны. При отходе из города немецкие войска также взорвали все исторические мосты через Арно, кроме спасённого одного — Понте Веккьо.
Достопримечательности
Санта-Мария-дель-Фьоре
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре – самое популярное место во Флоренции. Собор посвящен покровительнице Флоренции, «Святой Марии с цветком», ведь столица региона Тосканы — Флоренция — в переводе с латыни означает «цветущая», а символом города является лилия.
Дуомо начали строить в 1296 году, но освятили только в 1436 году. Собор, украшенный великолепными ажурными каменными кружевами, поражает своей красотой и богатой отделкой, его называют одним из прекраснейших храмов в мире. Дуомо построен на месте, где когда – то стоял древний собор Флоренции – Санта Репарата, остатки которого видны в склепе.
Великолепный Флорентийский Дуомо — третий по величине собор мира (после соборов Святого Петра в Ватикане и Святого Павла в Лондоне), а в момент окончания его строительства, в 1434 году, он был самым большим в Европе. Размеры базилики: длина — 153 м, ширина — 90 м. В соборе может поместиться население целого города — 30 тыс. человек.
Внутри собора находятся десятки картин и скульптур, являющихся объектами культурно-исторического наследия. Интерьер украшают 44 витража, созданные известными художниками эпохи Возрождения, например, Донателло – на его витраже изображены Иисус, Мария и несколько святых.
Главной достопримечательностью огромного собора является его купол – это настоящий шедевр архитектуры и строительства, созданный Филиппо Брунеллески. Купол имеет характерную форму яйца и был построен без использования строительных лесов. Чтобы добраться до его вершины, придется преодолеть 463 ступеньки.
Флорентийский баптистерий
Баптистерий Сан – Джованни, расположенный на площади Дуомо, прямо напротив собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Построенный в XI веке баптистерий святого Иоанна Крестителя – одно из древнейших сооружений Флоренции. Облицовка стен выполнена из мраморных блоков зеленого и белого цвета, а с трех сторон здание украшают великолепные бронзовые двери. Самыми знаменитыми из них считаются восточные «Врата рая» – подлинный шедевр, созданный талантливым скульптором Лоренцо Гиберти. Оригинальные панели этих ворот хранятся в музее Дуомо.
Это удивительное старинное здание с массивными входными дверями из панелей с библейскими историями, а также мозаичный купол с изображением героев библейских сюжетов, без сомнения, достойно отдельного посещения.
Колокольня Джотто
Колокольня также находится на Соборной площади. Эту башню обычно называют кампанилой Джотто по имени архитектора Джотто ди Бондоне – он начал возведение колокольни в 1334 году, построил первый ярус, но вскоре умер, не дожив до завершения строительства.
Башню украшают талантливо проработанные до мелких деталей барельефы и скульптуры, а также изготовленные в натуральную величину копии 16 оригинальных статуй, созданных такими знаменитыми мастерами своей эпохи, как Андреа Пизано и Донателло (подлинники находятся в музее Дуомо).
В этой башне готического стиля нет лифта, поэтому придется подниматься по 414 ступенькам. Но все усилия окупятся сполна – наверху открывается завораживающий вид не только на кафедральный собор с огромным куполом, но и на всю Флоренцию и ее окрестности.
Площадь Синьории
Площадь Синьории – главная городская площадь и сердце исторического центра Флоренции. Она ведет историю еще с древнеримских времен. У площади были разные названия. Нынешнее закрепилось за ней по Дворцу Синьории, известному сегодня как Палаццо Веккьо (Дворец Веккьо).
Площадь, имеющая форму латинской буквы L, разместилась в историческом центре великолепной Флоренции. К ней ведут узкие флорентийские улочки,в старинных зданиях вдоль которых работают многочисленные рестораны и кафе.
На площадь разворачивалась бурная история становления Флорентийской республики. На ней горели костры Инквизиции и вели борьбу за власть видные политические деятели. До сих пор площадь хранит память о событиях прошлого. Например, круглая плита, вмонтированная в древнюю мостовую у фонтана Нептуна, напомнит о том, что на этом месте был сожжен неистовый монах, реформатор Савонарола и два его сподвижника.
Сегодня площадь можно назвать выставкой под открытым небом, доступной для всех желающих. Архитектурная доминанта площади — Палаццо Веккьо, который принадлежит к числу самых узнаваемых построек столицы Тосканы. Так же здесь расположены галерея Уфицци, рр инкрасивейший фонтан Нептуна, копия знаменитой скульптуры Микеланджело «Давид» и Лоджия де Ланци.
Палаццо Веккьо и башня Арнольфо
Палаццо Веккьо — главное сооружение на площади Синьории. Спроектированный именитым итальянским архитектором Арнольфо ди Камбио дворец долгие годы был средоточием политической жизни Флоренции. Сегодня это один из символов города и одна из самых посещаемых его достопримечательностей.
Построенный на рубеже 14 века, дворец Веккьо — это классический образец дворца-крепости эпохи Средневековья. Подобные строения во множестве встречаются во Флоренции и в наши дни. Мощное сооружение было призвано защитить своих именитых резидентов в случае нападения врагов. Этому подчинена и архитектура — она простая и лаконичная.
Если посмотреть на сооружение сверху, то оно имеет форму прямоугольника. Суровое здание почти лишено украшений. Едва заметные карнизы делят его массив на три части. Сверху Палаццо Веккьо венчают зубцы, делающие его еще более похожим на неприступную крепость. Этот же прием повторяется на башне, возвышающейся над основной постройкой. Зубчатая корона крепится к зданию арочными пролетами. Сегодня в проемах размещены гербы 9 флорентийских гильдий, но изначально они имели утилитарное назначение. В случае осады из них на головы осаждающих летели камни и лился горячий вар.
В отличие от архитектуры, внутреннее убранство Палаццо Веккьо поражает воображение. Глядя на суровое здание, сложно представить роскошь и богатство, которые скрываются внутри. Над интерьерами дворца трудились лучшие мастера своего времени — Джорджо Вазари, Бернардо Буонталенти, Симоне дель Поллайоло. Его украшают работы Микеланджело, Ботичелли, Донателло, Джамбалоньи, Бандинелли, Гирлайндо. В общем, за простотой стен Палаццо Веккьо скрывается настоящая сокровищница мировых шедевров живописи и скульптуры.
Галерея Уффици
Галерея Уффици, созданная во Флоренции благодаря династии Медичи, приобрела всемирную славу художественного музея с лучшей коллекцией картин и статуй эпохи Возрождения.
Уфицци – самый ранний музей живописи в современной Европе, в котором выставлены шедевры разных исторических эпох. В выставочных залах размещены полотна Тициана, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли и других итальянских мастеров, подаривших миру бесценные произведения искусства. Также музей хранит античные скульптуры и картины европейских художников (в основном немецких, голландских и фламандских).
Галерея Уфицци расположена в историческом здании 16 века, построенном для семьи Медичи. Возникновение галереи было во многом обязано этой легендарной флорентийской династии. В 1581 году при Франческо Медичи здесь были выставлены первые коллекции, которые затем непрерывно пополнялись.
Галерея делла-Академия
Флорентийская Галерея при Академии изящных искусств- другой знаменитый музей Флоренции.
Рождение Академии изящных искусств во Флоренции произошло в 1784 г., когда произошло объединение нескольких учебных заведений, созданных под патронажем Козимо I Медичи и Петра Леопольда Лотарингского, где обучали ремеслу живописи и ваяния. В результате творческой деятельности собранных в одном месте талантов, стала накапливаться коллекция художественных произведений, и потребовалось место, где можно было их демонстрировать.
Для экспозиции были задействованы помещения двух закрытых в наполеоновское время монастырей. Кстати, из ликвидированных церквей и монастырей в Галерею попала основная часть живописи ⅩⅢ — ⅩⅥ вв. Важным моментом в становлении музея стала передача ему в 1873 г. статуи Давида. Этому событию Галерея Академии изящных искусств Флоренции обязана своей мировой известностью, став местом, где можно увидеть величайшее творение Микеланджело.
Мост Понте-Веккьо
Мост Понте Веккьо входит в топ самых знаменитых достопримечательностей Флоренции. Понте Веккьо был построен в XIV веке, он связывает два берега реки Арно в самом узком месте. Архитектору Нери ди Фьораванти удалось сконструировать надежную, но изящную трехарочную конструкцию.
В середине XV века мост Понте Веккьо получил дурную славу самого зловонного места Флоренции. Дело в том, что власти города распорядились перенести сюда лавки торговцев мясом — подальше из центра города и от домов знатных жителей Флоренции. Холодильников в средние века еще не было, в жарком климате Италии мясо портилось быстро. Гниющие туши торговцы бросали в реку Арно, чтобы течение уносило отходы из города. Ситуации это не помогало. Зловоние этого места описывает Патрик Зюскинд в своем романе «Парфюмер».
Кроме того, торговцев мясом в городе оказалось гораздо больше, чем могли вместить в себя торговые ряды Понте Веккьо. Поэтому предприимчивые продавцы стали пристраивать свои магазины по бокам моста. Выпирающие конструкции, нависающие над водой, сохранились и сегодня.
В 1556 году герцог Тосканы распорядился построить над мостом переход, соединяющий Палаццо Веккьо с Палаццо Питти, то есть место работы и место проживания герцога. Проект реализовал Джорджио Васари, впоследствии коридор получил его имя. В коридоре есть множество небольших окошек. Через них герцог всегда мог послушать, о чем говорят его подданные, какое настроение царит в городе.Впоследствии в переходе разместился своеобразная галерея искусств.
После открытия галереи в Коридоре Вазари, мясников в торговых рядах сменили ювелиры, чтобы дурной запах не мешал знатным посетителям наслаждаться творениями мастеров. С начала XVII века Понте Веккьо стали называть «золотым мостом».
Коридор Вазари оформлен работами Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Вечеллио Тициана. Всего здесь более 700 подлинных произведений искусства. Также здесь хранится обширная коллекция из полутора тысяч автопортретов художников со всего мира. Причем коллекция пополняется до сих пор. Художники считают большой честью подарить свой автопортрет этой галереи . Также в Коридоре Вазари хранятся фрагменты полотен, пострадавших от взрыва в галерее Уффици в 1993 году.
В 1938 году, к приезду во Флоренцию Адольфа Гитлера, в центральной части Понте Веккьо построили панорамную площадку с большими окнами, с которой можно было наслаждаться видами на мосты и окрестности реки Арно. Неизвестно, сыграл ли тот визит историческую роль, но мост Понте Веккьо оказался единственным мостом, уцелевшим во Флоренции во время Второй мировой войны. По одной из версий, не разрушать его приказал сам Гитлер.
Вновь под угрозой Понте Веккьо оказался в 1966 году. Обрушившаяся на Флоренцию водная стихия нанесла мосту сильный урон. Были выбиты стекла, смыты витрины магазинов.
Сегодня здесь открыто множество ювелирных лавочек. К слову, цены здесь весьма высоки. На мост Понте Веккьо нужно обязательно полюбоваться с берега. Самый лучший вид открывается с набережной или с площади Микеланджело.
Понте Веккьо находится напротив галереи Уффици, по берегам мост окружен жилыми зданиями. Эти постройки были повреждены во время Второй мировой войны, однако были реставрированы и сейчас можно любоваться их восстановленным средневековым видом.
Еще один интересный факт, связанный с мостом Понте Веккьо — здесь впервые вошло в употребление слово «банкрот». На итальянском языке торговая лавка звучит как «banco», «разбивать» — «rotto». Когда торговец не мог выплатить долги, солдаты разбивали его магазин. С тех пор дословно «bancorotto» значит разбитая лавка, то есть невозможность продолжать торговлю.
Дворец Питти и сады Боболи
Палаццо Питти за свою многовековую историю менял нескольких владельцев, но его называют именем первого хозяина здания — состоятельного банкира Луки Питти. Самый крупный во Флоренции частный дворец эпохи Кватроченто расположен на левом берегу реки Арно, на пьяцца Питти.
Когда-то палаццо являлся резиденцией великих герцогов, представителей императорской, а затем — королевской семьи. Сегодня в нем размещено несколько музеев и галерей, открытых для посещения круглый год. Архитектурно-исторический объект, являющийся одним из крупнейших музейных комплексов Италии, входит в список основных туристических мест Флоренции.
Дворец начали использовать для постоянного размещения коллекций художественных произведений при великом герцоге тосканском Фердинанде I Медичи (1549—1609 гг.). Первые произведения искусства были перевезены им из Палаццо Веккьо. После национализации комплекса собрания пополнялись произведениями, приобретенными государством.
Экспозиция основана на коллекции Медичи, переданной в дар городу последней представительницей прямого рода великих герцогов тосканских — Анной Марией Луизой Медичи. Она сумела позаботиться о том, чтобы эти ценности никто и никогда не посмел вывезти за пределы Герцогства и чтобы к ним был открыт доступ не только избранным, но и простым гражданам.
Кроме осмотра музейных экспонатов, посетители могут увидеть королевские и императорские апартаменты. Они расположены в 14 комнатах первого этажа правого дворцового крыла. До начала XVIII ст. здесь проживали великие герцоги Тосканы, на рубеже XVIII—XIX вв. апартаменты занимали представители тосканской линии императорской династии Габсбург-Лотарингского дома, а в период, когда Флоренция являлась столицей (1865–71 гг.), здесь была резиденция первого короля Объединенной Италии — Витторио Эмануэле II.
Большой парк с фонтанами, статуями и гротами, раскинувшийся на холме Боболи за палаццо Питти , во всех смыслах предстает памятником садовому искусству эпохи Ренессанса. Его начали проектировать по заказу семьи Медичи в 1549 году, когда мало кому приходило в голову создавать столь роскошные сады с живыми изгородями, фонтанами и скульптурами. Он стал образцом для архитекторов последующих эпох, получив статус достопримечательности, но в этом статусе и остался.
Здесь можно не только оценить коллективный труд нескольких архитекторов и скульпторов эпохи Возрождения, но и полюбоваться на розовые клумбы. В парке высажено около двадцати уникальных разновидностей этих цветов.
Наконец, достоинством садов Боболи является вид на город, который открывается с его площадок. Эта панорама, а также впечатляющий ландшафтный дизайн привлекают гостей с 1766 года, когда доступ в сады Боболи открыли для всех желающих.
Базилика Санта-Кроче
Базилика Санта Кроче стоит в одном ряду с самыми популярными туристическими достопримечательностями Флоренции, находится в самом центре города и является крупнейшей в мире францисканской церковью. Название базилики с итальянского языка переводится как «церковь Святого Креста», и это неслучайно, ведь фасад постройки по форме напоминает крест. Еще церковь называют «Флорентийским Пантеоном», так как в ней находятся гробницы величайших людей, которые были родом из Флоренции: Галилео Галилей, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини. Помимо них здесь захоронены еще около трехсот жителей города: представители богатых и почтенных семей, политические и общественные деятели. Не смотря на то, что Базилика Санта Кроче находится чуть в стороне от знаменитых Галереи Уффици и Палаццо Веккьо, побывать во Флоренции и не посетить ее просто нельзя.
Площадь Микеланджело
Площадь Микеланджело во Флоренции представляет собой открытую террасу, расположенную на высоком склоне южного (левого) берега реки Арно. Поднявшиеся туда туристы будут вознаграждены потрясающим панорамным видом города.
Площадь Микеланджело спроектировали в 1869 году. Не просто так, а в рамках все-итальянской программы реновации Рисанаменто, то есть «оздоровление». Флоренцию (а город в то время на целых 6 лет стал столицей Итальянского королевства) украшали особенно тщательно.
Площадь названа в честь выдающегося мастера Микеланджело Буонаротти и украшена бронзовыми копиями некоторых из его самых известных скульптур. Вид на Флоренцию во время заката – одно из самых незабываемых впечатлений при посещении Италии.
Флорентийский кальчо. Интересные факты
Флорентийский кальчо (итал. calcio — «пинок») , также известный под названием футбол в ливрее или футбол в костюмах – это исторический командный вид спорта, который считается одним из «предков» современных футбола и регби.
Игра уходит корнями в глубокую древность: до того, как в «кальчо» стали играть в средневековой Флоренции, в начале первого века нашей эры римские легионеры развлекались похожей игрой «гарпастум» на берегах Арно, чтобы поддерживать свою физическую форму во время перерыва в войне.
В команде кальчо играет 27 человек. Больше всего нападающих, которые называются «иннаци», их 15 человек. Они делятся на три категории по 5 человек: левые, центральные и правые. Следующие 5 человек — полузащитники, или «скончаторе». За ними следуют 4 «датори», или помощники защитников. А защитников, или «датори адьерте», 3 человека.
Мяч изготавливался из кожи, набитой козьей шерстью, по размеру он был близок к современному баскетбольному. Игра осуществляется на песчаном поле, 50х100 метров.
Цель игры — забить противнику как можно больше голов любым возможным способом. Допускается атака игроков команды противника, не владеющих мячом, с использованием приёмов борьбы и кулачного боя.
После того, как одна команда забивала гол, они менялись воротами. Та команда, которая забила гол, ликовала, пела песни и несла свои знамёна. Во главе колонны стоял автор гола. Команда, которая пропустила гол шла понуро и с опущенными знамёнами.
Игрой управляли «простые» судьи, которые находились на возвышении, и «высшие» судьи. Они вступали в игру, когда «простые» судьи, на их взгляд, ошибались.
Эта игра была так популярна во Флоренции во второй половине XV века, что в неё играли едва ли не на каждой улице. Из-за частых потасовок городские власти решили регламентировать этот вид досуга и разрешить поединки только на главных площадях. Не брезговали таким развлечением и представители благородного сословия: известно, что на полях «кальчо » можно было увидеть кое-кого из будущих пап.
Игры, как правило, организовывали во время карнавала. Наиболее известным матчем в истории стала, конечно, игра, проведенная 17 февраля 1530 года, когда флорентийцы, осажденные имперскими войсками Карла V, проявили полное безразличие к факту и организовали игру на площади Санта-Кроче.
В наше время игры обычно проходят на площади Санта-Кроче. На время турнира она приобретает вид, который имела несколько столетий назад: пыль, грязь, песок. Для удобства зрителей сооружают трибуны, с которых хорошо видно всё происходящее.
Участникам матчей от 18 до 45 лет; на поле они выходят облачёнными в пышные, яркие одеяния по традициям игры, сохранившимся с XVI века — штаны по тогдашней моде, торс при этом оставляют голым(отсюда название «футбол в ливреях»). Ну а наградой команде-победителю служит… корова. Но не просто какая-нибудь корова, а непременно тёлка знаменитой кианской породы, выведенной в тосканской долине Валь-ди-Кьяна; именно из мяса таких коров делают знаменитый стейк по-флорентийски.
Обычно играют четыре команды: Санта-Кроче (голубая), Санта-Мария Новелла (красная), Сан-Спирито (белая) и Сан-Джованни (зелёная). Они представляют четыре исторических квартала города.
Одним из современных нововведений является присутствие на площадке команды медиков, которые оказывают первую медицинскую помощь игрокам прямо на поле, без остановки игры.
В настоящее время три игры (две отборочных и финал) проводятся в июне на ежегодном празднике покровителя Флоренции .
В некоторых, особых случаях, во флорентийский футбол играют также в других городах: например, 28 августа 1960 года, в кальчо фиорентино играли в Риме, а 12 октября 1976 игра была проведена в Нью-Йорке в рамках мероприятия «День Колумба».
Фиорентина – благородный цветок на полях итальянского футбола
ACF Fiorentina , обычно называемый Фиорентиной ( [fjorenˈtiːna] ), — итальянский профессиональный футбольный клуб , базирующийся в городе Флоренции, Тоскана. Первоначальная команда была основана в августе 1926 года, а нынешний клуб был воссоздан в августе 2002 года после банкротства. «Фиорентина» всегда играла на высшем уровне итальянского футбола, за исключением шести сезонов с момента создания Серии А ; только четыре клуба сыграли больше сезонов в Серии А.
Фиорентина выиграла два чемпионских титула Италии, а также шесть трофеев Кубка Италии и один Суперкубок Италии. На европейской арене «Фиорентина» выиграла Кубок обладателей кубков УЕФА.
С 1931 года клуб играет на стадионе «Артемио Франки», вместимость которого в настоящее время составляет 43 147 человек. На протяжении многих лет стадион менял несколько названий и претерпел несколько реконструкций. Фиорентина широко известна под прозвищем «Виола», что связано с ее характерным фиолетовым цветом.
Цвета, эмблема и прозвища
На эмблеме «Фиорентины» всегда была изображена красная лилия, традиционный геральдический символ Флоренции .
За историю клуба у них было несколько изменений эмблем, все из которых так или иначе включали в себя геральдическую лилию Флоренции.
Последние изменения произошли в марте 2022 г. Логотип клуба был стилизован в модном стиле минимализма, но красная лилия все так же красуется на нем отражая самобытность и аутентичность клуба и является выражением красоты города Флоренция.
Поначалу клуб имел бело-красные цвета, совпадающие с городскими, но в 1928-м году команда в первые сыграла в фиолетовом, и этот цвет сразу же понравившийся болельщикам стал официальным.
Легенда гласит, что «Фиорентина» получила свою фиолетовую форму по ошибке после того, как случайно мыли в реке старые красные и белые футболки.
Благодаря своим клубным цветам «Фиорентина» и получила свое самое известное прозвище , а именно «фиалки» и «фиолетовые». Оба этих слова переводятся с итальянского одинаково – «viola».
В связи с тем, что «Фиорентина» базируется в городе Флоренция, который в свою очередь расположен в области Тоскана, то у клуба есть сразу два географических прозвища: «флорентийцы» и «тосканцы».
Еще одно прозвище связано с красующимся на эмблеме клуба цветке, именно в честь него у «Фиорентины» есть прозвище «лилии» («Gigliati»).
От основания до Второй Мировой Войны
Associazione Calcio Fiorentina была основана осенью 1926 года местным дворянином и членом Национальной фашистской партии Луиджи Ридольфи Вай да Верраццано, который инициировал слияние двух старых флорентийских клубов, CS Firenze и PG Libertas . Целью слияния было дать Флоренции сильный клуб, способный конкурировать с клубами с Северо-Запада доминирующих в Италии в то время.
После тяжелого старта и трех сезонов в низших лигах «Фиорентина» вышла в Серию А в 1931 году. В том же году был открыт новый стадион во Флоренции, названный «Джованни Берта», в честь знаменитого фашиста, однако теперь он известен как «Артемио Франки». В то время стадион был шедевром инженерного искусства и церемония его открытия была грандиозной. Чтобы иметь возможность конкурировать с лучшими командами Италии, Фиорентина усилила свою команду новыми игроками, в частности уругвайцем Педро Петроне.
Несмотря на хороший сезон и финиш на четвертом месте, в следующем году «Фиорентина» вылетела в низшую лигу, но быстро вернулась в Серию А. В 1941 году они выиграли свой первый Кубок Италии, но команда не смогла закрепить свой успех в 40-х годах из-за Второй мировой войны.
50–60-е годы. Первое скудетто
С начала 50-ых «Фиорентина» начала стабильно входить в пятерку лучших команд в чемпионате Италии. Команда в то время состояла из отличных игроков, таких как Джулиано Сарти, Серджо Червато, Франческо Розетта, Гуидо Граттон, Джузеппе Кьяппелла и Альдо Скарамуччи, но лучше всех был атакующий дуэт в лице бразильца Жулиньо и аргентинца Мигеля Монтуори.
Эта команда и внесла огромный вклад в историю футбола Флоренции, выиграв первое скудетто Фиорентины (чемпионат Италии) в сезоне 1955–56, на 12 очков опередив занявший второе место «Милан».
В следующем году мотивированный «Милан» однако смог обойти «Фиорентину» в борьбе за чемпионство. Но более значимым стало другое событие , «Фиорентина» стала первой итальянской командой, сыгравшей в финале Кубка европейских чемпионов, где проиграла в основное время в результате спорного пенальти со счётом 0:2 мадридскому «Реалу», где блистал легендарный Альфредо Ди Стефано.
В последующих трёх сезонах «Фиорентина» стабильно занимала второе место в чемпионате. В сезоне 1960–61 клуб снова выиграл Кубок Италии, а также добился ошеломляющего успеха в Европе, выиграв первый Кубок обладателей кубков у шотландской команды «Рейнджерс».
После нескольких лет, в течение которых команда становилась вице-чемпионом, «Фиорентина» опустилась вниз в 60-х, занимая места в середине таблицы, однако смогла выиграть Кубок Италии и Кубок Митропы в 1966 году.
70-е годы. Второй скудетто
Хотя 1960-е годы действительно принесли «Фиорентине» несколько трофеев и хорошие результаты в Серии А , в начале никто не верил, что клуб сможет побороться за титул.
Сезон 1968/69 «Фиорентина» начала вровень с «Миланом», но проиграв в 7-м туре «Болонье», уступила «Кальяри», ведомым Луиджи Ривой, место в турнирной таблице. После не впечатляющего старта, «Фиорентина» все-таки поднялась на первое место, но первая половина сезона завершилась ничейным матчем с «Варезе», 2:2, что позволило всё тому же «Кальяри» занять первую строчку.
Вторая половина сезона представляла собой трехстороннюю битву между тремя соперничающими командами: «Миланом», «Кальяри» и «Фиорентиной». «Милан» отступил, вместо этого сосредоточив свои усилия на Кубке европейских чемпионов, и казалось, что «Кальяри» сохранит первое место. Однако после того, как «Кальяри» проиграл «Ювентусу» , «Фиорентина» снова заняла первую строчку и уже ее никому не уступила. «Фиорентина» выиграла все оставшиеся матчи чемпионата, в том числе сверхпринципиальный матч с «Ювентусом» в Турине в предпоследнем туре, завоевав, в итоге, чемпионский титул.
В розыгрыше Кубка европейских чемпионов в следующем году «Фиорентина» показала несколько хороших результатов, в том числе победу в Советском Союзе над киевским «Динамо», но в конечном итоге вылетела в четвертьфинале после поражения от «Селтика» в Глазго со счетом 3:0.
Успех в чемпионате позволил начать следующее десятилетие с вышитым на груди скудетто. Однако этот период не смотря на большие перспективы не стал слишком успешным для команды. После пятого места в 1971 году они почти каждый год финишировали в середине таблицы, и даже заигрывая с вылетом в 1972 и 1978 годах.
Относительно хороших результатов в тот период команда смогла добиться только в кубковой борьбе. «Фиорентина» выиграла Кубок англо-итальянской лиги в 1974 , а так же завоевала Кубок Италии в 1975 году.
Команда в то время состояла из молодых талантов, таких как Винченцо Гуэрини и Морено Роджи, но, прежде всего, выделялся Джанкарло Антоньони, который позже станет кумиром для поклонников «Фиорентины». Молодой средний возраст игроков привел к тому, что команду стали называть «Fiorentina Ye-Ye».
80-е годы. Эпоха Понтелло
В 1980 году «Фиорентина» была куплена Флавио Понтелло, выходцем из богатой семьи владельца строительного бизнеса. Он быстро сменил гимн и герб команды, что привело к недовольству фанатов, но, вместе с тем, он так же привёл в команду игроков высокого класса, таких как Франческо Грациани и Эральдо Печчи из «Торино», Даниэль Бертони из «Севильи», Даниеле Массаро из «Монцы» и молодого Пьетро Верховода из «Сампдории». Игра команды была построена вокруг Джанкарло Антоньони.
Сезон 1981/82 стал особенно захватывающим. «Фиорентина» вела интереснейшую борьбу за скудетто со своим самым принципиальным соперником — «Ювентусом». Судьба чемпионства решалась в последний день сезона, как раз тогда, когда серьёзную травму получил Джанкарло Антоньони.
В преддверии последней игры обе команды имели по 44 очкам, находясь в верхней части таблицы. «Фиорентина» встречалась с находящимся под угрозой вылета «Кальяри», которому нужно было очко, чтобы сохранить своё место в элитном дивизионе, в то время как «Ювентус» направился к «Катандзаро», занимающий седьмое место. «Фиорентине» не засчитали гол из-за толчка вратаря соперника, а «Кальяри» удалось удержать безголевую ничью и избежать вылета.
В Калабрии «Катандзаро» не назначили пенальти, в то время как «Ювентус» получил пенальти, который и решил исход матча. «Чёрно-белые» выиграли матч со счетом 1:0 и получили своё 20-е скудетто.
После этого плеймейкер «Фиорентины» Джанкарло Антоньони сказал: «Ci hanno rubato il titolo», что означает «Они украли титул». С тех пор соперничество между двумя командами начало носить особую форму выходящую за пределы футбольного поля.
Последующие годы были странными для «Фиорентины», которая колебалась между высокими результатами и битвами за вылет. В тот период в команду пришли несколько интересных футболистов, Рамон Анхель Диас по прозвищу «Лысый» (исп. El Pelado) и, что более примечательно, в 1985 году «Фиорентина» купила 18-летнего молодого талантливого нападающего Роберто Баджо из «Виченцы» за 2,7 миллиарда лир.
Знаковый 1990 год . Заклятый враг «Ювентус»
В 1990 году в чемпионате «Фиорентина» показывала не впечатляющие результаты и находилась в нижней части таблицы. Однако на европейской арене у команды дела обстояли намного лучше. Под предводительством уже ставшего звездой Роберто Баджо считающего одним из лучших атакующих игроков мира «Фиорентина» вышла в финал Кубка УЕФА сезона 1989/1990, устроив первый в истории турнира итальянский финал где вновь встретилась с их заклятым врагом туринским «Ювентусом».
Финал должен был состояться из двух матчей: первый матч должен был состояться в Турине, а второй — на «Стадио Партенио» в Авеллино, потому что домашний стадион «Фиорентины» находился на реконструкции к чемпионату мира по футболу 1990 года. Изначально матч должен был состоятся на стадионе Ренато Кури в Перудже, находящийся довольно близко к Флоренции, но затем был перенесён еще дальше в наказание за то, что болельщики выбежали на поле во время полуфинального матча с бременским «Вердером».
Авеллино, несмотря на то, что он находился на юге Италии, был городом со множеством фанатов «бьянконери», и это беспокоило сторонников «фиолетовых». Это беспокойство сменилось гневом, когда при счете 1:1 в Турине судьи пропустили очевидный фол Пьерлуиджи Казираги из «Ювентуса» на защитнике «Фиорентины» Селесте Пине»позволив»туринцам преобразовать этот момент в гол» В итоге «Ювентус» выиграл со счетом 3:1, а во время послематчевого интервью было слышно, как все тот же Пин кричал «ladri» (воры) в адрес менеджера «чёрно-белых» Дино Дзоффа.
Между двумя матчами вратарь «Ювентуса» Стефано Таккони напомнил «Фиорентине», что они могут выиграть словесную войну, но его команда выиграет на поле. Ответный матч закончился со счетом 0:0, а «Ювентус» стал первой итальянской командой (шестой в Европе), выигравшей два титула Кубка УЕФА.
Трансфер Роберто Баджо
Еще до знаменитого финала владелец «Фиорентины» Понтелло уже страдал от экономических трудностей и подумывал о продаже ценного актива клуба: Роберто Баджо. «Ювентус» был клубом, готовым заплатить рекордный на тот момент гонорар в размере 25 миллиардов лир (8 миллионов фунтов стерлингов), что на тот момент являлось рекордной стоимостью для футболиста в мире.
И трансфер Баджо состоялся. Футболист на вопросы флорентийских фанатов ответил, что был вынужден принять приглашение. Баджо объяснял, что не собирался переходить в «Ювентус», но «Фиорентина» нуждалась в деньгах, а туринские боссы предложили за игрока огромную сумму. Роберто очень хотел остаться во Флоренции, но его трансфер позволил «лилиям» не разориться.
Роберто Баджо возненавидели в считаные часы. Его переход привёл к жестоким беспорядкам на улицах Флоренции, и фанаты осадили штаб-квартиру клуба. В отчётах указывалось бросание кирпичей, цепей и коктейлей Молотова. В течение двух дней после трансфера Понтелло был вынужден укрыться на стадионе «Артемио Франки», при этом было зафиксировано 50 травм и девять арестов.
После этих событий Понтелло был вынужден покинуть клуб.
В том же 1990 году клуб был приобретен известным кинорежиссером Марио Чекки Гори.
90-е. Эпоха Чекки Гори
Первый сезон под руководством Чекки Гори был периодом стабилизации, после чего новый президент начал перестройку команды и стал подписывать звездных игроков для усиления команды. Были приобретены Бриан Лаудруп, Штефан Эффенберг, Франческо Байано и, самое главное, Габриэль Батистута, который станет иконой команды в 90-е годы.
Однако в 1993 году Марио Чекки Гори умер, и у руля клуба встал его сын, Витторио Чекки Гори. Несмотря на хорошее начало сезона, Чекки Гори уволил главного тренера Луиджи Радиче после поражения от «Аталанты» и заменил его на Альдо Агроппи. Но результаты команды были ужасными, «Фиорентина» опустилась в нижнюю часть турнирной таблицы и, в конце концов, выбыла в Серию B в конце сезона.
В сезоне 1993/94 возвращать команду в элиту Итальянского футбола был приглашен новый тренер Клаудио Раньери. В том сезоне «Фиорентина» на протяжении всего чемпионата доминировала в Серии В и смогла получить заслуженное повышение.
После возвращения в Серию А, Раньери смог создать хорошую команду, игра которой была построена вокруг Габриэля Батистута, который в сезоне 1994/95 стал лучшим бомбардиром чемпионата. Был куплен молодой талант «Бенфики» Руй Кошта и новоявленный чемпион мира, защитник Марсио Сантос. Первый стал капитаном «Фиорентины» и кумиром фанатов, второй же разочаровал и был продан спустя сезон. «Фиорентина» закончила сезон на 10-м месте.
На следующий сезон Чекки Гори усилил команду и купил нескольких важных игроков, таких например как шведский полузащитник Стефан Шварц. Клуб снова показал свой характер, выиграв Кубок Италии в матче с «Аталантой», а также занял третье место в Серии А. Летом «Фиорентина» стала первым не-чемпионом, выигравшим Суперкубок Италии, победив «Милан» на «Сан-Сиро» со счётом 2:1.
Сезон 1996/97 стал для «Фиорентины» разочаровывающим в чемпионате команда заняла только 9-е место , но смогла дойти до полуфинала Кубка обладателей кубков. В полуфинале «Фиорентина» проиграла «Барселоне», ставшей потом победительницей турнира. В конце сезона Раньери ушёл из «Фиорентины» в «Валенсию», и Чекки Гори пригласил Альберто Малезани.
Под руководством нового тренера «Фиорентина» показывает хорошую игру команда занимает 5 место в чемпионате и добивается квалификации в Кубке УЕФА. Малезани покинул «Фиорентину» спустя всего лишь сезон, и ему на смену пришёл многоопытный Джованни Трапаттони.
Благодаря умелому руководству Трапаттони и голам Батистута «Фиорентина» боролась за титул в сезоне 1998–99, и некоторое время даже возглавляла таблицу чемпионата,но закончила сезон третьим, что принесло им квалификацию в Лигу чемпионов .
В следующем году «Фиорентина» не слишком хорошо сыграла в Серии А (7 место), но провела исторические матчи в Лиге чемпионов, победив «Арсенал» 1:0 на «Уэмбли» и «Манчестер Юнайтед» 2:0 дома, во Флоренции. В конечном итоге они выбыли на втором групповом этапе.
По окончании сезона Трапаттони покинул клуб, и его заменил турецкий тренер Фатих Терим.Но более заметным стал переход легенды клуба Батистута в «Рому», которая стала чемпионом в следующем году. «Фиорентина» играла хорошо в сезоне 2000/01 и осталась в первой половине турнирной таблицы несмотря на разрыв контракта с Теримом, после чего в клуб пришёл Роберто Манчини. «Фиорентина» также выиграла Кубок Италии в шестой и пока последний раз.
2001 год ознаменовал серьезные перемены для «Фиорентины», поскольку выяснилось ужасное состояние финансов клуба: они не могли выплачивать зарплату и имели долги на сумму около 50 миллионов долларов США. Владелец клуба, Витторио Чекки Гори, смог собрать еще немного денег, но вскоре оказалось, что этого недостаточно для поддержания клуба. «Фиорентина» вылетела в низшую лигу в конце сезона 2001–02 и перешла в администрацию, контролируемую судом, в июне 2002 года. Эта своеобразная форма банкротства спортивной организации в Италии означала, что клубу было отказано в месте в Серии B на сезон 2002–03 , и в результате он фактически прекратил свое существование.
2000-е и 2010-е. От четвертой лиги до Европы. Эпоха Делла Валле
Однако клуб был тут же реорганизован в августе 2002 года под названием «Флоренция Виола» (лат. Florentia Viola), владельцем которого стал бизнесмен Андреа Делла Валле. Клуб был допущен к состязанию в Серии С2, четвёртом итальянском дивизионе. Единственным игроком, оставшимся в клубе после банкротства, был Анджело Ди Ливио, верность которого сделала его любимцем фанатов. С помощью Ди Ливио и нападающего Кристиана Ригано, клуб стал первым в своей группе Серии С2, что означало продвижение в Серию С1. Но, благодаря «Делу Катании», клуб был продвинут сразу в Серию В, минуя Серию С1, что было связано с решением Итальянской федерации футбола увеличить количество клубов в Серии В с 20 до 24 и продвинуть «Фиорентину» из-за «спортивных заслуг».
Летом 2003 года клуб вернул себе право использовать название «Фиорентина» и знаменитый фиолетовый дизайн, а также изменил старое название Associazone Calcio Fiorentina на Associazone Calcio Firenze Fiorentina.
Необычное двойное продвижение клуба вызвало много споров, некоторые считали, что «Фиорентина» не заслуживала этого. Но, тем не менее, клуб остался в Серии В и закончил сезон 2003/04 на шестом месте, попав на двухматчевое противостояние с «Перуджей» (командой, закончившей сезон на 15 месте в Серии А). В нём «Фиорентина» одержала победу с общим счётом 2:1 и вышла в Серию А. Оба гола были забиты Энрико Фантини.
В своем первом сезоне в Серии А клуб изо всех сил пытался избежать вылета, обеспечив выживание только в последний день сезона в личных встречах с «Болоньей» и «Пармой» . В 2005 году Делла Валле пригласил Панталео Корвино в качестве нового спортивного директора. Тем же летом к команде присоединились молодые 8итальянцы Риккардо Монтоливо и Джампаоло Паццини из «Аталанты» и Алессандро Гамберини из «Болоньи», которые впоследствии стали ключевыми игроками «лилий».
В сезоне 2005/06 «Фиорентина» наняла нового главного тренера Чезаре Пранделли и сделала несколько приобретений в летнее трансферное окно, из которых наиболее значимыми стали нападающий «Палермо» Лука Тони и французский голкипер Себастьян Фрей. Комбинация из ставшего капитаном Дарио Дайнелли и чеха Томаша Уйфалуши в обороне, Кристиана Брокки, Стефано Фьоре и датчанина Мартина Йоргенсена в полузащите, Луки Тони в нападении и Себастьяна Фрея в воротах стала выдающейся мощью в Серии А, благодаря которой команда заняла четвёртое место с 74 очками, квалифицировавшись в третий отборочный раунд Лиги чемпионов. «Фиорентина», таким образом, закрепилась в статусе элиты итальянского футбола. Тони забил 31 гол всего в 34 матчах, став первым игроком, превзошедшим рекорд в 30 мячей, установленный в сезоне 1958/59 Антонио Валентином Анджеллино, за что нападающий был награждён «Золотой бутсой».
14 июля 2006 года «Фиорентину» собирались перевести обратно в Серию В из-за её причастности к Кальчополи и наложить штраф в 12 очков. Но команде было разрешено остаться в Серии А, но со штрафом в 19 очков. «Фиорентина» также была снята с участия в Лиге чемпионов. После начала сезона штраф сократили с 19 очков до 15. Несмотря на старт с −15 очками, «Фиорентина» добилась попадания в Кубок УЕФА. В клуб пришёл известный румынский нападающий Адриан Муту, и их связка с Тони стала одной из лучших в чемпионате: на двоих они забили 31 мяч.
В то время как многие сомневались в потенциале «фиолетовых» в сезоне 2007/08 из-за ухода Тони в «Баварию», «Фиорентина» взяла сенсационный старт, но в середине сезона она опустилась на более низкие позиции. «Фиорентина» достигла полуфинала Кубка УЕФА, где была побеждена в серии пенальти «Рейнджерс» после двух нулевых ничьих. Сезон завершился на мажорной ноте после победы над «Торино» 1:0, что позволило «Фиорентине» сохранить четвёртую строчку в борьбе с «Миланом» и квалифицироваться в Лигу чемпионов.
В сезоне 2009–10 «Фиорентина» уверенно начала свою внутреннюю кампанию, но затем постепенно потеряла темп и опустилась на позиции середины таблицы.
В Европе команда оказалась неожиданной темной лошадкой: проиграв свой первый выездной матч против «Лиона» , они устроили камбэк с пятиматчевой серией, выиграв все оставшиеся матчи (включая победу над «Ливерпулем» дома и на выезде). «Фиорентина» вышла из группы в Лиге чемпионов с первого места, набрав 15 очков . В 1/8 финала «Фиорентина» была выбита «Баварией» из-за ошибки бригады арбитров во главе с Томом Хеннингом Эвребё, который засчитал гол Мирослава Клозе из офсайда, в результате чего «Фиорентина» проиграла в гостях 2:1, и, хоть и победила дома 3:2, не смогла выйти в 1/4 финала.
Несмотря на хорошую европейскую игру и выход в полуфинал Кубка Италии, «Фиорентина» так и не смогла пройти квалификацию в Европу заняв по итогу чемпионата 11 место.
В этот период, 24 сентября 2009 года, Андреа Делла Валле подал в отставку с поста председателя «Фиорентины» и объявил, что все обязанности будут временно переданы Марио Коньини, вице-президенту «Фиорентины», пока не будет заполнена постоянная должность.
В июне 2010 года «Виола» попрощалась с давним менеджером Чезаре Пранделли, который к тому времени был тренером с самым большим стажем работы в истории команды, который уезжал тренировать национальную сборную Италии. На его место был назначен менеджер «Катании» Синиша Михайлович. Большую часть начала сезона 2010–11 клуб провел на последнем месте, но их форма улучшилась, и «Фиорентина» в конечном итоге финишировала девятой. После поражения от «Кьево» со счетом 1: 0 в ноябре 2011 года Михайлович был уволен и заменен Делио Росси.
После короткого периода улучшений «Виола» снова боролась с вылетом, что привело к увольнению спортивного директора Панталео Корвино в начале 2012 года после домашнего поражения от «Ювентуса» со счетом 0–5. Их стремление к выживанию поддерживалось рядом громких побед на выезде, особенно с «Ромой» и «Миланом». Во время домашней игры против «Новары» , проигрывавшей со счетом 0–2 в течение получаса, тренер Росси решил досрочно заменить полузащитника Адема Ляича. Ляич саркастически аплодировал ему в разочаровании, после чего Росси в ответ напал на своего игрока, что в конечном итоге привело к его увольнению тренера из клуба.
Сменивший его, временный менеджер Винченцо Герини, затем вывел команду из зоны вылета, и нона заняла 13-е место, завершив неспокойный год.
Чтобы организовать возрождение клуба после неудачного сезона, семья Делла Валле в середине 2012 года вложила значительные средства, купив 17 новых игроков и назначив молодого перспективного Винченцо Монтеллу главным тренером.
Команда хорошо начала сезон, завершив календарный год на совместном третьем месте и, в конечном итоге, завершив сезон 2012–13 на четвертом, что было достаточно для места в Лиге Европы 2013–14 .
В середине 2013 года клуб потерял любимца болельщиков Стевана Йоветича, продав его клубу английской премьер-лиги «Манчестер Сити» за сумму в размере 30 миллионов евро. Также команду покинули Адем Ляич в «Рому» и Алессио Черчи в «Торино». Вырученные средства были потрачены на привлечение новых высококачественных игроков Марио Гомеса, Йосипа Иличича и Анте Ребича и ряда других игроков.
В течение сезона «Фиорентина» выиграла свою группу Лиги Европы, перейдя в 1/16 финала, где одолела датский «Эсбьерг».
Однако в следующем раунде они встретились с давним врагом Туринским «Ювентусом» и были выбиты ими из соревнования. В конце сезона команда снова заняла четвертое место в Серии А, а также закончила год, заняв второе место на Кубке Италии после проигрыша «Наполи» со счетом 3–1 в финале.
В сезоне 2014–15, во время зимнего трансферного окна, этоклуб продал своего лучшего игрока Хуана Куадрадо в «Челси» за 30 миллионов евро, однако взамен смог получить в аренду восходящую звезду футбола Мохамеда Салаха , который стал настоящим открытием во второй половине сезона. . Их кампания в Лиге Европы 2014–15 позволила выйти в полуфинал, где они были нокаутированы испанской « Севильей» , ставшей в конечном итоге чемпионом. В домашнем чемпионате «Фиорентина» снова заняла четвертое место, получив таким образом квалификацию в Лигу Европы 2015–16 .
В июне 2015 года Винченцо Монтелла был уволен с поста тренера и был заменен Пауло Соузой.
При Соузе команда не блистала и смогла похвастаться лишь 5-е местом в чемпионате 2015-16 г.и 8-ым по итогам сезона 2016-17.
6 июня 2017 года «Фиорентина» объявила о назначении главным тренером команды Стефано Пиоли.
Под руководством нового тренера «Фиорентина» смогла финишировать на 8-м месте в Серии А 2017-18 недалеко от еврокубков, и вылетела в четвертьфинале Кубка Италии. А новый форвард команды Джованни Симеоне , сын тренера «Атлетико Мадрид» Диего Симеоне , стал лучшим бомбардиром клуба, забив в общей сложности 14 голов, причем все они были забиты в Серии А.
«Фиорентина» отвратительно играла в следуюшем сезоне и завершила чемпионат с безвыигрышной серией из 14 матчей, заняв 16-е место с 41 очком, в 3 очках от зоны вылета. 9 апреля 2019 года Пиоли ушел с поста тренера, и новым тренером вновь стал Монтелла.
2020-е . Возможное начало новой эпохи
6 июня 2019 года клуб был продан итало-американскому миллиардеру Рокко Коммиссо примерно за 160 миллионов евро. Продажа ознаменовала конец семнадцатилетнего сотрудничества семьи Делла Валле с клубом.
Винченцо Монтелла был утвержден тренером на первый сезон новой эры, несмотря на неудачный конец предыдущей кампании.
Однако «Фиорентина» продолжила стиль прошлого года, проведя большую часть сезона в нижней части таблицы. Монтелла был уволен 21 декабря после серии из 7 матчей без побед, в результате которой клуб остался на 15-м месте, и его заменил Джузеппе Якини . Под руководством Якини команда смогла улучшить результаты и в итоге финишировала на 10 -ом месте.
Лучшим бомбардиром команды стал молодой итальянский вингер Федерико Кьеза забивший 10 голов в том сезоне. После окончания сезона Кьеза перешел в туринский «Ювентус» , выиграв Кубок Италии и Суперкубок Италии в своем первом сезоне.
Однако в следующем сезоне игра команды вновь стала блеклой . И 9 ноября 2020 года Пранделли вернулся в «Фиорентину» в качестве тренера после увольнения Джузеппе Якини. Но руководить «Фиорентиной» ему было суждено не долго. Он подал в отставку 23 марта 2021 года после домашнего поражения от «Милана» со счетом 2: 3, в публичном заявлении заявив, что его решение было мотивировано личными причинами и чувством подавленности, а также намекнув на тот факт, что это, возможно, была его последняя роль тренера в карьере»»На тренерский мостик вернулся Якини» и команда закончила не простой сезон лишь на 13-ом месте.
Стоит отметить, что в это непростое для команды время взошла звезда молодого сербского нападающего Душана Влаховича, который продолжил славные традиции знаменитых бомбардиров «Фиорентины». Молодой серб стал лучшим бомбардиром команды в сезоне 2020-21, забив 21 гол в чемпионате. Влахович был признан лучшим молодым игроком серии А.
После разочаровывающих результатов прошлого сезона Джузеппе Якини был снова уволен в конце сезона. Дженнаро Гаттузо первоначально был нанят на должность тренера команды в начале лета, но расстался через 23 дня после своего назначения из-за разногласий по трансферной политике и влиянию агента. Винченцо Итальяно был подписан из «Специи» в качестве следующего тренера команды.
«Фиорентина» смогла закончить сезон 2021-22 на высоком 7-ом месте , а новый кумир Флоренции Душан Влахович снова стал лучшим бомбардиром команды с 20 голами в активе.
Команда не плохо стартовала в сезоне 2022-23 г., но в середине сезона грянула новость напомнившая фанатам события 1990 года, связанные с Роберто Баджо. Лучший бомбардир команды и любимец местной публики Душан Влахович перешел в стан злейшего врага туринского «Ювентуса».
За свои предыдущие полтора сезона в «Фиорентине» Влахович забил 38 голов в чемпионате, больше, чем любой другой действующий игрок в лиге в тот же период времени. Он также был единственным игроком в пяти лучших лигах Европы, родившимся после 2000 года, наряду с Эрлингом Хааландом , который забил не менее 40 голов в пяти лучших лигах Европы.
Сообщения СМИ в основном были посвящены преследованию Влаховича лондонским «Арсеналом», однако 28 января 2022 года, в свой 22-й день рождения, Влахович подписал контракт с «Ювентусом» на четыре с половиной года. Сумма сделки составила 70 миллионов евро плюс 10 миллионов евро в виде бонусов, связанных с результативностью, что сделало его самым дорогим трансфером в зимнем трансферном окне Серии А.
После ухода Влаховича команда потеряла былую остроту в атаке, однако смогла финишировать на приемлемом 8-ом месте «Фиорентина» так же смогла дойти до финалов Кубка Италии и Лиги Конференции Европы УЕФА, но, к сожалению, потерпела неудачу в обоих турнирах.
Однако по окончании сезона пришли хорошие новости . Хотя «Фиорентина» изначально не прошла квалификацию ни в одно еврокубковое соревнование по результатам их предыдущего сезона, в конце июля 2023 года УЕФА объявил об отстранении «Ювентуса» от участия в любых клубных соревнованиях УЕФА на 2023-24 годы, что позволило «Фиорентине» занять вакантное место в Лиге Европы Конференции УЕФА 2023-24 годов и немного насолить давним соперникам.
Положение команд перед игрой
В рамках 31-ого тура чемпионата Италии по футболу 7 апреля туринский «Ювентус» примет на своем поле закадычного соперника «Фиорентину». Разберемся в каком же состоянии подходят команды к очному противостоянию.
«Ювентус»
После 30-ти туров подопечные Макса Аллегри идут на третьем месте в таблице Серии А с 59 очками. До второго места «Милана» уже шесть баллов.
В последнем туре «Ювентус» снова сыграл неудачно, уступив «Лацио» со счетом 0:1. Игра получилась довольно закрытой, а единственный мяч в ворота Щенсны пришел в самом конце встречи.На неделе «старая синьора» наконец смогла прервать свою неудачную серию, взяв реванш в Кубке Италии у «Лацио» (2:0). Голы забивали Кьеза и Влахович.
Сейчас «Ювентус» находится не в лучшем моральном состоянии, снова возобновились слухи об отставке Аллегри по окончании сезона. Впрочем, ему к давлению не привыкать, он привык держать удар, чему очередным свидетельством стал уверенный успех в кубковом матче.
«Фиорентина»
Команда Винченцо Итальяно занимает лишь 10-е место в таблице Серии А. «Фиалки» рискуют оказаться вне зоны еврокубков впервые за последние годы.
В Кубке Италии на неделе команда так же победила с минимальным счетом «Аталанту» (0:1), в чемпионате же была домашняя ничья с «Ромой» (2:2).
Главный тренер Итальяно объявил об уходе по окончании сезона, под его руководством «Фиорентина» топчется на месте и давно не прогрессирует, хотя имеет довольно неплохой и сбалансированный состав.
В последнее время «Ювентус» выглядел не лучшим образом, внутри коллектива явно есть разногласия, но Аллегри при всех нюансах очень сильный и опытный специалист, который выходил не из таких передряг. Все ведущие игроки в строю, нападение в хорошей форме, а победа над «Лацио» должна вернуть уверенность команде.
Попробуем и для «Фиорентины» собрать символическую сборную.
Вратарь Франческо Тольдо; справа Ардико Маньини, в центре Даниэль Пассарелла и Джузеппе Кьяппелла, слева Серджо Червато; полузащита справа Жулиньо, в центре Руй Кошта, слева Джанкарло Антониони, атакующий Роберто Баджо; впереди Курт Хамрин и Габриэль Батистута.